Наука и культура в условиях войны.




В борьбу за усиление военно-экономической мощи страны внесли свой вклад и советские ученые. За годы войны Советской власти были созданы также научные учреждения, способствовавшие развитию экономики и культуры национальных республик. На Украине, в Белоруссии и Грузии успешно вели работу республиканские академии наук.

Начавшаяся война не дезорганизовала деятельность науки, а лишь во многом изменила ее направление. Созданная за годы войны Советской власти мощная научно-техническая база, разветвленная сеть исследовательских учреждений, квалифицированные кадры обеспечили возможность быстро направить работу советской науки на удовлетворение нужд фронта.

Многие ученные ушли на фронт с оружием в руках защищать Родину. Из числа сотрудников одной только Академии наук СССР в ряды армии вступила свыше двух тысяч человек.

Перестройка работы научных учреждений облегчилась высоким уровнем исследований и связью науки с ведущими отраслями народного хозяйства и военной промышленностью. Еще в мирное время в работах исследовательских учреждений военная тематика занимала определенное место. Разрабатывались сотни тем по заданиям наркоматов обороны и военно-морского флота. Академии науки, например вела исследования в области авиационного топлива, радиолокации, защиты кораблей от мин.

Дальнейшему расширению контактов науки с военной промышленностью способствовали и то, что в результате эвакуации исследовательские учреждения оказались в центре экономических районов страны, в которых было сосредоточено основное производство вооружения и боеприпасов.

Вся тематика научных работ сосредотачивалась в основном в трех направлениях:

Разработка военно-технических проблем;

Научная помощь промышленности в улучшении и освоении нового военного производства;

Мобилизация сырьевых ресурсов страны на нужды обороны, замена дефицитных материалов местным сырьем.

Уже к осени 1941 года крупнейшие научно-исследовательские центры страны подготовили свои предложения по этим вопросам. В начале октября вице-президент Академии наук предоставил в руководящие органы тематические планы работы академических институтов.

Мобилизуя силы на решение проблем, имеющих оборонное значение, научные учреждения выработали новую организационную форму работы - специальные комиссии, каждый из которых координировала деятельность нескольких крупных коллективов ученных. Комиссии помогали оперативно решать многие вопросы военного производства и научно-технической помощи фронту, теснее увязывали работу исследовательских учреждений запросами военной экономики.

Заметный вклад в дело борьбы с врагом внесли и культурно-просветительские учреждения: библиотеки, музеи, дворцы культуры, клубы и избы-читальни. Условия их деятельности резко изменились. Значительная часть этих учреждений ушла на фронт. Часть зданий клубов, музеев, библиотек в тыловых и прифронтовых областях было занята под госпитали, военные учреждения и предприятия. Многие культурно-просветительские учреждения эвакуировались или оказались на оккупированной врагом территории. В начале войны число клубных учреждений в стране сократилось с 118 тыс. до 59 тыс., массовых библиотек - с 95 тыс. до 48 тыс.

Работники литературы и искусства в условиях войны подчинили свое творчество интересам защиты Родины. Они помогали партии нести в сознание сражающего народа идеи патриотизма, высокого нравственного долга, звали к мужеству, беззаветной стойкости.

963 человека - более трети состава Союза писателей СССР - ушли в армию военными корреспондентами центральных и фронтовых газет, политработниками, бойцами и командирами Красной Армии. Среди них были писатели разных поколений и творческих биографий: В. Вишневский, А. Суриков, А. Фадеев, А. Гайдар, П. Павленко, Н. Тихонов, А. Твардовский, К. Симонов и многие другие. Многие писатели работали во фронтовой и армейской печати. Война воспитала целое поколение писателей и журналистов-фронтовиков. Это К. Симонов. Б. Полевой, В. Величко, Ю Жуков, Е. Кригер и другие, показавшие себя мастерами военного очерка и рассказа. Писатели и журналисты, находившиеся на фронте, свои статьи, очерки и рассказы писали зачастую прямо с передовой и разу же передавали написанное в фронтовую печать или на телеграфные аппараты для центральных газет.

Высокое сознание гражданского долга проявили фронтовые, центральные и концертные бригады. В июле 1941 года в столице была сформирована первая фронтовая бригада московских артистов. В нее вошли актеры Большого театра, театров сатиры, оперетты. 28 июля бригада выехала на западный фронт в район Вязьмы.

Значительную страницу в истории советского искусства в годы войны вписал Малый театр. Его фронтовая работа началась в первый день войны. Это было в западных районах Украины, где застала война группу актеров Малого театра. В это же время другая группа актеров театра, находившаяся в Донбассе, выступила с концертами перед уходящими на фронт.

В самое тяжелое для советской столицы время, в октябре - ноябре 1941 года, неотъемлемой частью московских улиц стали плакаты и «Окна ТАСС». Они призывали: «Встань, Москва!», «На защиту Москвы!», «Отбрось врага!». А когда фашистские войска были разгромлены на подступах к столице, появились новые плакаты: «Враг побежал - догони, добей, огнем заливая врага».

В дни войны создавалась и ее художественная история, ценная своим непосредственным восприятием событий. Художники с большой силой и выразительностью создавали картины народной войны, мужества и героизма советских людей, сражавшихся за свободу и независимость Родины.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: