Принципы отбора речевого и дидактического материала для индивидуальной работы логопеда с ребенком
Выполнил студент 3 курса группы 2014-ЛОГ -301
Сидорова О.И. _________ «__»________2018г.
Направление подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование
Профиль: Логопедия
Форма обучения: заочная
Научный руководитель:
Старший преподаватель
Грибукова О.Г. __________ » __»_________2018г.
Новосибирск 2018
Оглавление
Введение……………………………………………………………………….3
1. Теоретический аспект подбора речевого и дидактического материала для коррекции нарушений у детей дошкольного возраста...……………5
2. Принципы и критерии подбора речевого и дидактического материала для индивидуальной работы логопеда……………………………………7
3. Требования к подбору речевого материала……......................................10
Заключение……………………………………………………………………12
Список использованной литературы………………………………………..14
Введение
Одним из основных условий готовности ребёнка к успешному обучению в школе является правильная, хорошо развитая речь. Любое нарушение речи, в той или иной степени влияет на способность ребёнка усваивать новые знания, умения и навыки.
Результаты коррекционной работы логопеда зависят от правильного подбора речевого и дидактического материала.
Актуальность проблемы подбора речевого и дидактического материала в работе логопеда с детьми дошкольного возраста вызвана тем, что около половины детей имеют разнообразные нарушения устной и письменной речи, степень которых различна: от легких «стертых» дефектов, иногда скрытой речевой патологии до ярко выраженной, которая не только затрудняет обучение ребёнка, но и влияет на его интеллектуальное развитие [2, с.147]. Только через родной язык ребёнок входит в жизнь окружающих людей, овладевает опытом целых поколений. Хорошее знание русского языка ребёнку необходимо для изучения других предметов, для овладения программой детского сада, а в последующем – школы. Следовательно, родной язык является средством общения, выражения и формирования мысли и, таким образом, служит активным могучим средством всестороннего развития личности ребёнка [2, с.150].
|
Как показал анализ научно-методического материала, в печати появилось многообразие коррекционных методик: освещены разные точки зрения на исследуемую проблему. Но на наш взгляд, недостаточно полно освещён вопрос об особенностях и принципах подбора речевого и дидактического материала для детей с речевыми нарушениями в дошкольном возрасте. Это обусловило актуальность выбранной проблемы, определило цель и задачи данной работы.
Цель работы: выделить и обосновать принципы отбора речевого и дидактического материала для индивидуальной работы логопеда с ребенком.
З адачи:
· изучить состояние проблемы на современном этапе;
· определить и обосновать принципы отбора речевого и дидактического материала для индивидуальной работы логопеда;
· рассмотреть требования к отбору речевого и дидактического материала.
Теоретический аспект подбора речевого и дидактического материала для коррекции нарушений
у детей дошкольного возраста
Развитие теории и практики обучения детей языку основывается на тесном взаимодействии методики с другими научными дисциплинами. Поиск конкретных путей и способов совершенствования существующей системы коррекции речи находит отражение в целом ряде теоретических и методических подходов (Л.И. Айдарова, В.А. Давыдов, А.К. Маркова, Р.Е. Левина, М.Ф. Фомичёва и др.).
|
Проблема объяснения процесса овладения человеческим языком уже давно занимает важное место в трудах учёных. Несмотря на пристальное внимание специалистов к рассматриваемой проблеме, многие вопросы, возникающие в связи с её постановкой и решением, ждут адекватного решения. Теория речевой деятельности достаточно изучена и подробно описана в работах психолингвистов, филологов, логопедов. Она подводит нас к пониманию сущности «языковой способности», хотя до настоящего времени нет ещё единой точки зрения на процесс усвоения языка. Учитывая всё разнообразие проблем, связанных с ролью языка и его влиянием на конгитивные процессы, представляется необходимым выяснить особенности подбора речевого и дидактического материала для коррекции речи детей дошкольного возраста.
В настоящее время в области специального образования имеется ряд проблем, одной из которых является проблема поиска наиболее эффективных условий организации коррекционно-образовательного процесса. Бесспорно, направляющая и регулирующая роль в процессе обучения принадлежит дидактическим принципам: наглядности, сознательности, систематичности и др. [5]. Но особое значение для рассматриваемого контингента детей имеет принцип коррекционной направленности. При его реализации логопед строит свою работу так, чтобы в ходе коррекционно-развивающего обучения дети не только осваивали программный материал, но и постепенно исправляли, корректировали свои недостатки речевого и психического развития.
|
Коррекция – это исправление недостатков. При этом мы используем, как правило, методы психолого-педагогической коррекции, то есть те приёмы и способы, которые стимулируют развитие высших психических функций: речи, памяти, внимания, восприятия, мышления и др. [3, с.273].
Коррекционно-развивающее обучение направленно на исправление каких-либо дефектов личности или нарушений речевого развития ребёнка с одновременным раскрытием его потенциальных возможностей. Речь идёт не только об усвоении знаний, умений и навыков, но и о развитии, как было отмечено выше, высших психических функций (ВПФ): речи, памяти, внимания, мышления, восприятия и др. [5].
Цель коррекционно-развивающего обучения (КРО) заключается в создании условий, способствующих максимальному развитию личности ребёнка и эффективному усвоению программного материала [5].
Немаловажное значение для речевого развития и коррекции нарушений речи у детей играет грамотный подбор речевого и дидактического материала.
Эта проблема уже давно привлекала внимание специалистов в области логопедии, однако считать её достаточно разработанной не представляется возможным. В подавляющем большинстве работ выбор последовательности предъявления речевого и дидактического материала рассматривается с позиций чисто эмпирических (О.В. Правдина, М.Ф. Фомичёва, Г.А. Каше и др.).