Молодежная общероссийская общественная организация
«Российские Студенческие Отряды»
ВСЕРОССИЙСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«ДЕЛЬФИН.RU»
Москва-2018 г.
Пояснительная записка
Возросшие требования к уровню образовательной и оздоровительной работы детских лагерей на современном этапе развития системы отдыха и оздоровления детей предполагают выстраивание системы организационно-педагогических мероприятий по повышению качества подготовки вожатых путем усиления реализации и приведения к единым требованиям программы Молодёжной общероссийской общественной организации «Российские Студенческие Отряды» «Школа вожатского мастерства» в региональных отделениях.
Образовательный проект «Дельфин.ru» является логичным продолжением данной программы подготовки и позволит обеспечить закрепление полученных теоретических знаний на практике.
Вожатые, не имеющие опыта работы, будут выполнять задания стажировки под руководством опытных наставников из числа бойцов СПО, уже работавших с детьми и прошедших конкурсный отбор.
В свою очередь, образовательная часть проекта «Дельфин.ru» для опытных вожатых подразумевает их обучение технологиям тьюторства и коучинга, а также единым подходам к пониманию основных содержательных блоков программы «Школа вожатского мастерства» и подготовки их как преподавателей практических занятий по данной программе в своих регионах.
Таким образом, у участников проекта «Дельфин.ru» будут сформированы педагогическая направленность личности и комплекс профессиональных компетентностей, позволяющих им не только качественно решать задачи по организации деятельности временного детского объединения (далее ВДО), становиться наставниками бойцов в своих педагогических отрядах и преподавателями практических блоков программы «Школы вожатского мастерства».
Образовательный блок проекта рассчитан на 72 часа. Обучение будет выстраиваться в течение 2-х месяцев в ходе непосредственной работы в детском лагере по принципу наставничества, а также через специально организованные семинары, тренинги, решение кейсов (выполнение практических заданий) по темам, практические занятия, мастер-классы, игры и игровые методы, разбор и моделирование ситуаций, дискуссии как от самих участников проекта, так и от приглашенных специалистов.
Благодаря этому вожатые получат не только необходимые теоретические знания и практические умения, которые будут трансформироваться в познавательную активность личности, в опыт конструктивного взаимодействия и совместную продуктивную деятельность.
Формы текущего и промежуточного контроля знаний: индивидуальное или групповое собеседование, семинар по итогам решения кейсов (выполнение заданий), проверка ведения методической копилки.
Форма итогового контроля знаний: защита программы отрядной деятельности и продуктивная игра «Вожатский батл».
По окончанию проекта, после прохождения итогового аттестационного экзамена, участники получают сертификаты о прохождении обучения по должности «вожатый» с указанием количества часов и направления, по которому он прошел специализацию. На основе этого документа выпускник «Дельфин.ru» имеет возможность трудоустроиться в образовательные организации и/или учреждения сферы детского отдыха и оздоровления, учреждения дополнительного образования, а также в зависимости от специализации проводить практикориентированные занятия в Школе вожатых в своих регионах.
В целях отслеживания динамики развития профессиональных и личностных качеств участников проекта помимо оценки качества работы с детьми, промежуточного и итогового контроля предусмотрена диагностика, позволяющая определить динамику профессионально-личностного роста студентов (Карта оценки профессиональной деятельности. Приложение 1).
В целом на уровне государства образовательный проект «Дельфин.ru» предназначен для решения задач формирования педагогической позиции, определенных профессионально-значимых качеств и компетенций студентов, на развитие их стремления к самообразованию, повышение уровня творческих и коммуникативных способностей студентов. Социальный эффект проекта заключается в решение вопросов кадровой политики образовательных организаций и учреждений отдыха и оздоровления детей РФ, успешной социализации, профориентации студенческой молодежи и содействует временной занятости студентов.
Участники проекта
Юноши и девушки в возрасте от 18 до 26 лет, являющиеся членами студенческих педагогических отрядов МООО «РСО», успешно обучившиеся по программе «Школа вожатского мастерства» в своем регионе, а также прошедшие конкурсный отбор для участия в проекте (см. 1 этап реализации проекта).
Цель и задачи
Цель проекта для педагогического направления МООО «РСО»: повышение качества подготовки вожатых СПО для работы в организациях отдыха и оздоровления детей посредством развития программы подготовки вожатых «Школа вожатского мастерства».
Цель проекта для участников: развитие профессиональных и личностных компетенций, необходимых для работы в качестве вожатого, старшего вожатого в детском лагере.
Задачи:
- освоить на практике и закрепить в непосредственной работе с детьми знания, полученные в ходе обучения по программе «Школа вожасткого мастерства»;
- обучить педагогическим методикам и технологиям работы с ВДО в условиях детского лагеря;
- сформировать педагогическую позицию студентов на основе гуманистических ценностей, традиций РСО и помочь им определить перспективы профессионального и личностного развития по возвращению в регион;
- развить аналитико-рефлексивные, коммуникативные и организаторские, проектные и прикладные умения участников проекта;
- обучить наставников-участников проекта технологиям тьюторства и коучинга, а также методике проведения практических занятий программы «Школа вожатского мастерства».
Планируемые результаты обучения
Участник проекта (в позиции вожатого) по итогам обучения
должен знать: законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию ООН «О правах ребенка»; основы возрастной и специальной педагогики и психологии, физиологии, гигиены; тенденции развития детских общественных организаций; основы детской возрастной и социальной психологии; индивидуальные и возрастные особенности воспитанников, детей; специфику работы детских общественных организаций, объединений, развития интересов и потребностей воспитанников, детей; основы творческой деятельности; методику поиска и поддержки талантов в организации досуговой деятельности; правила внутреннего трудового распорядка детского лагеря; правила по охране труда и пожарной безопасности;
должен владеть: актуальными профессиональными умениями, педагогическими технологиями, позволяющими осуществлять воспитательный процесс в условиях детского лагеря; умением управлять динамикой развития детского коллектива, организовать жизнедеятельность детского коллектива в рамках лагерной смены; умением организовать оздоровительную работу с детьми; методикой подготовки и проведения отрядных дел в логике лагерной смены; умением организовать работу органов самоуправления и аналитическую деятельность с детьми и подростками в отряде; умением осуществлять педагогическую поддержку детей и подростков в процессе их жизнедеятельности в лагере, строить свою профессиональную деятельность с детьми с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей; основами бесконфликтного общения и конструктивного разрешения конфликтов; различными видами и формами анализа педагогической деятельности; умением работать с информацией.