Несовершенная конкуренция




Инструкция

Просьба выложить задание в вашу группу vk в 9 утра 8 апреля.

Изучение темы состоит из двух блоков. Студенты знакомятся с теоретической частью, обращают внимание на определения и примеры.

Задания выполняются в программе MS Word или в тетради разборчивым почерком. Ответы присылаются на электронную почту

yul-aaa2012@yandex.ru в прикрепленном файле (MS Word или четкая фотография тетради) с указанием в теме письма ФИО студента, шифра группы, темы задания.

Вопросы по теме, проблемы с выполнением задания, непонятные места принимаются и разъясняются до окончания срока приема работы по электронной почте.

Работа над темой происходит в режиме реального времени с 9.00 до 10.00. В этот период задаем имеющиеся вопросы и высылаем ответы. Для жителей сельской местности с нестабильной связью и студентов, имеющих уважительные причины (посещение врача, несколько учащихся в семье и т.п.), срок продлевается до 14 часов 8 апреля.

Тема «Спрос, предложение, рыночное равновесие»

План

1. Закон спроса

2. Закон предложения

3. Рыночное равновесие

4. Конкуренция и ее виды

 

Закон спроса

На рынке действуют продавцы и покупатели. Покупатели определяют спрос на товары, продавцы обеспечивают их предложение.

Спрос – зависимость между количеством товара, которое покупатели готовы приобрести за определенный период времени, и ценами на этот товар. Очевидно, что чем ниже цена, тем больше будет желание покупателя приобрести данный товар при условии, что качество товара и прочие условия не изменятся.
Закон спроса: при равных условиях спрос на товары по низким ценам больше, чем по высоким. Таким образом, покупатели заинтересованы купить товар как можно дешевле.

Зависимость между ценой товара и его количеством на рынке можно представить графически в виде кривой спроса, которая показывает, какое количество товара готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент.

 

Необходимо различать следующие два понятия: 1) изменение объема (величины) спроса означает передвижение из одной точ­ки в другую той же самой кривой спроса. Причиной изменения объема спроса служит изменение цены данного блага; 2) измене­ние в спросе выражается смещением всей кривой спроса либо вправо — увеличение спроса (рис. 2-2), либо влево — уменьше­ние спроса (рис. 2-3). Причиной является не изменение цены данного блага, а изменение других факторов спроса, которые получили название неценовых факторов спроса. К ним относят­ся: вкусы и предпочтения потребителей; число покупателей на рынке; цены на взаимозаменяемые и взаимодополняющие това­ры; изменения в доходе потребителей; ожидание будущего из­менения цен и доходов.

 

Например, увеличению спроса способствует удачная реклама товара. Снижение цены на дополняющий товар также ведет к повышению спроса на него. Например, если дешевеют компьютеры, то растет спрос на программное обеспечение, принтеры, сканеры и т.п.

 

Закон предложения

Если на рынке спрос определяется покупателями, то предложение зависит от продавцов. Предложение – это зависимость между количеством товара, которое готовы продать продавцы за данный период времени, и ценами на этот товар.

Продавцы заинтересованы продать свой товар как можно дороже. Закон предложения: при прочих равных условиях продавцы предложат товара больше по высоким ценам, нежели по низким.

Графически эта зависимость выражается кривой предложения, которая показывает, какое количество товара готовы предложить продавцы по разным ценам в данный момент.

Помимо цен, существуют и другие факторы, влияющие на количество товара, которое продавцы хотят реализовать. К ним относятся: цены на производственные ресурсы (рабочую силу, сырье, машины и оборудование), необходимые для производ­ства товара; технология — методы производства товаров и ус­луг; налоги и субсидии государства; число продавцов на рынке; цены альтернативных товаров, которые могут быть произведе­ны с помощью тех же самых ресурсов; ожидаемые в будущем изменения цен на данный товар.

Сокращение предложения изображается графиче­ски путем сдвига кривой предложения влево (см. рис. 2-6). Увеличение предложения, напротив, выражается в перемеще­нии кривой предложения вправо (см. рис. 2-7).

 

Так, если ресурсы становятся дороже, возможности фирмы по производству товара уменьшаются, предложение снижается. Налоги повышают цену товара, снижая предложение. В результате субсидий предложение будет расти.

 

Рыночное равновесие

Решение на рынке принимают и покупатели, и продавцы. Каждый из них преследует собственные экономические цели. Продавцы зависят от покупателей так же, как покупатели зависят от продавцов. Но при определенном уровне товара на рынке складывается ситуация, когда интересы покупателей и продавцов совпадают. Так, взаимодействие спроса и предложения приводит к установлению равновесной или рыночной цены. Рыночная цена – это цена, при которой товар может быть обменен на деньги.

В точке рыночного равновесия совпадают интересы покупателей и продавцов: при равновесной цене количество товара, которое готовы купить покупатели, равно количеству товара, которое готовы продать продавцы. Если продавец установит цену на товар выше равновесной, то это приведет к избытку товара. Если продавец установит цену на товар ниже равновесной, это приведет к его дефициту: товара не хватит на всех покупателей, желающих его приобрести.

 

Конкуренция и ее виды

Конкуренция – это борьба за наиболее выгодные условия производства и реализации товаров и услуг. В разных отраслях количество продавцов может варьироваться от одного до множества. Чем больше продавцов на рынке, тем острее конкуренция между ними.

В зависимости от количества продавцов на рынке и от того, какие отношения складываются между ними, различают совершенную и несовершенную конкуренцию. Только в условиях совершенной конкуренции цены устанавливаются на основе спроса и предложения.

Совершенная конкуренция

Ситуация, когда на рынке множество мелких фирм производят одинаковую продукцию, и не имеют возможности контролировать цены на нее, называется совершенной конкуренцией. Количество покупателей на рынке также бесконечно велико. Никто из участников рынка не располагает информацией больше чем все остальные. Это идеальная теоретическая модель. В реальной жизни нет таких рынков, которые бы в полной мере соответствовали бы вышеперечисленным условиям. Но на некоторых рынках ситуация близка к совершенной конкуренции. Это рынки пшеницы, кукурузы, фондовые рынки, где продаются ценные бумаги.

 

Несовершенная конкуренция

К несовершенной конкуренции относятся монополистическая конкуренция, олигополия, монополия и монопсония.

Монополистическая конкуренция – ситуация на рынке, при которой большое количество мелких фирм производят схожую продукцию и имеют возможность отчасти контролировать цена на нее. Примерами рынков монополистической конкуренции являются предприятия розничной торговли – магазины по продаже канцтоваров, книг, хлеба, цветочные и сувенирные киоски.

Олигополия – рыночная структура, при которой несколько крупных фирм господствует на рынке. Например, рынок производителей мобильных телефонов поделен между 10-15 крупнейшими корпорациями. В условиях олигополии существуют следующие барьеры для входа на рынок: огромный стартовый капитал, наличие лицензии на производство товара или услуги, коммерческая тайна, авторское право. Например, для производства мобильного телефона необходимо купить права на 50 патентов.

Примерами олигополий являются рынок компьютеров, рынок парфюмерии, рынок автомобилей, рынок нефти.

Монополия – рыночная структура, при которой на рынке присутствует единственный продавец уникального продукта. Монополия невыгодна потребителям: монополист не заинтересован в повышении качества продукции, в увеличении ассортимента, он имеет возможность устанавливать завышенные цены. Государство проводит политику по содействию честной конкуренции, пресечению недобросовестной конкуренции, ограничению монополистической деятельности.

Государство допускает существование монополии в тех отраслях, где конкурентная борьба может навредить общественным интересам. Фирма, которая может производить товары и услуги с меньшими издержками, чем несколько фирм, называется естественной монополией. В России естественными монополиями являются коммунальные службы, метро. В соответствии с авторским правом законными монополистами в области использования созданных ими произведений являются композиторы, художники, писатели, оформившие патент на свое изобретение изобретатели.

Монопсония – такой вид монополии, когда монополистом является не продавец, а покупатель. Единственным покупателем может быть государство, если речь идет о продаже подводной лодки или ракеты. Монопсония возникает и на рынке сельскохозяйственной продукции, когда мелкие фермы вынуждены сдавать свою продукцию закупщику по заниженным ценам.

Итак, выделяют следующие основные виды конкуренции: рынок совершенной конкуренции, рынок монополистической конкуренции, рынок олигополии, рынок монополии.

 

Задания:

Задание 1.

Ответьте на вопросы (по теоретическому материалу):

а) Спрос – это категория покупателей или продавцов?

б) В чем заключается закон спроса?

в) Перечислите неценовые факторы спроса.

г) В чем заключается закон предложения?

д) Перечислите неценовые факторы предложения.

 

Задание 2.

Проанализируйте суждения о конкуренции и ее видах. Поставьте + в соответствующем столбце таблицы:

Суждения Верно Неверно
  Конкуренция – это борьба за наиболее выгодные условия производства и реализации товаров и услуг    
  На рынке олигополии соревнуется множество крупных, средних и мелких производителей однотипных товаров    
  Проводя антимонопольную политику, государство защищает интересы потребителей    
  На рынке монополии одинаковые или схожие товары производятся небольшим числом фирм, которые поделили рынок и конкурируют между собой    
  Монополия может быть установлена фирмой, производящий уникальный товар    
  При монопсонии монополистом является покупатель    
  Рыночная конкуренция способствует поиску фирмами инновационных экономических решений    

 

Задание 3. Заполните таблицу (выбрать из текста теории).

Виды конкуренции Примеры
Совершенная конкуренция  
Монополистическая конкуренция  
Олигополия  
Монополия  
Монопсония  

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: