От редактора
Зная эту систему не только по тексту книги, но и практически, а также многих из тех, которых она выправила, вылечила, выпрямила и вернула к полноценной артистической жизни, я считаю себя вправе сказать читателю несколько напутственных слов.
Книга точно описывает двигательную систему музыканта и дает простые и четкие рекомендации, как быть с ней в ладу. Познакомившись с ее закономерностями и логикой, можно только удивляться типичному в нашей среде невежеству по отношению к собственным рукам. Мы обычно неплохо знаем строение инструмента, которым владеем, знаем из какого материала он сделан, как его хранить и бережно использовать. Но нашими не менее драгоценными руками, о которых мы думаем что знаем и бережем их, мы на самом деле пренебрегаем, не зная их элементарного анатомо-физиологического строения и обрекая себя на множество неприятностей: от физических неудобств - до болей и душевных страданий, не говоря о качеств ее исполнения, а иногда и расставании с профессией.
Никакая книга, однако, не заменит ее автора, учителя. Сканируя взглядом движение или позу своего ученика (или пациента), Владимир Мазель мгновенно определяет: где, что и почему зажато. Кратчайшим и рациональным путем он восстанавливает естественный двигательный баланс человека и учит такому образу движений, который предупредит какие бы то ни было дальнейшие зажатости (и часто боли).
Тонкий музыкант, он учит слышать прямую и очевидную связь между качеством звука и свободой рук. За часто (иногда кажется слишком часто) встречающимися фразами «рука как единое целое», «опора верхней части корпуса на нижнюю», «верхняя часть спины как начало руки», «конкретные мышечные ощущения» и т. д., я слышу его убежденный голос и точно знаю, как это важно. Эти понятия надо пережить, научиться чувствовать мышцы по отдельности и в их системе. Чтобы сократить дистанцию между книгой и ее автором, постарайтесь услышать «экспрессию мышечных ощущений». Таких выражений в книге нет (к счастью), но если я как музыковед могу помочь, хотя бы с помощью метафоры, действенности и пользе этого замечательного труда, я буду искренне рада.
|
Марина Рыцарева
Часть I
Глава 1
Физиологическое обоснование двигательных действий рук музыканта - их специфические особенности
Вступление
«Рука артиста равна его мысли и соперничает с ней: одна была бы ни чем без другой»
(надпись на фронтоне дворца Шайо в Париже)
Своеобразный гимн руке артиста заключен в многочисленных дифирамбах выдающихся деятелей искусства. Глубокий анализ возможностей руки музыканта дается замечательной пианисткой Маргаритой Лонг: «Концы наших рук - их кисти и пальцы - не только мышечный организм. От чудесные органы чувств, одаренные собственными ощущениями, я хочу сказать, почти даром творчества. Если они часто повинуются мозгу, то гораздо чаще, чем то кажется, именно они управляют [1]
Рука музыканта - неотъемлемая часть его души, и в этом отношении ее творческие возможности безграничны. В то же время рука - часть тела, и ее двигательно-силовые действия должны быть полностью подчинены физиологическим закономерностям функционирования человеческого организма.
Музицирование - единый психофизиологический процесс, в котором психический фактор - основа художественного мышления. Таков высший идеал исполнительского мастерства.
|
Какова закономерность совмещения двух начал, двух сторон творческого процесса - эмоциональной и двигательной? Как подчинить их полностью творческим задачам? Ответ однозначный - художественные задачи превыше всего, а двигательные действия рук должны всегда подчиняться творческой воле исполнителя. Поэтому двигательные действия рук должны быть полностью автоматизированы и совершаться с минимально необходимой степенью напряженности. Благодаря тщательно продуманной подготовке, рука, полностью подчиняясь воле исполнителя, становится полноправной соучастницей творческого процесса. Более того, образуется двусторонняя связь - рука, повинуясь воле исполнителя, своими действиями корректирует замысел исполнителя, материализуя его в том или ином характере звучания.
По утверждению С. Савшинского «Рука обретает способность «слышать», «выражать» и «предвосхищать» тот или иной характер звучания. Рука обретает дар «предслышания», способность «самонастраиваться» на выразительную артикуляцию».*
В свете изложенного возникает извечная проблема воспитания органичной связи между эмоционально-слуховой и моторной сферами.
Как практически соединить воедино две стороны творческого процесса, добиться их полной уравновешенности и гармонии? Эти кардинальные вопросы всегда были и всегда останутся в центре внимания всей системы музыкального воспитания и образования. О
Моторно-двигательное воспитание должно строиться на основе неукоснительного соблюдения физиологических закономерностей двигательных действий мышечной сферы организма. Речь идет не только о двигательных действиях всей руки, но также и отдельных ее частей. Двигательный процесс необходимо строить на базе полного взаимодействия - максимальной координации всех частей корпуса и рук, рук и плечевого пояса, плечевого пояса и головы, верхней и нижней частей корпуса. Без всесторонней организации моторно-двигательной сферы невозможно воспитание ее органической связи с эмоционально-слуховой сферой. В этой связи особое значение следует придавать начальному периоду обучения, связанному с формированием постановочных элементов в детском возрасте.
|
О специфике детского музыкального образования: постановка рук или постановка корпуса?
Детскому музыкальному воспитанию и образованию посвящена обширнейшая методическая литература. Весьма подробно анализируются проблемы, связанные с развитием музыкального и слухового восприятия ребенка, вопросы постановки и др. Однако до сих пор никто из авторов, занимавшихся вопросами детского музыкального образования, не обратил должного внимания и не указал на ту двойственность ощущений, которая возникает в двигательной сфере ребенка при его действиях в повседневной жизни и его первыми контактами с инструментом.
Все действия ребенка в повседневной жизни - манера стоять, сидеть, двигать руками и пальцами - принципиально отличаются от тех двигательных действий, с которыми ему приходится сталкиваться при общении с инструментом и которые требует от него педагог. Происходит своего рода «раздвоение личности» ребенка.
Не подготовить корпус ученика предварительно к новым - очень сложным для него ощущениям и движениям, возникающим при его контакте с инструментом, значит - обречь ребенка на длительные и достаточно мучительные поиски. Бывают, конечно, случаи, когда ученик в силу особой природной интуиции без больших усилий приспосабливается к новым двигательным ощущениям. К сожалению, подобные случаи весьма редки - про таких говорят: «родился с инструментом в руках». Но даже у детей, наделенных особой двигательной интуицией, необходимо воспитывать осознанные первичные двигательные ощущения. Интуитивное начало, столь необходимое в эмоциональной сфере музыканта, далеко не всегда дает должные и стабильные двигательные результаты. Следовательно, основная задача начальной педагогики - предварительная тщательная и всесторонняя подготовка корпуса ребенка к совершенно новым двигательным ощущениям. Это станет основой всей его жизнедеятельности - как при общении с инструментом, так и в повседневной жизни. К примеру, единые по характеру навыки стоять, садиться и сидеть, поднимать руку и действовать ею и др. - все должно совершаться на единой основе. Особое внимание начальная педагогика должна уделять предпостановочному периоду - периоду формирования у ребенка совершенно иных - принципиально новых двигательных ощущений.
Ощущения эти должны отличаться однообразием и стабильностью при любых действиях ребенка. В подобном случае двигательные действия ребенка, занимающегося на музыкальном инструменте, не будут входить в принципиальные противоречия со всеми его действиями в обыденной жизни.
Учитывая эти факторы, педагог должен быть предельно внимательным и особенно требовательным в вопросах, связанных с деталями постановочных элементов. В этих вопросах не должно быть «мелочей» - незначительные, на первый взгляд, неточности, если их своевременно не исправить, с возрастом, как правило, перерастают в крупные недостатки.
Исходя из изложенного, исправление постановочных недостатков, появившихся у ребенка в результате неправильных двигательных действий - неправильного держания инструмента или неправильной посадки, - не является одномоментным актом. Не следует в спешном порядке навязывать ребенку непривычные движения и ощущения, связанные с новыми, поначалу весьма неудобными для него формами действий и
движений. Особенно неэффективна поспешность при корректировке постановочных элементов в тех случаях, когда сложившиеся старые навыки культивируются уже весьма продолжительное время - год и более.
В подобных случаях необходимо сначала при помощи специальных подготовительных имитирующих упражнений - без инструмента, воспитать такие мышечные взаимосвязи, которые будут отвечать новым формам двигательных действий.
Лишь после такой двигательной подготовки в границах сформировавшихся новых мышечных взаимосвязей и новых ощущений целесообразно воспитывать новые формы постановочных элементов и движений с инструментом в руках. «Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу!» - гласит индийская мудрость.
Воспитывая и обучая детей, педагоги должны постоянно помнить эту истину.
Прежде чем перейти непосредственно к проблемам, связанным с постановкой корпуса, следует обосновать основные принципы формирования двигательных навыков музыканта, базирующихся на строгом соблюдении законов физиологии. Необходимо также всесторонне осветить закономерности функционирования нервно-мышечного аппарата. Неукоснительно руководствуясь этими основополагающими принципами, педагог должен строить весь многоплановый процесс постановки.
Мышечная сфера человека и ее роль в организации двигательного процесса; характеристика основных мышечных групп и их функций
Формирование всех двигательных навыков (или приемов) человека, в том числе и постановка корпуса, связано с мышечной сферой организма.
Степень активности мышечных групп, участвующих в процессе постановки корпуса, зависит от их естественной выносливости и определяется спецификой силовых и двигательных действий человека.
Мышечные группы по степени выносливости и активности (имеются в виду их силовые действия) можно подразделить на очень сильные - область бедренных частей ног и тазобедренного сустава; сильные - область плечевого пояса - особенно лопаток и плечевой части руки; относительно сильные - предплечье, и относительно слабые - область шеи, кисть и пальцы. Действия всех перечисленных мышечных групп постоянно взаимосвязаны, ибо, как было уже отмечено, человеческий организм - единое и неделимое целое. Логика подсказывает, что основную силовую нагрузку при организации двигательного процесса должны нести сильные мышечные группы ног и спины - плечевого пояса - своего рода генераторы силы. Им должны быть полностью подчинены все действия относительно сильных и относительно слабых мышечных групп. В полной мере сказанное относится к организации двигательного процесса начинающего музыканта - процесса, отличающегося исключительной точностью и сложностью. В связи с этим педагогу необходимо неизменно руководствоваться основными положениями - максимальная физическая нагрузка должна идти на сильные мышечные группы, минимальная - на относительно сильные и слабые.
Особую роль в организации всего двигательного процесса играют мышечные группы спины. Последующий раздел будет посвящен обоснованию их действий и их значению при организации всех двигательных действий организма, а также особой роли позвоночника в регуляции двигательного процесса.
Мышечные группы спины и позвоночник
Область спины - одна из основных частей корпуса. Мышечные группы спины играют решающую роль в организации всех двигательных действий человека, особенно его рук.
Позвоночник - важнейшая часть центральной нервной системы. Благодаря значительной протяженности позвоночник контактирует со всеми внутренними органами и системами. Особенно велика его роль в обеспечении жизнедеятельности всего организма, в регулировании и контроле всех двигательных действий человека.
Позвоночник весьма чувствителен к различного рода внутренним и внешним негативным воздействиям. Основные причины, вызывающие патологические изменения и боли в зоне позвоночника, - хронические переутомления, работа в неудобной позе, а также стрессы. Все перечисленные причины типичны доя профессии музыканта. Физические перенапряжения провоцируют неправильно формируемые двигательные приемы (например, физиологически необоснованные действия рук, игра в неудобной позе) т.е. неправильная (нерациональная) постановка корпуса исполнителя как при игре стоя, так и сидя. О стрессовом состоянии не приходится и говорить - музыканты подвержены ему постоянно.
Перенапряжения в мышечной сфере человека, вызываемые самыми различными причинами, более всего проецируются в области спины, особенно по ходу позвоночника - как в его верхней шейной и грудной части, так и нижней - зоне мышечных групп поясницы и тазовой части корпуса. В результате хронических перенапряжений мышечных групп спины позвоночник постоянно травмируется - позвонки сдавливаются, что приводит к деформации их дисков. В результате деформации позвонков, окончания нервных стволов, проходящих через весь позвоночник, периодически ущемляются. Это провоцирует зачастую весьма ощутимые болевые ощущения в различных зонах спины.
Зона позвоночника особенно подвержена остеохондрозу - «болезни века», как его называют медики. У детей в результате неправильного положения корпуса, особенно часто наблюдаемого при игре на музыкальных инструментах, развивается т.н. сколиоз - искривление позвоночника. «Боли в спине продолжают поражать 8 из 10 взрослых, во всяком случае, время от времени, а для некоторых они становятся не проходящей проблемой» - утверждает всемирно известный специалист по заболеваниям спины и позвоночника д-р Гамильтон Холл.3
«Программа ухода за спиной, разработанная и изложенная д-ром Г. Холлом, позволяет научиться справляться с острыми приступами боли, постоянно контролировать состояние спины и вести обычный образ жизни, благодаря усвоению определенных привычек и выполнению специальных упражнений».1
Учитывая исключительную ценность указаний и рекомендаций Холла, особенно для представителей музыкальных специальностей ввиду специфики их двигательных действий, автор предлагаемой работы считает необходимым подробно изложить основные - кардинальные положения системы Холла, с которой целесообразно ознакомиться каждому. Более того, многие упражнения, связанные с постановкой корпуса музыканта, будут базироваться на основе его указаний.
«Боль в спине, - утверждает Холл, - не является заболеванием - это одно из состояний человека». И далее, «Боль в спине не требует лечения - она требует контроля. Понимание этого является первым шагом в нужном направлении»... «Быстро снять механические боли в спине можно с помощью корректировки осанки и сразу же начатых упражнений».5
«Помоги сам себе», - таков эпиграф к книге Г. Холла «Ваш позвоночник».
Таким образом, болевые ощущения в спине в большинстве случаев являются результатом не влияния каких-либо внешних негативных факторов, а нерациональных действий самого человека: неудобная рабочая поза, перенапряжения в мышечной сфере, неадекватная реакция на стрессовые ситуации. Для музыкантов перечисленные факторы связаны с плохой постановкой корпуса, неправильной организацией двигательных действий - особенно рук, неумением контролировать свои действия во время волнения. Как отмечает Холл: «плохая осанка (постановка - В.М.) и некоторые виды движений могут вызвать боли и спазмы мышц».6
Для того чтобы снять или хотя бы уменьшить болевые ощущения, не требуется немедленное обращение к врачу - следует определить причину, вызывающую боль, и постараться самому справиться с недугом. Естественно, речь идет о начальных стадиях болевых ощущений, когда еще нет серьезных патологических изменений в зоне позвоночника. Холл констатирует: «Боль в спине создает ощущение беспомощности только в том случае, если вы не способны бороться с ней», и далее: «больную спину не лечат - ее учатся контролировать».
Что же означает рекомендация Холла о корректировке осанки как способе снятия болевых ощущений? Прежде всего, следует разъяснить, что входит в понятие «осанка».
Осанка характеризует положение корпуса человека как в неподвижном состоянии - его положении стоя или сидя, так и в процессе его двигательных действий - походки, совершении всякого вида работ, гимнастических упражнений и т.д. У музыкантов понятие «осанка» связано также с постановкой корпуса и взаимодействием различных частей корпуса в процессе исполнения. По реакции корпуса человека на какие-либо внешние или внутренние воздействия - особенно двигательные, осанку следует подразделить на хорошую и плохую. Рекомендация Холла о корректировке осанки, естественно, касается плохой осанки, провоцирующей излишнее давление частей корпуса на позвоночник. «Нагрузка, ложащаяся на диски позвоночника, резко меняется в зависимости от положения тела. Даже легкое изменение положения тела может привести к значительному увеличению (или уменьшению - В.М.) нагрузки. К примеру, если вы сидите выпрямившись, нагрузка на позвоночник умеренная, но нагнувшись вперед - резко ее увеличиваете. Диски испытывают меньшую нагрузку, когда вы стоите выпрямившись, чем когда вы сидите чуть склонившись вперед».
Участки позвоночника в разной степени подвержены деформации и болевым ощущениям. Наиболее уязвимы участки поясницы и шейных позвонков. Последние - самые слабые от природы. Семь позвонков, расположенных в этой зоне позвоночника, очень подвижны. Их излишнюю подвижность постоянно провоцируют изолированные движения головы, особенно ее чрезмерные наклоны вперед.
Мышечные группы шеи от природы очень слабые, они взаимодействуют синхронно с мышечными группами плечевого пояса - особенно зоны плеч и лопаток. При изолированном наклоне головы вперед происходит перенапряжение шейных мышц, - эти мышцы не выдерживают нагрузки, которую оказывает на них очень тяжелая голова. Напряжения в области шеи фокусируются, как правило, в зоне шейных позвонков у основания сгиба шеи. Очаг перенапряжений в этой зоне шеи од ин из наиболее опасных, ибо он быстро распространяется на другие мышечные группы и, провоцируя зажатость в области мышечных групп рук и спины, трудно поддается исправлению. Критерием правильности ощущений в области шеи служит ненапряженное состояние ее мышц. Эти ощущения сохраняются при условии, когда шея и плечевой пояс совершают совместные односторонние - синхронные движения. Отведение головы назад и особенно наклоны ее вперед должны происходить одновременно с движениями верхней части корпуса - его сгибании или разгибании в зоне крестца - копчика. «Удерживать шею в положении наклона вперед... надежный способ вызвать боли» - констатирует Холл.
Зона поясницы
Пять позвонков, расположенных в зоне поясницы, - также весьма подвижный и уязвимый участок позвоночника. Поэтому активный резкий, а тем более чрезмерный наклон корпуса вперед непосредственно в зоне поясничных позвонков значительно увеличивает нагрузку на диски позвоночника и травмирует их.
Мышечные перенапряжения в этой области и вызываемые ими болевые ощущения, пожалуй, наиболее распространенные явления среда людей различных профессий.
Холл дает конкретные рекомендации, следование которым поможет предохранить область поясницы от перенапряжений. «Поддерживайте в пояснице нейтральный изгиб при любых занятиях. Слишком глубокий прогиб в пояснице или сутулость означают боли в пояснице. Ищите способ разгрузить спину. Поднимая предметы, перекладывайте часть нагрузки на мышцы ног, приседая или сгибая их в коленях». «Следует выполнять подъем груза с помощью мышц ног, а не спины. Держите спину прямой». «Мышечный баланс в районе талии не только помогает поддерживать хорошую осанку - он перераспределяет нагрузки, которые могли бы в противном случае вызвать перенапряжения в спине». В данном случае Холл рекомендует перенести значительную часть нагрузки на мышцы живота.
Смысл рекомендаций Холла следующий: корректировка осанки - это не внешний сиюминутный фактор, а принципиальное перераспределение весовых соотношений частей корпуса, направленное на освобождение области спины и позвоночника от чрезмерных перегрузок. «Движения, разгружающие спину предусматривают дополнительную нагрузку на мышцы ног». Для музыкальных профессий последнее указание весьма актуально: нагрузка на мышцы ног, особенно их бедренные части, позволяет не только разгрузить спину - особенно в области плечевого пояса, но и значительно легче организовывать двигательные действия рук, требующие особой свободы и точности. Большая концентрация нагрузки на мышцы ног дает возможность найти оптимальные точки опоры для корпуса. Таким образом, формируется осанка для музыкантов, играющих стоя. Следовательно, формирование осанки - это психофизиологическое действие, воспитывающее принципиально новые ощущения жизнедеятельности человеческого организма. «Необходимо выработать новые привычки - способы сидеть, стоять, лежать, поднимать груз, сводящие к минимуму напряжения в спине». «Новый, более удобный образ жизни, покажется вам более естественным, чем тот, при котором вы испытывали боли».
Эмоции и болевые ощущения
Болевые ощущения в области спины непосредственно связаны с эмоциональным состоянием человека, - утверждает Холл. В первую очередь это относится к людям творческих профессий - особенно музыкантам, чья специфика деятельности требует постоянного эмоционального и физического напряжения. «Эмоциональное напряжение способно вызвать приступ, идентичный тому, который имел физические причины... Многие люди, страдающие от болей в спине, не понимают, в какой степени их эмоции влияют на их боли».
Естественно, музыканты, страдающие от боли в спине, вынуждены постоянно «прислушиваться» к своим ощущениям, быть в постоянной напряженности - ожидании болей и часто больше концентрировать свое внимание на состоянии спины, чем на творческих задачах. Подобная «настороженность» значительно снижает творческий потенциал исполнителя, обедняет эмоциональный настрой. «Хронические боли в спине особенно часто провоцируют депрессию»,19 - констатирует Холл. О каком творческом начале и исполнительской свободе может идти речь в подобном случае!
И, наконец, о средствах, помогающих изменить осанку, снять или хотя бы значительно уменьшить перенапряжение мышечных групп спины. Самым радикальным способом служат рекомендуемые специальные гимнастические упражнения, которые должны войти в обиход ежедневной деятельности человека, стать постоянным его спутником. Особенно это необходимо для людей, никогда не занимающихся гимнастикой и не придающих ей вследствие этого должного значения. «Я понимаю насколько сложно внушить идею о необходимости регулярных упражнений пациенту, никогда в жизни никаких упражнений не делавшему», - пишет Г. Холл, «Но иного, а тем более кардинального пути к облегчению страданий человека нет и быть не может. Все остальные средства, в том числе и медикаментозные - временные»
В данной работе рекомендуется система специальных упражнений для музыкантов любой специальности, которая основана на строгом учете естественных двигательных возможностей организма и направлена на формирование постановки корпуса и рук.
При воспитании постановки учитывается полная взаимозависимость двигательных действий всех частей корпуса и рук. Система специальных упражнений не преследует сугубо двигательно-силовые цели. Этим она коренным образом отличается от других гимнастик, носящих чисто оздоровительный характер. Ее главная цель - формирование у ученика осознанно управляемых целенаправленно-целесообразных двигательных действий, полностью контролируемых и подвластных его воле. Формируемые на этой основе двигательные действия в дальнейшем будут служить базой для воспитания всех двигательно-игровых навыков музыканта. Подробное изложение проблем, связанных с постановкой корпуса и рук музыканта, обоснование ведущей роли мышечных групп спины при организации этого процесса, а также комплексы специальных упражнений, направленных на формирование взаимодействий частей корпуса и рук, читатель найдет во второй и третьей частях работы.
Основные закономерности функционирования нервно-мышечного аппарата: напряжения - расслабления
Мышечные напряжения - основа жизнедеятельности человеческого организма и необходимое условие при совершении любого силового - двигательного действия. Однако в напряженном состоянии мышечные группы долго находиться не могут, ибо неизбежно наступает их переутомление. Компенсировать мышечные напряжения в полной мере возможно только при помощи их расслабления. В силу этой причины основа нормального, естественного функционирования мышечной сферы организма - четкое чередование процессов напряжений и расслаблений. Это условие особенно важно для профессии музыканта, требующей предельной четкости всех двигательных действий мышечных групп. Напряжения, возникающие в мышечной сфере, подразделяются на произвольные - волевые и непроизвольные - стихийные.
Произвольные напряжения - управляемые, они полностью компенсируются расслаблениями.
Непроизвольные напряжения - практически неуправляемые, или, в лучшем случае, управляемые в весьма малой степени. Они весьма трудно поддаются расслаблению. Подобные, по определению Б. Струве, «паразитические» напряжения, возникающие в каком-либо локальном участке мышечных групп стихийно, - непроизвольно распространяются по всей мышечной сфере организма и создают весьма опасные зоны постоянного перенапряжения. Особенно вредны подобные очаги перенапряжений в области спины - позвоночника. Опасность таких постоянных очагов заключается в их «стабильности». Накапливаясь постепенно в той или иной зоне мышечной сферы организма, некомпенсированные или недостаточно компенсированные остаточные напряжения становятся постоянными «спутниками» организма. Они не дают возможности оптимально расслаблять мышечные группы, и таким образом человек не может в должной степени управлять своими мышечными-двигательными действиями.
Непроизвольные напряжения не только провоцируют постоянную напряженность различных участков организма - особенно области спины - плечевого пояса, но и вызывают быструю утомляемость всего организма, болевые ощущения в мышечных группах и, в конечном итоге, деформацию суставов и позвоночника. Человек быстро свыкается с ними и постепенно перестает ощущать разницу между напряженным и ненапряженным состоянием мышечных групп организма. Для находящегося в постоянно напряженном состоянии подобные ощущения становятся «нормальными», и он даже не испытывает стремления к их расслаблению, что очень затрудняет процесс осознанного расслабления.
Особенно опасно состояние постоянного напряжения для музыкантов, двигательные действия которых должны быть исключительно точны и базироваться на строгой цикличности процессов напряжений и расслаблений. В результате нарушений этой цикличности движения музыканта, особенно его рук, становятся малоуправляемыми.
Основные причины, провоцирующие возникновение непроизвольных напряжений у музыкантов, связаны, в первую очередь, с дефектами постановки - неправильным положением корпуса при игре стоя или сидя, и - соответственно - неправильными двигательными действиями рук. Нерациональные и неправильно культивируемые двигательные (игровые) приемы идут в противоречие с физиологическими принципами организма и основываются в большей степени на зрительном восприятии, чем на знаниях закономерностей двигательного процесса. Здесь кроется основная причина тех локальных нарушений, на первый взгляд, казалось бы, незначительных, которые нарушают согласованность и четкость воспитываемых приемов. Этот фактор оказывает негативное влияние на всю моторно-двигательную структуру организма, особенно у ребенка. Педагог, работающий с начинающими учениками, должен строго руководствоваться следующими объективными факторами, связанными со спецификой двигательного (физиологического) процесса.
1. Все двигательные - силовые действия необходимо воспитывать на основе ощущения единства мышечной сферы организма - единства всех его ощущений.
2. На этой же основе должны в дальнейшем формироваться все локальные двигательные действия, совершаемые учеником, - особенно движения рук.
3. Основой управляемости двигательными действиями рук должны служить конкретные ощущения, формируемые в строго определенных мышечных группах.
4. Процесс расслабления мышечных групп физиологически намного сложнее, чем процесс их напряжений. В этой связи основой управляемости двигательным процессом должна служить строгая периодизация процессов напряжений и расслаблений в функционирующих мышечных группах.
5. Учитывая сложность ощущений при переходе от состояния напряженности мышечных групп к состоянию их расслабления, необходимо следить, чтобы процессы напряжений происходили с минимально необходимой силой, а процессы расслабления - переходы к ним от напряженного состояния - максимально контрастно.
В данном случае речь идет о воспитании произвольных - управляемых напряжений, лежащих в основе правильных инструментальных приемов, что отражено в формуле Д. Тартини "Сила - без судорожности, эластичность - без расхлябанности", высказанной им еще в XVIII веке. Эта формула предельно четко определяет градацию мышечных напряжений музыканта и - тем самым - основы инструментального мастерства.
Что касается напряжений непроизвольных - малоуправляемых или вообще неуправляемых, возникающих вследствие культивирования неправильных инструментальных приемов, - в данном случае и речи не может быть об уравновешивании процессов напряжений-расслаблений. Напряжения здесь всегда превалируют, создавая в организме очаги постоянных перенапряжений. Подчеркнем, что речь не идет о непроизвольных напряжениях мышечной сферы организма, возникающих вследствие страха или боязни, практически неуправляемых или, в лучшем случае, управляемых в весьма малой степени. Что касается эстрадного волнения - в подобных случаях многое зависит от воли - характера исполнителя, а также качества (управляемости) его технического аппарата.
Естественно, чем лучше исполнитель научен владеть своим аппаратом, тем меньше его «выбивает» из строя эстрадное волнение и тем быстрее он справляется с ним.
И, наконец, что исключительно важно - для того, чтобы обучить ученика регулировать процессы напряжений и расслаблений, педагог должен сам в достаточной мере владеть этими процессами. В противном случае он не может в должной степени почувствовать градащда этих процессов у ученика.
6. Мышечные группы-сгибатели от природы физиологически более развиты, чем разгибатели. Следовательно, в процессе занятий необходимо всемерно развивать группы мышц, работающие на разгибание, чтобы уравновесить в должной степени действия мышечных групп-антагонистов.
7. Воспитание всей двигательной системы музыканта должно происходить на основе строго продуманной и четко организованной системы предварительной подготовки организма ребенка к специфике его будущей профессиональной деятельности.
Три фазы двигательного процесса и их закономерности
«Осуществлять полностью принципы экономии - один из важнейших принципов во всяком труде и, особенно, в психофизическом», утверждает Г. Нейгауз, подразумевая освобождение от излишних напряжений музыканта, его умение осознанно управлять двигательным процессом.
Переходя к объяснению основных постановочных элементов и, прежде всего, начальным действиям рук - особенно их подъему, необходимо дата развернутый анализ всех фаз двигательного процесса, его научное обоснование.
Изучением специфики двигательного процесса музыканта занимается физиология активности - раздел современной физиологической науки. На основе учения физиологии активности устанавливается трехфазовая схема двигательного цикла музыканта. Рассмотрим для примера подъем руки начинающим учеником, исход я из закономерностей трех фаз двигательного процесса.
Фаза первая: подготовка действия - концентрация внимания на определенные группы двигательных мышц, готовящиеся совершить то или иное действие. В данном конкретном случае внимание ученика концентрируется на определенных мышечных группах - зонах плечевого сустава и лопатки - до подъема руки.
Фаза вторая: конкретное действие - активное (волевое) включение в работу мышечных групп, совершающих локальное движение-действие. Подъем руки за счет силовых действий мышечных групп зоны плечевого сустава и лопатки, поднимающих (двигающих) руку в правильном - физиологически обоснованном направлении.
Фаза третья: освобождение после действия - максимальное расслабление работавших мышечных групп после конкретного полезного действия. Активный бросок руки и максимальное освобождение всех напряженных мышц, участвующих в подъеме руки; при их расслаблении - падение руки в исходное положение. Двигательные навыки, формирующиеся на основе такой цикличности, легко поддаются контролю и в должной мере управляемы.
Следует еще раз особо подчеркнуть, что третья фаза (расслабление) - одна из наиболее сложных и наиболее важных проблем двигательно-игрового процесса. Процесс расслабления мышц крайне труден. Но если для человека, не играющего на музыкальном инструменте, неумение расслаблять в должной степени напряженные мышцы не является столь уж важной жизненной проблемой, то для человека играющего - это вопрос профессии. Музыкант, не руководящий (осознанно) процессом расслабления мышц, не может быть профессионалом в полном смысле этого слова. Одно из непременных условий виртуозного владения инструментом - быстрота реакции на процессы напряжения-расслабления. В конечном счете не столь уж опасно излишнее напряжение в момент действия (довольно частое во время игры, особенно на начальной стадии обучения) - сколь опасна недостаточная его компенсация, то есть необходимая степень расслабления после действия.