НАЧАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ШКОЛА
ПРОГРАММА КУРСА
К УЧЕБНИКАМ Л.В. КИБИРЕВОЙ, О.А. КЛЕЙНФЕЛЬД, Г.И. МЕЛИХОВОЙ
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
1—4 КЛАССЫ
Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту
Москва
«Русское слово» 2012
УДК 372.016:811.161.1*01/03(04)(073) ББК 74.268.1Рус
П78
Авторы-составители
Л.В. Кибирева, О.А. Клейнфельд, Г.И. Мелихова
П78
Программа курса к учебникам Л.В. Кибиревой, О.А. Клейн- фельд, Г.И. Мелиховой «Русский язык». 1— 4 классы. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2012. — 76 с. — (Началь- ная инновационная школа).
В программе представлено содержание курса русского язы- ка, изложенное в учебниках для 1—4 классов общеобразова- тельных учреждений.
Данная программа может быть использована в гимназиях, лицеях.
Программа адресована учителям общеобразовательных школ, методистам, специалистам системы повышения квали- фикации.
УДК 372.016:811.161.1*01/03(04)(073)
ББК 74.268.1Рус
© Л.В. Кибирева, О.А. Клейнфельд, Г.И. Мелихова, 2012
© ООО «Русское слово — учебник», 2012
Пояснительная записка
В системе общего образования русский язык занимает веду- щее место, так как является государственным языком Россий- ской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. При этом русский язык выступа- ет как действенное средство развития личности, ее духовно- нравственного начала и важное средство социализации, а впо- следствии и самореализации личности.
Как учебная дисциплина, русский язык имеет первостепен- ное значение, поскольку является не только предметом изуче- ния, но и важнейшим средством познания других наук. В на- чальной школе изучение русского языка тесно взаимосвязано со всеми учебными предметами, особенно с литературным чте- нием, и сочетается с обучением чтению.
В программе отражено содержание комплекта учебников: 1 класс: «Букварь» — учебник по обучению грамоте; учебник «Русский язык» (послебукварный курс);
2 класс: учебник «Русский язык» (в двух частях); 3 класс: учебник «Русский язык» (в двух частях); 4 класс: учебник «Русский язык» (в двух частях).
Содержание курса разработано в контексте основных на- правлений модернизации российского образования и в соот- ветствии с требованиями стандарта второго поколения.
При создании учебников авторы руководствовались идеей разумного сочетания уже сложившихся традиций создания учебной книги и современных тенденций, инноваций в раз- работке методического аппарата учебника, определении и представлении его содержания, технологии обучения и др. в соответствии со стратегической целью российского образова- ния — развитием личности.
Направленность на развитие личности как смысл и цель современного образования реализуется в предложенной систе- ме организации учебно-познавательной деятельности младших школьников, нацеленной на формирование учебных и познава- тельных мотивов, умения учиться, самостоятельно добывать новые знания, анализировать полученные результаты, оцени- вать, контролировать и т.д.
Учитывая особый статус русского языка в начальной школе, его значимость для качественной подготовки по другим пред- метам, особое внимание уделяется формированию функцио-
нальной грамотности младших школьников. Этим и обуслов- лено большое количество заданий, упражнений, направленных на совершенствование техники чтения, навыков правописания при изучении каждой языковой темы, а также наличие зани- мательных правил-запоминалок, схем-опор, рубрик «Пиши правильно!», «Говори правильно!», а с 3-го класса и постоян- ной рубрики «Развиваем орфографическую зоркость».
Структура учебников довольно прозрачна, в материале каж- дого раздела легко ориентироваться благодаря четкой рубрика- ции, единообразной (но не однообразной!) для каждого класса системе упражнений, их последовательности и т.п.
Однако такого рода заданность не означает навязывания учи- телю жесткой схемы обучения. Достаточно гибкая система управ- ления учебной деятельностью, заложенная в учебниках, лишь задает вектор организации обучения, тем самым позволяя учите- лю в полной мере раскрыть свой педагогический потенциал.
Процесс познания нового организован таким образом, что ни одно изучаемое языковое явление не преподносится учащимся в готовом виде, без предварительной подготовки к его восприятию на основе наблюдения, сравнения, анализа определенной языко- вой закономерности, актуализации уже имеющихся знаний, со- здания проблемной ситуации и др. При такой организации про- цесса познания практические навыки формируются в ходе постижения законов языка, открытие нового осуществляется как бы самим ребенком, при непосредственном его участии. И в этом случае ведущей становится продуктивная, а не репродук- тивная, воспроизводящая деятельность, что в целом способству- ет самостоятельному добыванию и осмыслению знаний о системе языка. В то же время такая организация учебно-познавательной деятельности исподволь формирует и метапредметные умения, например, такие, как адекватное понимание информации, спосо- бы ее извлечения из различных источников, умение вести само- стоятельный поиск и др. При этом не ставится цель дать в учеб- нике максимальный объем информации, ибо учебник нельзя рассматривать как необходимый объем знаний между двумя об- ложками. Учащиеся должны понимать, что содержание учебни- ка не столько результат познания, сколько его начало, не пункт назначения, а отправная точка познавательной деятельности.
На развитие познавательных, аналитических способностей младших школьников нацелена система вопросов, заданий,
формирующих навыки самооценки, самоанализа и способнос- ти к рефлексии: «Как ты это узнал?», «Что для этого тебе при- шлось вспомнить?», «Расскажи, как ты это определял» и т.п. Такого рода вопросы помогают ребенку осознать, оценить свои мысли и действия как бы со стороны и тем самым осмыслить осуществляемую деятельность, ее результаты.
С целью осознания значимости изучаемого материала зада- ются вопросы, выявляющие понимание его роли, места, ключе- вых лингвистических понятий и др., например: «Для чего нуж- но знать алфавит?», «Как вы думаете, что будет, если имена собственные вдруг исчезнут?», «Почему сначала изучают имена существительные и только потом имена прилагательные?» и т.д. Наряду с заданиями, направленными на осмысление осу- ществляемых учебных действий, есть задания, способствую- щие распознаванию языковых явлений, развитию умения ана- лизировать изучаемый языковой материал, объяснять, доказывать, опираясь на него, что, безусловно, положительно влияет на развитие речи школьников. В заданиях такого рода содержится описание способов действий, задается логика их выполнения, т.е., по сути, предлагается алгоритм применения теоретического материала или правила на практике («Рассуж- дай так: …»). Как образец рассуждения этот алгоритм дается либо в самом задании к упражнению, либо в тексте учебного диалога, который ведут сквозные герои или вымышленные
персонажи — ровесники обучающихся.
Направленность на развитие личности реализуется и в осо- бым образом организованной системе контроля. В ее основе — идея формирования у каждого школьника механизма саморе- гуляции, самоконтроля и самооценки для осуществления собственного мониторинга, ориентированного на личное про- движение. На это нацелены такие виды самоконтроля, как текущий («Проверь себя!»), промежуточный («Тесты выпол- няем — себя проверяем»), итоговый («Проверяем то, что зна- ем!»), которые, безусловно, не исключают и взаимоконтроль, и коллективный смотр знаний и др. При такой организации кон- троля он не только выявляет уровень обученности учащихся, но и выполняет диагностическую, корректирующую, развива- ющую, воспитательную и учебную функции, т.е. является действенным средством управления учебно-познавательной деятельностью школьников.
Содержание программы позволяет организовать дифферен- цированное обучение с учетом индивидуального уровня обу- ченности, темпа продвижения каждого учащегося: помимо материала для обязательного усвоения в учебниках в рамках рубрики «Умникам и умницам» представлены дополнитель- ные теоретические сведения, материал ознакомительного ха- рактера; в ряде упражнений содержатся задания повышенного уровня сложности и др.
В программе предусмотрены различные формы организации учебной деятельности (индивидуальная, парная, групповая), учтена возможность самостоятельной работы учащихся, зало- жены предпосылки для осуществления творческой, проектной деятельности и др.
Используются различные приемы, формы, способы презен- тации и усвоения изучаемого языкового материала.
Особым разнообразием и оригинальностью методических приемов отличается система обучения чтению, заложенная в
«Букваре».
Методически разнообразна и система повторения: много- кратность «повторения без повторения» обеспечивается каж- дый раз новой формой подачи изученного материала (в схемах, таблицах, незаконченных правилах, учебных диалогах, линг- вистических сказках и др.), новизной речевых задач, актуали- зирующих уже имеющиеся знания учащихся, использованием игровых приемов и т.д., а в учебниках 3—4-го классов — спе- циальной рубрикой «Повторяем то, что знаем!», предваряю- щей изучение нового материала.
Изобразительный ряд учебника также разнообразен, функ- ционален, обусловлен изучаемым языковым материалом и не сводится к элементарному иллюстрированию, «оживлению» страниц.
Организующим компонентом всей системы обучения явля- ется текст. На его материале наблюдаются, анализируются единицы языка в их функционировании в связной речи, на этой основе формируются речевые навыки, осуществляется ра- бота по развитию речи. При этом основой текстотеки является русская классическая и современная литература для детей, представленные образцы которой могут служить ориентиром в мире детской литературы, стимулом для самостоятельного прочтения.
Речевая направленность пронизывает содержание учебников и особенно ярко проявляется при организации работы по разви- тию речи на основе текста в рамках рубрики «Читай! Размыш- ляй! Высказывайся!», а с 3-го класса — и рубрики «Творческая лаборатория». Задания рубрик нацелены на все виды речевой деятельности и предусматривают чтение текста, распознавание типа речи, к которому он относится, определение темы текста, основной мысли, озаглавливание, составление плана, пересказ текста, различные виды его переработки, создание собственных устных и письменных высказываний и т.д., что в целом способ- ствует формированию и совершенствованию навыков речевого общения, развитию коммуникативных умений, готовности к сотрудничеству. В настоящей программе отражена взаимосвязь изучения языкового материала и развития речи.
Коммуникативная направленность обучения обеспечивает- ся приближением учебного процесса к условиям реального об- щения путем создания соответствующих речевых ситуаций, выбора предметов обсуждения, адекватных возрастным инте- ресам учащихся, форм, способов, приемов организации рече- вой деятельности, предполагающих включение в нее каждого школьника, то есть всего того, что вызвало бы у ребенка пот- ребность в общении и дало бы ему основание рассматривать учебник не только как учебную книгу, справочник, но и как своеобразного речевого партнера, интересного собеседника. На это «работают» и коммуникативные установки, вовлекающие школьников в процесс коммуникации и побуждающие к рече- вому действию: «Как ты думаешь?», «Ты согласен с этим?»,
«Докажи», «Обоснуй», «Объясни» и т.д., а также упражнения, требующие выполнения в интерактивном режиме.
Отличительной чертой учебников является сюжетное нача- ло, наличие сквозных героев, которые становятся активными участниками процесса обучения и вносят в него элемент зани- мательности, игры, что актуально для детей младшего школь- ного возраста, ведущим видом деятельности которых по-пре- жнему является игровая деятельность (наряду с начинающей доминировать учебной деятельностью).
Учебный комплект «Русский язык. 1—4 классы» соответс- твует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования и рассчитан на пре- подавание русского языка в начальной школе согласно базис- ному (образовательному) плану (5 часов в неделю).
![]() | |||
![]() |
1 класс
«Букварь» (80 ч)
№ п/п | Тема, количество часов | Содержание курса | Характеристика деятельности учащихся |
«Добро пожало- вать!» (вступи- тельный урок) (1 ч) | «Букварь» — первая и самая главная учебная книга первоклассника. Знакомс- тво с «Букварем», его содержательной и сюжетной основой. Расширение представлений о школе, ее назначении и роли в формировании личности, ее социализации. Увеличение лексического запаса уча- щихся по темам «Школа», «Школьная жизнь», «Школьные принадлежности» и др. Активизация познавательной деятель- ности учащихся, создание положитель- ной мотивации к учению, обучению грамоте и т.п. | Участие в обсуждении прослушанных текстов, ответ на вопросы по их содер- жанию, выражение отношения к тому, о чем в них говорится и др. Составление рассказа по сюжетной картинке. Отгадывание ребуса | |
Как мы общаем- ся? (2 ч) | Формирование элементарных представ- лений об общении, его участниках, це- лях общения, различных ситуациях об- щения и др. Практическое овладение формулами ре- чевого этикета путем анализа речевых ситуаций, представленных в сюжетных рисунках. | Анализ ситуаций общения, представ- ленных на сюжетных рисунках, и их «озвучивание», инсценирование. Выбор формул речевого этикета, адек- ватный ситуациям общения. Использование мимики, жестов, сопут- ствующих общению. |
![]() | |||
![]() | |||
![]() |
Мимика и жесты как помощники обще- ния. Средства общения. Передача эмоций при общении на рас- стоянии с помощью смайлов, схематич- но изображающих настроение | Распознавание настроения по мимике, выражению лица. Отгадывание загадок о средствах обще- ния. Обмен опытом общения на расстоянии с помощью Интернета и мобильного телефона | ||
Какой бывает речь? (1 ч) | Устная и письменная речь и их разли- чие. Какая речь возникла раньше — уст- ная или письменная? В чем преимущес- тва устной речи, а в чем — письменной? Примеры использования устной и пись- менной речи в повседневной жизни | Осмысление различий устной и пись- менной речи. Отыскивание на рисунке примеров ис- пользования устной и письменной речи, приведение своих примеров. Осознание необходимости овладения письменной речью | |
Сколько языков на свете? (1 ч) | Множество и многообразие языков мира. Понятие о родном языке. Русский язык как родной язык русского народа и го- сударственный язык России. Иностранный язык — язык граждан других (иных) стран | Осмысление понятия «родной» язык и размышление о том, какой язык явля- ется родным и почему. Сопоставление графического начерта- ния букв разных алфавитов. Ответ на вопрос «Почему русский язык знают все россияне?» с опорой на текст стихотворения о русском языке как го- сударственном |
![]() | |||
![]() | |||
![]() |
№ п/п | Тема, количество часов | Содержание курса | Характеристика деятельности учащихся |
Как устроен язык? (5 ч) | Первоначальные представления о строе русского языка, звуках речи, слоге, слове, предложении, тексте. Ознакомление с общепринятыми схема- ми обозначения звуков речи, слова, предложения. Знаки препинания (точка, восклица- тельный знак, вопросительный знак) и их характеристика. Чтение (произнесе- ние) одного и того же предложения так, как требуют знаки препинания. Понятие о звуках речи. Гласные и со- гласные звуки и их различие. Соглас- ные мягкие и твердые. Обозначение гласных звуков красным цветом, твер- дых согласных — синим, а мягких со- гласных — зеленым. Понятие об ударении. Ударные и безу- дарные слоги. Смыслоразличительная роль ударений. Обозначение звуков на письме буквами. Различие звуков и букв. Осознание необходимости обучения чтению | Опознавание схем звуков, слов, пред- ложений и «чтение» начала сказки «Лиса, заяц и петух» по схемам пред- ложений с рисунками персонажей сказки над ними. Пересказ конца сказки. Различение знаков препинания и чте- ние предложений в зависимости от зна- ка препинания, который стоит в конце предложения. Выявление различий гласных и соглас- ных звуков с опорой на стихотворение В. Берестова. «Озвучивание» картинок и характе- ристика произнесенных звуков по спо- собу образования. Сравнение схем слов, различающихся одним звуком. Наблюдение над цвето- вым выделением гласных, твердых и мягких согласных в схемах слов. Составление схем слов (на слух) под руководством учителя. Определение ударных слогов в схемах слов с рисунками. |
![]() | |||
![]() | |||
![]() |
Наблюдение над изменением значения слов-омонимов в зависимости от места ударения в них. Осознание различия звуков и букв. Отгадывание загадок о героях детских книг | |||
Буквы Аа, Оо, Уу, Ээ (3 ч) | Буквы Аа, Оо, Уу, Ээ,обозначающие гласные звуки [а], [о], [у], [э].Различе- ние начертания изучаемых букв в пись- менном и печатном вариантах. Четкое артикулирование изучаемых звуков. Правильное соотнесение изучаемых звуков и букв. Закрепление зрительного образа изуча- емых букв путём их выкладывания, сравнения с предметами, похожими на них, изображения букв («живые бук- вы»), запоминания стихов, в которых отражены графические особенности каждой буквы, узнавания букв по отде- льным элементам и др. Запоминание звукового образа изучае- мых букв с помощью специальных уп- ражнений. Соотнесение звуковой оболочки слов с частично заполненными буквенными схемами этих слов | Составление рассказа по картинке. Выразительное чтение стихотворений об изучаемых буквах. Разгадывание ребусов с изучаемыми буквами. «Озвучивание» рисунков, с помощью которых закрепляется звуковой образ букв. Слушание или чтение (для умеющих читать) отрывков из книг, герои кото- рых пришли представить изучаемые буквы. Пересказ или инсценирование данных отрывков, «чтение» частично заполненных схем предложений с ин- тонацией, соответствующей знаку пре- пинания в конце предложения. Рассказ о мечтах героев детских книг с опорой на рисунки и рассказ о своей собственной мечте |
![]() | |||
![]() | |||
![]() |
№ п/п | Тема, количество часов | Содержание курса | Характеристика деятельности учащихся |
Буквы Мм, Нн (2 ч) | Буквы Мм, Нн, обозначающие парные твердые и мягкие согласные звуки [м — м’], [н — н’]. Различение письменных и печатных начертаний изучаемых букв. Зрительный образ и звуковой образ изу- чаемых букв. Отработка техники чтения слогов с изу- чаемой буквой в разных позициях в за- бавных рифмовках. Подстановка изучаемых букв в схемы слов. Большая буква в именах собственных. «Чтение» предложений по схемам с ри- сунками | Разгадывание ребусов с изучаемыми буквами. Чтение по ролям или разыгрывание по памяти диалогов из книг, герои кото- рых представляли изучаемые буквы в начале урока. Разыгрывание сценок, представлен- ных в ситуативных рисунках. Рассказ о способах передвижения ска- зочных героев и изобретение своего собственного способа передвижения | |
Буквы Рр (2 ч) | Буквы Рр, обозначающие парные твер- дые и мягкие согласные звуки [р-р’]. Закрепление зрительного и звукового образов изучаемой буквы. Отработка техники чтения слов и сло- гов с изучаемой буквой | Составление рассказа по картинке. Разыгрывание сценок, изображенных на ситуативных рисунках. Нахождение «лишнего» слова среди слов одной тематической группы |
![]() | |||
![]() | |||
![]() |
Буквы Лл (2 ч) | Буквы Лл, обозначающие парные твер- дые и мягкие согласные звуки [л-л’]. Зрительный и звуковой образы изучае- мой буквы. Чтение слогов и слов с изучаемой буквой | Составление рассказа по картинке. Употребление формул речевого этикета при разговоре по телефону | |
Буквы Рр, Лл (1 ч) | Буквы Рр, Лл(закрепление). Написание имен детей с большой буквы. Отработка техники чтения слов с изуча- емыми буквами | «Превращение» одного слова в другое путем замены одной буквы. Толкование значения слов в зависимос- ти от контекста | |
Буквы Ии, ы (3 ч) | Буквы Ии, ы,обозначающие гласные звуки [и], [ы]. Различение звуков [и], [ы]и букв Ии, ы.Выявление графических особенностей буквы ы(состоит из двух частей, бывает только маленькая. Буква икак показатель мягкости пред- шествующего согласного. Буква икак соединительный союз. -и, -ыкак показатели грамматической формы именительного падежа множес- твенного числа имен существительных | Разыгрывание сценок, изображенных на ситуативных рисунках. Объяснение значений слова «иголка» с опорой на текст рифмовки и рисунки. Нахождение «лишних» слов среди су- ществительных, которые употребляют- ся только в форме множественного чис- ла. Игры со словами. Инсценирование скороговорок, дан- ных в форме диалога | |
Буквы Йй (2 ч) | Буквы Йй,обозначающие мягкий со- гласный звук [и’]. Зрительный и звуковой образы изучае- мой буквы. | Толкование значений омографов рой, мойс опорой на рисунки. Нахождение рифмующися слов. Составление рассказа по рисункам — комиксам |
№ п/п | Тема, количество часов | Содержание курса | Характеристика деятельности учащихся |
Отработка чтения слогов и слов с изуча- емой буквой. | |||
Обобщающий урок «Читай! Играй! Запоминай!» (1 ч) | |||
Буквы Гг, Кк (2 ч) | Буквы Гг, Кк,обозначающие парные твердые и мягкие согласные [г-г’], [к-к’].Парные звонкие и глухие звуки [г-к]. Правописание согласных г, кна конце слов. Проговаривание скороговорок. Чтение рассказа с заменой рисунков словами. Правильное интонирование предложений, разных по цели высказы- вания и эмоциональной окраске | Инсценирование отрывков из книг, ге- рои которых представляли изучаемые буквы. Озаглавливание рассказа (выбор заго- ловка из ряда предложенных) | |
Буквы Зз, Сс (2 часа) | Буквы Зз, Сс,обозначающие парные твердые и мягкие согласные [з-з’], [с-с’]. Парные звонкие и глухие согласные [з-с]. Правописание согласных з, сна конце слов. Проговаривание скороговорок с изучае- мыми буквами. Большая буква в кличках животных и птиц | Составление рассказа по сюжетному рисунку. «Озвучивание» рисунков. Составление слов из слогов. Правильное употребление в речи глаго- лов одеть — надеть |
![]() | |||
![]() | |||
![]() |
Буквы Жж, Шш (3 ч) | Буквы Жж, Шш, обозначающие твер- дые согласные [ж], [ш]. Парные звонкие и глухие согласные [ж- ш]. Правописание согласных ж, шна конце слов. Отработка произношения звуков [ж]и [ш]в скороговорках, рифмовках. Выявление неправильного произноше- ния данных звуков в стихотворении П. Синявского «Штранная история». Правописание жи-ши в словах | Инсценирование стихотворения «Штранная история». Подбор слов с противоположным зна- чением (антонимов). Соотнесение подписей с рисунками и установление несоответствий, вызван- ных неправильным употреблением большой буквы в словах, омонимич- ностью слов и т.д. Исправление ошибок. Отгадывание кроссворда. Составление продолжения рассказа по заданному началу и с опорой на сюжет- ные рисунки | |||
Обобщающий урок «Читай! Играй! Запоминай!» (2 ч) | |||||
Буквы Юю, Яя (5 ч) | Ее, | Ёё, | Буквы Ее, Ёё, Юю, Яя, обозначающие сочетание звуков [йэ], [йо], [йу], [йа], и звуки [э], [о], [у], [а]. Буквы е, ё, ю, якак показатели мягкос- ти предшествующего согласного. Запоминание зрительного образа и зву- кового образа изучаемых букв. Обработка чтения слогов и слов с изуча- емыми буквами. Местоимения он (мой), она (моя), оно (моё), они (мои)и их употребление в речи | Рассказ о том, что изображено на рисун- ке. Отгадывание ребусов с изучаемыми буквами. «Озвучивание» рисунков. Проговаривание скороговорок с изуча- емыми буквами. Чтение диалогов в комиксах. Рассказ об экскурсии | |
![]() | |||
![]() | |||
![]() |
№ п/п | Тема, количество часов | Содержание курса | Характеристика деятельности учащихся |
Буква ь (1 ч) | Буква ь, не обозначающая звука. Буква ькак показатель мягкости пред- шествующих согласных. Звуко-буквенный анализ слов | Составление рассказа по картинке. Деление слов на тематические группы | |
Обобщающий урок (1 ч) | |||
Буквы Бб, Пп (3 ч) | Буквы Бб, Пп, обозначающие парные твердые и мягкие согласные [б-б’], [п-п’].Парные звонкие и глухие согласные [б-п].Правописание согласных б, пна конце слов | Озаглавливание текста предложением из него. Разгадывание ребусов и досказывание пословицы. Объяснение смысла данной пословицы | |
Буквы Вв, Фф (3 ч) | Буквы Вв, Фф, обозначающие парные твердые и мягкие согласные [в-в’], [ф-ф’].Парные звонкие и глухие согласные [в-ф].Правописание согласных в, фна конце слов | Решение кроссворда. Рассказ о своем друге/подруге с ис- пользованием слов из кроссворда | |
Буквы Дд, Тт (3 ч) | Буквы Дд, Тт, обозначающие парные твердые и мягкие согласные [д-д’], [т-т’].Парные звонкие и глухие согласные [д-т].Правописание парных звонких и глу- хих согласных д, тна конце слов | Разгадывание ребусов с изучаемыми буквами. «Озвучивание» рисунков. Написание приглашения на день рож- дения с правильным употреблением вежливого Вы. Озаглавливание рассказа |
![]() | |||
![]() | |||
![]() |
Буквы Хх (2 ч) | Буквы Хх, обозначающие парные твер- дые и мягкие согласные [х-х]. Отработка чтения слогов и слов с изуча- емой буквой | Разгадывание ребусов. Размышление о том, над чем можно смеяться, а над чем нет. Нахождение «лишнего» слова среди слов тематической группы «профес- сии». Развернутый ответ на вопрос «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» Выражение отношения к поступкам сказочных героев. Подбор слов, противоположных по зна- чению | |
Буквы Цц (2 ч) | Буквы Цц, обозначающие твердый со- гласный [ц] | Отгадывание загадок. Озаглавливание стихотворений. Толкование фразеологизма. Рассказ о лете | |
Буквы Чч (3 ч) | Буквы Чч, обозначающие мягкий со- гласный [ч’]. Зрительный образ и звуковой образ изу- чаемой буквы. Исправление неправильного начерта- ния изучаемой буквы. Правописание ча-ща, чу-щу | Толкование значений многозначных слов и омонимов. Отгадывание загадок. Ответ на вопрос, которым озаглавлен текст. Различение прямого и переносного зна- чения слов. Исправление неверно определенного времени. Рассказ о своем распорядке дня |
![]() | |
![]() |
№ п/п | Тема, количество часов | Содержание курса | Характеристика деятельности учащихся |
Буквы Щщ (3 ч) | Буквы Щщ,обозначающие мягкий со- гласный [щ’]. Правописание ча-ща, чу-щу | Толкование пословицы. Соотнесение рисунков с текстом и вы- явление несоответствий | |
Буква ъ (3 часа) | Буква ъ,не обозначающая звука. Разделительные ъи ь. Правописание слов с ъи ь | Составление рассказа по картинке. Составление маршрутного листа с опо- рой на карту местности | |
Обобщающие уроки (10 ч) |
1 класс
Учебник (послебукварный курс) (80 ч)
№ п/п | Тема, количество часов | Содержание курса | Характеристика деятельности учащихся |
Наша речь (2 ч) | Красота и уникальность родного языка. Взаимосвязь языка и речи. Осознание необходимости дальнейшего изучения языка как условия развития речи, уме- ния общаться (в ходе чтения и обсужде- ния вступительного стихотворения учебника). | Определение основной мысли стихот- ворения и выражение своего отноше- ния к ней. Толкование пословицы. Практическое овладение диалогичес- кой формой общения: участие в диало- ге на заданную тему. |
![]() | |||
![]() | |||
![]() |
Расширение первоначального представ- ления о речи: Какой должна быть речь? Что значит хорошая речь? Диалог как форма речевого общения. Речевой этикет (при приветствии — прощании, выражении благодарности, извинении и др.) | Размышление над тем, какой должна быть хорошая речь, и поиск ответа на вопрос в текстах разных жанров (ско- роговорка, объявление, стихотворе- ние, загадка, рассказ). Актуализация основных формул рече- вого этикета путем подбора вежливых слов в рифмовках | ||
Слово. Предло- жение. Текст. Большая буква в начале пред- ложения (5 ч) | Слово. Предложение. Текст. Элементарное представление о предложе- нии, его смысловой и интонационной за- конченности, смысловой и грамматичес- кой связи слов, входящих в его состав. Различение набора слов и предложения. Оформление начала и конца предложе- ния на письме: большая буква в начале предложения и один из знаков препина- ния в конце предложения (в зависимос- ти от цели высказывания). Отличие предложения от текста. Элементарное представление о тексте. Различение текста и отдельных предло- жений, не связанных между собой по смыслу | Объяснение смысла пословицы и опре- деление тематической направленнос- ти уроков по изучаемому языковому материалу. Ответы на вопросы по прочитанному тексту. Комплексная работа с текстом: опреде- ление темы, основной мысли, озаглав- ливание, выражение отношения к про- читанному и т.д. Чтение диалога по ролям и его продол- жение. Развернутое высказывание по обсуждае- мой теме/проблеме и его аргументация с опорой на прочитанное, приобретенные ранее знания, жизненный опыт и др. |
№ п/п | Тема, количество часов | Содержание курса | Характеристика деятельности учащихся |
Слова, которые отвечают на вопросы кто?, что? (2 ч) | Первоначальное представление об имени существительном как части речи и его значении предметности в широком смыс- ле слова «предмет». Различение по воп- росам одушевленных и неодушевленных предметов (без введения терминов). Наблюдение над изменением существи- тельных по числам | Толкование пословицы и приведение в пример ситуаций, в которых уместно её употребление. Составление рассказа по сюжетному рисунку. Продолжение диалога на заданную тему. Отгадывание загадок и постановка воп- росов к словам-отгадкам. Участие в игре «Кто-что». Описание своего дома или двора, раз- мышление над тем, как сделать их лучше | |
Большая буква в именах, отчес- твах, фамилиях людей и клич- ках животных (3 ч) | Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей и кличках животных. Различение омонимичных собственных и нарицательных имен существитель- ных и правильное оформление их на письме | Соотнесение текста с рисунками к нему. Рассказ о членах своей семьи. Изготовление и оформление визитных карточек для себя и своих родственников. Чтение СМС и исправление ошибок, специально допущенных в них. Озаглавливание отрывка из повести- сказки «Дядя Федор, пес и кот» и объ- яснение того, почему кот хотел иметь морскую фамилию. Рассказ о происхождении своей фами- лии |
&n
Поиск по сайту©2015-2025 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование. Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных |
Поиск по сайту: Читайте также: Деталирование сборочного чертежа Когда производственнику особенно важно наличие гибких производственных мощностей? Собственные движения и пространственные скорости звезд |