Форма обучения: индивидуальная




Пояснительная записка.

Коррекционно-развивающая программа составлена для обучающихся 4 классов с умственной отсталостью умеренной и тяжелой степени, сложными дефектами КГБОУ «Красноярская школа № 5», проживающих в КГБУ СО «Психоневрологический интернат для детей «Солнышко», на основе адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью умеренной и тяжелой степени, сложными дефектами, содержанием специальной индивидуальной программы развития (по рекомендации ПМПК), а также разработана на основе следующих документов:

-Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 21 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;

-Приказ Министерства образования и науки РФ № 1599 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – от 19 декабря 2014 г.;

-Приказ Министерства образования и науки РФ №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – от 19 декабря 2014г.

 

Цель программы: Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации.

Основные задачи:

1. Расширить рамки коммуникации с окружающим миром

2. Развивать невербальные компоненты коммуникации

3. Расширить представления об окружающем мире, увеличивая пассивный словарный запас

Обучение детей коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, которое предполагает не только передачу информации, но и умение обращать внимание на окружающих людей, проявлять интерес к другим людям, следить за их действиями, устанавливать и поддерживать зрительный контакт, обращать внимание других людей на себя. Также педагогическая работа должна быть направлена на развитие сохранных речевых механизмов, обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.

 


Для обучающихся с тяжелой, глубокой умственной отсталостью и сложными дефектами характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие, а также тяжелое множественное нарушение развития, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их индивидуальное развитие и обучение.

Коммуникация, или общение, – это процесс установления и развития контактов между людьми, возникающий в связи с потребностью в совместной деятельности, характеризующийся взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга. Но коммуникация – это не только слова и речь. Коммуникация – многоканальный процесс общения, когда вербальная речь дополняется или заменяется невербальной речью – знаками, жестами, мимикой, символами и другими средствами.

Основные принципы использования системы дополнительной коммуникации:

Принцип «от более реального к более абстрактному» - ребёнку сначала предъявляется изображение реального объекта, затем символ.

Принцип избыточности символов – одновременное использование различных систем коммуникации – картинок, жестов, символов, написанного слова.

Принцип постоянной поддержки мотивации – система работы долгая и кропотливая, не всегда воспринимается быстро и легко. Требуется обучение всего окружения ребёнка, постоянной поддержки мотивации.

Принцип функционального использования в коммуникации – использование приобретённых навыков в повседневной деятельности за пределами школьного занятия.

Программа включает в себя:

- развитие понимания жестов и выразительных движений (указательный жест, кивок и покачивание головой);

- ответы утвердительным или отрицательным жестом на простые ситуативные вопросы;

- моделирование ситуаций, способствующих вызову коммуникативно-значимых жестов (да, нет, хочу, дай и т.д.);

- жестовое приветствие и прощание;

- выполнение имитирующих движений;

- понимание и использование символов, картинок и рисунков.

- узнавание предметов по их названию (игрушки, части тела, одежда, животные, люди);

- показ картинок с изображением предметов, относящихся определённым категориям, различающимся по признакам;

- побуждение обучающегося к произношению эмоциональных рефлективных восклицаний;

- развитие речевого подражания.

Оборудование

· графические / печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм, графические изображения, знаковые системы, таблицы букв, карточки с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и коммуникативные тетради);

· специально подобранные предметы (соответствующие теме);

· аудио и видеоматериалы.

Форма обучения: индивидуальная

Программа "Речь и альтернативная коммуникация" рассчитана на обучающихся 4 классов. Курс рассчитан на индивидуальное обучение в течение 3 недель. Этот курс является элементом коррекционно-развивающей области и проводится в форме специально организованных индивидуальных занятий.

Тематическое планирование составлено с учетом регулярности занятий 2 часа в неделю. Час целесообразно делить на 2 занятия длительностью 20 минут, что составляет 12 занятий за курс.

Условия и порядок применения программы:

1 этап - проведение диагностического обследования. Предполагает выявление актуального уровня сформированности коммуникативной сферы детей, а также выбор доступного ребенку средства коммуникации (примерные сроки - начало учебного года).
2 этап - проведение коррекционно-развивающих занятий, с целью овладения выбранного доступного средства коммуникации и использования его по назначению. На этом этапе возможна коррекция неверно сложившихся коммуникативных навыков, а также формирование новых навыков коммуникации и успешной деятельности (примерные сроки: сентябрь-май).

3 этап – проведение диагностического обследования с целью выявления динамики ( примерные сроки: май)

Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями детей, что предлагает возможную необходимую коррекцию времени и режима занятий.

Ведущие методы и приемы работы:

1. Словесный метод

2. Деятельность по подражанию

3. Деятельность по образцу

4. Совместные действия с педагогом

5. Иллюстрирование, показ

6. Работа по инструкции

7. Развивающие игры

8. Рассматривание и работа с картинками, фотографиями

9. Адаптированная речь

Перечисленные методы применяются на занятиях в различных сочетаниях, которые применяются в различных видах деятельности.

Примерная структура занятия:

Каждое коррекционно-развивающее занятие включает в себя следующие этапы:

• Приветствие: 3 мин. Цель: установление контакта между учащимися и психологом, создание атмосферы доверия, принятия друг друга.

• Содержательный этап: 15 мин. Цель: решение основных задач по теме занятия.

• Подведение итогов: 2 мин. Цель: позитивное завершение занятия, которое предполагает эмоциональную и познавательную оценку приобретенных знаний, умений и навыков.

Система оценки достижений планируемых результатов

Эффективность работы отслеживается:

1. по данным психологической диагностики, проводимой вначале и в конце учебного года;

2. по результатам наблюдений психолога за ребёнком на каждом занятии.

Цель: исследование эмоционально-волевой и коммуникативной сфер ребенка, выявление динамики.

Эффективность работы определяется через сравнение результатов первичного и повторного обследования.

Содержание занятий коррекционного курса может содержать следующие приемы работы:

1. Выражение мимикой согласия, удовольствия, приветствие (прощание);

2. Обращение за помощью;

3. Ответы на вопросы с использованием мимики жеста, звучащего предмета, предъявлением предметного символа, графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма), карточек с напечатанными словами, таблицы букв, а также с использованием планшетного компьютера.

 

Ожидаемые результаты реализации программы.
Реализация коррекционной программы для детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью дает основу и возможность для эффективной адаптации ребенка к миру. Благодаря этим занятиям ребенок будет иметь возможность первым выходит на контакт и уметь коммуницировать в различных жизненных ситуациях.

По результатам занятий у обучающихся будут сформированы:

- Потребность в общении, понимать обращенную речь, смысл рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков

- Возможность использовать предметы для выражения потребностей путём указания на них жестом

- Возможность использовать доступные жесты взгляд, мимику для передачи сообщений

- Умение действовать согласно заданному алгоритму

- Умение выполнять действия по образцу.

- Умение понимать слова, обозначающие предметы, объекты и явления природы.

- Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.

- Умение правильно здороваться и прощаться

- Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства.

 

 


С писок литературы

1. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: Дрофа, 2007.

2. Все дети могут общаться. Сборник авторских работ специалистов Мурманской области по использованию блисс – метода (с приложением)/ Под редакцией Н.Д. Белявской, Г.В. Обнорской. – Оленегорск «Полиграфист», 2008

3. Жигорева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь. — М., 2006. – 147с.

4. Забрамная С. Д., Исаев Т. Н. Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью. — М., 2007. – 112с.

5. Лёб – система. Система символов как вступление в коммуникацию с неумеющими говорить или только изучающим язык детьми/ Перевод Клочко К., Шипицына Г. – Минск.: ОО «БелАПДИ», 1996.

6. Программы обучения глубоко умственно отсталых детей. Составитель НИИ дефектологии АПН СССР. Москва – 1983г.

7. Царев А.М. Организация обучения и воспитания детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития в Псковском Центре лечебной педагогики. «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» - 2011 - №4 –С. 12-22

8. Фрост Л., Бонди Э. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS): руководство для педагогов. М.: Теревининф, 2011

9. Шипицына Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. СПб, 2004.

 


Календарно тематическое планирование коррекционно-развивающего курса

«Речь и альтернативная коммуникация»

Тема Содержание Результаты Дата Часы
Предметные Личностные
1. Мое имя Формирование умения реагировать на свое имя 1.Научить ребенка реагировать на собственное имя 2.Дать возможность научиться реагировать на собственное имя -осознание себя     0.5
2. «Здравствуйте/До свидания»   Формирование умения понимать и использовать жесты «Здравствуйте/До свидания» 1.Научить понимать и использовать жесты «Здравствуйте/До свидания» 2.Дать возможность научиться понимать и использовать жесты в нужный момент -адекватная эмоциональная реакция на присутствие учителя -адекватная реакция на прикосновение -умение слышать педагога -своевременная реакция на устную инструкцию   0.5
  3. Подражательная деятельность «Как Я» Формирование подражательной деятельности 1.Научить подражать действиям педагога 2.Дать возможность научиться повторять действия педагога -адекватная эмоциональная реакция на присутствие учителя -адекватная реакция на прикосновение -умение слышать педагога   0.5
4. Простая инструкция Формирование умения слышать и выполнять простую инструкцию 1.Научить слушать и выполнять простую инструкцию «Дай», «На», «Положи» и т.д. 2.Дать возможность научиться слышать и выполнять простую инструкцию -адекватная эмоциональная реакция на присутствие учителя -адекватная реакция на прикосновение -умение слышать педагога   0.5
5. Указательный жест Формирование умения понимать и использовать указательный жест   1.Научить понимать и использовать указательный жест 2.Дать возможность научиться понимать и использовать указательный жест -умение слышать педагога -своевременная реакция на устную инструкцию   0.5
6. «Да/Нет» Формирование умения понимать и использовать жесты, карточки «Да/Нет»   1.Научить понимать и использовать карточки и жесты «Да/Нет» 2.Дать возможность научиться понимать и использовать карточки и жесты «Да/Нет» -умение слышать педагога -своевременная реакция на устную инструкцию -принятие учебных моментов   0.5
7. «Дай» Формирование умения понимать и использовать жесты   1.Научить понимать и использовать жест «Дай» 2.Дать возможность научиться понимать и использовать жест «Дай» -умение слышать педагога -своевременная реакция на устную инструкцию -принятие учебных моментов -контакт с учителем   0.5
8. Усложненная простая инструкция Формирование умения слышать и выполнять простую инструкцию (собери, найди, переверни) 1.Научить слушать простую инструкцию «собери» «найди» «переверни» и т.д. 2.Дать возможность научиться слышать и выполнять простую инструкцию -развитие самостоятельности -активное участие в процессе обучения   0.5
9. Карточки предметов и действий Формирование умения понимать изображение карточек знакомых предметов, простых действий 1.Научить понимать изображение карточек окружающих бытовых предметов 2.Дать возможность научиться понимать значение карточек окружающих бытовых предметов и простых действий -умение слышать педагога -своевременная реакция на устную инструкцию -принятие учебных моментов -контакт с учителем   0.5
10. Соотнесение Формирование умения соотносить карточки с реальным объектом   1.Научить находить и соотносить изображения с реальным объектом 2.Дать возможность научиться находить и соотносить изображения с реальным объектом -умение слышать педагога -своевременная реакция на устную инструкцию -принятие учебных моментов -контакт с учителем -понимание реального и визуального   0.5
11. «Что тебе дать?»   Формирование умения отвечать на вопрос «Что тебе дать?»   1.Научить отвечать на вопрос «Что тебе дать?» выбором карточки 2. Дать возможность научиться отвечать на вопрос «Что тебе дать?» выбором карточки -умение слышать педагога -умение отвечать педагогу -своевременная ответ на вопрос -принятие учебных моментов -положительное общение с учителем   0.5
12. Обобщение Формирование умения использовать все доступные средства коммуникации 1.Научить использовать все средства коммуникации вместе 2.Дать возможность научиться использовать все доступные средства коммуникации -умение слышать педагога -умение отвечать педагогу -принятие учебных моментов -положительное общение с учителем   0.5
Итого: 6 часов

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: