Формирование исходных данных.
Автомобиль-прототип: ВАЗ-21063;
Полная масса автомобиля та=1445 кг;
Шина 165/70 R 13, радиус качения r к=0,925 r с=0,925 0,2806=0,260 м;
Передаточное число первой передачи КПП =3,667;
Передаточное число главной передачи =4,1;
Максимальный крутящий момент двигателя =124 Нм;
Частота вращения коленчатого вала при максимальном крутящем
моменте = 3000мин'1;
Коэффициент запаса сцепления β =1,5:
Число пар поверхностей трения =2;
Рис. Схема гидропривода сцепления
Геометрические размеры рычажного механизма привода сцепления
(см. рис.): a =250 мм, b=55 мм, c = 120 мм, d =50 мм,
е =(D 0 –d 1)/2=78 мм, f =17 мм; dr 1=18 мм; dr 2=25 мм.
Коэффициент трения фрикционной накладки по металлу μ=0,3;
КПД трансмиссии =0,92;
Коэффициент сопротивления движению ψ = 0,014;
Удельная массовая теплоемкость чугуна с = 481,5 Дж/(кг °С);
Доля теплоты, приходящаяся на рассчитываемую деталь γ =0,5;
Выбор параметров сцепления.
Наружный диаметр D фрикционной накладки сцепления рассчитываем по формуле
где - максимальный крутящий момент двигателя, Нм; К - коэффициент, учитывающий степень эксплуатационной загрузки фрикциона: K = 4,7 для легковых автомобилей
Внутренний диаметр d фрикционных накладок ведомых дисков определяем по формуле
d = 0,6 D = 0,6 .
Исходя из полученных размеров D и d,выбираем по ГОСТ 12238—76* и ГОСТ 1786—80стандартные значения фрикционных накладок:
наружный диаметр D = 0,20 м; внутренний диаметр d = 0,14 м; толщина δ = 3 мм.
Расчет показателей нагруженности и износостойкости сцепления.
Степень нагружения и износостойкость фрикционных накладок сцепления принято оценивать двумя основными параметрами:
а) удельным давлением на фрикционные поверхности;
б) удельной работой буксования сцепления.
Нажимное усилие на поверхности трения вычисляется по формуле
— число поверхностей трения.
Давление на фрикционные накладки
Величина удельного давления на фрикционные накладки не должна превышать рекомендуемых допускаемых значений [ q ] =0,25 МПа. В нашем случае q < [ q ], что обеспечивает требуемый ресурс работы накладок.
Удельная работа буксования
где - работа буксования
- момент сопротивления движению транспортного средства, приведенный к первичному валу коробки передач
Jа- момент инерции
Работа буксования при трогании автомобиля с места
Расчет нажимного (ведущего) дискана нагрев.
Расчет ведущего диска на нагрев заключается в определении повышения средней температуры ведущего диска Δ t. Принимают, что теплопередача в окружающую среду отсутствует, и вся работа буксования идет на нагрев деталей
где у - доля теплоты, приходящаяся на рассчитываемую деталь; с -удельная массовая теплоемкость чугуна (стали); тн - масса диска, кг.
Масса диска определяется из выражения
где ρ - плотность материала диска, кг/м3; D - наружный диаметр нажимного диска сцепления, м; d- внутренний диаметр диска, м; δ - толщина диска, м.
Толщина диска δ определяется из выражения
где λ - коэффициент толщины трущихся поверхностей (λ=0,30... 0,44 - для чугунных дисков).
В этом случае масса ведущего диска
Повышение средней температуры ведущего диска Δ t за одно включение
Допустимое повышение температуры [Δ t ] за одно включение принимают равным 10... 15°С.