АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ




АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ

 

Факультет управления

 

Кафедра теории и истории государства и права

Специальность Государственное управление и право

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине Административное право

Понятие и принципы административного процесса

Выполнила   2 курс 9 группа на базе высшего образования       __________________ (подпись)     Е.С. Стасинская (+375447362545)
Проверил   _________________ (ученая степень, звание)     __________________ (подпись)     ______________________ (инициалы, фамилия)

 

Минск 2014

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3

1 Понятие административного процесса……………………………….

1.1 Подходы к определению административного процесса…….

1.2 Административный процесс, его структура и участники….

2 Признаки административного процесса……………………………..

Заключение………………………………………………………………….

Список литературы………………………………………………………..

 

Введение

 

Идея социального правового государства нашла свое достойное место в Конституции Республики Беларусь, что требует от государственных институтов создания прочной правовой базы демократического общества на уровне отраслевого законодательства, посредством которой только и возможно реализовать конституционные положения.

Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью на конституционном уровне, бесспорно, превращает защиту прав и свобод человека и гражданина из главных идей административного права в практическую задачу. Реформирование всех отраслей права и их правовых институтов, при котором основной упор должен делаться не на интересы государства, где человек является лишь средством достижения цели, а на такое урегулирование общественных отношений, где главной целью права будет являться обеспечение прав и свобод личности. Мы также помним, что «Qui parsit nocentibus, innocentes punit» (кто щадит виновных, наказывает невиновных - лат.), поэтому возникает насущная необходимость вооружить и государственный аппарат такими средствами, которые бы обеспечили их максимальную эффективность в привлечении виновных к законной ответственности и, вместе с тем, поставили бы непреодолимый барьер для возможности наказания невиновного.

Широкое понимание административного процесса соответствует современным тенденциям законодательной деятельности и правотворчества органов исполнительной власти. В последние годы принято множество нормативных актов, устанавливающих порядок осуществления управленческой деятельности в различных сферах и областях управления и административного судопроизводства, которые гарантируют эффективное применение норм административного права, результативность управленческой деятельности и правовую защиту граждан от неправомерных действий и бездействия со стороны органов управления и их служащих.

Максимально широкий подход к пониманию содержания административного процесса создает теоретические и политико-правовые предпосылки к всесторонней правовой регламентации управленческих процедур и завершения формирования административно-процессуального права в качестве цельной и самостоятельной отрасли в системе права.

Административный процесс как сложное социально-правовое явление и вид социальной деятельности выражен двояким образом. С одной стороны, как элемент социального управления он включен в механизмы реализации исполнительной и судебной власти. С другой стороны, административный процесс выступает в качестве вида юридического процесса и имеет характерные юридические признаки. Установление связей административного процесса с этими двумя родовыми системами позволяет составить представление о его особенностях.

Административный процесс отражает характерные черты исполнительной власти, аналогично тому, как гражданский и уголовный процессы отражают особенности власти судебной. Административный процесс имеет ярко выраженную управленческую процедуру, производную от исполнительно-распорядительной деятельности органов публичного управления. Властный характер управления предопределяет характеристику административного процесса как юридической формы реализации исполнительной власти в процессе государственного управления.

Современные мировые правовые системы не отрицают наличие такой отрасли права как административный процесс и имеют четкую систему норм, регламентирующих управленческие правоотношения, составляющие предмет административного права. Нормы административно-процессуального законодательства относительно разрозненны, что усложняет как повседневную правоприменительную деятельность органов исполнительной власти, так и правоохранительную деятельность административных и судебных органов.

В связи с изложенным, актуальность темы курсовой работы не вызывает сомнений. Также актуальность данной курсовой работы обусловлена большим интересом к теме в современной науке, а с другой стороны, ее недостаточной разработанностью.

Теоретической основой работы явились труды таких ученых по проблемам общей теории и административного права, как И.Н.Ананов, Д.Н.Бахрах, И.И.Веремеенко, И.А.Галаган, В.М.Горщенев, Е.В.Додин, Ю.П.Еременко, М.И.Еропкин, И.Ш.Килясханов, Ю.М.Козлов, С.И.Котюргин, А.П.Коренев, В.П.Кудрявцев, М.Я.Масленников, В.М.Манохин, В.А.Озолин, Г И.Петров, Н.Г.Салищева, Ю.П.Соловей, В.Д.Сорокин, С.С.Студеникин, М.С.Студеникина, Ю.Г.Черепанов, И.Л.Честнов, А.П.Шергин, В.А.Юсупов, Ц.А.Ямпольская и другие.

Целью исследования является изучение темы «Понятие и принципы административного процесса» с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучить теоретические аспекты;

2. Сказать об актуальности проблемы данной темы;

3. Обозначить тенденции развития тематики.

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 2 глав, заключение и библиографический список.

Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы методы исследования и источники информации.

Глава первая раскрывает общие вопросы: даётся понятие административного процесса, его особенности, участники, общие свойства, описывается структура административного процесса.

В главе второй более подробно рассмотрены важнейшие принципы административного процесса.

По результатам исследования был раскрыт ряд проблем, имеющих отношение к рассматриваемой теме, и сделаны выводы о необходимости дальнейшего изучения / улучшения состояния вопроса.

Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы.

 

1. ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА

1.1 ПОДХОДЫК ПОНЯТИЮ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА

Административный процесс - понятие сравнительно новое для отечественного правоведения. Теоретические разработки его важнейших аспектов начались примерно в 60-х годах XX в. Так, например, Н.Г. Салищева определяла его как деятельность по разрешению споров, возникающих между сторонами административно-правовых отношений, а также по применению мер административного принуждения.

В Республике Беларусь легальное определение данного понятия дано в ч.3 ст.1.4 ПИКоАП. В соответствии с данной нормой, административный процесс - установленный ПИКоАП порядок деятельности его участников по делу об административном правонарушении.

Важную роль в борьбе с правонарушениями играет административный (административно-деликтный) процесс – производство по делам об административных правонарушениях.

Вопрос о понятии и сущности административного процесса в административно-правовой литературе является одним из самых дискуссионных. Существуют различные точки зрения на границы и объём административного процесса [3, с. 20].

Поскольку при реализации исполнительной власти исполнительные органы (должностные лица) совершают различного рода действия (иными словами, осуществляют государственно-управленческую деятельность), то, соответственно, при этом также имеет место процесс.

Известно, что в традиционном юридическом смысле понятие "процесс", как правило, отождествляется с деятельностью судебных органов по рассмотрению и разрешению конкретных уголовных, гражданских, трудовых и прочих дел (уголовный и гражданский процесс).Однако в подобном понимании процесс сводится лишь к правоохранительной деятельности, составляющей главное содержание функций правосудия. При рассмотрении подобных дел суд реагирует на отклонения от требований материального права, т.е. осуществляет судебную юрисдикцию, применяя санкции соответствующих правовых норм.

Государственно-управленческая деятельность в основном сориентирована на решение задач позитивного характера; юрисдикция не является определяющим ее содержание признаком, а сама она не совпадает с судебно-процессуальной деятельностью. Эти ее качества придают административному процессу своеобразную окраску [11, с. 43].

С юридической точки зрения процесс имеет своим назначением реализацию норм материального права. Тогда деятельность по реализации материальных административно-правовых норм можно рассматривать в качестве административного процесса. Таким образом административный процесс обеспечивает применение норм административного права в сфере государственного управления в целях достижения определенных юридических результатов(последствий), предполагаемых диспозицией нормы.

Другими словами, административный процесс обеспечивает соблюдение соответствующих правил поведения, т.е. правоприменение, а занимаются этим субъекты исполнительной власти. Но надо помнить, что в равной мере субъекты исполнительной власти реализуют и санкции материальных административно-правовых норм.

Следовательно, осуществляя государственно-управленческую деятельность, соответствующие исполнительные органы (должностные лица) совершают административно-процессуальные действия правоприменительного и правоохранительного характера, т.е. реализуют диспозиции и санкции административно-правовых норм [20, с. 17].

Налицо, таким образом, два направления, по которым административный процесс воплощается в повседневной государственно-управленческой деятельности.

Эти обстоятельства породили двоякий подход к характеристике процессуальной деятельности исполнительных органов (должностных лиц), обозначаемой в качестве административного процесса [5, с.243].

Первый подход возник в 60-е годы прошлого столетия. Сторонниками широкого понимания административного процесса можно назвать В.Н. Протасова и его единомышленников. Суть этого подхода заключается в том, что под административным процессом предлагается понимать только деятельность по применению мер административного принуждения. Исходя из этой позиции даётся следующее определение административного процесса: административный процесс (в узком смысле) – урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность по разрешению индивидуальных, конкретных дел в сфере государственного управления уполномоченными на то субъектами административно-процессуальных отношений в целях обеспечения законности и укрепления правопорядка. По мнению В. Н. Протасова, административный процесс представляет собой процессуальную процедуру, в рамках которой реализуется охранительное правоотношение. Регулятивное же правоотношение, с точки зрения В.Н. Протасова, осуществляется не в форме юридического процесса, а в форме так называемой материально процедуры. При этом автор не формулирует чёткого понятия юридической процедуры, но лишь констатирует её признаки.

Второй подход к определению административного процесса состоит в том, что в административный процесс, помимо отношений по осуществлению принуждения, включаются та к называемые отношения положительного управленческого характера, возникающие при применении регулятивных норм материального права. Следовательно, при втором подходе Административный процесс включает в себя всевозможные управленческие действия, реализуемые для осуществления функций и целей управления, решения его задач. Такой процесс иногда называют организационно-процедурным или позитивным административным процессом, т.е. процессом в широком смысле, который охватывает все случаи применения норм материального административного права.

Таким образом, административный процесс (в широком смысле) – это процесс самой исполнительной деятельности органов государственного управления, т.е. процессуальные формы её осуществления. Сторонниками второго подхода к определению понятии административного процесса является В. М. Горшенёв и его единомышленники [7, с.198].

Большая часть ученых-административистов, рассматривая эти два подхода к пониманию административного процесса, признают право на существование каждого из них. С фактической стороны, действительно, отождествление управленческой деятельности с процессуальной деятельностью оправданно. Однако действующее российское законодательство и подзаконные административно-правовые нормы не содержат юридической основы для того, чтобы можно было руководствоваться широким пониманием административного процесса. Речь может идти лишь о частичных вариантах регламентации тех или иных сторон повседневно осуществляемых управленческих действий, разнообразных по своему назначению, юридическому содержанию и последствиям. К тому же существующий нормативно-правовой материал крайне разрознен. В большинстве случаев отсутствуют единые правила совершения таких действий, а если они есть, то формулируются применительно к конкретным действиям конкретных органов, содержатся в разрозненных, нескоординированных правовых актах различного назначения и различной юридической силы. Господствующим является ведомственный подход к формированию такого рода правил. Все это свидетельствует о том, что прочных оснований для широкого понимания административного процесса не имеется, а административно-процессуальное законодательство в совершенном и универсальном виде отсутствует[4, с. 336].

 

1.2 АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС, ЕГО СТРУКТУРА И УЧАСТНИКИ

Определение административного процесса дано в абзаце 3 ст. 1.4 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Оно звучит так: «административный процесс – установленный настоящим Кодексом порядок деятельности его участников по делу об административном правонарушении».

По ст. 1.4 ПИКоАП основными составляющими административного процесса являются: 1) наличие дела об административном правонарушении; 2) круг его участников; 3) деятельность участников процесса в порядке, установленном ПИКоАП.

В соответствии с вышеуказанной нормой статьи 1.4 ПиКоАП, административный процесс - установленный ПИКоАП порядок деятельности его участников по делу об административном правонарушении.

Участники по делу об административном правонарушении делятся на 2 вида:

1) суд, органы, ведущие административный процесс и их должностные лица;

2) участники, защищающие свои или представляемые права или интересы: физическое или юридическое лицо, в отношении которого ведётся процесс, потерпевший, законный представитель физического лица, представитель юридического лица, защитник и представитель; иные участники - свидетель, эксперт, специалист, переводчик, понятой.

Порядок деятельности участников по делу об административном правонарушении первого и второго вида не одинаков. Участники первого вида ведут административный процесс. Это означает, что они возбуждают дело об административном правонарушении, осуществляют подготовку к его рассмотрению, рассматривают дело, а также жалобы, протест прокурора на постановление по делу.

Участники второго вида осуществляют свои права и выполняют обязанности, предоставленные им ПИКоАП [22, с.352-353].

Административный процесс - это не только деятельность участвующих в нём субъектов, но и система процессуальных действий, разграниченных по стадиям, через которые проходит дело. Последние представляют собой самостоятельные этапы административного процесса, связанные между собой общими задачами и единством принципов [11, с.8].

Стадии отличаются одна от другой непосредственными задачами, особым кругом участников и спецификой процессуальных форм. Например, установление факта правонарушения и его административное расследование как самостоятельная стадия служит решению общих задач административно-деликтного процесса. Вместе с тем она имеет свою специфическую, непосредственную задачу - обеспечить возбуждение дела только при наличии достаточных сведений, указывающих на признаки административного правонарушения, которая решается при участии предусмотренных КоАП субъектов, в процессуальных формах, присущих этой стадии.

Большинство дел об административных правонарушениях проходит через четыре стадии:

установление факта правонарушения и его административное расследование;

рассмотрение дела об административном правонарушении и принятие решения;

обжалование (опротестование) и пересмотр решения о назначении административного наказания;

исполнение решения [11, с.8].

Многообразие и специфика индивидуальных дел, разрешаемых в ходе административного процесса, обуславливают его сложную структуру. Этим административный процесс существенно отличается от судопроизводства. В зависимости от функций, выполняемых административными органами в ходе разрешения индивидуальных юридических дел (государственное регулирование или административно-правовая охрана и защита), представляется возможным выделить два крупных вида административного процесса: административно-распорядительный и административно-охранительный.

Административно-распорядительный процесс представляет собой урегулированную административно-процессуальными нормами деятельность по разрешению индивидуальных юридических дел, осуществляемую в пределах своей компетенции и направленную на реализацию субъективных юридических прав и обязанностей, имеющихся у участников этих дел, на основе соответствующих материальных норм различных отраслей права [9, с. 20].

Административно-охранительный процесс как урегулированную административно-процессуальными нормами деятельность компетентных административных органов по разрешению индивидуальных юридических лиц, обеспечением безопасности государства и общества, правопорядка, представляется возможным подразделить на два вида: административно-принудительный и административно-защитный процессы.

Административно-принудительный процесс – деятельность компетентных административных органов по применению в отношении индивидуально определённых физических и юридических лиц мер административного ограничения и принуждения в целях обеспечения надлежащего правопорядка, безопасности государства и общества.

Административно-защитный процесс – урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность компетентных административных органов по разрешению жалоб физических и юридических лиц на действия (бездействие) и решения нижестоящих в порядке подчинённости или поднадзорных им административных органов (должностных лиц), лиц, выполняющих функции управления в коммерческих и некоммерческих организациях, а также по разрешению подведомственных им споров (разногласий) между административными органами, физическими и (или) юридическими лицами, деятельность, осуществляемая в целях правовой защиты и восстановления нарушенных или оспариваемых субъективных прав и свобод участников этих дел [13,с.48].

Основными признаками административного процесса, которые можно рассматривать при соединении различных подходов к пониманию этого вида процессуальной деятельности, являются следующие:

1. административный процесс — это вид юридического процесса, предназначенного для создания порядка реализации норм материального административного права, а также норм других отраслей права (например, таможенного, налогового, финансового, земельного, градостроительного, экологического), определяющих виды полномочий и функций органов публичной власти и их должностных лиц;

2. административный процесс - правоприменительная (процессуальная или процедурная) деятельность органов исполнительной власти, их должностных лиц, государственных служащих, а в некоторых случаях и судебная деятельность (например, производство по делам об административных правонарушениях или об оспаривании нормативных либо ненормативных правовых актов). Таким образом, административный процесс является формой реализации как исполнительной, так и судебной власти;

3. административный процесс осуществляется широким кругом субъектов административно-процессуальной деятельности, что обусловлено широтой определения самого административного процесса;

4. фактическим содержанием административного процесса является так называемая внешняя правоприменительная деятельность административных органов (в том числе исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления) по разрешению в установленном порядке и в пределах их компетенции индивидуальных юридических дел, возникающих на основе различных материальных норм права;

5. административный процесс — это рассмотрение возникшего между участниками административно-правовых отношений спора об административном праве;

6. административный процесс — это, с одной стороны, внесудебный порядок разрешения индивидуальных административных дел (нссудебныс формы (процедуры) рассмотрения дел), возникающих при реализации функций исполнительной власти и публичного управления на основе различных норм материального права, а с другой - судебный порядок рассмотрения отдельных видов административных дел\

7. административный процесс — это нормотворческая деятельность исполнительных органов государственной и муниципальной власти;

8. административный процесс — это не только порядок так называемого позитивного государственного управления, но и процессуальная деятельность по применению мер государственного правового принуждения (например, мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применения административных наказаний к лицам, виновным в совершении административных правонарушений);

9. основными задачами административного процесса являются: обеспечение законности осуществления органами публичного управления и их должностными лицами полномочий по реализации функций государственного управления, а также реализации в полном объеме их компетенции; защита прав и свобод человека и гражданина; охрана законных интересов физических и юридических лиц; установление гарантий правильного порядка реализации управленческих действий; определение процедуры применения административного принуждения и проведения контрольно-надзорных мероприятий;

10. структура и виды административного процесса обусловливают, как правило, два основных вида обеспечения законности совершаемых в рамках процессуальной деятельности действий. С одной стороны, нормативные правовые акты, устанавливающие порядок (последовательность) осуществления государственных функций и предоставления государственных услуг, предоставляют возможность обжалования действий (бездействия) уполномоченных должностных лиц, а также принимаемых ими решений в досудебном порядке. Такой порядок принято также называть административным порядком.

12. административные производства, находящиеся в структуре административного процесса, осуществляются на практике с соблюдением принципов административно-процессуальной деятельности.

2. ПРИНЦИПЫАДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА

Под принципами административного процесса понимаются закреплённые законом основополагающие положения, которые в течение длительного времени не претерпевают значительных изменений и обеспечивают выполнение поставленных перед ним задач. В Республике Беларусь данные принципы нашли своё отражение в ПИКоАП.

Принцип законности при осуществлении административного процесса (ст.2.2 ПИКоАП) означает, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с принципом обеспечения защиты прав и свобод (ст.2.3 ПИКоАП) суд, орган, ведущий административный процесс, обязаны обеспечивать защиту прав, свобод и законных интересов участников административного процесса, создать установленные ПИКоАП условия для её осуществления, своевременно принимать меры по удовлетворению их законных требований (ч.1 ст.2.3 ПИКоАП).

Принцип неприкосновенности личности (ст.2.4 ПИКоАП) определяет основания и условия ограничения свободы человека во время административного процесса, а также круг процессуальных гарантий от произвольного нарушения права на личную неприкосновенность.

В основе принципа уважения чести и достоинства личности, деловой репутации (ст.2.5 ПИКоАП) лежат положения Конституции Республики Беларусь, определяющие, что достоинство личности охраняется государством и что никакие обстоятельства не могут быть основанием для его умаления. Там же безоговорочно определено, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому и унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Положения такого же рода закреплены в ряде международных актов, признанных Республикой Беларусью, в частности, в Международном пакте о гражданских и политических правах и Конвенции о защите прав человека и основных свобод. На них многократно ссылался и ссылается в своих решениях Европейский суд по правам человека.

Принцип неприкосновенности жилища и иных законных владений (ст.2.6) предусматривает невозможность выселения из жилища или ограничения в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательством Республики Беларусь. Производство процессуальных действий, связанных со вторжением в жилище и иные законные владения, осуществляется по основаниям и в порядке, установленным ПИКоАП.

Презумпция невиновности (ст.2.7) означает, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина [5, с.17].

Лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном ПИКоАП, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, только в пользу этого лица [21, с.17].

В соответствии с принципом обеспечения права на защиту физического лица, в отношении которого ведётся административный процесс (ст.2.8), ПИКоАП обязывает судью, должностное лицо органа, ведущего процесс, обеспечить физическому лицу возможность защищаться в установленном законами средствами и способами от предъявленного ему обвинения и обеспечить охрану его личных и имущественных прав.

Содержанием принципа публичности административного процесса (ст.2.9) является активная деятельность государственных органов, должностных лиц, направленная на принятие мер по обнаружению административного правонарушения, выявлению лиц, его совершивших для привлечения их к административной ответственности.

Всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела (ст.2.10) как один из принципов административного процесса означает, что судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, составлять протоколы об административных правонарушениях, обязаны принимать все предусмотренные ПИКоАП меры для всестороннего, полного, объективного и своевременного исследования обстоятельств дела, выяснять как уличающие, так и оправдывающие, как смягчающие, так и отягощающие ответственность обстоятельства, а также другие обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, защиты прав и законных интересов участвующих в деле лиц. Запрещается получать объяснения у лица, привлекаемого к ответственности, и других лиц, участвующих в деле, путём насилия, угроз и иных мер, не предусмотренных Кодексом. Такое положение соответствует ч.3 ст.25 Конституции Республики Беларусь, в которой говорится, что "никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению или наказанию, а также без согласия подвергаться медицинским или иным опытам".

В соответствии с принципом приоритета государственных языков при ведении административного процесса (ст.2.11) административный процесс ведется на белорусском или русском языке. Суть принципа: участвующим в деле лицам, не владеющим или недостаточно владеющим языком, на котором ведётся административный процесс, обеспечивается право делать заявления, давать объяснения и осуществлять другие действия, необходимые для ведения административного процесса, на родном языке. Обеспечивается возможность пользоваться услугами переводчика.

Принцип равенства перед законом, равенства защиты прав, свобод и законных интересов (ст.2.12) означает, что лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, других обстоятельств.

Независимость судьи и должностного лица органа, ведущего административный процесс (ст.2.13) означает, что судьи, органы, должностные лица, расследующие либо рассматривающие дела об административных правонарушениях, независимы и принимают решения по делу только в соответствии с законом. Воздействие в какой бы то ни было форме на лиц, расследующих либо рассматривающих административное дело, с целью воспрепятствовать всестороннему, полному, объективному его расследованию и рассмотрению, влечёт установленную законом ответственность.

В соответствии с принципом открытости рассмотрения дела об административном правонарушении (ст.2.14) дело об административном правонарушении рассматривается открыто. Закрытое рассмотрение дела об административном правонарушении допускается в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни физических лиц, участвующих в административном процессе, либо сведений, составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну. Закрытое рассмотрение дела об административном правонарушении осуществляется с соблюдением всех правил административного процесса.

Принцип прокурорского надзора (ст.2.15) означает, что прокурор осуществляет надзора за исполнением законодательных актов Республики Беларусь при ведении административного процесса в пределах своей компетенции.

Право обжалования процессуальных действий, постановлений, закрепленное в ст.2.16 ПИКоАП, является важнейшей гарантией реализации своих прав участниками административного процесса.

 

Заключение

 

Сущность юрисдикционной концепции понимания категории «административный процесс» заключается в том, что он воспринимается в качестве деятельности органов государственного управления (ныне — органов исполнительной власти) по разрешению споров, вытекающих из административно-правовых отношений. Иными словами, в основе понимания такой деятельности лежит конфликт, который необходимо разрешить в определенном порядке. В том числе с последующим применением юридической санкции. Без упорядочения понятийного аппарата, а затем теоретического обоснования содержания тех или иных административных отношений наука административного права обойтись в своей дальнейшей эволюции не сможет. Вполне вероятно, что по мере того, как будет происходить дальнейшее углубление в реализации принципа разделения властей, когда любая деятельность по наложению административных взысканий будет осуществляться в судебном порядке, а в любом споре между администрацией и индивидуальным субъектом (гражданином или юридическим лицом) будет законодательно обеспечиваться равенство сторон и возможностей, что реально достижимо лишь при наличии не заинтересованного в исходе дела арбитра, которым должен являться суд или иной специально уполномоченный государственный орган, мы получим не разноголосицу в понимании категории «административный процесс», а единство.

Административный процесс — это властная деятельность публичной администрации, осуществляемая в рамках административно-процессуальной формы и состоящая в решении определенных дел путем принятия и исполнения административных актов.

В абзаце третьем статьи 1.4 ПИКоАП содержится законодательное определение термина «административный процесс». Под ним понимается установленный ПИКоАП порядок деятельности участников по делу об административном правонарушении.

Если обратиться к абзацам шестнадцатому и двадцать пятому этой же статьи ПИКоАП, другим нормам названного законодательного акта, то окажется, что анализируемым понятием охватываются действия (решения уполномоченных органов и должностных лиц), совершаемые (принимаемые) с момента начала административного процесса и до момента принятия решения по делу об административном правонарушении, включая процедуры, связанные с обжалованием и опротестованием такого решения, как не вступившего, так и вступившего в законную силу. Другими словами, административный процесс — это деятельность, регламентированная нормами Процессуальной части ПИКоАП.

Под принципами административного исполнительного процесса понимаются закрепленные законом основополагающие положения, которые в течение длительного времени не претерпевают значительных изменений, обеспечивают выполнение поставленных перед ним задач.

Анализ административных процессов позволяет сделать вывод, что в них имеются как минимум три стадии: анализ ситуации, подготовка и принятие административного акта, исполнение правового акта.

Трехстадийный цикл является типовым. Реальные же административные производства имеют свои особенности. Могут быть выделены в особую стадию первичные действия, подготавливающие процесс (например, стадия первичной обработки жалобы, стадия подготовки к приему, призыву). В юрисдикционных производствах для повышения гарантий законности введены стадии пересмотра (обжалования) актов по жалобам, протестам.

К участникам административного процесса относятся:

- суд, ведущий административный процесс;

- органы, ведущие административный процесс;

- должностные лица органов, ведущих административный процесс, в том числе уполномоченные составлять протоколы, об административных право



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: