А. Теологические параллели.




Тантрические направления в вайшнавизме

Автор — Сергей Фёдоров. 2001

 

Содержание

  • 1 А. Теологические параллели.
  • 2 В. Влияние тантризма на южный вайшнавизм (Шри-сампрадаю)
  • 3 С. Влияние тантризма на секту Валлабхачарьи (пушти-марга).
  • 4 D. Культ Джаганнатхи в Ориссе.
  • 5 Е. Бенгальские сахаджия-вайшнавы.
  • 6 F. Заключение

А. Теологические параллели.

В представлении современных вайшнавов (как индийских, так и западных) культ Вишну имеет мало общего с тантризмом; однако, если посмотреть не на внешний ритуал и символику, а на глубинный мистицизм этих учений, то выявится много схожего, а порой и идентичного. Многие писания (равно как и Учителя и святые) отождествляют Кришну с Деви, а Вишну упоминают как одно из Её проявлений. Например, в Брахманда-пуране Вишну, обращаясь к Вирабхадре, называет Себя одной из четырех форм Деви. Лалита-сахасранама (часть той же пураны) называет Деви "Защищающей мир в форме Вишну" (ЛС 266-267). Большинство вайшнавских школ Высшим Господом почитают Шри Кришну: "IshvaraH paramaH kR^iShNaH" (Брахма-самхита). Для текущей эпохи, кали-юги, рекомендуется поклонение именно Ему. В Тантрах же изначальным Божеством является Кали (чьё Имя, кстати, имеет то же значение, что и Кришны - "Чёрная"), почитание которой предписано также для кали-юги: "В кали-югу Кали - Единственная" (Шакта-прамода, Кали-тантра 147), "в кали-югу особенно выделяется Кали" (Махакала-самхита). Сопоставление напрашивается само собой. И, действительно, тождество Кали и Кришны прямо провозглашается Тантрами. В "Тара-рахасье" Шри Брахмананды Гири сказано: "kalau kAlI kalau kR^iShNaH kalau gopAlakAlikA" ("В кали-югу - Кали, в кали-югу - Кришна, в кали-югу - Гопала-Калика"). Тодала (10.11) и Мундамала-тантры, сопоставляя десять Махавидий с десятью воплощениями Вишну, соотносят Кали с Кришной. Йони-тантра говорит, что Калика приняла образ Кришны, спрятав свою Йони в павлинье перо на Его голове (майура-мукута). В тех тантрических школах, где Богиня почиталась в формах Шри-видйи, Кришна отождествлялся с Нею (например, в Тантрараджа-тантре, Шактисангама-тантре и Курма-пуране). Любопытно, что расширенный список из 22 аватар Вишну (Бхагавата-пурана 1.3.6-25) имеет параллель - Рудра-ямала (77.70 - 72) перечисляет 22 Махавидьи (а в мула-мантре Кали - 22 буквы). Забавно, что в иврите их тоже 22 (не считая конечных). Подобно тому, как Кришна - единственный пурнаватара, полное воплощение Брахмана, так и Кали (порой изображающаяся десятиголовой) содержит в Себе остальных богинь: "Все десять Видий пребывают в Калике" (Пурашчарьярнава, 9 глава). Их черный цвет символизирует Абсолютность, в которой растворяются все остальные цвета. Таким образом, Кали и Кришна представляют (в соответствующих учениях) Высшую Реальность в аспекте Сагуна, то есть Адья-Шакти. Стоит упомянуть, что многие Учителя (Шри Рамакришна, Ауробиндо Гхош и др.) говорили о единстве Кришны и Кали. Калика-пурана называет Гопалу (Кришну) "левой" формой Вишну, описывая Его как наслаждающегося мясом и вином и постоянно вожделеющего женщин (КП 74.208). Подобным же образом в Рудра-ямале (17.128-132) описывается другая аватара Вишну, Господь Будда. Калика-пурана относит Нарасимху также к "левым" божествам, говоря, что Ему нужно поклоняться как ортодоксальным (брахманистским), так и гетеродоксальным (тантрическим) методами (КП.74.206-207). Можно добавить к вайшнавским тантрическим божествам ещё Сударшану и Вараху. Почитание женского начала, Шакти, в вайшнавизме было проявлено меньше, чем в школах шайва и шакта. Но в более поздних течениях Шакти (в первую очередь как Радха) приобретает всё большую значимость. Иногда Она заслоняет собой самого Кришну, становясь главным объектом преданного служения и бхакти. Культ Радхи бял характерен особенно для бенгальского (гаудия) вайшнавизма, что отражено и в известной на Западе Чайтанья-Чаритамрите (4 глава). В целом, можно сказать, что чета Радха-Кришна тождественна Шакти-Шиве тантризма. Параллели касаются и теологии, и садхан. Тантрические практики не только описаны в относительно поздних текстах бенгальских сахаджия, но и, к примеру, в одной из панчаратр-Агам - Лакшми-тантре (43 глава). Уже там говорится о сексуальных практиках, о почитании женщины как Лакшми - аналогичном стри-пудже каула-шактизма. Позднее эти садханы взяли последователи сект Валлабхачарьи, Чайтаньи и др. Во многих вайшнавских святилищах, например, Венкатешвары в Тирумале и Джаганнатхи в Пури практиковались в тайне садханы "левой руки", а влияние тантризма отразилось даже во внешнем ритуале (подношение символических 5М Господу Джаганнатхе, танцы девадаси и т.п.). В свою очередь, в шактистских школах Господь Вишну также почитался. Калика-пурана называет Вишну "лучшим среди богов", а Каликула-сарвасва запрещает передавать мантру человеку, лишённому Хари-бхакти. Любопытно, что в Каливиласа-тантре (например, 24.4) Кришна именуется сыном Кали и Владыкой над 6 ликами Шивы (28.23-26).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: