Инструкция к занятию.
Ознакомиться с теоретическим материалом.
Зарисовать жесткие катушки якорной обмотки.
Зарисовать способы наложения изоляционной ленты
Записать алгоритм ремонта стержней якорной обмотки (основные операции)
Записать алгоритм ремонта обмоток полюсов.
Прислать на проверку фото выполненной работы.
Ремонт и изготовление новых обмоток машин постоянного тока
В распространенных машинах постоянного тока обмотки якорей делают в виде жестких формованных секций (катушек) из провода прямоугольного сечения. Секции укладывают в открытые и полуоткрытые пазы и называют одновитковыми.
Для машин небольшей мощности обмотки якорей выполняют в виде катушек, наматываемых на шаблон и укладываемых в пазы отдельными проводниками. Такие катушки относятся к многовитковым «всыпным» обмоткам. Жесткие одновитковые секции изготовляют в шаблонах. При небольших сечениях провода применяют изолированные, для больших — голые шины с последующей изоляцией полученных секций.
Рис. 1. Жесткие катушки якорной обмотки:
а — петлевая, б — волновая
При больших сечениях проводника изгиб его в лобовой части обмотки для перехода от верхнего слоя к нижнему технологически труден и поэтому одновитковые секции выполняют из двух полусекций, соединяемых пайкой в лобовой части после укладки их в пазы якоря. Такую обмотку называют стержневой.
Катушки для полюсов машин относятся к типу шаблонных обмоток, наматываемых из изолированного провода круглого или прямоугольного сечения на шаблон или каркас.
Ремонт жесткой многовитковой обмотки. Поврежденную секцию следует вынуть из паза так, чтобы не повредить провода. При выемке секции пользуются специальной лопаточкой. Укладка обмотки показана на рис. 4.
|
Катушки этой обмотки выполняют с помощью специальных шаблонов на гибочных или обмоточных станках. Катушечные секции обычно изготовляют полностью из нового провода, соответствующего старому по размерам и изоляции. Провод поврежденной секции, освободив от испорченной изоляции, восстанавливают, после чего его можно вновь использовать для намотки.
Ремонт стержней якорной обмотки. Поврежденную секцию обнаруживают при проверке обмотки. Обмотку освобождают от бандажей, предварительно записав все ее данные. Отпаивают провода обмотки от коллекторных пластин, отметив пластины, с которыми были соединены концы секций. Выбивают стальной выколоткой и молотком клинья из пазов. Секцию прогревают электрическим током от сварочного или специального трансформатора при пониженном напряжении, потом вынимают.
Рис. 2. Укладка стержней обмотки:
1 — корпусная изоляция, 2 — катушка
Рис. 3. Выемка секций обмотки из паза:
1 — секция, 2 — лопаточка, 3 — упор, укладываемый на лобовую часть соседней секции, 4 — ротор
Рис. 4. Последовательность укладки якорной обмотки:
а — секции уложены, б — секции перед разметкой (прижаты временным бандажом из ленты), в — якорь в сборе
Вычерчивают конструкцию и записывают марки и толщину материала изоляции. После этого поврежденную изоляцию удаляют со стержней обжигом.
Очищенную от изоляции секцию выравнивают и придают ей первоначальную форму путем правки на шаблоне. Залуживают концы и приступают к переизолированию. Изолирование стержневых секций выполняют обычно вручную. Изоляционным материалом служит лакоткань, миканит, хлопчатобумажная лента.
|
Восстановленную таким образом секцию укладывают в пазы в соответствии с ранее сделанными отметками. Пазовую изоляцию заменяют новой. Секцию укладывают очень аккуратно, чтобы не повредить новую изоляцию об острые углы сердечника. Секция должна плотно входить в пазы. Окончательную осадку секций на дно паза осуществляют легкими ударами молотка по фибровому или деревянному топорику. После укладки секции паз заклинивают, собирают схему обмотки и производят пайку всех соединений.
Ремонт обмоток полюсов. Междувитковые замыкания, пробои на корпус, обрывы и неисправности выводов — наиболее распространенные повреждения обмоток полюсов. Их устраняют частичной перемоткой. Поврежденные места заново изолируют ленточными материалами или прокладками. Обрывы устраняют пайкой проводников с последующей изоляцией мест пайки.
При отматывании витков замечают их расположение и следят за сохранением изоляции сматываемых проводников. После ремонта поврежденной части катушку восстанавливают в ее первоначальном виде, заменяя изоляционные прокладки, скрепляющие витки. При значительном перегреве обмотки (аварийные случаи работы машин) может повредиться изоляция всей катушки. В этом случае ее изготовляют вновь.
Новую катушку наматывают с помощью шаблона на намоточном станке по размерам и данным старой катушки. Иногда для намотки применяют старый обмоточный провод после соответствующей обработки и переизолировки. Провод небольшого диаметра обычно заменяют новым.
|
При намотке новой катушки особое внимание уделяют изоляции выводов и переходов из одного слоя в другой. Очень тщательно выполняют крепление выводов. Для придания прочности катушке и сохранения ее формы слои обмотки при намотке перевязывают изоляционной лентой. Готовую катушку пропитывают лаками и сушат.
Изолирование проводов. Провода изолируют одним из способов, приведенных ниже:
— вразбежку применяют для стягивания проводов перед наложением постоянной изоляции и для временного бандажирования;
— встык используют для механической защиты основной изоляции;
— вполнахлеста применяют в качестве основного слоя изоляции.
Количество слоев изоляции берут в соответствии с чертежом.
Пайка соединений обмоток. Пайку медных проводов осуществляют медно-фосфористым припоем, а проводов с коллекторными пластинами — припоями ПОС.
При пайке категорически запрещается применять кислоту, которая, попадая в места пайки, может разрушить изоляцию и создать токопро-водящие участки вследствие хорошей проводимости.
В качестве приспособлений для пайки мягкими припоями используют обычные электрические паяльники с проволочным нагревателем или дуговые паяльники, в которых медь паяльника нагревается электрической дугой. Эти паяльники работают при напряжении 36—65 В от понижающих трансформаторов. Для пайки соединений твердыми припоями применяют паяльные клещи. Вторичное напряжение, подводимое к клещам, регулируют в пределах 6 — 36 В.
Рис. 5. Способы наложения изоляционной ленты:
а — вразбежку, б — встык, в — вполна-хлестку; 1 — провод, 2 — изоляционная лента
Рис. 6. Дуговой паяльник:
1 – медь, 2 – уголь, 3 – провода, 4 — рукоятка, 5 — изоляция
На многих ремонтных базах пользуются также другими конструкциями паяльников и приспособлений для пайки и сварки проводов.
Пайка стержней. Стержни большого сечения, применяемые в двухслойных обмотках роторов, соединяют пайкой, получая один виток из двух стержней. Пайку осуществляют следующим образом. На облуженные концы стержней надевают луженый хомутик из ленточной меди. Между стержнями забивают клин из облуженной меди для выборки излишнего зазора и увеличения прочности паяного соединения.
Сварку и пайку проводов электрическим током могут выполнять только те рабочие, которые прошли инструктаж по технике безопасности при производстве паяльных работ.
Ремонт панелей зажимов и выводов. Основными дефектами панелей зажимов являются плохой контакт, вызывающий нагрев токоведущих частей, и проворачивание контактных болтов в панели. Чтобы контактные болты не проворачивались, их туго затягивают гайками и контргайками. Сейчас применяют более надежную конструкцию, в которой контактные болты запрессованы в пластмассу. Ремонт таких панелей при сложных повреждениях (излом щитка, сбитая резьба, сильные обгары) нецелесообразен, их заменяют новыми.
Сбитую резьбу контактных болтов либо нарезают вновь (на меньший диаметр резьбы), либо болты заменяют новыми.
Выводы маркируют в соответствии со схемой соединения обмоток и условными обозначениями. Например: начало обмотки якоря машин постоянного тока —Я1, конец — Я 2, начало шунтовой обмотки возбуждения — Ш1, конец — Ш2; первую фазу обмотки статора машин переменного тока — С1 и С4 (начало и конец), вторую — С2 и С5, третью — СЗ и С6, нулевую точку — 0, обмотку ротора – PI, Р2 и РЗ.