Гаджиты и школа. В чем тут проблема?
«Как вернуть ребенка в школу?» С этимвопросом ко мне на консультацию пришла мама 15-летнего подростка.
Разговариваем. Выясняется, что сын учится в 8 классе и не хочет ходить в школу, просит перевести его на домашнее обучение, потому что он устает, у него начались головные боли, и вообще он себя плохо чувствует.
Разговариваем дальше. Оказывается, что у мальчика нет друзей ни среди одноклассников, ни во дворе. Он не ходит гулять, не занимается ни в каких секциях и кружках. Он сидит дома, а чаще всего лежит и смотрит в телефон.
Маме помогает в домашних делах, особенно когда мама отберет телефон. Он быстро сделает то, о чем она его просит, и снова на кровать и за телефон.
У подростка своя комната, и мама часто замечает, что он не спит по ночам, а общается со своим другом – телефоном. Спит днем. «Он перепутал день и ночь» - говорит мама.
За последний месяц с подобными вопросами ко мне обращались несколько родителей, которые в тупике, потому что не знают, как оторвать подростка от телефона.
Они предпринимают разные попытки: наказывают, лишают карманных денег, а чаще всего – отбирают телефон, который им приходится довольно быстро возвращать, потому что детям нужен телефон для получения материалов для школы, потому что подросток обещает выполнять все, что его попросят, да и напрягают скандалы и ссоры, которые начинают происходить между ними и детьми.
Во всех этих случаях налицо проблема: зависимость от гаджитов разной степени. Все родители, которые сталкиваются с это проблемой, знают, насколько это серьезно.
Наверное многие родители прочитали в инете про эксперимент Мурашевой? Я вам его напомню. 68 подростков. Им надо было 8 часов днем не брать в руки гаджет: телефон, компьютер, планшет, а всем остальным можно было заниматься, как обычно.
Что в результате? Смогли трое 8 часов прожить без телефона. У 27 детей, чуть меньше половины, начались телесные проявления: у кого-то тошнота, у кого-то головокружения, у кого-то озноб. У 5 подростков состояние дошло до острой панической атаки, т.е. буквально до приступа только потому, что они просто отложили телефон в сторону.
Что говорили дети:
«Я больше не могу», «Мне кажется, что я сейчас взорвусь», «Мне кажется, что у меня голова лопнет» и т.п.
У подростков появились навязчивые мысли, они начали ощущать страхи, тревогу, беспокойство.
У некоторых начиналась ломка, появились суицидальные мысли.
Поэтому, если у подростка уже сформировалась зависимость от гажджитов второй или особенно третьей стадии, то лишения их телефонов может быть чревато серьезными последствиями.
Если Ваш подросток часто общается с телефоном, то попробуйте определить степень его зависимости.
Стадия увлеченности
Это по сути не зависимость, это когда у ребенка здоровое отношение, интерес, любопытство.
Технологии действительно помогают нам решить какие-то свои задачи, отдохнуть, отвлечься, развлечься, почему бы и нет?
Но когда встает выбор между реальной и вертуальной жизнью, то ребенок в стадии легкой увлеченности, выбирает реальную жизнь.
Если ему предложить початиться в инете или пойти потусоваться с друзьями, то он пойдет тусоваться. Для него вертуальное общение что-то такое отдельное.
Стадия потребности
Она наступает тогда, когда гаджет превращается в то, что нужно. Это уже какая-то ценность, какая-то частичка, важная для меня. И для меня это уже значимо. Я уже не могу представить себе жизнь без компа, телефона, без инета.
Уже определенные потребности подросток удовлетворяет в вертуальном мире.
1. Потребность достижения успеха.
В реальном мире у него не очень с этим получается, поэтому он идет в инет. Быть успешным победителем в инет играх ему легче, чем в реальной жизни.
2.Подросток не доволен своим социальным общением, не складываются отношения с друзьями, ему гораздо легче чатиться в социалке.
Они начинают уже выбирать вертуальную реальность. Ему здесь комфортнее и на все его потребности инет отвечает.
На этой стадии возникают сложности с ограничениями. Если вы пытаетесь наложить какие-то лимиты, поставить родительский контроль, особенно если он у вас до этого не стоял, то часто бывает взрыв, агрессия: «Как я буду без телефона? Да вообще, это мое право», т.е. уже не совсем здоровые реакции. Подросток пытается нам внушить, что это его исконное право на постоянный доступ в инет, и это наша обязанность обеспечить его новейшей моделью телефона.
Стадия зависимости
Это уже совсем сложная стадия, когда исчезает социальное общение, исчезают друзья в реальном мире, хотя вертуальные еще могут быть.
И если семья собираетесь куда поехать, и у ребенка может не быть инета, у него начинается тревога: «А вдруг не будет инета, что я буду делать?»
Это может быть действительно до приступов, до панических атак, до тяжелых приступов агрессии, когда ребенок совершенно не в адекватном состоянии будет реагировать на то, что вы, например, забираете у него телефон.
Последствия здесь могут быть самые непредсказуемые. И с этой стадией нужно быть очень осторожными и аккуратными, потому что подростки себя уже не контролируют вообще.
Без гаджита он не может себя ничем занять. У него есть один мир – вертуальный. Бывает, что он сочетается иногда со школой, но у таких детей не может быть интереса к учебе, к будущей жизни, потому что у них вся жизнь в вертуальном пространстве. У них нет никакой мысли чему-то поучиться, что-то поделать, пойти на какой-то кружок, получить дальнейшее образование.
Единственное, чего вы можете от него добиться, что он хочет быть блокером, стримером, тик-токером, ютубером. т.е. он будет продолжать свою жизнь в этом пространстве. Вылезать отсюда он не собирается. Ему тут безопасно, комфортно.
К сожалению, есть случаи, когда практически уже взрослый человек живет в вертуальной реальности и не видит необходимости выходить из дома.
Причины возникновения зависимости от гаджитов и кто из детей находится в зоне риска мы рассмотрим с вами позднее.
А пока поговорим что делать, если вы понимаете, что такая опасность у вашего подростка уже появляется.
Профилактика зависимости.
1.Могут действовать правила пользования гаджитами, которые вы устанавливаете для вашего ребенка. (Здесь важно знать возрастные нормы пользования гаджитами и придерживаться их).
2.Могут быть эффективными ограничения пользования гаджитами в тех или иных возникающих у подростка ситуациях, которые вы устанавливаете и обговариваете со своим подростком. (Хорошо, если ограничения будут логичными и разумными).
3.Если есть возможность поставить на все устройства автоматическое включение, выключение и регуляцию контента, то проще жить будет всем.
Пример из практики. Был вопрос зависимости у подростка. Вопрос решился очень просто - технически: блокировкой тех приложений, которые не нужны во время учебного процесса. Все было заблокировано и открыты только те приложения, которые нужны для учебы. Вот и все. Конфликтов стало гораздо меньше. А ребенок теперь совершенно спокойно обходится без гаджита. Когда они недавно ездили отдыхать всей семьей, он забыл зарядку от телефона и спокойно при этом себя чувствовал, совершенно спокойно реагировал, что нет возможности залесть в инет.
Главное нужно понимание, что если вы видите, что у ребенка возникает ситуация с зависимостью, то эту ситуацию нужно прорабатывать, потому что само собой не рассосется. Каким образом мы ее прорабатываем?