Малые божества, связанные с Вишну




Гарутман, или Гаруда, могучая птица, на которой путешествует Вишну, – малое божество и неизменный атрибут всех вишнуитских храмов. Согласно преданию, он сын мудрых супругов Кашьяпы и Винаты и младший брат Аруны, возничего Бога Солнца. Прославился он тем, что принес чашу с нектаром с небес Индры. Именно этот подвиг и заставил Бога Вишну выбрать Гаруду для своих путешествий.

В буквальном переводе слово «Гаруда» значит «крылья речи». Он, по существу, олицетворяет ведическое знание, которое спустилось к нам на его крыльях из божественного мира.

Изображение Гаруды обычно антропоморфное. У него острый клюв, за спиной два крыла; рук может быть 8, 4 или всего 2. Две руки всегда сложены в жесте поклонения, в других находится раковина, колесо, булава, меч, змея и чаша с нектаром. Образ традиционно размещают по правую сторону от центральной святыни. Может показаться странным, что ложем Богу Вишну служит змей, а путешествует он верхом на орле, своем главном враге! Но это лишь показывает, что он – Бог равновесия и гармонии, и на него возложена задача поддерживать и сохранять эту многоликую вселенную.

Другое божество, неизменно присутствующее в вишнуитских храмах, особенно на Юге, – это Хануман, обезьяний бог. Рамаяна рисует его высокообразованным, с утонченным вкусом, культурным героем. Он силен, мудр, умеет быть преданным – сочетает в себе редкие качества.

Его представляют в двух позах: в обществе Шри Рамы, Ситы и Лакшманы он скромно стоит поодаль или же преданно сидит у ног Шри Рамы. В святилищах, посвященных исключительно ему, Хануман изображен в воинственной позе, с булавой в левой руке и Сандживини в правой.

Помимо этого, оружие Бога Вишну нередко представляют в антропоморфном виде. Тогда его называют Айюдхапуруши (люди-оружие); оно может быть мужского, женского и среднего рода, в зависимости от грамматического рода слова, его обозначающего. Например, булава – женское божество, а диск – божество, не имеющее рода.

Божество Сударшана чакра (диск) изображают на фоне шестиугольника; это человек, ослепительный, как пламя, с 4, 8 или 16 руками, в которых лук, стрелы, трезубец, аркан, стрекало и другие предметы и оружие, а также традиционные вишнуитские атрибуты. Считают, что божество символизирует космическое сознание, волю Бога к преумножению и его беспредельную власть творить и разрушать вселенную. Утверждают, что мантра Сударшана обладает свойством нейтрализовать яды и изгонять злобных духов. Каумодаки, булава Бога Вишну, – женское одноликое божество с двумя руками, сложенными в жесте поклонения; это символ власти и независимости.

Повествование о Боге Вишну было бы неполным без упоминания о Шалаграме (Salagrama), черноватом полированном камне с закругленными краями и отверстием, в котором находятся крошечные окаменелые моллюски – символ Бога Вишну и предмет почитания. Они бывают нескольких разновидностей, представляющих разные ипостаси Бога. Шалаграмы устанавливаются для почитания в храмах или в частных домах. Если такой камень хранится дома, ритуал поклонения становится обязательным.

Вернуться к содержанию книги

Имен Вишну

 

1. ОМ КЕШАВАЯ НАМАХА Имеющий волосы как у льва.

2. ОМ НАРАЯНАЯ НАМАХА Убежище людей.

3. ОМ МАДХАВАЯ НАМАХА Подобный меду родник.

4. ОМ ГОВИНДАЯ НАМАХА Бог коров.

5. ОМ ВИШНУВЕ НАМАХА Всепроникающий.

6. ОМ МАДХУСУДАНАЯ НАМАХА Убийца Мадху.

7. ОМ ТРИВИКРАМАЯ НАМАХА Кто измерил мир тремя шагами.

8. ОМ ВАМАНАЯ НАМАХА Воплощавшийся в виде карлика.

9. ОМ ШРИДХАРАЯ НАМАХА Носящий Шримата на своей груди.

10. ОМ ХРИШИКЕШАЯ НАМАХА Управляющий чувствами.

11. ОМ ПАДМАНАБХАЯ НАМАХА в Его Набхи причина миров.

12. ОМ ДАМОДАРАЯ НАМАХА Достижимый посредством дисциплины.

13. ОМ САНКАРШАНАЯ НАМАХА Тянущий всех вместе.

14. ОМ ВАСУДЕВАЯ НАМАХА Повелитель Васу или сын Васудевы.

15. ОМ ПРАДЬЮМНАЯ НАМАХА Бесконечное, просвещенное богатство.

16. ОМ АНИРУДДХАЯ НАМАХА Никогда не встречающий препятствий.

17. ОМ ПУРУШОТТАМАЯ НАМАХА Высочайший среди Пурушас.

18. ОМ АГХОКШАЯ НАМАХА Известный благодаря обращению внутрь.

19. ОМ НАРАСИМХАЯ НАМАХА Воплотившийся как человек-лев.

20. ОМ УПЕНДРАЯ НАМАХА Выше Индры.

21. ОМ АЧЬЮТАЯ НАМАХА Неизменный.

22. ОМ ДЖАНАРДАНАЯ НАМАХА Угнетатель зла, Спаситель.

23. ОМ ХАРАЯ НАМАХА Устранитель.

24. ОМ КРИШНАЯ НАМАХА Темный.

25. ОМ ВИШНАВЕ НАМАХА Его великолепие проникает через небесный свод и выше.

26. ОМ ПЕШАЛАЯ НАМАХА Очаровывающий Своими даршаном, речью, действием и умом.

27. ОМ ПУШКАРАКШАЯ НАМАХА Его глаза подобны лотосам.

28. ОМ ХАРИНЕ НАМАХА Носящий желтые одежды или Ликвидирующий самсару.

29. ОМ ЧАКРИНЕ НАМАХА Мастер диска, Сударшана чакры.

30. ОМ НАНДАКИНЕ НАМАХА Держащий меч под названием Нандака.

31. ОМ ШАРНГАДХАНВАЯ НАМАХА Имеющий лук под названием Шарнга.

32. ОМ ШАНКХАДХРИТЕ НАМАХА Носящий раковину под названием Панчаджанья.

33. ОМ ГАДАДХАРАЯ НАМАХА Носящий дубину под названием Каумодаки.

34. ОМ ВАНАМАЛИНЕ НАМАХА Носящий гирлянду под названием Ванджаянти.

35. ОМ КУВАЛЕШАЯ НАМАХА Лежащий на животе Шри Шеши.

36. ОМ ГАРУДАДХВАДЖАЯ НАМАХА Его флаг носит эмблему Гаруды.

37. ОМ ЛАКШМИВАНЕ НАМАХА Шри Лакшми живет в Его груди.

38. ОМ БХАГАВАНЕ НАМАХА Он знает начало и конец всех существ.

39. ОМ ВАИКУНТХАПАТАЕ НАМАХА Бог Ваикунтхи.

40. ОМ ДХАРМАГУПЕ НАМАХА Он охраняет Дхарму.

41. ОМ ДХАРМАДХЬЯКШАЯ НАМАХА Он председательствует над Дхармой.

42. ОМ НИЯНТАЯ НАМАХА Он укрепляет мужчин в их соответствующих функциях.

43. ОМ НАИКАДЖАЯ НАМАХА Рожденный много раз для сохранения Дхармы.

44. ОМ СВАСТИНЕ НАМАХА Его природа — Благоприятствование.

45. ОМ САКШИНЕ НАМАХА Свидетель.

46. ОМ САТЬЯЯ НАМАХА Истина.

47. ОМ ДХАРАНИДХАРАЯ НАМАХА Опора Земли.

48. ОМ ВЬЯВАСТХАНАЯ НАМАХА Все основано на Нем.

49. ОМ САРВАДАРШИНЕ НАМАХА Он видит и знает, что сделано всеми существами.

50. ОМ САРВАГЬЯЯ НАМАХА Он есть Все и Знающий Все.

51. ОМ ГХАНАЯ НАМАХА Он непроницаемый.

52. ОМ НАХУШАЯ НАМАХА Он связывает все творения Своей энергией Майя.

53. ОМ МАХАМАЙЯ НАМАХА Верховный Творец иллюзий.

54. ОМ АДХОКШАДЖАЯ НАМАХА Знание о Нем восходит лишь когда внимание обращается внутрь.

55. ОМ ЯГЪЯПАТАЕ НАМАХА Дающий защиту, наслаждение и Бог всех жертв.

56. ОМ ВЕГАВАНЕ НАМАХА Наделяющий высокой скоростью.

57. ОМ САХИШНУ НАМАХА Он рождает двойственность холодного и горячего и т.д. (Ида и Пингала).

58. ОМ РАКШАНАЯ НАМАХА Занимая Свое место на Саттва Гуне, Он защищает Три Мира.

59. ОМ ДХАНЕШВАРАЯ НАМАХА Бог богатства (изобилия).

60. ОМ ХИРАНЬЯНАБХАЯ НАМАХА Он, Чей пупок благоприятен, подобно золоту.

61. ОМ ШАРИРАБХРИТЕ НАМАХА Средства существования и пища.

62. ОМ АННАМЕ НАМАХА Он причина того, что все существа едят.

63. ОМ МУКУНДАЯ НАМАХА Тот, Кто дарует освобождение.

64. ОМ АГРАНИ НАМАХА Он ведет искателей спасения к самой главной обители.

65. ОМ АМОГХАЯ НАМАХА Он Тот, Кто благословляет Своих поклонников.

66. ОМ ВАРАДАЯ НАМАХА Он дарует желаемые блага.

67. ОМ СУБХЕКШАНАЯ НАМАХА Разрубающий все узлы.

68. ОМ САТАМГАТИ НАМАХА Убежище искателей.

69. ОМ СУКХАДАЯ НАМАХА Он наделяет праведных людей счастьем.

70. ОМ ВАТСАЛАЯ НАМАХА Ученики лелеят Его.

71. ОМ ВИРАХАЯ НАМАХА Он разрушает различные стили жизни Кали Юги.

72. ОМ ПРАБХУЕ НАМАХА Искусный в действии.

73. ОМ АМАРАПРАБХУЕ НАМАХА Бог бессмертных.

74. ОМ СУРЕШАЯ НАМАХА Бог Девас.

75. ОМ ПУРАНДАРАЯ НАМАХА Он разрушает большие города врагов девас.

76. ОМ САМИТИМДЖАЯ НАМАХА Победоносный в войне.

77. ОМ АМИТАВИКРАМАЯ НАМАХА Обладающий громадной доблестью.

78. ОМ ШАТРУГХНАЯ НАМАХА Он убивает врагов девас.

79. ОМ БХИМАЯ НАМАХА Все трепещет перед ним.

80. ОМ СУРАДЖАНЕШВАРАЯ НАМАХА Превосходящий доблестью величайших героев.

81. ОМ САМПРАМАРДАНАЯ НАМАХА Он наказывает и мучает тех, кто делает зло.

82. ОМ БХАВАНАЯ НАМАХА Дающий плоды действий.

83. ОМ КШЕТРАГЬЯЯ НАМАХА Знаток местопребывания души.

84. ОМ САРВАЙОГАВИНИСРИТАЯ НАМАХА Бог, свободный от всех привязанностей.

85. ОМ ЙОГЕШВАРАЯ НАМАХА Свободный от привязанностей Бог йогов.

86. ОМ ЧАЛАЯ НАМАХА Он движется в форме ветра.

87. ОМ ВАЙУВАХАНАЯ НАМАХА Он заставляет ветер дуть, или ветер является его колесницей.

88. ОМ ДЖИВАНАЯ НАМАХА В Форме дыхания жизни.

89. ОМ САМБХАВАЯ НАМАХА Проявляющийся посредством Его Собственной свободной воли.

90. ОМ САМВАТСАРАЯ НАМАХА Находящийся в форме времени.

91. ОМ ВАРДХАНАЯ НАМАХА Он Тот, Кто делает все, чтобы развиваться.

92. ОМ ЭКАЯ НАМАХА Он единственный.

93. ОМ НАИКАЯ НАМАХА Он не единственный, так как он имеет много форм.

94. ОМ ВАСУ НАМАХА Все существа пребывают в нем.

95. ОМ ИШАНАЯ НАМАХА Управляющий всем.

96. ОМ ЛОКАДХЬЯКШАЯ НАМАХА Главный наблюдающий Свидетель во всех мирах.

97. ОМ ТРИЛОКЕШАЯ НАМАХА Бог Трех Миров.

98. ОМ ДЖАГАТСВАМИНЕ НАМАХА Властелин Вселенной.

99. ОМ ЮГАВАРТАЯ НАМАХА Он, Кто делает Юги вращающимися.

100. ОМ ВИСТАРАЯ НАМАХА Он, в Ком все миры расширяются.

101. ОМ ВИШВАРУПАЯ НАМАХА Форма Тотальности.

102. ОМ АНАНТАРУПАЯ НАМАХА Он Форма Бесконечности и бесконечны Его Формы.

103. ОМ АВИШИШТАЯ НАМАХА Всепроникающий Правитель всего.

104. ОМ МАХАРДДХИ НАМАХА Чья Слава величайшая.

105. ОМ ПАРЬЯВАСТХИТАЯ НАМАХА Он охватывает Вселенную, проникая везде.

106. ОМ СТХАВИШТХАЯ НАМАХА Он находится в великой форме Вирата.

107. ОМ МАХАВИШНУ НАМАХА Он, Кто проявил Свою развившуюся форму в качестве Бога Иисуса Христа.

108. ОМ КАЛЬКИ НАМАХА Безупречный Всадник самых последних дней.

Шантакарам Бхуджагашаянам Падманабхам

Сурешам Вишвадхарам

Гаганасадрушам Мегхаварнам Шубхангам

Лакшми кантам Камаланаянам Йогибхир

Дхьянагамьям Ванде Вишнум Бхава

Бхая Харам Сарвалокаиканатхам Амен!

Джей Шри Нирмала Вишну!

Вернуться к содержанию книги

Сарасвати


 

В традиции Учения Лайя-йоги считается, что богиня Сарасвати связана в непрерывной линии учителей через род богов Сарасвати. Другие её имена — Вак (Vak), Вагдеви (Vagdevi), Вагишвари (Vagisvari), Бхарати (Bharati), Вани (Vani).

Са́расвати (सरस्‍वती — «богатая водами», «текущая река») — в богиня мудрости, знания, супруга Брахмы.

Некоторые из имен Сарасвати звучат как «дающая существование», «властительница речи и жизни», «высшее знание». Она считается воплощением всех знаний: искусств, наук, ремесел и мастерства.


Сарасвати изображают в виде красивой женщины, одетой в белое, часто сидящей на белом лебеде — символе Сил Света или на лотосовом пьедестале. Белый цвет символизирует чистоту знания. Поскольку Сарасвати является супругой творца вселенной Брахмы, она представляет могущество и интеллект, без которых невозможно упорядоченное творение. Для того чтобы показать, что эта разумная сила является огромной, и абсолютно чистой, она изображается ослепительно белой.

 

Сарасвати не носит драгоценности и золото, одета строго — в знак того, что предпочитает духовные ценности материальным. Обычно её изображают с четырьмя руками, которые символизируют Манас (ум), Буддхи (интеллект), Читта (обусловленное сознание) и Ахамкара (эго). Манас и Буддхи вместе держат Вину — индийскую лютню. Это показывает, что истинно знающие учителя настраивают ум и интеллект ищущего ученика и извлекают из него музыку жизни, символ искусства. Если ум не « настроен», то доминирует умственное возбуждение и дисгармония с миром.

Читта держит Священные писания, подразумевая, что только знание Священных писаний может принести нас к Истине. Сарасвати покровительствует науке и учености.

Ахамкар держит четки, символ духовности, показывающий важность мантр и медитации. Иногда чаша с водой может на изображениях служит символом созидающей и очищающей силы.

 

На некоторых изображениях руки Сарасвати сложены в абхая-мудру (жест защиты) или в варада-мудру (жест благословения). Средством передвижения (ваханой) Сарасвати является лебедь, а ее эмблема — шестиконечная звезда или гексаграмма. Иногда Сарасвати изображают стоящей. Павлин на некоторых изображениях символизирует знание проявленного мира.

Являясь аспектом Тары – Великой Матери всех богинь, Богиня Сарасвати считается богиней речи, изучения, знания и мудрости. Тара в аспекте Сарасвати – это обитель звука и языка. На санскрите «язык» воспринимается как женский термин. На мистическом уровне языки — это языки огня (Агни) или силы Космической речи, исходящей из Пуруши.

 

Однако Тара — Сарасвати — это не только сила речи, но и способность различать вкус и аромат вещей, олицетворение эстетического разума. Именно Тара в аспекте Сарасвати позволяет нам прочувствовать одну и ту же сущность во всех вещах и вкусить небесный нектар блаженства. Тара — Сарасвати наделяет даром поэтического красноречия своих приверженцев, которые стремятся овладеть этими способностями и сознательно почитают свою Богиню. Считается, что поклонники Тары в аспекте богини речи непобедимы в диспутах.

Сарасвати покровительствует ваасту (науке о гармонии внешнего пространства).

 

Существует тонкий энергетический канал Саравати, который простирается от Аджна-чакры к кончику языка и связывает ум с речью, пробуждая вдохновение у поэтов, провидцев и многих других.

Сарасвати есть творческая энергия Брахмы — Бога-Творца Вселенной

Сарасвати олицетворяет божественное первичное слово, манифестацию Абсолюта. Сарасвати именуют богиней речи-ВАК-ДЭВИ и матерью священных Вед.

В Ригведе ей как « царице богов», посвящен гимн — « Дэви-шукта».

Сарасвати всегда спокойна и доброжелательна, носит белые одежды, и украшена белыми цветами, т.к. белый цвет считается цветом знания и чистоты.

Мир Сарасвати — это мир красоты и совершенства, мир, созданный вдохновением худжников, музыкантов, прозрением философов и ученых.

108 имен богини Сарасвати представлены в тексте « Шри сарасвати Аштоттара Щатанамавалих», который рекомендовано читать по средам.
Сарасвати - дэви управляет образованием, разумом, речью.

Тот кто призывает Сарасвати сможет достичь больших успехов в обучении, и никогда не будет забывать прочитанное.


Мантра Сарасвати, которая после 500 000 повторений дарует пряснение разума « АУМ САРСВАТЬЯЙ НАМАХ», биджа мантра Сарасвати« аим».

Сарасвати не переносит беспорядка и грязи, обмана, лицемерия и двойственности, предательства, супружеской неверности, лжи и бранной речи, склонности к болтовне, информационной всеядности, плагиата, любых искажений знания, особенно духовного, грубости и агрессии в поведении, отсутствия культуры, склонности к суете и поспешности в принятии решений.

Сарасвати лишает жизненной силы и покоя тех, кто создает музыку, пишет картины, создает архитектурные проекты, пишет книги и стихи, разрушающие сознание других людей и дисгармонизирующие окружающее пространство.


Богиня Сарасвати проявляет свою энергию через все цветы, имеющие очень сильный и приятный аромат. Например, цветы сирени, жасмина, черемухи, магнолии, яблони.

 

Легенды о Сарасвати

 

Однажды на берегу реки Сарасвати ведический мудрец Васиштха проводил обряд покаяния. Вдруг появился воин, заклятый враг Васиштхи, обращенный в святого Вишвамитру, и сказал реке Сарасвати: « Накрой Васиштху и принеси его мне на своих волнах». Сарасвати колебалась некоторое время, но потом вышла из берегов в том месте, где медитировал Васиштха.

Вишвамитра был очень доволен, но Сарасвати на этом не остановилась. Она потекла на восток, неся на гребне своих волн Васиштху. Вишвамитра понял, Сарасвати решила, что лучше защитить Васиштху, чем причинить ему вред. Он разозлился и проклял Сарасвати, превратив её в реку крови.

Когда бедные мудрецы, жившие на берегах Сарасвати, пришли искупаться, они были шокированы, когда увидели реку крови. Сарасвати взмолилась им: « Я была чистой рекой, но мудрец Вишвамитра приказал мне принести его врага, доброго мудреца Васиштху. Я осознавала, что совершаю зло, но боялась гнева Вишвамитра. Поэтому я унесла Васиштху с того места, где он сидел, и вместо того, чтобы доставить невинного мудреца его жестокому коллеге, я унесла его в более безопасное место. Вишвамитра всё понял и проклял меня. Я чувствую себя такой грязной и униженной. Не могли бы Вы, Мудрецы, очистить мои воды и вернуть мне мою былую чистоту?»

« Конечно могли бы и именно этим мы и собираемся заняться прямо сейчас», — сказали добрые отшельники, которых тронула смелость Сарасвати. Таким образом, при помощи волшебных сил Сарасвити вновь обрела свою чистоту и наполнилась водой. Поэтому её также называют Шонапунья, что в переводе с санскрита означает « очищенная от крови».

Сарасвати, по легенде, произошла изо лба своего отца Брахмы. Как только Брахма увидел эту красивую женщину, он сразу возжелал её, несмотря на то, что она была его дочерью. Сарасвати не нравились знаки внимания этого старого влюблённого бога, она старалась его избегать, но куда бы она ни пошла, везде возникал Брахма. В результате он отрастил себе четыре лица на четырёх частях шеи, а над ними – ещё одну голову, чтобы видеть Сарасвати, даже если она будет двигаться вверх. Но она всё равно избегала его.

Брахма был очень зол. Будучи создателем, он был очень могущественным. Мы не знаем как, но согласно легенде ему удалось жениться на этой неуловимой девушке и сотворить с помощью её ума четыре главных Веды. Согласно легенде Брахма обнаружил, что его жена была слишком отчужденной и рассеянной, для того, чтобы любить её. Он организовал главный обряд жертвоприношения огню, во время проведения которого, его жена была обязана находиться рядом с ним. Он предупредил Сарасвати, чтобы она долго не возилась со своим туалетом и не опоздала к нужному часу. Она должна была занять своё традиционное место слева возле Брахмы. Но Сарасвати так долго собиралась, что час главного совместного жертвоприношения огню мужем и женой прошёл, а они так и не успели совершить обряд. Когда она наконец-то пришла, Брхама был зол. Он вышвырнул Сарасвати, а вместо неё взял дочь мудреца Гайатри.

Сарасвати жила в изгнании, к которому сама стремилась. Её спокойный, бесстрастный взгляд смотрит на прошлое как на самый настоящий опыт. Её способность вспоминать о чём - либо без гнева и чувства обиды является самым великим даром для её детей: писателей, музыкантов и создателей различных форм искусства. Все они боролись с традициями и старыми устоями, но это борьба была не эмоциональной, а интеллектуальной.

Послание Сарасвати заключается в том, что новое и инновационное начало невозможно, если не перерезать « пуповину» старых устоев.

Вернуться к содержанию книги

Имен Сарасвати

 

1 sarasvatī - Сарасвати

2 mahā-bhadrā - Великое счастье

3 mahā-māyā - Великая иллюзия

4 vara-pradā - Благоcловляющая

5 śrī-pradā - Дарующая процветание

6 padma-nilayā - Обитающая в лотосе

7 padma-akṣī - Лотосоокая

8 padma-vaktragā - Лотосоликая

9 śivānujā - Рождённая после Шивы

10 pustakadhṛtā - Держащая книгу (свиток с писаниями)

11 jñānamudrā - Олицетворение знания

12 ramā - Радующая

13 parā - Высшая, Превосходящая

14 kāmarūpā - Принимающая желаемую форму

15 mahāvidyā - Великое знание

16 mahāpātakanāśinī - Уничтожающая великие грехи

17 maha-aśrayā - Великое прибежище

18 mālinī - Увешанная гирляндами

19 mahā-bhogā - Великое наслаждение

20 mahā-bhujā - Великорукая

21 mahā-bhāgā - Совершенная красота

22 maha-utsāhā - Великая сила воли

23 divya-aṅgā - Имеющая божественное тело

24 sura-vanditā - Почитаемая богами

25 mahā-kālī - Великая Кали

26 mahā-pāśā - Держащая огромный аркан

27 mahā-kārā - Осуществляющая великие дела

28 maha-aṅkuśā - Держащая огромное стрекало

29 sītā - Прокладывающая борозду, Вспахивающая [поле деятельности]

30 vimalā - Свободная от грехов, загрязнения

31 viśvā - Являющаяся всем сущим

32 vidyun-mālā - Носящая сверкающую гирлянду

33 vaiṣṇavī - Вайшнави (одна из Матрик)

34 candrikā - Подобная лунному свету

35 candravadanā - Луноликая

36 candralekhavibhūṣitā - Украшенная луной во всех фазах

37 sāvitrī - Являющаяся солнечным светом

38 surasā devī - Богиня, олицетворяющая все прекрасное

39 divya-alaṅkāra-bhūṣitā - Носящая божественные украшения

40 vāk-devī - Богиня речи

41 vasudhā - Источник богатства

42 tīvrā - Стремительная

43 mahā-bhadrā - Великая справедливость

44 mahā-balā - Великосильная

45 bhogadā - Дарующая наслаждение

46 bhāratī - Великая актриса

47 bhāmā - Сильно светящаяся

48 go-vindā - Защитница Земли, коров

49 go-matī - Мать коров

50 śivā - Благая

51 jaṭilā - Длинноволосая

52 vindhyavāsā - Живущая в горах Виндхья

53 vindhya-acala-virājitā - Известная как живущая в горах Виндхья

54 caṇḍikā - Гневная (одно из имён Дурги)

55 vaiṣṇavī - Шакти Вишну

56 brāhmī - Шакти Брахмы

57 brahmajñānaikasādhanā - Единственный путь к знанию о Брахмане

58 saudāminī - Сверкающая подобно молнии

59 sudhāmūrtī - Воплощение нектара бессмертия

60 subhadrā - Великолепная

61 surapūjitā - Почитаемая богами

62 suvāsinī - Благочестиво живущая

63 sunāsā - Прекрасноносая

64 vinidrā - [всегда] Бодрствующая

65 padmalocanā - Лотосоокая

66 vidyārūpā - Пребывающая в форме знания

67 viśāla-akṣī - Игривоокая

68 brahma-jāyā - Слава Брахмы

69 mahā-phalā - Великое достижение

70 trayī-mūrtī - Трехликая

71 tri-kāla-jñā - Знающая о трех периодах (фазах)

72 tri-guṇā - Представляющая три гуны (качества)

73 śāstra-rūpiṇī - Воплощенная в науках

74 śumbha-asura-pramathinī - Мучительница демона Шумбхи

75 śubha-dā - Благословляющая

76 svara-atmikā - Cущность музыкальных звуков (нот)

77 rakta-bīja-nihantrī - Уничтожившая [демона] Рактабиджу

78 cāmuṇḍā - Чамунда (Олицетворение гнева Дурги, одна из Матрик)

79 ambikā - Мать

80 muṇḍa-kāya-praharaṇā - Уничтожившая тело [демона] Мунды

81 dhūmralocana-mardanā - Убившая [демона] Дхумралочану

82 sarvadevastutā - Воспеваемая всеми богами

83 saumyā - Нежная, Прекрасная

84 sura-asura-namas-kṛtā - Уважаемая богами и демонами

85 kālarātrī - Олицетворяющая тёмную ночь

86 kalādhārā - Поддерживающая все искусства, Контролирующая фазы луны

87 rūpa-saubhāgya-dāyinī - Дарующая материальное счастье

88 vāk-devī - Богиня звука

89 varārohā - Увеличивающая благосостояние

90 vārāhī - Варахи (Одна из Матрик)

91 vārijāsanā - Сидящая на лотосе

92 citrāmbarā - Одетая в пёстрые одежды

93 citragandhā - Источающая различные ароматы

94 citra-mālya-vibhūṣitā - Украшенная разноцветными цветами (гирляндами из цветов)

95 kāntā - Желанная

96 kāmapradā - Дарующая желаемое

97 vandyā - Почитаемая

98 vidyādharā - Контролирующая знание

99 supūjitā - Почитаемая благими способами

100 śvetāsanā - Восседающая на белом облаке

101 nīlabhujā - Тёмнорукая, Синерукая

102 catur-varga-phala-pradā - Дарующая результаты четырех целей жизни

103 catur-ānana-sāmrājyā - Смотрящая за четырьмя дверями (входами)

104 raktamadhyā - Опьянённая кровью

105 nirañjanā - Очищающая, Представляющая полную луну (день полнолуния)

106 haṃsāsanā - Сидящая на лебеде,

107 nīla-jaṅghā - Тёмноногая, Синеногая

108 brahma-viṣṇu-śiva-atmikā - Сущность Брахмы, Вишну и Шивы

 

evaṃ sarasvatī devyāḥ nāmnāmaṣṭottaraṃ śatam

Таковы сто восемь имен Сарасвати Деви

 

iti śrī sarasvatyaṣṭottaraśatanāmastotraṃ sampūrṇam

Так заканчивается священная Сарасвати аштоттара-шатанама стотра

Вернуться к содержанию книги

 

 

Имен Богини Дурги

 

Дурга - Недосягаемая

Деви - Божественная

Трибхуванешвари - Богиня трех миров

Яшода-гарба-самбхута - Появившаяся из утробы Яшоды

Нараяна-вара-прия - Любящая дары Нараяны

Нандагопакуладжата - Дочь рода Нанда-гопы

Мангалья - Благоприятная

Кулавардхини - Создательница Семьи

Камсавидраванакари - Угрожающая Камсе

Асуракшаямкари - Уменьшающая число демонов

Шилатхата-виникшибда - Отброшенная Камсой при Ее рождении

Акашагамини - Вознесшаяся в небеса

Васудевабхагини - Сестра Васудевы

Дивамалья-вибхушита - Украшенная прекрасными гирляндами

Дивьямбарадхара - Прекрасно облаченная

Кхадгакетака-дхарини - Держащая меч и щит

Шиваа - Благая

Пападхарини - Хранящая грехи других

Варада - Дарующая блага

Кришна - Сестра Кришны

Кумари - Дева

Брахмачарини - Соблюдающая безбрачие

Баларкасадрушакара - Подобная восходящему солнцу

Пурначандра-нибханана - Прекрасная, словно полная луна

Чатурбхуджа - Четырехрукая

Чатурвактра - Четырехликая

Пинашрони-пайодхара - Обладающая большой грудью

Маюра-пичхавалайя - Носящая браслеты с павлиньими перьями

Кейюранга-дадхарини - Украшенная различными видами браслетов

Кришначхависама - Великолепием подобная Кришне

Кришна - Обладающая темным цветом лица

Санкаршанасаманана - Равная Санкаршане (Вишну, Кришне)

Индрадхваджа-самабахудхарини - Та, Чьи плечи подобны флагу Индры

Патрадхарини - Держащая кувшин

Панкаджадхарини - Держащая лотос

Канттадхара - Держащая шею Шивы

Пашадхарини - Держащая веревку

Дханурдхарини - Держащая лук

Махачакрадхарини - Держащая чакру (диск)

Вивидайюдхадхара - Носящая различное оружие

Кундала-пурна-карана-вибхушита - Носящая серьги, закрывающие уши

Чандрависпардимукха - Прекрасная, словно луна

Мукутавираджита - Украшенная сияющей короной

Шикхипичхадваджа-вираджита - Обладающая флагом из павлиньих перьев

Каумаравратадхара - Хранящая обет девственности

Тридивабхавайиртри - Богиня трех миров

Тридашапуджита - Богиня небожителей

Трайлокьяракшини - Защитница трех миров

Махишасурананини - Уничтожившая Михашасуру

Прасанна - Радостная

Сурашрештха - Высшая среди небожителей

Шива - Являющаяся половиной Шивы

Джайя - Победоносная

Виджайя - Завоевательница

Санграмаджайяпрада - Дарующая победу в войне

Варада - Награждающая

Виндхьявасини - Живущая в (горах) Виндхья

Кали - Обладающая темным ликом

Кали - Богиня смерти

Махакали - Супруга Махакалы

Сидуприйя - Любящая напитки

Мамсаприйя - Любящая мясо

Пашуприйя - Любящая всех живых существ

Бхутанушрута - Доброжелательница бхутаганов

Варада - Дарующая

Камачарини - Действующая по Своей Собственной воле

Папахарини - Разрушительница грехов

Кирти - Обладающая славой

Шри - Благая

Дхрути - Храбрая, доблестная

Сиддхи - Успешная

Хри - Святая песнь гимнов

Видхья - Знающая

Сантати - Дарующая результат

Мати - Мудрая

Сандхья - Сумерки

Ратри - Ночь

Прабха - Рассвет

Нитья - Вечная

Джьотсана - Сияющая словно пламя

Кантха - Светящаяся

Кхама - Воплощение прощения

Дайя - Сострадательная

Бандхананашини - Устраняющая привязанности

Моханашини - Разрушающая желания

Путрапамритьюнашини - Поддерживающая при внезапной смерти сына

Дханакшайянашини - Контролирующая уменьшение богатства

Вьядхинашини - Победительница болезней

Мрутхьюнашини - Уничтожительница смерти

Бхайянашини - Устранительница страха

Падмапатракши - Та, Чьи глаза похожи на лист лотоса

Дурга - Уносящая страдания

Шаранья - Дарующая прибежище

Бхактаватсала - Любимая преданными

Саукхьяда - Дарующая благополучие

Арогьяда - Дающая хорошее здоровье

Раджьяда - Дарующая царство

Айюрда - Дарующая долгую жизнь

Вапурда - Дающая прекрасную наружность

Сутада - Дарующая результат

Правасаракшика - Защитница странствующих

Нагараракшика - Защитница земли

Санграмаракшика - Защитница в войнах

Шатрусанката-ракшика - Защищающая от горя, приносимого врагом

Атавидух-кхандхара-ракшика - Защищающая от невежества и несчастий

Сагарагириракшика - Защитница морей и гор

Сарвакарьясиддхи-прадайика -Дарующая успех во всех действиях (начинаниях)

Дурга - Божественная Дурга

 

Вернуться к содержанию книги

Вахан Лакшми – Гаруда

Гаруда (санскр."Большекрылый") - божественный царь всех птиц, по могуществу равный Солнцу, приближенный великого бога Вишну, перед которым трепещут змеи, наги и простые смертные.

Гаруда (мифическое существо) — вахана Вишну. Он имеет очень почтенных предков, являясь сыном мудреца Кашьяпы (Kasyapa) и его жены Винаты (Vinata).

Его младший брат Аруна (Aruna) — возничий бога-солнца Сурьи.

У Гаруды голова, крылья, когти и клюв птицы, а тело и ноги - человека; у него белое лицо, красные крылья и золотое тело. Когда он родился, то так сиял, что ему по ошибке стали поклоняться как Агни, богу огня.

Гаруда - тот, кто получил бессмертие от самого Вишну, став с тех пор его носителем.

Гаруда является олицетворением транспортирующей силы звука, особенно священных ведических заклинаний, из которых состоит его тело.

Гаруде было дано право пожирать "дурных" людей, отсюда и его имя - "пожиратель".

Гаруда - птица-божество, царь всех птиц, вылупился из огромного яйца, через пятьсот лет после того, как его снесла Вината - дочь махариши Дакши, жена святого Кашьяпы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: