МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра уголовно-правовых дисциплин
Дисциплина Криминология
ЛЕКЦИЯ
по теме № 5 «Организация, проведение и методы криминологического исследования. Криминологическое прогнозирование»
для курсантов 4 курса
специальность 030505.65 (правоохранительная деятельность)
Время: 2 часа
Подготовил: доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин,
подполковник полиции
Бочарникова Л.Н.
Лекция обсуждена и одобрена
на заседании предметно-методической секции кафедры
«1 » сентября 2011г.
Протокол № 1
Белгород – 2011
Цели лекции:
Учебная: оказание помощи обучаемым в овладении знаниями понятийного аппарата: криминологическое исследование, криминологическое прогнозирование, планирование предупредительной деятельности, соотношение прогнозирования и планирования.
Развивающая: формирование познавательной активности, творческих способностей, навыков самостоятельной работы, развитие профессионального мышления, памяти у обучаемых
Воспитательная: формирование научного мировоззрения, выработка добросовестного отношения к своим служебным обязанностям.
Время: 2 часа
Примерное распределение учебного времени:
План лекции | |
Введение | |
1. Организация, этапы и методы криминологических исследований | |
2. Понятие, значение, виды и методы криминологического прогнозирования | |
3. Соотношение прогнозирования и планирования мер по противодействию преступности | |
Заключение |
Основная литература:
1. Криминология: учебник для вузов / под общ. ред. А. И. Долговой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2008.
|
2. Криминология: учебник / под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. – 3-е изд., перераб. доп. – М.: Юрист, 2007.
3. Криминология: Учебник для ВУЗов под ред. Г.А. Аванесова //М., Юнити, 2005г.
Дополнительная литература:
1. Юзиханова Э.Г. Техника криминологического исследования: учебное пособие / Э. Г. Юзиханова; под ред. В.В. Лунеева. - Тюмень: Тюменский юридический институт МВД РФ, 2005. - 125 с.
2. Тютиков С.Р. Криминологическое прогнозирование преступности среди осужденных к лишению свободы: автореф. дис.... канд. юрид. наук: 12.00.08 / С. Р. Тютиков. - Рязань, 1998. - 19 с.
3. Захаров Д.В. Информационное обеспечение криминологического моделирования и прогнозирования: учебное пособие / Д. В. Захаров. - Волгоград: ВА МВД России, 2004. - 56 с.
4. Домбровский С. Н. Методологические подходы к предупредительной работе с осужденными за незаконный оборот наркотических средств / С. Н. Домбровский // Российский следователь. - 2007. - № 5. - С. 27-30.
5. Верещагин В.А. Применение метода экспертных оценок и метода корреляционного анализа для раскрытия преступлений в сфере борьбы с наркобизнесом: методические рекомендации / В. А. Верещагин. - М.: ВНИИ МВД России, 2006. - 36 с.
6. Орлова Ю. Р. Проблемы информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений несовершеннолетних / Ю. Р. Орлова // Российский следователь. - 2007. - № 15. - С. 24-27.
Введение
В предыдущих темах мы рассмотрели основные вопросы, связанные с существованием, развитием и проявлением негативного такого социального явления как преступность. Как мы уже определили она представляет собой изучающиеся наукой криминологией. Установление их природы и сущности стало известно благодаря получению определенного информацией при проведении различных исследований, однако
|
Научное исследование – это один из видов познавательной деятельности, представляющей собой процесс выработки новых знаний.
Исходя из того, что криминология имеет свои специфический предмет и объект изучения, то научное исследование с точки зрения криминологии можно определить как процесс выработки новых знаний о преступности (ее состоянии, структуре, динамике), ее причинах и условиях, личности преступника в целях разработки и реализации мер, направленных на повышение эффективности деятельности по предупреждению противоправных явлений.
Организация, этапы и методы криминологических исследований
Основной задачей проведения криминологических исследований является выработка новых знаний. Это возможно только при соответствующем познании объектов криминологического изучения, т.е. получения информации о данных объектах.
Под информацией понимается сообщение, осведомление о положении дел, сведения о чем-либо или о ком-либо уменьшаемую, снимаемую неопределенность в результате получения сообщения. В связи с тем, что происходящие в обществе процессы и существующие в нем явления взаимосвязаны, возникает необходимо черпать различную информацию, относительно широкого круга вопросов, связанного с существованием и развитием преступности и ее динамике. Всю информацию, используемую в криминологических исследованиях можно классифицировать по ее характеру. Так выделяется следующие виды информации, используемой в криминологии:
|
- социальная информация – это совокупность сведений о различных фактах, процессах, явлениях, событиях, происходящих в жизни общества. Необходимость и важность данной информации связана с тем, что преступность представляет общественное явление, лица, которые совершают преступления являются социальными индивидами и формируются в процессе социализации.
- правовая информация – совокупность сведений, сообщений, данных, определяющих меру знаний о праве и отдельных его отраслях, а также о всех процессах и явлениях, с ним связанных. Данная информация помогает уточнить и более четко определить объект криминологического исследования, т.к. именно право определяет что является преступным.
- криминологическая информация – некое знание, устраняющее неопределенность знаний о преступности и мерах по ее предупреждению.
Для того, чтобы криминологическая информация адекватно отражала состояние и другие характеристики преступности и мер по ее предупреждению, он должна отвечать, по крайней мере, определенным требованиям:
1) полнота. Информация должна содержать такое количество сведений об изучаемом объекте, которое позволяло бы сделать правильные выводы, сформулировать точные и обоснованные предложения и рекомендации. Полнота знаний о преступности в значительной степени искажается наличием латентности, имеющей объективные корни существования. Следует заметить, что обеспечение полноты информации не является самоцелью, здесь главный критерий – информационные потребности различных субъектов, осуществляющих профилактику преступлений и применение уголовно-правовых норм;
2) оптимальность – данное требование сочетание с предыдущими требованиями в сило того, что информацией обеспечиваются субъекты управления, исходя из конкретных задач, данными, минимально необходимыми для принятия правильных управленческих решений;
3) своевременность и оперативность предполагает поступление поступления информации к моменту принятия решения или к началу ее обработки;
4) объективность и достоверность означают степень соответствия содержащихся в информации знаний, сведений, данных той реальной ситуации, которая становится объектом криминологического анализа.
Организация криминологического исследования
Прежде чем преступить к непосредственному сбору информации, удовлетворяющей выше указанным требованиям, исследователю необходимо тщательно подготовиться. Это обусловлено следующими причинами:
- преступность – это многоплановое явление, складывающее из различных составляющих (личностных качеств, ценностных установок общества и т.д.);
- преступность, как общественное явление, находится во взаимосвязи с различными другими явлениями в обществе, однако не в одинаковой корреляции;
- масштабы исследования требуют больших людских и материальных затрат;
- выводы по результатам исследования играют значительную роль в развитии общества.
Исходя из выше указанного, прежде всего, требуется определиться со следующими моментами, связанными с поиском информацию. Так исследователь должен:
- определить свои потребности в информации и в информационном обеспечении;
- выяснить, нет ли нужных сведений в источниках, которыми он уже располагает;
- определить, пригодны ли для использования наличные данные, в какой мере, в каком объеме, и обозначить недостающие;
- наметить наиболее подходящие каналы извлечения (поиска) недостающей информации;
- включить в общую систему каналов с учетом необходимости информационного обеспечения деятельности данного субъекта;
- обеспечить упорядочение, приведение в систему, хранение информации и возможность ее последующего использования;
- постоянно контролировать процесс извлечения информации с точки зрения соответствия его существующим правилам и рекомендованным методикам.
Определившись с источниками и объемом необходимой информации, теперь можно подготовиться и провести исследование.
Этапы проведения криминологического исследования
Проведение исследование происходит следующими этапами:
1 этап. Подготовительный. На данном этапе происходит разработки программы криминологического исследования и организационного плана: формулировка проблемы, определения объекта и предмета исследования, места, времени, методов, исполнителей и сроков исполнения.
Любое криминологическое исследование должно начинаться с составления его программы.
Программа исследования – это изложение его теоретико-методологических предпосылок (общей компетенции) в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для их проверки.
Программа криминологического исследования должна содержать четкое, подробное и завершенное изложение следующих вопросов:
Их можно разделить на две группы:
- методологические – формулировка и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, выдвижение гипотез и задач исследования;
- методические – определение исследуемой совокупности задач, характеристику используемых методов сбора первичной информации, логическую структуру инструментария для сбора этой информации, логические схемы ее обработки на ЭВМ.
1. Формулировка и обоснование проблемы криминологического исследования.
Под проблемой криминологического исследования следует понимать поставленную самой практикой борьбы с преступностью противоречивую ситуацию.
2. Определение цели исследования – получения информации, которая позволит выработать рекомендации, направленных на повышение эффективности усилий в борьбе с преступностью, подготовку и принятие действенных управленческих решений, т.е. получение данных, помогающим выявить пути и средства решения наиболее важных, узловых проблем борьбы с преступностью, проверить и оценить практическую отдачу от каждого из применяемых средств, форм и методов правоохранительной и правоприменительной деятельности.
3. Определение объекта и предмета исследования.
Объект исследования – это те явления и процессы, на которые направлен познавательный поиск.
Предмет исследования включает в себя те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему и подлежат изучению
4. Логический анализ основных понятий – точное, всестороннее объяснение их содержания и структуры и на этой основе уяснение соотношения тех элементов и свойств изучаемого явления, поочередный анализ которых может дать целостное представление о его состоянии[1].
5. Формулировка гипотез исследования.
Гипотеза – это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов, явлений и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть. Как правило, любое криминологическое исследование строится на предварительных, явно или неявно выраженных предположениях о характере и причинах возникновения изучаемой проблемы. Таким образом, предварительное выдвижение гипотез может предопределить внутреннюю логику всего процесса исследования.
6. Задачи криминологического исследования – те вопросы (совокупность вопросов), на которые требуется получить ответы в ходе исследования, чтобы реализовать его цели и проверить гипотезы.
7. Методическая часть программы. В нее включается характеристика применяемых методов и приемов сбора первичной информации, обоснование логической структуры применяемого инструментария, из которого видно, на выявление каких характеристик предмета исследования направлен тот или иной блок вопросов, порядок расположения вопросов в инструментарии.
2 этап. Пилотажное исследование – апробация рабочего инструментария на ограниченном по объему материале, его возможная доработка и совершенствование.
3 этап. Сбор и обработка эмпирического материала – инструктаж исполнителей, сбор информации, проверка документов по полноте и качеству, их статистическая обработка.
4 этап. Анализ результатов и подготовка выходных документов – установление закономерного или случайного характера связей изучаемых явлений, тенденций развития, формулировка выводов, отражение их в итоговом документе.
5 этап. Научное сопровождение результатов криминологического исследования – внесение предложений по улучшению деятельности субъектов предупреждения преступности.
В литературе приводятся примеры некоторых возможных форм внедрения результатов криминологических исследований:
- подготовка планов социального развития, комплексных планов предупреждения правонарушений, перспективных и текущих планов работы органов внутренних дел;
- подготовка ведомственных нормативных актов и других управленческих документов по актуальным проблемам борьбы с преступностью (приказы, указания, директивы, решения коллегии, информационные письма);
- подготовка аналитических справок, докладных записок, обзоров, методических писем и т.п.;
- направление информации в государственные органы с конкретными предположениями по устранению причин и условий правонарушений;
- проведение научно-практических конференций и семинаров, использование результатов исследований при обучении личного состава органов внутренних дел;
- выступления руководителей центральных и региональных аппаратов перед сотрудниками органов внутренних дел, а также перед населением;
- подготовка научных рекомендаций. Предусматривающих совершенствование форм, средств и методов деятельности по борьбе с преступностью, для органов внутренних дел.
Методы криминологического исследования:
Под методами криминологического исследования принято понимать систему приемов, способов, средств сбора, обработки и анализа информации, применяемых с целью познания преступности, ее причин и условий, личности преступника и выработки мер предупреждения.
В криминологических исследованиях используются общенаучные и специальные методы.
Общенаучные методы познания - это общие способы и пути исследования процессов и явлений и определение тенденций их изменений, которые используются во всех отраслях научного знания.
К общенаучным методам криминологических исследований относятся следующие: анализ и синтез, индукция и дедукция, гипотеза, обобщение, абстракция, эксперимент, формализация, аналогия, исторический подход, системный подход, системный анализ, моделирование, математические методы и др.
Анализ представляет собой процесс мысленного или реального разложения целого на части, а синтез — процесс соединения элементов в единое целое.
Индукция - это способ рассуждения от частных фактов и положений к общим выводам; дедукция же понимается как выведение следствии из посылок, совершаемое на основе законов логики и носящее достоверный характер.
Обобщение - это отражение и формулирование тенденций, лежащих в основе изучаемого процесса.
Абстракция - это процесс мысленного выделения определенных свойств и связей изучаемого явлений и отвлечение их от побочных явлений.
Эксперимент (проба, опыт) определяет характеристики функционирования объекта в заданных условиях с целью получения новой информации о нем.
Формализация - это представление и изучение какой-либо содержательной области знания в виде форм, системы исчисления, например в виде математических или логических методов.
Аналогия - это соответствие, сходство предметов, явлений или процессов в каких-либо свойствах. Умозаключения по аналогии - это знания, полученные при изучении одного объекта, которые переносятся на менее изученные, сходные по существенным свойствам и качествам.
Исторический подход - это рассмотрение и изучение закономерного процесса движения и развития общества с учетом характеристик и особенностей конкретного временного периода.
Системный подход - это направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем, целостности этих объектов и многообразия их связей в единстве.
Системный анализ - это совокупность методологических средств и приемов, используемых для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам. Системный анализ опирается на принципы системного подхода, а также на ряд математических и других количественных методов. Основная процедура - это построение обобщенной модели, отображающей взаимосвязи реальной ситуации.
Моделирование - это способ исследования процессов или систем объектов путем построения и изучения моделей с целью получения новой информации. Эффективное исследование такого комплексного явления, как преступность невозможно без использования методов моделирования.
Частнонаучные методы – это методы, которые используются только определенными науками.
Так в криминологии используются следующие частнонаучные методы:
• аналитическое обследование (группировка и ранжирование);
• социологическое обследование (контент-анализ, выборка, экспертные оценки);
• статистический анализ (аппроксимация, экстраполяция);
• социологические методы (анкетирование, интервьюирование);
• функциональный анализ (дисперсионный и корреляционный) и другие.
Наиболее часто используемыми методами в криминологических исследованиях являются социологические методы, поэтому остановимся на них по подробнее.
Анкетный метод, который представляет собой способ исследования криминологических проблем путем опроса репрезентативного числа лиц или обобщения сведений, содержащихся, например в уголовных делах, по специально разработанной письменной анкете и последующего обобщающего анализа и оценки собранных данных. Анкетному опросу могут быть подвергнуты преступники, потерпевшие, сотрудники правоохранительных органов, представители общественных организаций, отдельных групп населения и т.д.
Интервью - представляет собой беседу, один из участников которой задает вопросы, а другой на них отвечает.
Интервью во многом сходно с анкетированием, в отличие от которого при интервью ответы даются в устной форме. В этом кроются положительные и отрицательные стороны указанного метода. Достоинством интервью является то, что оно позволяет при определенных условиях получать необходимую информацию быстрее и нередко полнее. Однако, учитывая специфику криминологического исследования и его задач, возможны зачастую и серьезные затруднения в достижении позитивных результатов. Чтобы избежать этих затруднений, требуется специальная организационно-психологическая подготовка к проведению устного опроса и соответствующая профессионализация лиц, применяющих упомянутый метод. Чаще интервьюирование применяется для углубленного изучения личности преступников, потерпевших и общественного мнения.
Устный опрос может быть индивидуальным и групповым, в последнем варианте интервьюер беседует сразу с несколькими лицами, мнение которых учитывается по степени преобладания.
Тестирование - (от английского test - опыт, проба) - метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Применяется для стандартизированного измерения индивидуальных различий. Процесс тестирования может быть разделен на три этапа: 1) выбор теста, что определяется целью тестирования, задачами исследования в целом, а также степенью достоверности и надежности теста; 2) его проведение, что обусловлено инструкцией к тесту; 3) интерпретация результатов, что связано с системой теоретических допущений относительно предмета тестирования и теоретических установок. Тестирование всегда должен проводить квалифицированный психолог.
Социометрия - от латинского socius (товарищ, соучастник), латинского societas (общество) и греческого metrum (измерение). Это измерение эмоционально-психологических связей между людьми; система организационно-технических средств и процедур для количественного и качественного анализов. Социально-эмоциональные связи конкретного индивида с той группой лиц, в которой он живет и работает.
Документарный метод предполагает изучение документов, содержащих информацию, представляющих интерес в криминологических исследованиях.
Важнейшим источником документальной информации является обобщение судебно-следственной практики. Ни одна другая наука не располагает столь подробным и достоверным репрезентативным количеством содержащихся в уголовном деле документированных сведений о событии, происшествии, поступке, преступлении, личности преступника, потерпевшего, как криминология.
Наблюдение представляет собой процесс визуального восприятия обстановки (ситуации), имеющей криминологическое значение.
Известны такие виды наблюдения, как непосредственное, при котором исследователь ограничивает свою роль пассивным наблюдением конкретной ситуации. Другой вид - включенное наблюдение, при осуществлении которого исследователь становится активным участником изучаемого процесса (деятельности) в коллективе (группе), где о его роли чаще всего никому неизвестно, впрочем этот аспект зависит от вида, целей и характера наблюдения.
Эксперимент - научно поставленный опыт. В узком смысле применяется весьма ограниченно, ибо из-за его криминологической сути нередко возникают проблемы этического характера. Так, нельзя методом эксперимента воспроизводить опытным путем многие причины и условия конкретного преступления. Вместе с тем указанный метод может быть успешно применен для проверки действия социально положительных факторов, эффективности профилактической работы и т.п. Другими словами, социальный эксперимент полезен при изучении искусственно создаваемых изменений условий и форм общественной жизни в рамках, например, экономических или социально-правовых преобразований (проверка эффективности и обоснованности суда присяжных в отдельных регионах и т.п.).
Указанные выше методы успешно используются для разработки и реализации комплексных программ борьбы с преступностью на общегосударственном и региональном уровнях.
Важной формой реализации криминологических исследований являются и специально проводимые криминологические экспертизы.
Сферой их применения являются:
а) своевременный криминологический анализ нормотворческой и правоприменительной деятельности и ее результатов; другими словами, обязательную криминологическую экспертизу должны проходить нормы и практика применения уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного, гражданского, административного хозяйственного и иного законодательства;
б) предварительная оценка с криминологической точки зрения самых разнообразных проектов, программ социально-политической, социально-экономической организационно-хозяйственной и иной направленности, реализация которых может так или иначе иметь криминогенные последствия.