Тормозное оборудование.
Расположение тормозного оборудование на вагоне.
Сигналы (звуковые и видимые), подаваемые при торможение и
Отпуске тормозов.
«Стой!» - днем красный развернутый, либо желтый развернутый с круговыми движениями руки, ночью красный фонарь либо лунно-белый с круговыми вращениями, звуковой – 3 коротких. «Пробное торможение» - днем - рука вверх, ночью поднятая рука с лунно-белым фонарем в руке, звуковой – 1 короткий. «Отпустить тормоза» - днем рука перед собой в движение справа налево, ночью так же только с фонарем перед собой, звуковой – 2 коротких.
Назначение и виды тормозов пассажирских вагонов.
Тормозом называется устройство, с помощь которого создается искусственное сопротивление движению, необходимое для снижения скорости и остановки поезда. От надежности тормозов зависят: пропускная способность жд, возможность движения поездов с высокими скоростями, обеспечение минимального тормозного пути и повышение безопасности движения поездов. Торможение подвижного состава может осуществляться различными способами, основной способ торможения - фрикционный, заключается в возникновении трения, при нажатии тормозных колодок на поверхность катания вращающихся колес (колодочный тормоз) или специальных дисков (дисковый тормоз).
Большинство вагонов оборудовано колодочным тормозом, с чугунными или неметаллическими (композиционными колодками). Композиционные колодки обладать высоким коофициентом трения, мало зависящем от скорости движения поезда, при использовании таких колодок, длина тормозного пути(расстояние проходимого поезда от момента приведения тормозов в действие до остановки) меньше, чем при использовании чугунных.
|
В зависимости от способа приведения в действие тормоза, тормоза делятся на ручные, воздушные (пневматические), электропневматические.
Электропневматические тормоза: управляются электрическим
током, тормозные колодки прижимаются к колесам приборами
питающимися сжатым воздухом. торможение поезда происходит быстро, т.к. запас сжатого воздуха, для наполнения тормозных цилиндров, имеется под каждым вагоном. Все ПВ оборудованы автоматическими и ручными тормозами.
Полное и сокращенное опробование тормозов пас.п-в.
Для обеспечения безотказного действия тормозов установлен определенный порядок их обслуживания и содержания. При ревизии тормоза тщательно проверяют действие приборов, заменяют неисправные детали, продувают и очищают трубы и резервуары, испытывают тормоз. При заводском и деповском ремонте вагона, производят периодический ремонт тормоза, при этом на тормозном цилиндре ставят трафарет. В пункте формирования и оборота, а также в пути следования поезда, для проверки действия тормозов и плотности тормозной воздушной сети – производят опробование тормозов (полное и сокращенное).
Полное: с проверкой состояния тормозной магистрали и действия тормозов у всех вагонов производят:
1. на станциях формирования перед отправлением поезда;
2. после смены локомотива, если участок обращения локомотивов более 600 км. Кроме того должно быть произведено полное опробование автотормозов ПП на одной из станций, где производится смена локомотивных бригад и имеется ПТО;
|
3. перед выдачей поезда из депо или после отстоя;
4. на станциях, предшествующих перегонам затяжными спусками, где остановка поезда предусмотрена графиком движения. Перед затяжными спусками, полное опробование производится с 10 мин. выдержкой;
После полного опробования автотормозов в поезде, осмотрщик вагонов вручает машинисту локомотива справку, установленной формы (об обеспеченности поезда тормозами и исправном их действии).
Сокращенное: С проверкой состояния тормозной магистрали по действию тормоза у двух последних хвостовых вагонов, производят:
1. после прицепки поездного локомотива к составу, если предварительно на станции было произведено полное опробование автотормозов от локомотива;
2. после перемены кабины локомотива поезда и после смены локомотивных бригад, когда локомотив не отцепляется от поезда;
3. после всякого разъединения рукавов в составе поезда, соединения рукавов в следствие прицепки подвижного состава, а также после перекрытия концевого крана в составе;
Сокращенное опробование тормозов в поезде осуществляет машинист локомотива, а действие тормоза двух хвостовых вагонов, при торможении и отпуске, проверяет осмотрщик вагонов (если есть ПТО) или проводник хвостового вагона (если нет ПТО).
На станции или на перегоне, где нет осмотрщиков – действие тормоза проверяет проводник или ЛНП. Действие ЭПТ проверяет машинист локомотива, с участием осмотрщика–автоматчика поездного электромонтера – дважды: в начале на электрическом управлении, затем на воздушном. Для обеспечения надежной работы тормоза и своевременного устранения дефектов – проводник ПВ обязан: при приемке вагона в составе проверить действие ручного тормоза, правильность положения концевых кранов (за исключением кранов хвостового и головного вагона – все краны должны быть открыты), исправность межвагонных электрических соединений при ЭПТ, исправность поводков выпускного клапана, целостность пломб на стоп-кранах.
|
На вагоне не должно быть разъединившихся или неукрепленных частей тормоза, а воздухораспределитель должен быть включен. Обнаружив какую-либо неисправность тормозного оборудования, проводник вагона обязан заявить об этом осмотрщику вагона и добиться ее устранения.
При опробовании автотормозов, по короткому свистку локомотива, при торможении проводники должны проверить, плотно ли прижаты тормозные колодки, а после отпуска тормозов (2 коротких свистка локомотива) – отошли ли колодки от колес. Если колодки не отошли от колес, то нельзя отпускать тормоз с помощью поводка выпускного клапана, об этом следует заявить осмотрщику вагона. Проводник должен принять все меры, чтобы не допустить отправление поезда с заторможенными колесами.
В пути следования поезда необходимо постоянно наблюдать за действием тормоза и состоянием колесных пар вагона, перед остановкой поезда, при трогании с места, при проходе станции. Если после отпуска тормоза колеса вагона остались прихваченными тормозными колодками, но вращаются, следует отпустить тормоз за поводок выпускного клапана и немедленно сообщить об этом начальнику поезда. Если тормоз с помощью поводка отпустить не удается – есть опасность заклинивания колес, нужно остановить поезд на первой ровной площадке и осмотреть колеса. При этом следует учитывать, что ползун может быть закрыт тормозной колодкой или колесо стоит ползуном на рельсе. Тогда, для определения размера ползуна, необходимо произвести протяжку поезда.
В пути следования поезда проводники вагонов должны внимательно следить, особенно при первом торможении, после отправления поезда с конечной станции или смены локомотива, после экстренного торможения машиниста с локомотива или торможения стоп-краном. Если при движении поезда машинист подает сигнал тормозить – проводники обязаны немедленно привести в действие ручные тормоза. Если во время рейса проводник вынужден по какой-либо причине разъединить межвагонные рукава, при заряженной магистрали, то прежде всего необходимо перекрыть концевые краны. Разъединенные рукава необходимо закрепить на держалки.
6. Ручной тормоз: применяют на жд подвижном составе, как резервное
средство для остановки поезда при неисправности автотормозов. Также для затормаживания пассажирских вагонов, находящихся в отстое. Привод ручного тормоза расположен на торцевой стороне в тамбуре котлового конца вагона. Он состоит из штурвала с рукояткой, парой конических шестерен, винта с гайкой, системы тяг и рычагов - соединенных с горизонтальным рычагом, со стороны штока тормозного цилиндра. Рукоятка привода выведена внутрь тамбура и помещена в специальном углублении на стене. При вращении рукоятки штурвала по часовой стрелке(торможение) или против(отпуск) - винт также вращается, гайка поднимается или опускается и увлекает за собой в ту или другу сторону всю систему рычажной передачи, по средствам которой тормозные колодки прижимаются к колесам или отходят от них. Для обеспечения полного торможения запас резьбы винта ручного тормоза, в заторможенном состоянии, должен быть не менее 75 мм.(7,5 оборотов штурвала).