Приставки на –З и –с
1. Вспомнить, что данная формулировка задания отправляет к изменяемым приставкам на письме. Это приставки, оканчивающиеся на –З, - С: БЕЗ-; БЕС-; ВОЗ-; ВОС-; (ВЗ-; ВС), ИЗ-; ИС-; НИЗ-; НИС-; РАЗ-; РАС-; РОЗ-; РОС-; ЧРЕЗ-; ЧРЕС-.
2. Подчеркнуть в данных предложениях слова, в которых встречается данные буквенные сочетания.
3. Подчеркнутые слова разобрать по составу, чтобы убедиться, что данные слова можно отнести к словам с приставками на –З; -С. (Не забудьте подобрать родственные слова других частей речи, желательно без приставки!!!)
4. Ещё раз прочитать задание, проверив на какую букву должна заканчиваться приставка, с какой звук обозначает первая буква корня!
5. Записать найденное слово (-а) в бланк ответов в той форме, в какой оно написано в предложении.
Например:
- Из предложения выпишите слово (-а), правописание ПРИСТАВКИ в которых определяется правилом: «На конце приставки пишется –С, если после неё следует буква, обозначающая глухой согласный».
Однажды поэт, чтобы описать Москву и Кремль, поднялся на его самую высокую башню – колокольню Ивана Грозного, откуда долго рассматривал древний город: дома, памятники, дворцы, Москву-реку…
К типу заданий «Правописание приставок, оканчивающихся на –З; -С» относятся следующие часто встречающиеся формулировки:
§ Из предложений № … выпишите слово (-а), правописание ПРИСТАВКИ в которых определяется правилом: «На конце приставки пишется –З, если после неё следует буква, обозначающая звонкий согласный»
§ Из предложений № … выпишите слово (-а), правописание ПРИСТАВКИ в которых определяется правилом: «Если после приставки следует звонкий согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая звонкий согласный звук»
|
§ Из предложений №… выпишите слово (-а), правописание буквы ПРИСТАВКИ в котором (-ых) зависит от качества следующего согласного звука.
§ Из предложений № … выпишите слово (-а), правописание ПРИСТАВКИ в которых определяется правилом: «На конце приставки пишется –С, если после неё следует буква, обозначающая глухой согласный».
ПРИСТАВКИ (зависят от ударения)
1. Вспомнить, что от ударения зависит правописание приставок НЕ-; НИ-; (под ударением пишется НЕ-, без ударения НИ- в отрицательных и неопределенных местоимениях) РАЗ- (РАС-); РОЗ- (РОС-) (под ударением пишется РОЗ- (РОС-), без ударения РАЗ- (РАС-).
2. Во всех словах данных предложений подчеркнуть слова, в которых встречаются слова с данными приставками.
3. Разобрать слова по составу, чтобы убедиться, что в слове есть данные приставки, подобрав однокоренные слова разных частей речи.
4. Найденное слово записать в бланк ответа в той форме, в которой оно дано в предложении.
Например:
В 3. Из предложений №… выпишите слово (-а), в котором (-ых) правописание ПРИСТАВКИ зависит от ударения.
Немало в жизни я повидал всяких красот. Я, например, когда испытываю нечто вроде молитвы, то вижу себя на берегу старой Ангары, которой теперь нет.
Приставки ПРЕ- и ПРИ-
1. Вспомнить, что данная формулировка задания отправляет к изменяемым приставкам на письме. Это приставки ПРИ-; ПРЕ.
2. Вспомнить, что правописание изменяющихся приставок ПРИ-; ПРЕ зависит от значения:
ПРЕ- | ПРИ- |
· когда она придает словам значение предельной степени действия, превосходящего какую-либо меру, или высшей степени качества: превозносить, превышать, преувеличивать, превосходить, преуспевать; превосходный, прехорошенький, премилый, премило; · когда она имеет значение приставки пере-: преградить (перегородить), превратить, прекратить, предание (передать), преступить (переступить), превратный (перевернутый), преемник (перенимать). | · пространственной близости, смежности: приморский, Приамурье, прибрежье, пристанционный, приусадебный; · прибавления, приближения, присоединения: приклонить, пригнать, привести, привязать, примерзнуть, пристегнуть; · неполноты действия: привянуть, приоткрыть, прилечь, приспустить, приутихнуть; · доведения действия до конца, до определенного результата: приискать, прикончить, приглушить (заглушить совсем), приучить, придумать, прирезать; · совершения действия в собственных интересах, усиленного проявления действия: приглядеться, прикарманить, приманить, принарядиться, припрятать, присвоить, прислушаться; · сопутствующего действия: припевать, присвистывать, пританцовывать. |
ЗАПОМНИ СЛОВА, в которых правописание приставок ПРИ – ПРЕ- зависит от их лексического значения:
|
· пр и творить(дверь) = чуть-чуть закрыть, прикрыть
пр е творить(мечту в жизнь) = осуществить
· пр и бывать(на вокзал) = приезжать
пр е бывать(на вокзале) = находиться
· пр и зреть(сироту) = помочь ей, приютить
пр е зирать(врага) = плохо относится к нему, не уважать
· пр и дать(форму) = добавить, подправить
пр е дать(друга) = изменить ему, выдать
· пр и ступить(к выполнению упражнения) = начать
пр е ступить(через закон) = нарушить
|
· пр и клоняться(к дереву) = чуть-чуть прикоснуться
пр е клоняться(перед подвигом) = испытывать уважение
· пр и падать(на левую ногу) = чуть-чуть прихрамывать
пр е подать(урок) = научить чему-либо
· пр и дел(к дому) = добавить, пристроить
пр е дел(чувств) = крайность, последняя грань
· пр и емник(“Маяк”) = аппарат, принимающий радиоволны
пр е емник(отца) = продолжатель
· пр и ходящий (врач) = кто приходит
пр е ходящее(значение) = временное
3. Подчеркнуть в предложении слова с приставками ПРИ-; ПРЕ-
4. Разобрать подчеркнутые слова по составу. Обязательно подобрать однокоренные слова другой части речи.
5. В найденном слове или словах проверить значение приставки
6. Записать слово (-а) в бланк ответа в той форме, в которой оно (-и) дано (-ы) в предложении.
Например: Из данных предложений выпишите слово (-а), правописание ПРИСТАВКИ в которых определяется правилом: «Если приставка имеет значение совершения действия не в полном объеме, то в ней пишется буква И».
Какая стоит необыкновенная тишь! В предчувствии холодов притихли птицы. Ветка слегка пригнулась и прикоснулась к твоему лицу. Беспредельная радость охватывает тебя.
К типу заданий «Правописание приставок, зависящих от значения» относятся следующие часто встречающиеся формулировки:
§ Из предложений №... выпишите слова, правописание ПРИСТАВКИ в которых зависит от их значения.
§ Из предложений №... выпишите слова с приставкой, обозначающей неполноту (и др) действия…
Неизменяемые приставки
1. Вспомнить приставки неизменяемые на письме: О-, У-,В-, С-, ВО-, ДО-, ЗА-, НА-, ПО-, ОТ-, ОБ-, ПОД-, НАД-, ПРО-, ПРЕД-, ПЕРЕ- и др.
2. Выделить в предложении слова с данными приставками.
3. Разобрать выделенные слова по составу, чтобы убедиться в наличие в них неизменяемых приставок, подобрав однокоренные слова других частей речи.
4. Занести слово (-а) в бланк ответа в той форме, в которой слово используется в предложении.
Например:
В3. Из предложений №… выпишите слова с неизменяемыми на письме приставками.
Бывают случаи, когда книга, мирно лежащая у нас на полке, незаметно теряет своё обаяние. Она сливается с другими.
К типу заданий «Правописание приставок, неизменяющихся на письме» относятся следующие часто встречающиеся формулировки:
§ Из предложений № … выпишите слово (-а), в ПРИСТАВКЕ которого последний согласный звук оглушается, но на письме не изменяется»
Большинство приставок в русском языке являются неизменяемыми, т.е. вне зависимости от звучания в той или иной позиции они пишутся единообразно. | |
О- | окликнул, остановка, осадок, онеметь |
ДО- | добраться, дойти, догадка |
ПО- | поверье, подворье, порезать, полагаться |
ПРО- | проварить, пробел, проделка, произрастать |
ПРА- | в особом значении: прабабушка, праязык |
НА- | нападение, накрыть, нагнать |
ЗА- | задаваться, заключенный, забрать, забить |
НАД- (НАДО-) | надкусить, надтреснуть, надписать, надорваться |
ПОД- (ПОДО-) | подтаять, подточить, подсказать, подождать |
ОТ- (ОТО-) | отдать, отдых, отодвинуть, открыть |
ОБ- (ОБО-) | обстричь, обточить, обтереть, обойти |
В- (ВО-) | всласть, вшить, вцепиться, вовлечь |
ПРЕД- | председатель, предшественник, предрешать |
ПЕРЕ- | перегной, перелить, перекос |
С-(СО-) | сдвинуть, сбиться, сберечь, согнуться |
ПОМНИ! Что приставки, оканчивающиеся на звонкий согласный, могут перед глухим согласным ОГЛУШАТЬСЯ. | ПОМНИ! Что приставки, оканчивающиеся на глухой согласный, могут перед звонким согласным ОЗВОНЧАТЬСЯ. |
Приставки через дефис
1. Вспомнить, что только в наречиях приставка пишется через дефис: приставка ПО- (если в слове есть суффиксы –ОМУ; -ЕМУ; -И), приставка В- (ВО-) (если есть суффиксы –ЫХ; -ИХ)
2. В данных предложениях подчеркнуть (или выписать) слова, написанные через дефис.
3. Проанализировать выделенные слова: почему в них пишется дефис (наличие приставок ПО-; В- (ВО-)
4. Найденное слово записать в бланк ответа в той форме, в которой оно дано в предложении.
Рассуждаем:
1. Вспомнили, что дефис в приставках пишется только в наречиях с приставками ПО-; В- (ВО-)
2. Выписать из предложения слова, написанные через дефис. Только одно слово: по-своему.
3. Данное слово отвечает на вопрос: как?, имеет приставку ПО- и суффикс –ОМУ.
4. Записываем слово «по-своему» в бланк ответов.
К типу заданий «Правописание приставок через дефис» относятся следующие встречающиеся формулировки:
§ Из предложений № … выпишите слово (-а), правописание приставки в котором зависит от наличия определенного суффикса
задание (с экзаменационных текстов 2017г.)
На …З, или …С Приставка С- не входит в эту группу. 1) «В приставках, оканчивающихся на -З и -С, перед звонкими согласными пишется З, перед глухими согласными — С». 2) правописание приставки зависит от глухости — звонкости последующего согласного. | Рас сказал, ис пуганно, бес корыстных, вс помнить, вз рывов, раз валин, вс поминает, вс помнила, раз думывая, бес следно, бес словесным, рас сказывая,, рас сказывал, рас спросами, ис портил, раз говор, бес спорным, рас сказывала, вос хваляют, из балованности рас сыпаются,, рас хотел, рас кроем, рас хватали, ис пугался, рас сердиться, вос пел, раз лилась, раз битых, рас печатывает, раз вернувшись, ис худалого, раз везли, рас терялась, ис портил, рас терялась, бес поворотно, рас тирал, раз дался, рас смеялся, рас ставаться, бес честных, не рас траченной, вз растил, рас терялся. рас ставил, ис пахали, без звучно, из балованности, без различием, вз дохнула, | 1) В слове РАССКАЗАЛ правописание приставки определяется правилом: «В приставках, оканчивающихся на З и С, перед звонкими согласными пишется З, перед глухими согласными — С». В слове НЕИЗВЕСТНЫЙ нет приставки ИЗ. (Источник: не/изве́стн/ый 2) «успокаивает» приставка У 3) сгорит – с – неизменяемая приставка, 4) расстояние – нет прист. |
Приставка пишется всегда одинаково независимо от произношения. Неизменяемая приставка (+ с-) | о кружили, за ранее, с низу, от крою, в скоре, с жал, с горевшие, с держалась (звук озвончается) | В слове скры́/ть(ся)−скрытных нет приставки. |
ПРИ- 1) написание приставки определяется её значением «неполнота действия», «приближение», «присоединение», «расположение вблизи чего-либо» | при тронулся, при бегал, при щурился, при творив, при ехал, при шёл, при ходят, при остановился, при едет, при тихший, при ходит, при наряженных, при поднимала, при мчался, при вели, при сылают, при ходят, при открыть, при сел, при открыв, при делал, при шёл, при брежном, при крыла, рас терялся, при поднимал, при жали, при шли, при вокзальный, // при тормозил, при встал, при крывала, при нес, при поднял, при жавшись, при бежал, при жимая, при остановился, при плывёт. при щуренными, при остановился, при крой, при кован (присоед.), при город (располож.вблизи) | Слово «присох» в данном контексте синоним застыл, замер, в этом слове нет неполноты действия. При несите – «приближение» |
Через дефис | Приставка ПО пишется через дефис в наречиях с суффиксом -ОМУ,-ЕМУ: по -летнему, по -другому. | + КОЕ-кто, КОЕ-что. |
От ударения | Раз, рас – без ударения Роз, Рос – под ударением. Не – НИ: ни чего, ни кого, |
ПРАКТИКА.
1. Из предложений 27—33 выпишите слово, в котором правописание согласной в приставке зависит от последующего согласного звука.
(27)Взрослых нигде не было видно. (28)Николай двинулся между рядами, осматривая лица совсем маленьких людей, глядевших на него кто с удивлением, кто с безразличием, как вдруг за спиной услышал чей-то голос:
— (29)Вы как тут оказались?!
(30)Он обернулся. Перед ним стояла женщина — медсестра, наверное.
(31)А Николая била в висок ужасная мысль. (32)Он знал, был уверен, но ему требовалось подтверждение, и он спросил: — (33)Их бросили?
2. Из предложений 36—45 выпишите слово, в котором правописание согласной в приставке зависит от последующего согласного звука.
(З6)Марья Павловна вздохнула, провела рукой по лбу и
медленно пошла домой. (37)Лёвка скорчил гримасу.
— (38)Подлизывается... (39)А вредная всё-таки, — он покрутил головой. — (40)И правда, сама виновата... (41)Думает, если мы дети, так мы и постоять за себя не сумеем!
— (42)Фи! — свистнул Лёвка. — (43)Плакса какая! Подумаешь — рыжий кот пропал!
(44)Так прошло ещё несколько дней. (45)Все соседи включились в поиски кота, а несчастная Марья Павловна совсем отчаялась и слегла с сердечным приступом.
3. Из предложений 1—5 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением — «неполнота действия».
(1)Она возникла перед взглядом Алексея как-то вечером, в час бешеного приступа его боли, и мимо не прошла, задержалась. (2)Это уж потом узнал Пряхин, что работает тётя Груня не санитаркой, не медсестрой, а вахтёршей, сидит при входе, а после смены обходит госпитальные палаты, чтобы кому водички подать, кому подоткнуть холодное суконное одеяльце, хотя никто её об этом не просил. (3)Только разве надо просить, когда война, когда люди нуждаются в сострадании больше, чем в хлебе? (4)И неграмотная старуха бродила вечерами между коек, взбивая подушки, кладя компрессы на жаром пышущие лбы и приговаривая, приговаривая какие-то словечки, то ли убаюкивая ими, то ли сказку какую волшебную рассказывая.
(5)Вот так же вошла она в Алексеев взгляд, в его расширенные болью зрачки, приложила ладошку к щеке, как-то удобно облокотилась, постояла минуточку, вздохнула и наклонилась к Пряхину, неожиданно сильно, но аккуратно приподняла одной рукой его голову, а другой взбила подушку.
4. Из предложений 19—24 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением — «Приближение».
(19)Прислушивайтесь к своим чувствам, наблюдайте окружающий вас мир и пишите. (20)Но пишите так, как вы чувствуете, и так, как вы видите, а не так, как до вас чувствовали и видели другие поэты, пусть даже самые гениальные. (21)Будьте в искусстве независимы, принесите новое. (22)Этому можно научиться. (23)И тогда перед вами откроется неисчерпаемый мир подлинной поэзии. (24)Вам станет легче дышать.
5. Из предложений 37—44 выпишите слово, в котором правописание согласной в приставке не зависит от последующего согласного звука.
(37)И вот настал час прощания.
– (38)Я буду плакать о тебе, — вздохнул Лис.
– (39)Я ведь не хотел, чтобы тебе было больно, — сказал Маленький принц. — (40)Ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил...
– (41)Да, конечно, — сказал Лис. (42)Он умолк. (43)Потом прибавил:
– (44)Поди взгляни ещё раз на розы, а когда вернёшься, чтобы проститься со мной, я открою тебе один секрет.
6. Из предложений 1—3 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует звонкий согласный, то на конце её пишется З».
(1)Город кончался, и вскоре показалось море.
(2)Оно было мелким и плоским. (3)Волны не обрушивались на низкий берег, а тихо и неторопливо наползали на песок и так же медленно и беззвучно откатывались, оставляя на песке белую каёмку пены.
7. Из предложений 30—34 выпишите слово, в котором приставка имеет значение присоединения.
(30)Однажды Евгения Ивановна не выдержала и решила проникнуть в таинственную жизнь своего ученика. (31)После звонка она выскользнула из класса вслед за Костой и, прячась за спины прохожих, проводила его до дома. (32)Коста исчез в подъезде и минут через пять появился снова. (33)Даже не заметив свою учительницу, он пронёсся мимо, а Женечка поспешила за ним.
(34)В соседнем доме, на первом этаже, болел парнишка — он был прикован к постели.
8. Из предложений 1—17 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением— «расположение вблизи».
1)Однажды весенним днём пассажирский поезд с грохотом и лязгом нёсся по пригороду Токио. (2)Наш вагон был относительно пуст — в нём ехали несколько домохозяек с детьми и пожилые люди.
(3)На очередной станции двери вагона открылись, и неожиданно спокойствие было нарушено мужчиной, который буквально ввалился в наш вагон, выкрикивая ругательства. (4)Он был крупного телосложения, одет в рабочий комбинезон. (5)Выкрикнув что-то, он с воинственным видом направился к женщине с ребёнком.
(6)Поезд тронулся, находившиеся в вагоне пассажиры замерли от страха. (7)Я встал. (8)Тогда, двадцать лет назад, я был молод и в хорошей спортивной форме. (9)Последние три года я регулярно занимался айкидо — японской борьбой. (10)Мне нравилась эта борьба, но моя выучка не была проверена в настоящем бою.
— (11)Вот оно! — сказал я себе, поднимаясь. — (12)Люди в опасности. (13)Если я быстро не предприму что-нибудь, кто-то может пострадать.
(14)Видя, что я встал на ноги, мужчина понял, что ему есть на кого направить свой гнев.
— (15)Ага! — заорал он. — (16)Иностранец! (17)Тебе нужно поучиться японским манерам!
9. Из предложений 1—3 выпишите слово, в котором правописание согласной в приставке не зависит от последующего согласного звука.
(1)Между двумя деревеньками раскинулся могучий косогор.
(2)Однажды поселилась в чащобе косогора, пожалуй, одна из самых скрытных зверушек — белогрудая куница. (3)Вскоре у неё появились детки.
10. Из предложений 1—4 выпишите слово, написание приставки в котором зависит от суффикса.
(1)Подъём по дороге, ведущей к дому, был крутой. (2)Кирилл остановился, соскочил с седла и пошёл по тёплому асфальтовому тротуару, держа велосипед за руль. (3)Было безлюдно, цвели в придорожной канаве маленькие ромашки, и совсем по-летнему гудел в траве у деревянного забора шмель. (4)До верха было ещё далеко, когда, раздвинув доски в заборе, навстречу Кириллу вышли Дыба и незнакомый парень.
11. Из предложений 21—31 выпишите слово, в котором выбор написание буквы в приставке зависит от ударения.
(21)Разве ты был таким? (22)Ты был молчаливый, застенчивый и, не обижайся уж, боязливый даже. (23)Чуть чего — в слёзы. (24)А теперь...
(25)— Но я же не стал подлецом! (26)Ой, простите...
(27)— Ничего. (28)Конечно, ты не стал. (29)Но бывают и горькие примеры... (30)Вот посмотри. - (31)Из ящика письменного стола она достала пачку фотографий, нашла нужный снимок и протянула его Кириллу.
12. Из предложений 41—44 выпишите слово с неизменяемой приставкой, согласный звук в которой озвончается.
— (41)Твой отец, наверное, гордится. (42)Мой бы страшно удивился, если б я чего такое сотворил, — улыбнулся Костя.
(43) Ника помрачнела. (44)Искушение рассказать Косте о равнодушии отца, о непонимании, об одиночестве было велико, но в последний миг Ника сдержалась: незачем выплёскивать свои обиды.
Тест Правописание приставок
№1 Из предложений 20—22 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «В приставках, оканчивающихся на -З и -С, перед звонкими согласными пишется З, перед глухими согласными — С».
(20)После четвёртого урока всех отпустили, и мальчишки с гиком и воем рванулись вон из школы, оставив этих троих без внимания в пустом классе, уставленном пёстрыми астрами.
(21)Миха подробно рассказал, как утром, по дороге в школу, вытащил бедолагу-котёнка почти из самой пасти собаки, собиравшейся его загрызть. (22)Но отнести его домой, однако, он не мог, потому что тётя, у которой он жил с прошлого понедельника, ещё неизвестно как бы к этому отнеслась.
№2 Из предложений 18—20 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости — звонкости последующего согласного.
(18)Спасибо за подарок!
– (19)Положи книгу на место и не трогай чужого! — выйдя из оцепенения, прорычал я.
(20)Колька испуганно дрогнул и выронил книгу. (21)Все засмеялись. (22)А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.
№3 Из предложений 38—41 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости — звонкости последующего согласного.
(38)С того времени прошло почти 30 лет. (39)Книжки в войну потерялись. (40)Но осталось самое главное — хорошая память о людях, которых я не знаю и даже не помню в лицо. (41)Осталась уверенность: бескорыстных и хороших людей больше, чем плохих, и жизнь движется вперёд не тем, что в человеке плохого, а тем, что есть в нём хорошего.
№4 Из предложений 5—7 выпишите слово, в котором написание приставки определяется её значением «неполнота действия».
(5)Он сидел всё в одном и том же месте, около ножки кровати, и, когда кто-нибудь наклонялся над ним, он с грозным бессилием выставлял вперёд зазубренную клешню. (6)На третий день около усов показалась пена, но, когда Зыбин к нему притронулся, краб пребольно, до крови, заклешнил ему палец. (7)Тогда Зыбин ногой задвинул краба к самой стене — вот он там и сидел сначала, а потом лежал.
№5 Из предложений 32—36 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «В приставках, оканчивающихся на -З и -С, перед звонкими согласными пишется З, перед глухими согласными — С»
(32)Здравствуйте, Виктория! (33)Вы, наверное, не помните меня? (34)Я Назаров.
(35)Сергеева внимательно посмотрела на парня: она не могла вспомнить его.
– (36)Ну помните, как Вы катались на санках, а я...
№6 Из предложений 12—15 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением — «приближение»
(12)Светлячок до утра пел мальчику, описывая то, что видит, и придумывая всё новые и новые сравнения, а на рассвете убежал к своим друзьям. (13)Но, пропадая среди лести и восхищения, он всё же иногда прибегал на полянку, где в любое время ждал его мальчик.
(14)Время шло, безжалостно пожирая минуты, часы, дни, годы, светлячок постарел, потускнел, друзей больше у него не было, в гости его не приглашали, им не восхищались.
(15)Всё было кончено, и светлячок в отчаянии побрёл на ту же полянку, где ждал его мальчик, подошёл к нему и тяжело вздохнул.
№7 Из предложений 1—4 выпишите слова, в которых правописание приставки зависит от глухости — звонкости последующего согласного.
(1)Весной 1942 года по ленинградским улицам медленно шли две девочки — Нюра и Рая Ивановы. (2)Впервые после долгой блокадной зимы oни отправились пешком с Петроградской стороны на Невский проспект, ко Дворцу пионеров. (3)Они обходили перевёрнутые трамваи, прятались от взрывов в подворотнях, пробирались по грудам развалин на тротуарах. (4)3имой девочки похоронили мать, умершую от голода, и остались одни в закопчённой квартире с обледеневшими стенами.
№8 Из предложений 12—16 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением — «неполнота действия».
(12)Василёк, ты чего присох?! — крикнул Носков. — (13)Времени, понимаешь, в обрез: весь класс когти рвёт...
– (14)А я разве не пускаю вас? — ответил Петруха.
(15)Носков злобно прищурился:
– (16)Петруха, против коллектива идёшь!
№9 Из предложений 29—34 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением — «неполнота действия».
(29)Нет, я, кажется, не усну. (30)Осторожно, чтоб не разбудить ребят, выхожу во двор, аккуратно притворив дверь. (31)Как тихо! (32)Словно и нет войны на земле. (33)Впереди луна садится за глиняную трубу, только краешек её светится над крышей. (34)И что-то такое древнее, бесконечное в этом, которое было до нас и после нас будет.
№10 Из предложений 1—6 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением — «приближение».
(1)Ученикам о войне он рассказывал скупо.
– (2)А где вас ранило? — спрашивали ребята.
– (3)В Польше, уже в наступлении. (4)Вот, руку отняли.
(5)Что было потом, не рассказывал: не хотел вспоминать, как учился писать левой — почерком, не лишённым элегантности, как приспособился ловко надевать рюкзак одной рукой. (6)После госпиталя приехал в Москву и вернулся в университет, в котором учился до войны.
№11 Из предложений 28—30 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением — «приближение».
(28)А вот и жених пришёл! (29)Здорово, юный жених!
(30)Ребята засмеялись.
№12 Из предложений 7—10 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением — «приближение».
(7)Если кто-то получал пятёрку за домашнее сочинение, он спрашивал: (8)«Что, мамочка с папочкой потрудились?»
(9)Ему казалось, что любые удачи приходят к людям как бы за его счёт. (10)Зависть, в которой кроется исток многих человеческих слабостей и пороков, не оставляла Сеньку в покое...
№13 Из предложений 16—19 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «В приставках, оканчивающихся на -З и -С, перед звонкими согласными пишется З, перед глухими согласными — С».
(16)Он привязывает верёвку к одной из стоек, поддерживающих перекладину, и лезет в колодец. (17)Он сознаёт только одно: времени терять нельзя ни секунды.
(18)На мгновенье в душу закрадывается страх, как бы не задохнуться, но он вспоминает, что Жучка сидит там уже целые сутки. (19)Это успокаивает его, и он спускается дальше.
№14 Из предложений 3—5 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением — «неполнота действия».
(3)Когда началась большая перемена, когда всех нас по случаю холодной, но сухой и солнечной погоды выпускали во двор и на нижней площадке лестницы я увидел мать, только тогда я вспомнил про конверт и понял, что она, видно, не стерпела и принесла его сама.
(4)Мать, однако, стояла в сторонке в своей облысевшей шубёнке, в смешном капоре, под которым висели седые волосики, и с заметным волнением, как-то ещё более усиливавшим её жалкую внешность, беспомощно вглядывалась в бегущую мимо ораву гимназистов, которые, смеясь, на неё оглядывались и что-то друг другу говорили.
(5)Приблизившись, я приостановился и хотел было незаметно проскочить, но мать, завидев меня и сразу засветясь ласковой улыбкой, помахала рукой, и я, хоть мне и было ужасно стыдно перед товарищами, подошёл к ней.
№15 Из предложений 9—14 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости — звонкости последующего согласного.
(9)И вдруг мать тихо сказала:
– Смотри, это твой отец...
(10)Почему она так сказала? (11)Зачем? (12)Может быть, случайно или потому, что вспомнила мужа. (13)И действительно, солдат на экране был очень похож на отца на той старой военной фотографии, которая висела у них дома.
(14)И мальчик поверил.
№16 Из предложений 29—33 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением — «неполнота действия».
(29)Мало что раньше! (30)Тогда народу совсем не было, а теперь от него отбоя нет. (31)Вот что я тебе скажу: из-за чужого человека ты хорошую цену упускаешь, ежели ты его не выставишь, потом ты горько пожалеешь! (32)Ну что, договариваться с новым постояльцем?
(33)Старушка горестно, озабоченно смотрела в сторону, прищурив глаза, потом изменившимся голосом торопливо проговорила:
№17 Из предложений 25—29 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.
(25)Он молчал и глядел мимо меня. (26)Какое ему дело до Елены Францевны, он и думать о ней забыл. (27)Его предал друг. (28)Спокойно, обыденно и публично, средь бела дня, ради грошовой выгоды предал человек, за которого он, не раздумывая, пошёл бы в огонь и в воду.
(29)Почти год держал он меня в отчуждении.
№18 Из предложений 40—43 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «В приставках, оканчивающихся на З и С, перед звонкими согласными пишется З, перед глухими согласными — С».
(40)Лисапета вдруг явственно увидела, как толстые Жекины конверты, обклеенные марками, цепочкой движутся на север, к городу Норильску. (41)Летят, будто стая гусей. (42)Их сбивает ветром, и они теряются где-то в снегах, пропадают бесследно. (43)И ей почему-то стало очень жалко, что эти письма не дойдут до своего адресата…
№19 Из предложений 37—42 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением — «приближение».
(37)Я просто хотел узнать, почему она воет. (38)Ей плохо, да?
– (39)Ты прав, ей плохо. (40)Янка привыкла днём гулять, а я на работе. (41)Вот приедет моя жена, и всё будет в порядке. (42)Но собаке ведь не объяснишь!
№20 Из предложений 21—25 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости — звонкости последующего согласного.
(21)Мама нередко вторгалась в мои взаимоотношения с игрушками.
– (22)Любишь наказывать? — вполушутку спросила как-то она. (23)И вполусерьёз добавила: — (24)С бессловесными так поступать нельзя. (25)Они же не могут ответить ни на добро, ни на зло.
№21 Из предложений 18—21 выпишите слово, в котором приставка правописание приставки определяется её значением — «неполнота действия».
(18)3дравствуйте, Яков Ильич! — низко кланяясь, прошептала оробевшая Динка.
(19)Портрет Катри, её живые, горящие глаза, притихший двойник портрета, Иоська, и сам несчастный, уединившийся здесь после смерти жены скрипач — всё это внушало ей ужас. (20)Ноги её, казалось, приросли к порогу, и, не зная, что ей делать, она жалостно попросила:
– (21)Сыграйте, Яков Ильич.
№22 Из предложений 2—6 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости — звонкости последующего согласного.
(2)К чему первому притронусь, то и предопределит мою судьбу. (3)Принесли меня. (4)Я тотчас потянулся к сабле, потом поиграл рюмкой, а до прочего не хотелось дотрагиваться.
(5)Рассказывая мне впоследствии об этой сценке, отец смеялся: (6)«Ну, думаю, дело плохо: будет мой сын рубакой и пьяницей!»
№23 Из предложений 29—33 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением — «неполнота действия».
(29)И Толе показалось, будто он и правда всегда мечтал сидеть рядом с Черновой.
(30)Учительница раскрыла журнал и начала перекличку. (31)После переклички она сказала:
– (32)Орлов, прикрой, пожалуйста, окно.
(33)Толя сразу вскочил и подошёл к окну, но дотянуться до ручки ему было нелегко.
№24 Из предложений 6—12 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости — звонкости последующего согласного.