Наиболее близким к учению и практике Тантр является бенгальский культ сахаджия, основателем которого был Шри Чайтанья Махапрабху (хотя аналогичная ему буддийская сахаджаяна существовала и ранее). Кстати, согласно тантрической традиции Шривидья-кулы, Чайтанья сам был посвященным в неё и почитал Лалиту, что вполне могло являться эзотерической стороной его почитания Кришны, так как Шактисангама-тантра говорит: "Изначальная Лалита приняла мужской облик Кришны". Интересно, что ранние сахаджийские тексты построены, по примеру Агам, в виде разговора Шивы-Кришны и Шакти-Радхи. Всё учения сахаджия вайшнавизма сводится к одному - спонтанной Любви (сахаджа-према), непрерывной, словно струя масла", по словам "Шри-Рамана-Гиты" (16.2). Этот поток Любви (дхАрА) персонифицирован в образе Радхи, энергии наслаждения (хладини- или ананда-шакти): "Шри Радха - Та, что наслаждает Господа Говинду, Его пленяет" (Чайтанья Чаритамрита 4.82). Радха - высшее Божество, Парамадевата (4.89), сущностно единая с Кришной (4.86). Она - высшая природа Шакти - Любовь, тождественная Камешвари (Лалите) и Камакхйе (Таре) каула-шактизма; и истинное поклонение Ей - пребывание в состоянии Любви, радха-бхаве. В шактистских Агамах Радха (так же как и Сита) - одно из имён Махадеви (к примеру, Каливиласа-тантра называет Радхой Лалиту, Бхуванешвари и Бхайрави - см. главы 10, 11 и 13). Господь Кришна же идентичен Шиве (не тамогунаватару, а Его высшему Лику, Шамбху): "Тот, кто есть Шива - Он же и Кришна; Тот, кто есть Кришна - Он же Шива" (Каливиласа-тантра 9.10), "а тот, кто делает между ними различие - попадает в ад". Вечные Лилы Кришны и Радхи в нетварном (апракрита) Вриндаване - это Самарасья, Шива-Шакти-самйога тантризма. И вслед за шактизмом, утверждающим, что каждая женщина - Кали и Тара, а каждый мужчина - форма Махакалы (Шантасангама-тантра, Каликханда, 5.4-5), сахаджия вайшнавы увидели Радху и Кришну как истинную природу (сварупу) женщины и мужчины. И в том случае, когда садхака это переживает на опыте, "исчезает воображаемая самсара", этот мир преображается во Вриндавана-дхаму, реализуется высшая цель тантризма - джагадананда, то есть раскрытие материального бытия как формы предельного Блаженства. Такое переживание возможно через обожение (аропа) человеческой любви, отражающей на нашем плане трансцендентные игры Радхи и Кришны. По словам "Ратна-сары", человеческая любовь (кама) очищается и становится Премой, а без камы Према недостижима. Бенгальский поэт-бхакта Чандидас в одной из своих песен говорит, что в "озере Любви есть два потока: когда они соединяются, человек реализует Истину". Эти два потока - Раса и Рати, Кама и Мадана - проявлены как мужчина и женщина. Поэтому, подобно доктрине каула-шактов, выраженной в Кулачудамани-тантре: "без женщины нет Реализации, поэтому предайся женщине", последователи сахаджа-марги считали, что высшего состояния (махабхавы) можно достичь лишь через человеческую любовь. Причём сахаджа-садхана, в особенности паракия-рати (отношения любовников), требует особых качеств (вишеша) - аналога вира-бхавы тантризма. Это и даёт возможность аропы: теофании через своего партнёра и раскрытие собственной природы Божества. В своём апогее аропа представляет собой тайну богочеловечества, когда мужчина и женщина - это и есть Кришна и Радха, Бхайрава и Бхайрави в буквальном смысле. Кстати, сахаджия так и рассматривали исторического Кришну Васудеву - как одного из тех, кто раскрыл свою сварупу, подобно Гаутаме, Чайтанье и другим. В ортодоксальной вайшнавской теологии апофеоз божественной лилы - соитие Радхи и Кришны ("Гита-говинда" 12.23.10-15); В гетеродоксальной традиции сахаджия этого состояния (Радха-Кришна-югалы) и достигали через майтхуну. Как и в Тантрах (Меру- тантра 20.153), в учении сахаджия лингам и йони были олицетворением Кришны и Радхи, их соединение (не профаническое, а сакральное, то есть в состоянии аропы) раскрывало Сущность Божества - сахаджу, ямалу, самарасью. Путь сахаджия основывался на учении о расах (которое, кстати, впервые было сформулировано великим каула-мистиком Абхинавагуптой). Основных вкусов (рас) бхакти насчитывалось пять, они связывались с пятью видами мукти и пятью потоками Откровения. Высшая раса - шрингара (или мадхурья, анурага), то есть любовные отношения - являла самую сущность Божества, поэтому, в отличие от других, "внешних" вайшнавских школ, сахаджия возникла из неё. В шактизме эта раса также наиболее почитаема (хотя в экзотерическом шактизме, дакшиначаре, Богиня выступает как Мать, а не Возлюбленная). "Лалита-сахасранама" называет Деви "исполненной Шрингама-расы" (shR^i~NgArarasasampUrNA). В этой расе бхакти женщина, возлюбленная воспринимается как телесное воплощение Адья-шакти, Радхи; в ней наиболее явно отражены божественные атрибуты - как прекрасные (саумья), так и гневные (раудра). По словам "Деви-махатмьи" (11.6), "в мире Богиня явлена в женщинах". Такие любовные отношения становятся спасительными, в них женщина - это "пламя преображения" (Чандамахарошана-тантра 8.30, "Виварта-виласа" Акинчана-дасы). Поэтому, словами Нароттама-дасы, "кама - это религиозное поклонение, кама - это садхана; любовная игра - это Свобода, страсть - это имя Господа Хари". Путь сахаджи рождён из любовной страсти, непреодолимой и присущей истинной природе человека, свабхаве ("Сампутика"). Подобная страсть, рага (привязанность) не является петлёй Майи, канчукой и не препятствует духовному развитию. Вредна не привязанность, а нецелостность человека, возникающая из-за множества противоречивых желаний, оттого, что каждая персональность тянет в свою сторону. В этом смысле каму называют одной из пяти дверей в ад. Однако, в контексте сахаджа-марги кама наоборот является мостом в Царство Божие, апакрита-вриндавану, поскольку садхака обретает свою целостность во взаимоотношениях с возлюбленной, собирая всю энергию, чувство и внимание в анурага-бхаву. Все остальные привязанности становятся ненужными и исчезают естественным образом, без подавления и насилия над собой. Пребывание в естественности - это лучшая садхана (Куларнава-тантра 9.34), это и наиболее лёгкий путь (сукха-марга), и, в то же время, самый высший. В нём соприсутствуют аспекты бхакти и джнаны - не схоластической, а спонтанного видения. Хеваджра-тантра говорит: "Сахаджа - это истинная природа (сварупа). Ясным сознанием эта природа постигается как Нирвана". Это ясное сознание, шуддха-викальпа (чистое намерение) и есть то особое (вишеша) качество, необходимое для претворения человеческой любви в "непрерывную как поток масла", божественную Прему. Для формирования этого намерения и существует стадия саманья, праварты, видхи-бхакти, пашу-бхавы. На ней определённое значение имеют предписания и принципы, но лишь до тех пор, пока человек не увидит за ними ту Дхарму, конкретизацией которой все они и являются. Если садхака интуитивно постигает подлинную основу религиозности, то он уже следует проявлениям своей природы (сварупы), сахадже, спонтанности, то есть переходит в вира-бхаву. Бхакти переносит садхаку от одной ступени к другой, проходя различные ачары и бхавы. Но если на начальных этапах пути продвижение возможно и без бхакти, то при вхождении в вира-садхану, сахаджа-садхану, вамачару она жизненно необходима. Куларнава- и Меру-тантры (не говоря уже о собственно вайшнавских писаниях) прямо говорят о том, что "лишь бхакти спасает". Словами суфийского мастера, Джалаладдина Руми, "любое время, прошедшее без Любви будет посрамлено перед Богом". На сахаджа-марге любовные отношения, являющиеся и средством к достижению, и воплощением пара-бхакти, заключают в себе всю садхану от начала до конца. Начиная с уровня вамачары (предыдущие относятся к видхи-марге) садхака причащается к божественным Лилам, "следуя женщине", своей явленной Радхе и этим раскрывая собственную природу Кришны. Кстати сказать, традиция сахаджия утверждает, что Чайтанья и Нитьянанда, равно как и их ближайшие сподвижники, практиковали анурага-садхану со своими шакти (см. "Виварта-виласу"). А буддийские сахаджия говорили то же о Будде Гаутаме. Кульминацией любовных отношений является майтхуна, "Йога, имеющая природу высшего Блаженства" (Джнянарнава-тантра, 22 глава), Раса-кели Радхи и Кришны. Как говорят Вира- и Шактисангама-тантры: "Человек, не обнимающий женщину и не целующий её йони - каким образом может служить Богине?" В соитии, преисполненном шуддха-бхакти, заключено всё остальное поклонение: "Объятия - это Ньяса, поцелуи - дхьяна, вздохи - подношения, царапины - найведья, испитие слюны - причастие, любовные наслаждения - джапа, блаженство - молитва, эякуляция - висарджана. Так, в знании недвойственности, следует всегда почитать Богиню" (Каулавали-нирнайа 9.118-120). Подобно каула-шактам, почитавшим кула-таттву (смесь любовных соков) как материальное "тело" божественной амриты (см. Джнянарнава-тантра 22.66-67; Меру-тантра 20.153; Каулавали-Нирная 5.34-38; Йони-тантра и т.д.); сахаджия рассматривали смесь секреций как форму Сахаджи, единения Расы и Рати ("Сахаджа-упасана-таттва" Тарунирамана). Эта кула-таттва (киноварь) - алхимический эквивалент внутренней самарасьи, эстаза растворения мужчины и женщиы в спанде, пульсации Божества. В завершении можно привести цитату из Виджнянабхайрава-тантры (69 стих), относящейся к высшему классу кашмирских Бхайравагам: "Счастье соития с женщиной, растворения в ней благодаря возбуждению и оргазму имеет природу Абсолюта. Это счастье присуще природе человека".
|
|
|
F. Заключение
Можно привести ещё один пример "тантричности" вайшнавизма. Ряд воплощений Вишну фигурирует в писаниях в качестве Учителей тантрической традиции (и каула, и самая). Господь Хаягрива в Брахманда-пуране открывает Агастье эзотерическую Панчадаши-видью (в гимне "Тришати"); Парашурама считается автором кауловских "Кальпа-сутр" и учеником Шивы в "Каликула-сарвасве"; о Кришне, Будде и Чайтанье уже было сказано выше. Гуру Даттатрея, воплощение Вишну, является олицетворением Гуру-таттвы, называется в Меру-тантре одним из трёх хранителей Тантр. Его последователи, натхи, относятся к поднаправлению школы каула. Таким образом, вполне обосновано заключить, что Тантра - неотъемлемая и, более того, сущностная, часть вайшнавизма. В вайшнава-дхарме тоже есть свои вамачара, самаячара и каулачара. И, кстати говоря, в некоторых чертах вайшнавский тантризм чише шактистского (не в учении, разумеется, а в сложившихся в Индии школах), так как он - особенно сахаджия - свободен от магизма, обрядоверия и излишней схоластики. По сути же, вайшнавский мистицизм тождественен и каула-дхарме, и Тантре в целом (и неиндуистским суфизму и каббале).