Теория оператногообуславливания Скинер




оперантным (operant). При оперантном поведении животное не обездвижено ремнями, как собака Павлова, а свободно передвигается и «оперирует» с окружающей средой. Поведение, по терминологии Скиннера, контролируется подкрепляющими стимулами, которые следуют за данным вариантом поведения.

Принципы обусловливания:

Подкрепление и угашение. Некоторые подкрепления (еда, устранение боли) являются первичными подкреплениями (обладают «естественными» подкрепляющими свойствами). Другие подкрепляющие стимулы (улыбки, похвала или внимание взрослых) являются обусловленными подкреплениями; их эффективность проистекает из частого сочетания этих стимулов с первичными подкреплениями

Оперантное поведение, которое, казалось бы, было полностью угашено, может иногда обнаруживать спонтанное восстановление. Например, маленький мальчик, чьи вспышки гнева удалось угасить с помощью последовательного отказа уделять внимание, может опять начать демонстрировать такие вспышки, оказавшись в новой ситуации (Williams, 1959). Такое поведение пришлось бы подвергнуть дополнительному угашению.

Незамедлительность подкрепления. Скиннер (Skinner, 1953, p. 101; 1959, p. 133) обнаружил, что в начальной стадии эксперимента можно довести темп реакции до максимума, только если подкреплять ее немедленно. Крыса будет часто нажимать на рычаг, только если она сразу получает пищу каждый раз, когда делает это. Как отмечают Бийо и Баэр (Bijou & Baer, 1961, p. 44), этот принцип имеет большое значение при воспитании детей. Если отец показывает свое удовольствие сразу после того, как сын принес ему газету, то весьма вероятно, что мальчик сделает так же и следующим вечером. Но если отец настолько увлечен чем-то другим, что отложит одобрение поведения сына на несколько минут, подкрепление не произведет должного эффекта. Фактически, подкреплено будет то, чем занимался мальчик в момент получения вознаграждения. Если он в этот момент строил дома из кубиков, то именно строительство домов из кубиков, а не поход за газетой, получит подкрепление.

Дифференцировочные (сигнальные) стимулы. Мы уже говорили о том, что оперантное обусловливание можно описать без каких-либо ссылок на инициирующие его стимулы. Это, действительно, так, однако это не значит, что такие стимулы не играют совсем никакой роли. Стимулы, предшествующие реакциям, также могут в значительной степени контролировать их.

Скиннер проводил опыты с голубем, вознаграждая птицу всякий раз, когда она вытягивала шею. В начале эксперимента Скиннер не знал никаких начальных стимулов, которые можно было бы использовать, он просто ждал, пока голубь сам сделает это движение, а потом вознаграждал его. Затем он стал подкреплять реакцию только тогда, когда был зажжен сигнальный свет. После нескольких таких опытов голубь стал вытягивать шею намного чаще в те моменты, когда включался свет. Свет превратился в дифференцировочный, или сигнальный стимул

Но притом что дифференцировочные стимулы в действительности способны управлять поведением, следует подчеркнуть, что такое управление не осуществляется автоматически, как в случае респондентного обусловливания.

Генерализация. При оперантном обусловливании, как и при респондентном, имеет место генерализация стимула. Предположим, маленькая девочка получает вознаграждение, когда произносит «па-па» при появлении своего отца, но не тогда, когда она говорит это, глядя на свою мать, брата или сестру. Отец становится дифференцировочным стимулом. Не стоит удивляться, однако, если девочка начнет говорить «па-па» при виде любого взрослого мужчины, даже незнакомого человека на улице. Произошла генерализация стимула. Родители должны научить ее производить более тонкую дифференциацию.

Постепенное формирование. Оперантное поведение, как правило, не усваивается в один прием. Обычно оно выучивается постепенно, маленькими порциями. Постепенное формирование (shaping) называют также «методом последовательных приближений» (method of approximations), поскольку подкрепления связываются со все более и более точным приближением к желательной реакции.

Цепи поведенческих реакций. Несмотря на то, что поведение может формироваться постепенно, элемент за элементом, также имеет место его структурирование в более длинные, интегрированные цепи реакций.

Режимы подкреплений. Скиннер (Skinner, 1953, p. 99) заметил, что в повседневной жизни наши действия редко подкрепляются постоянно, каждый раз, когда мы их предпринимаем; напротив, они подкрепляются, как правило, периодически. Мы не всегда находим лыжню хорошей, когда идем кататься на лыжах, и не всегда получаем удовольствие, когда идем на вечеринку. Соответственно, Скиннер изучил эффекты различных режимов периодического подкрепления.

Периодическое подкрепление может даваться согласно режиму с фиксированным интервалом, когда организм получает вознаграждение за правильную реакцию только через определенные периоды времени. Например, голубь получает корм после того, как клюет круг, но потом должен ждать 3 минуты, прежде чем его следующий клевок будет вознагражден, затем еще 3 минуты и т. д. Темп реагирования при этом режиме подкрепления, как правило, бывает низким. Более высокие темпы реагирования вызываются режимами с фиксированной пропорцией, например, когда голубь получает корм после каждого пятого клевка. Однако при обоих этих режимах наступает перерыв в реагировании сразу после получения подкрепления. Как будто организм знает, что следующего подкрепления придется ждать еще долго (p. 103). Студенты часто испытывают такой эффект сразу после завершения долгосрочной (например, семестровой) письменной работы, — очень трудно бывает тут же взяться за новое задание.

Отрицательное подкрепление и наказание. До сих пор мы фокусировали внимание на положительных подкреплениях. Подкрепление означает усиление реакции (повышение темпа реагирования), и положительные подкрепления усиливают реакции путем добавления положительных последствий, таких как пища, похвала или внимание. Но реакции также могут быть усилены посредством отрицательного подкрепления – устранения неприятных, болезненных или вызывающих отвращение стимулов. В сущности, то, что усиливается таким способом — это тенденция к избеганию, например, когда девочка, стоящая на трамплине для прыжков в воду, чтобы избежать насмешек своих приятелей, прыгает в воду (Skinner, 1953, p. 73, 173).

Когда мы наказываем, то, наоборот, стараемся не подкрепить поведение, а устранить его.

Бандура

Он подчеркивает влияние на внешние схемы подкрепления таких установок, как вера, ожидания, инструкции. Согласно Бандуре, поведенческая реакция не включается автоматически внешним раздражителем, как это происходит у роботов или машин. Напротив, реакции на раздражители являются самоактивизирующимися. Человек сознательно воспринимает положительное подкрепление, он предвидит его получение в случае соответствующего поведения.
Нам далеко не всегда требуется подкрепление; мы можем учиться на чужом опыте, посредством косвенного подкрепления 96, наблюдая за поведением других людей и последствиями этого поведения.косвенное подкрепление — введенное бандурой понятие о том, что научение может происходить на основе наблюдений за поведением других людей и за последствиями этого поведения, а не на основе лично полученного подкрепления.

когнитивные процессы играют важнейшую роль в социальной когнитивной теории, их рассматривание является основным отличием взглядов Бандуры от системы Скиннера. Как полагает Бандура, не сама по себе схема подкрепления является эффективным фактором модификации поведения, а то, что именно человек думает об этой схеме подкрепления. Вместо того, чтобы учиться на собственном опыте полученных подкреплений, мы учимся при помощи моделирования, наблюдая за другими людьми и примеривая на себя их модели поведения. Согласно взглядам Скиннера, тот, кто контролирует подкрепление, контролирует и поведение. Согласно взглядам Бандуры, тот, кто контролирует <модели> в обществе, контролирует и поведение.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: