Бросок руки, ее свободное падение как основа воспитания четкой периодизации процессов напряжения и расслабления





Важнейший момент функционирования рук - их расслабле­ние после действий (напряжений). На основе четкой периоди­зации процессов напряжений и расслаблений базируется вся музыкально-исполнительская техника. Прежде чем перейти к наложению основных закономерностей, связанных с периоди­зацией процессов напряжений и расслаблений, необходимо четко разграничить понятия: «бросок руки* и ее «свобод ное па­дение». В этих понятиях заключено существенное отличие, связанное с разными периодами обучения. В основе этих отли­чий - мышечные ощущения в момент подъема и падения руки.

Если подъем руки производится с лишней затратой мышеч­ной силы - в это неизбежно на начальной стад ии обучения, то полного, а тем более автоматического расслабления мышц плечевого пояса в момент падения руки не наступает. В подоб­ных случаях ученику приходится прилагать определенные во­левые усилия с целью освободить чрезмерно напряженные мышцы, чтобы дать руке возможность упасть. Таким образом появляется необходимость активно преодолевать сопротивле­ние напряженных мышечных групп, удерживающих руку на­верху в момент ее падения.

Этой цели и служит активный (волевой) бросок руки, кото­рый помогает преодолевать сопротивление напряженных мышц. Активные броски рук необходимы в начальном периоде обучения, особенно в предпостановочной фазе. Весьма эффек­тивны активные броски рук в период исправления недостач ков, связанных с зажатостью плечевого пояса у играющих уче­ников.

Если перенапряжения в значительной мере зафиксированы в мышечной сфере, то преодолеть сопротивление руки в мо­мент ее падения становится непростым делом. В подобном случае наиболее эффективным способом исправления этого серьезного недостатка становятся активные броски руки.

Что касается «свободного падения руки» - это показатель не только свободного состояния мышечных груш плечевого пояса, но и определенного уровня исполнительского мастерст­ва, связанного с автоматизацией комплекса целесообразных двигательных приемов. В принципе, это та сумма приемов, ко­торая лежит в основе третьей фазы двигательного цикла - рас­слабления после действия.

Анализируя процессы подъема руки и ее падения, можно на­блюдать, что чем меньше ученик затрачивает физической си­лы в момент подъема руки, тем легче он руководит процессом расслабления мышечных групп плечевого пояса в момент ее падения. В этой связи педагогу следует особо строго контро­лировать момент подъема руки и добиваться от ученика четко­го исполнения этого приема с минимально необходимой затра­той физической силы.

Однако предварительно рассчитать оптимальный вариант напряжений при подъеме руки даже профессионалу практиче­ски невозможно, ибо этот процесс связан не только с техниче­ской, но и с эмоциональной сферой. У профессионала освобождение от лишних напряжений после подъема руки происходит автоматически за счет миниброска руки, с помощью которого он ощущает свободное состояние руки непосредственно после ее подъема. Речь в данном случае идет о приведении руки в подвешенное состояние, которое и позволяет освободиться от лишних напряжений. Подвешенное состояние руки, таким об­разом, - это первый этап ее освобождения. Второй, оконча­тельный этап наступает после падения руки и прикосновения пальцев к клавиатуре или непосредственно к струне. «У меня расслабление руки наступает мгновенно после прикосновения к клавиатуре», - подчеркивал Иосиф Гофман.

Что касается формирования этого важнейшего навыка у на­чинающего ученика, то активный бросок руки как основу ее освобождения после действия (подъема) необходимо воспиты­вать сознательно, доводя это действие до полного автоматизма - свободного падения руки. Автоматическое расслабление ак­тивно работающих мышц как фундаментальное ощущение - не­пременное условие строгой цикличности двигательного про­цесса.

Недостаточная степень расслабления является первопричи­ной всех зажатостей, ибо некомпенсированные напряжения про­воцируют не только локальные перенапряжения определенных мышечных групп, но и зажатость всего организма играющего.

Естественно, очень трудно руководить рукой в том случае, когда мьшщы ее перенапряжены и малоподатливы волеизъяв­лению играющего. Перенапряжение мышечных групп плечево­го пояса в момент под ъема руки не дает возможности начина­ющему ученику расслабить в должной степени мьшщы во время падения руки. В результате неизбежно непроизвольное торможение руки в момент ее падения, которое провоцирует «настороженную реактивность» - «боязнь броска» и еще боль­шее ее перенапряжение.

Предотвратить и компенсировать настороженную реактив­ность можно только на основе предварительной под готовки ру­ки к ее активному падению при помощи системы специальных упражнений. На начальной стадии обучения активный бросок руки необходимо воспитывать сознательно, добиваясь мини­мально необходимой степени напряжения мышечных групп плечевого пояса во время подъема руки и максимального рас­слабления их при ее падении. Необходимо обращать максимум внимания ученика на те ощущения, которые появляются у него при воспитании каждой из трех фаз двигательного цикла.





Читайте также:
Образцы сочинений-рассуждений по русскому языку: Я думаю, что счастье – это чувство и состояние полного...
Конфликтные ситуации в медицинской практике: Наиболее ярким примером конфликта врача и пациента является...
Перечень документов по охране труда. Сроки хранения: Итак, перечень документов по охране труда выглядит следующим образом...
Технические характеристики АП«ОМЕГА»: Дыхательным аппаратом со сжатым воздухом называется изоли­рующий резервуарный аппарат, в котором...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.035 с.