Факторы риска не возникают сами по себе, для их формирования необходима определённая почва.
Факторы риска бывают:
l Биологические (медицинские): тяжёлые хронические заболевания, сотрясения головного мозга, алкоголизм или наркомания у родителей, психические заболевания у кого-либо из близких родственников.
l Социально-психологические: семейное неблагополучие, низкий материальный достаток, плохие условия проживания, неполная семья, алкоголизм и наркомания у близких родственников, психические расстройства или частые нарушения правил общественного поведения у членов семьи и близких родственников, сильная и постоянная занятость родителей.
Специалисты, работающие с подростками, и родители должны проявлять максимальную «наркологическую настороженность» в случаях:
· обнаружения у подростка ампул, таблеток, порошков, других форм лекарственных препаратов;
· нахождения у подростков приспособлений для инъекций(уколов) – шприцев, игл, жгутов, а также следов от инъекций по ходу вен в области локтевых сгибов и других местах;
· наличия дома различных химических веществ, растворов, реактивов, особенно органических растворителей, клеев, лаков, пятновыводителей, а также характерного химического запаха, исходящего от волос, рук, одежды подростков;
· появления у подростков различных приборов, деталей, приспособлений для обработки, перегонки, очистки химических веществ.
Нужно учитывать и косвенные признаки:
· немотивированное изменение поведения, образа и стиля жизни;
· изменение особенностей психического реагирования;
· появление у подростков подозрительных друзей, особенно старшего возраста.
Наиболее общие черты наркомана с большим стажем следующие:
· всегда длинные рукава одежды, независимо от погоды и обстановки;
· неестественно узкие или широкие зрачки независимо от освещения;
· часто – неряшливый вид, сухие волосы, отёкшие кисти рук; тёмные, разрушенные, «обломанные» зубы в виде «пеньков»;
· невнятная, «растянутая» речь или неуклюжие движения при отсутствии запаха алкоголя изо рта;
· явное стремление избегать встреч со старшими членами вашей семьи;
· резкость, непочтительность в ответах на ваши вопросы;
· после его появления в доме пропадают вещи или деньги.
Рекомендации родителям.
· Разговаривайте с ребёнком о наркотиках и алкоголе: помните, что нет возраста, когда ребёнок не нуждался бы в объективной информации. Задача таких бесед не только в доведении до ребёнка всей информации о наркотической опасности, но и в установлении отношений доверия, открытости по вопросам о наркотиках.
· Учитесь слушать. Ребёнок должен знать, что вам интересен его внутренний мир, его переживания и тревоги. Постарайтесь понять, что его беспокоит, какие проблемы он решает в настоящее время. Попытайтесь найти вместе с ним выход из проблемы.
· Давайте советы, но не давите советами. Как показывают житейские наблюдения, мы все не очень любим прислушиваться к чужому мнению. Наиболее рациональной может выступать форма, предполагающая свободный выбор ребёнка.
· Подумайте о своём примере. Трудно предположить, что кто-то поверит советам родителя, который сам злоупотребляет курением, алкогольными напитками и т.д.
· Поддерживайте в ребёнке самоуважение и думайте о его самореализации.
· Чем больше сформировано у ребёнка чувство самоуважения, тем больше вероятность, что он сможет сказать «нет» в ответ на предложение испытать новые ощущения, стать взрослее или быть таким, как все.
Использованная литература:
А.Г. Макеева Школа без наркотиков – М.: Просвещение, 2003 г.
М.М. Безруких, А.Г. Макеева, Т.А. Филиппова Все цвета, кроме чёрного Книга для родителей –М.: Изд. центр «Вентана –Граф», 2002 г.
Задание 9. Организуйте и проведите посещение семьи с целью констатации необходимости профессионального социально-педагогического вмешательства извне.
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГУО «Средняя
школа № 27 г. Бреста»
___________ _________
«___»___________2017
АКТ
посещения семьи __________,
проживающей по адресу:
г. Брест, ул. Адамковская, __________
От 06.12.2012
Комиссия в составе педагога социального Мельник И.А., педагога-психолога _____________ посетила семью __________ по месту жительства.
Цель: контроль семьи __________ в связи с признанием ребёнка в социально опасном положении.
На момент посещения дома находилась два человека, мальчик и его дедушка,. Матери и отца дома не было. По словам ребёнка, родители находятся на работе, спиртных напитков они не употребляют, уделяют ему достаточное внимание.
Евгений в данный период времени находится на каникулах. Во время посещения он играл в компьютерные игры на ноутбуке. Дедушка смотрел телевизор.
Санитарное состояние жилья неудовлетворительное. Условия проживания стеснённые, так как все члены семьи проживают в одной комнате. В доме имеется неприятный запах. Обстановка в доме нищего достатка, современной мебели нет, из техники имеется телевизор и ноутбук. Дом нуждается в ремонте. Жилое помещение представляет собой небольшую комнату общей площадью 16 м кв. На полу ковров нет. В комнате стоит две двуспальные кровати, на одной из которых спит Женя, спальный матрас, на котором спят родители, шкаф, стол и холодильник. В доме имеется полка с книгами.
Педагог социальный _____________
Педагог-психолог _____________
Классный руководитель _____________
Примерная схема анализа воспитательного мероприятия
1. Тема и цель мероприятия (актуальность темы, ее соответствие воспитательным задачам, возрастным особенностям, запросам и интересам детей. Целесообразность выбранной формы. Участие детей в выборе темя мероприятия).
2. Подготовка мероприятия (наличие и продуманность плана мероприятия, его соответствие методическим требованиям. Качество оформления: содержательность, эмоциональность. Участие детей в подготовке мероприятия).
3. Проведение мероприятия (организованность начала, четкость, соответствие программе, его завершение, отступления от плана и их обоснованность, продолжительность мероприятия).
4. Содержание мероприятия (педагогическая целесообразность, воспитывающий и развивающий характер, соответствие возрастным особенностям, интересам детей, связь с жизнью, соответствие формы мероприятия его содержанию).
5. Поведение студента и детей (участие детей в проведении мероприятия, формы их участия, отношение к поручениям, самостоятельность, заинтересованность, инициативность, ответственность. Организаторские умения студента, стиль его работы, находчивость, решительность, четкость, педагогический такт и т.д.).
6. Общие выводы (достижение цели, степень подготовленности студента к проведению данной формы работы с детьми, предложения по усовершенствованию работы студента).
Задание 10. Изучите специфику работы социального педагога с учащимися, требующими ИПР.
Задание 11. Изучите вопросы организации и проведения заседаний Совета профилактики в школе:
- соответствует ли тематика проведенных заседаний Совета профилактики годовому плану;
-как ведутся протоколы Совета профилактики, его структура, соответствие предъявляемым требованиям.
«Совет профилактики».
Задачами его являются:
1.разработка и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, беспризорности, наркомании, токсикомании, табакокурения и алкоголизма среди учащихся школы.
2.разъяснение существующего законодательства РФ, прав и обязанностей родителей.
3.проведение индивидуально-воспитательной работы с подростками девиантного поведения.
4.проведение просветительской деятельности по данной проблеме.
5.организация работы с социально опасными, неблагополучными семьями, защита прав детей из данной категории семей.
6.защита прав и представление интересов ребёнка в различных конфликтных ситуациях с участием как физических, так и юридических лиц (в рамках Международной Конвенции ООН по правам ребенка).
Целью всей работы является профилактика девиантного поведения школьников: прогулы занятий по неуважительным причинам, невыполнение домашнего задания, а также осуществление контроля над внеурочной деятельностью подростков, вовлечение их в группы, кружки, в проектную деятельность и внеклассную работу школы.
В рамках достижения поставленной цели школьным «Советом профилактики» проводятся заседания, где решаются вопросы по проблемным ситуациям (пропуски по неуважительным причинам, недобросовестное отношение к выполнению домашнего задания, поведение на уроках и переменах и т.д.). На «Совет» приглашаются также классные руководители, инспектор ОДН.
Задание 12. Проанализируйте материалы одного из заседаний Совета профилактики (протокол, тексты докладов, решения)
Задание 13. Включитесь в организацию общественно-полезной деятельности в школе.
Задание 14. Подготовьте доклад и презентацию для выступления на итоговой конференции и отчетную документацию о практике.
Учреждение образования
«Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по воспитательной работе
Учреждения образования
«____________________»
_____________________
(ФИО)
«___»___________2018 г.
ОТЧЕТ
о прохождении учебной (первой) социально-педагогической практики
студента 2 курса 22 группы
психолого-педагогического факультета
специальности «Социальная педагогика»
Хализевой Анны Сергеевны
Оценка за практику по результатам защиты отчета
__________________________________________
(подпись руководителя от кафедры)
«____»_________2018г.
Брест, 2018
Примерный план отчета студента по практике
Место прохождения практики. Цели, задачи практики.
Общее впечатление от учреждения, его педагогического и детского коллективов.
Что особенно удалось в проведении социально-педагогической, воспитательной работы?
Какие встретились трудности, как они преодолевались?
Какие навыки социально-педагогической деятельности Вами приобретены во время педагогической практики?
Какие отношения сложились с социальным педагогом, какие выводы сделаны из наблюдения за его работой, какую помощь Вы ему оказали?
Какие пробелы в своих знаниях по педагогике, психологии, социальной педагогике Вы обнаружили?
В какой мере Вас удовлетворяют организация и содержание педагогической практики? Ваши замечания и пожелания на будущее.
СВОДНАЯ ВЕДОМОСТЬ ОЦЕНОК ЗА ПРАКТИКУ
№ п/п | Содержание | Балл |
1. | Отношение к практике и трудовая дисциплина | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
2. | Ведение отчетной документации | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
3. | Подготовка и проведение воспитательных мероприятий | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
4. | Индивидуальное общение с дошкольниками | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
5. | Организаторские умения | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Общий балл: |
Руководитель от базы практики: _____________________