У детей дошкольного возраста




Принципы отбора речевого и дидактического материала для индивидуальной работы логопеда с ребенком

 

 

Выполнил студент 3 курса группы 2014-ЛОГ -301

Сидорова О.И. _________ «__»________2018г.

Направление подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

Профиль: Логопедия

Форма обучения: заочная

Научный руководитель:

Старший преподаватель

Грибукова О.Г. __________ » __»_________2018г.

 

 

Новосибирск 2018

 

 

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3

1. Теоретический аспект подбора речевого и дидактического материала для коррекции нарушений у детей дошкольного возраста...……………5

2. Принципы и критерии подбора речевого и дидактического материала для индивидуальной работы логопеда……………………………………7

3. Требования к подбору речевого материала……......................................10

Заключение……………………………………………………………………12

Список использованной литературы………………………………………..14

 

 

Введение

 

Одним из основных условий готовности ребёнка к успешному обучению в школе является правильная, хорошо развитая речь. Любое нарушение речи, в той или иной степени влияет на способность ребёнка усваивать новые знания, умения и навыки.

Результаты коррекционной работы логопеда зависят от правильного подбора речевого и дидактического материала.

Актуальность проблемы подбора речевого и дидактического материала в работе логопеда с детьми дошкольного возраста вызвана тем, что около половины детей имеют разнообразные нарушения устной и письменной речи, степень которых различна: от легких «стертых» дефектов, иногда скрытой речевой патологии до ярко выраженной, которая не только затрудняет обучение ребёнка, но и влияет на его интеллектуальное развитие [2, с.147]. Только через родной язык ребёнок входит в жизнь окружающих людей, овладевает опытом целых поколений. Хорошее знание русского языка ребёнку необходимо для изучения других предметов, для овладения программой детского сада, а в последующем – школы. Следовательно, родной язык является средством общения, выражения и формирования мысли и, таким образом, служит активным могучим средством всестороннего развития личности ребёнка [2, с.150].

Как показал анализ научно-методического материала, в печати появилось многообразие коррекционных методик: освещены разные точки зрения на исследуемую проблему. Но на наш взгляд, недостаточно полно освещён вопрос об особенностях и принципах подбора речевого и дидактического материала для детей с речевыми нарушениями в дошкольном возрасте. Это обусловило актуальность выбранной проблемы, определило цель и задачи данной работы.

Цель работы: выделить и обосновать принципы отбора речевого и дидактического материала для индивидуальной работы логопеда с ребенком.

З адачи:

· изучить состояние проблемы на современном этапе;

· определить и обосновать принципы отбора речевого и дидактического материала для индивидуальной работы логопеда;

· рассмотреть требования к отбору речевого и дидактического материала.

 

Теоретический аспект подбора речевого и дидактического материала для коррекции нарушений

у детей дошкольного возраста

 

Развитие теории и практики обучения детей языку основывается на тесном взаимодействии методики с другими научными дисциплинами. Поиск конкретных путей и способов совершенствования существующей системы коррекции речи находит отражение в целом ряде теоретических и методических подходов (Л.И. Айдарова, В.А. Давыдов, А.К. Маркова, Р.Е. Левина, М.Ф. Фомичёва и др.).

Проблема объяснения процесса овладения человеческим языком уже давно занимает важное место в трудах учёных. Несмотря на пристальное внимание специалистов к рассматриваемой проблеме, многие вопросы, возникающие в связи с её постановкой и решением, ждут адекватного решения. Теория речевой деятельности достаточно изучена и подробно описана в работах психолингвистов, филологов, логопедов. Она подводит нас к пониманию сущности «языковой способности», хотя до настоящего времени нет ещё единой точки зрения на процесс усвоения языка. Учитывая всё разнообразие проблем, связанных с ролью языка и его влиянием на конгитивные процессы, представляется необходимым выяснить особенности подбора речевого и дидактического материала для коррекции речи детей дошкольного возраста.

В настоящее время в области специального образования имеется ряд проблем, одной из которых является проблема поиска наиболее эффективных условий организации коррекционно-образовательного процесса. Бесспорно, направляющая и регулирующая роль в процессе обучения принадлежит дидактическим принципам: наглядности, сознательности, систематичности и др. [5]. Но особое значение для рассматриваемого контингента детей имеет принцип коррекционной направленности. При его реализации логопед строит свою работу так, чтобы в ходе коррекционно-развивающего обучения дети не только осваивали программный материал, но и постепенно исправляли, корректировали свои недостатки речевого и психического развития.

Коррекция – это исправление недостатков. При этом мы используем, как правило, методы психолого-педагогической коррекции, то есть те приёмы и способы, которые стимулируют развитие высших психических функций: речи, памяти, внимания, восприятия, мышления и др. [3, с.273].

Коррекционно-развивающее обучение направленно на исправление каких-либо дефектов личности или нарушений речевого развития ребёнка с одновременным раскрытием его потенциальных возможностей. Речь идёт не только об усвоении знаний, умений и навыков, но и о развитии, как было отмечено выше, высших психических функций (ВПФ): речи, памяти, внимания, мышления, восприятия и др. [5].

Цель коррекционно-развивающего обучения (КРО) заключается в создании условий, способствующих максимальному развитию личности ребёнка и эффективному усвоению программного материала [5].

Немаловажное значение для речевого развития и коррекции нарушений речи у детей играет грамотный подбор речевого и дидактического материала.

Эта проблема уже давно привлекала внимание специалистов в области логопедии, однако считать её достаточно разработанной не представляется возможным. В подавляющем большинстве работ выбор последовательности предъявления речевого и дидактического материала рассматривается с позиций чисто эмпирических (О.В. Правдина, М.Ф. Фомичёва, Г.А. Каше и др.).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: