Принципы и критерии подбора речевого и дидактического материала для индивидуальной работы логопеда




 

На основании анализа научно-методической литературы нами были выделены и обоснованы следующие принципы [1]:

· Онтогенетический. Усвоение ребёнком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт присущих для всех детей. Предлагая последовательность звуков для коррекции нарушений звукопроизношения у детей дизартриков, например, необходимо учитывать закономерности становления фонематической и фонетической систем в онтогенезе.

· У чёт структуры дефекта. Заниматься коррекцией нарушения необходимо, исходя из понимания особенностей механизмов конкретного расстройства у каждого ребёнка в отдельности. По отношению к обсуждаемой проблеме этот принцип предполагает подбор речевого и дидактического материала для каждого варианта речевого нарушения.

· Учёт контекста (контекстуальных влияний). В речи фонемы оказываются в различных фонетических положениях, что вызывает соответствующие видоизменения в их артикуляции, следовательно, и в их акустических свойствах. Данное явление, как и любое другое, не может существовать, и быть понято вне связи с другими явлениями. Поэтому при обосновании подбора речевого материала должен учитываться многообразный неязыковый и прежде всего языковой контекст.

К языковому контексту относятся: положение звука в слове (в начале, в середине, в конце); нахождение его «сильной» и «слабой» позиции в слове; в соседстве с определёнными звуками; в определённом типе слога; в «длинных» или «коротких» словах; словах, принадлежащих к определённой части речи.

· Принцип системности. Этот принцип диктует необходимость учёта системного взаимодействия различных компонентов речи: фонематических, лексических, грамматических. Эти связи должны выражаться во взаимодействии подсистем языка (фонематической, фонетической и т. д).

· Принцип доступности. Обусловливает учет возрастных особенностей и возможностей лиц с речевыми нарушениями. Оптимальная мера доступности определяется возрастными и двигательными возможностями лиц с речевыми расстройствами, влиянием речевого нарушения на их личность и степенью трудности заданий. Одним из условий доступности является преемственность при выборе заданий. При последовательном преодолении трудностей развивается способность координировать и совершенствовать всю двигательную и речедвигательную систему.

· Принцип наглядности. Обусловливает широкое взаимодействие показателей всех анализаторов, непосредственно связывающих человека с окружающей действительностью. Взаимосвязь показателей различных рецепторов обогащает образ движения, его восприятие, его связи с речью и музыкой. В целях коррекции, принцип наглядности осуществляется путем показа педагогом движения. Непосредственная зрительная наглядность рассчитана на возникновение эстетического восприятия, конкретного представления движения, правильного двигательного ощущения и желания его воспроизведения. Большую роль играет опосредованная наглядность, когда необходимо пояснить отдельные детали и механизмы движения, которые скрыты от непосредственного восприятия (например, использование кинофильмов, графиков движений, магнитофонных записей). Большое значение имеет образное слово, которое связано с двигательными представлениями и вызывает конкретный образ движения.

· Принцип от простого к сложному. Повышает продуктивность усвоения нового материала, создаёт дополнительную мотивацию и положительный эмоциональный настрой. Соответствие принципу позволяет избежать снижение интереса к предъявляемому материалу и ухудшение демонстративных достижений.

· Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает, что отбор, формулировки и наполнение речевого и дидактического материала должны соотноситься с уровнем психоречевого развития и учитывать специфику его социального окружения и личностного развития.

По мнению Т.А. Черномырдиной, с целью эффективности устранения нарушений речи логопед опирается и на определённые критерии в отборе речевого и дидактического материала [4]:

· Критерий методической необходимой достаточности предполагает отбор речевого материала такого объема, без которого умение не может быть полноценно сформировано.

· Критерий адекватности природе изучаемого явления ориентирует на необходимость строгого соответствия теоретического материала

лингвистическим основам, отражение в нем существенных связей и закономерностей.

· Критерий возрастной обусловленности учитывает возрастные и

психологические возможности детей для усвоения необходимого материала.

· Критерий преемственности реализует единство программ начального и среднего звена, осуществляет непрерывность процесса формирования коммуникативно-речевых умений.

 

3. Требования к подбору речевого материала

 

Наряду с вышеотмеченными принципами и критериями отбора речевого и дидактического материала, необходимо рассмотреть и требования к этому отбору.

· Речевой и дидактический материал должен быть знаком детям и по содержанию, и по грамматическому оформлению с целью экономии времени.

· Речевой и дидактический материал должен соответствовать фонетической теме. Если ребенку предлагается отвечать на вопросы, то в его предполагаемом ответе должны быть слова с тем звуком, работа над которым составляет содержание данного занятия.

· Предпочтение отдается материалу разговорной речи. К речевому материалу относятся не только осмысленные комплексы, но и слоги. Они подбираются по фонетическому принципу в соответствии с целями, поставленными на каждое занятие.

· Поскольку одну из задач индивидуальных занятий составляет формирование первичного умения воспроизводить тот или иной фонетический элемент, материалом их служат и артикуляционные упражнения. Их цель — подготовить речевые органы ребенка к произношению тех или иных звуков. Примерами таких упражнений являются дутье с просунутым между губами или между зубами языком, дутье у верхней губы (чтобы получить необходимую для свистящих и шипящих согласных позицию языка), произнесение фрикативного р (при постановке вибранта р) и т. п. [6].

Целесообразно предусмотреть использование нескольких групп речевого материала. Это, во-первых, обиходно-разговорная лексика, необходимая для удовлетворения потребностей ребенка в быту, а также связанная с организацией занятий, которая употребляется на разных этапах занятий. [6].

Во-вторых, это речевой материал, связанный с тематикой занятий, определяющий его содержательную часть. Целесообразность отбора тематического словаря связана с тематическим принципом организации занятий, а также тем, что общение происходит в определенных ситуациях, мотивируется потребностями, которые в них возникают. Как бытовые ситуации, так и сгрупированная по темам лексика взаимосвязаны. Одни и те же предметы, явления становятся объектами внимания и анализа в разных темах. Соответственно обеспечиваются повторяемость речевого материала, включение в речь применительно к разным темам [6].

Таким образом, на индивидуальных занятиях по праву находит место как речевой, так и неречевой материал. Однако все занятие не может быть построено только на артикуляционных бессмысленных упражнениях. Возвращаясь к сказанному выше, следует помнить, что на одном занятии обычно представлены две, а иногда и три темы. Поэтому если при работе над одной темой еще необходимы артикуляционные упражнения, то по другой теме работа ведется уже над осмысленным речевым материалом.

 

 

Заключение

 

Правильный подбор речевого и дидактического материала обеспечивает точность и результативность речевого обследования, интеллектуального развития, состояния слуха при минимальных энергетических и временных затратах.

Для определения уровня речевого развития, состояния слуха и интеллектуальных возможностей ребенка необходимо иметь. специальный набор игрушек, дидактических пособий, картинок. Рекомендуютсякартинки с изображением отдельных предметов и действий, знакомых детям из окружающей их домашней обстановки, сюжетные картинки и серии картин, доступные их пониманию, настольные дидактические пособия типа лото: «Ботаническое...», «Зоологическое...», «Лото на четырех языках», «Лото малышам», настольные игры: «Бывает или не бывает», «Кому что нужно для работы», «Наши мамы, наши папы», «Что забыл нарисовать художник», «Угадай, что изменилось» и др. [3, с.435].

Наладить контакт с ребенком помогут сюжетные или образные игрушки — куклы разной величины, мишки, зайки и др., технические игрушки — машины разного размера и назначения (грузовые, легковые, экскаватор, подъемный кран, трактор и др.), строительные материалы — напольные, настольные, разной величины, формы и цвета, игрушки-забавы — мишка заводной, лягушка-попрыгушка, заводные машины, персонажи кукольного театров и др. [3, с.436].

Таким образом, рассмотренные в данной работе принципы отбора речевого и дидактического материала могут способствовать построению грамотной работы логопеда с детьми с речевыми нарушениями. Объёмная и разнообразная речевая и дидактическая база, способствует формированию словарного запаса у детей, ребенок учится грамматически правильному оформлению предложений. Детям постоянно необходима зрительная опора, которая способствует речевой активности.

Успешность работы логопеда во многом основывается на правильном использовании наглядности (предметных, ситуационных, сюжетных картинок, демонстрируемых действий). Если применять наглядность, с постепенным усложнением от картины до схематического изображения, то дети начинают легко в ней ориентироваться, устанавливать причинно-следственные связи и связно излагать изображенные события [7].

 


 

Список использованных источников:

 

1. Ельникова, Е.А. Особенности логопедической работы с детьми, имеющими нерезко выраженное общее недоразвитие речи // Научное сообщество студентов. по мат. XXXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(36). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/1(36).pdf (дата обращения: 09.11.2018)

2. Кударинова, А.С., Тебенова К.С. Взаимодействие участников коррекционно-логопедического процесса. //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 9 (1) – 148-152 с. ISSN 1996-3955

3. Поваляева, М.А. Справочник логопеда - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. - 448 с.

4. [https://gotyfaster.ru/cel-differenciaciya-zvukov-sh-i-s/]

5. [https://mylektsii.ru]

6. [https://kopilkaurokov.ru/angliiskiyYazik/prochee/otbor_i_orghanizatsiia_uchiebnogho_matieriala_dlia_proviedieniia_uroka_anghliiskogho_iazyka]

7. [https://poisk-ru.ru/s34922t4.html]

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: