Следующей задачей второго этапа является формулировка сестринского диагноза.




ПМ.04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

 

 

По специальности 34.02.01 Сестринское дело (базовый уровень)

 

МДК 04.03. Технологии оказания медицинских услуг

 

 

Тема Сестринский процесс - научный метод

Организации труда сестры.

 

Лекция №22

Разработал

преподаватель

Марычева Н.А.

 

Согласовано

на заседании ЦМК

Протокол №_____

от «___»_______2016г.

Председатель ЦМК

Иноземцева Т.А.

 

 

Оренбург 2016 г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА

Теоретического занятия

Специальность 34.02.01 Сестринское дело базовый уровень

ПМ.04 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих»

МДК. 04.03 Технология оказания медицинских услуг

Тема Сестринский процесс - научный метод организации труда сестры.

Тип занятия Урок изучения новых знаний

Форма проведения Теоретическое занятие, лекция №22

Цели занятия:

Учебная

Изучение сестринского процесса – как научного метода организации труда. Ознакомить студентов со структурой сестринского процесса, дать краткое содержание каждого этапа. Дать понятия о терминах, проблемах пациента, видах и источниках проблем, видах целей, типах и способах сестринских вмешательств, аспектах оценки деятельности медсестры. Ознакомить с медицинской документацией.

Развивающая

Стремиться воспитать чувство ответственности за порученное дело, исполнительности, аккуратности, добросовестности, чувства долга. Содействовать осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета. Содействовать развитию у обучающихся умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности. Способствовать развитию логического мышления. Формирование навыков самообразования, самореализации личности и развития речи, мышления, памяти. Создать условия для развития у обучающихся умения структурировать информацию.

Воспитательная

Формирование у студентов целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, основанного на признании приоритетов общечеловеческих ценностей: гуманности, милосердия, сострадания, уважения к жизни и здоровью человека. Стремиться воспитать чувство ответственности за порученное дело, исполнительности, аккуратности, добросовестности, чувства долга. Показать важность, значение сестринского процесса в работе медицинской сестры.

Студент должен иметь представление: о сестринском процессе.

Студент должен знать:

§ структуру сестринского процесса и краткое содержание каждого этапа.

§ основные понятия и термины сестринского процесса (проблема, виды, источники проблем, виды целей, типы и способы сестринских вмешательств, аспекты оценки деятельности медсестры.)

Межпредметные связи

История медицины, клинические дисциплины, общая психология, медицинская психология, русский язык, латинский язык, фармакология, медицинское право.

Самостоятельная работа:

  • составление глоссария по теме лекции;
  • составление плана беседы с пациентом.

ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

(структура занятия)

1. Организационная часть - (проверка присутствующих, готовность обучающихся к занятию, наличие формы и т.д.)

Введение

§ начальная мотивация учебной деятельности (название темы, ее цель, значение, связь с современностью, перспективы развития вопроса);

§ актуализация опорных знаний.

2. Основная часть (изложение нового материала)

ПЛАН

I. Введение.

II. Цель сестринского процесса, структура сестринского процесса и краткое содержание каждого этапа.

III. Основные понятия и термины сестринского процесса (проблема, виды, источники проблем, виды целей, типы и способы сестринских вмешательств, аспекты оценки деятельности медсестры).

IV. Заключение.


МДК 04.03. Решение проблем пациента

Посредством сестринского ухода

Занятие №22 Лекция

Тема «Сестринский процесс - научный метод организации труда сестры»

I. Введение.

Одним из основных и неотъемлемых понятий современной модели сестринского дела является сестринский процесс.

Сестринский процесс несет новое понимание роли медсестры в практическом здравоохранении, требуя от нее не только наличия хорошей технической подготовки, но и умения творчески относиться к уходу за пациентом, умения работать с пациентами как с личностью, а не как с нозологической единицей, объектом «манипуляционной техники».

Эта реформаторская концепция родилась в США в середине 50-х годов и доказала свою эффективность. Он является сердцевиной сестринского образования и практики в 50 странах мира.

Термин «Сестринский процесс» впервые введен в США Лидией Холл в 1955 году.

Преимущества внедрения методологии сестринского процесса для сестринского образования и практики следующие:

1. Системный и индивидуальный подход к обеспечению сестринского ухода.

2. Активное участие пациента и его семьи в планировании и обеспечении ухода.

3. Возможность широкого использования стандартов профессиональной деятельности.

4. Эффективное использование времени и ресурсов, которые направлены на решение основных потребностей и проблем пациента.

5. Универсальность метода.

6. Пациент получает всестороннее и качественное медицинское обслуживание.

7. Качество предоставляемой помощи и профессионализм медицинской сестры документируются.

8. Демонстрирует (раз это задокументировано) уровень профессиональной компетенции, ответственность и надежность медсестринской службы, медицинского обслуживания.

9. Гарантирует безопасность проведения медицинского обслуживания.

 

II. Цель сестринского процесса, структура сестринского процесса и краткое содержание каждого этапа.

III. Основные понятия и термины сестринского процесса (проблема, виды, источники проблем, виды целей, типы и способы сестринских вмешательств, аспекты оценки деятельности медсестры.)

Сестринский процесс - это метод научно обоснованных и осуществляемых на практике медсестрой своих обязанностей по оказанию помощи пациентам.

 

Цель сестринского процесса – обеспечение максимально возможного для пациента в его состоянии физического, психосоциального и духовного комфорта, помощь пациенту и его семье в преодолении дезадаптации, связанной с заболеванием или травмой. Другими словами: цель СП – поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении основных потребностей организма или спокойная смерть, если другой исход невозможен.

Сестринский процесс осуществляется в 5 этапов:

1) Сестринское обследование пациента (сбор информации).

2) Сестринская диагностика (определение потребностей и выявление проблем).

3) Планирование ухода, направленного на удовлетворение выявленных потребностей (проблем).

4) Реализация плана ухода (выполнение необходимых сестринских вмешательств).

5) Оценка эффективности и коррекция ухода в случае необходимости.

Каждый этап процесса является существенной стадией в решении основной проблемы – лечение пациента – и тесно взаимосвязан с остальными четырьмя этапами.

Краткое содержание каждого этапа.

I этап сестринского процесса - обследование пациента - текущий процесс сбора и оформления данных о состоянии здоровья пациента.

Уход является квалифицированным, если он отвечает трём необходимым требованиям:

  • Научность
  • Системность
  • Индивидуальность

Цель обследования: собрать, обосновать и взаимосвязать полученную информацию для создания информационной базы данных о пациенте и его состоянии.

Источники информации о пациенте у медсестры те же, что и у врача:

§ расспрос пациента (Рассказ пациента о своём состоянии носит субъективный характер. Объективная информация - данные, которые получены в результате наблюдений и обследований, проводимых м/с. К ним относятся анамнез, социологические данные, данные о физическом развитии, культурном и духовном, психологические данные.);

§ физическое исследование пациента по органам и системам (физикальное обследование - пальпация, перкуссия, аускультация, измерение АД, пульса, ЧДД, данные лабораторного исследования);

§ знакомство с медицинской историей болезни;

§ беседа с врачом;

§ беседа с родственниками пациента, коллегами по работе, друзьями, случайными прохожими (Они дают информацию и в том случае, когда пострадавшим является ребенок, душевнобольной, человек в бессознательном состоянии);

§ чтение медицинской литературы и специальной литературы по уходу.

Конечный результат I этапа - документирование полученной информации и создание базы данных о пациенте. Собранные данные записываются в сестринскую историю болезни (СИБ) по определенной форме. Цель сестринской истории болезни: контроль за деятельностью медсестры, выполняемым ею планом ухода и рекомендациями врача, анализ качества оказания м/с помощи и оценка её профессионализма.

 

II этап сестринского процесса - установление проблем пациента и формулировка сестринского диагноза.

Проблемаосознание человеком невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, при данном заболевании путем личных знаний и опыта.

Цель этапа заключается в:

1. определении проблем, возникающих у пациента как ответные реакции организма. Проблемы пациента подразделяются на существующие и потенциальные, а также:

а) психические (страх, тревога, нервные срывы);

б) физические (боль, неподвижность, одышка);

в) социальные (отсутствие профессии, работы, квартиры).

Существующие проблемы - это проблемы, которые беспокоят пациента в настоящий момент. Пример: пациент с травмой позвоночника, строгий постельный режим, проблема - боль, стрессовое состояние, ограничение подвижности, дефицит самоухода и общения.

Потенциальные проблемы - те, которые еще не существуют, но могут появиться с течением времени. Пример: у данного пациента появление пролежней, застойная пневмония, снижение тонуса мышц.

2. установлении факторов, способствующих возникновению и развитию этих проблем.

3. выявлении сильных сторон пациента, которые способствовали бы предупреждению или разрешению его проблем.

У пациента в большинстве случаев несколько проблем, сестра должна их рассматривать с учетом приоритетов.

Приоритеты классифицируются как первичные, промежуточные и вторичные.

Проблемы первичного приоритета - которые если не лечатся, то могут оказать пагубное влияние на пациента.

Проблемы промежуточного приоритета - включают не экстремальные и неопасные для жизни потребности больного.

Проблемы вторичного приоритета - которые не имеют прямого отношения к заболеванию или прогнозу. Пример: наш больной (перелом позвоночника) первичные проблемы - болевой синдром, стресс. Промежуточные проблемы - вынужденное положение, дефицит самоухода и общения. Из потенциальных проблем первичными являются появление пролежней и нерегулярное опорожнение кишечника. Промежуточными - пневмония, снижение тонуса мышц. При каждой выявленной проблеме медсестра помечает себе план действий, не оставляя без внимания и потенциальные проблемы, т.к. они могут превратиться в явные.

Следующей задачей второго этапа является формулировка сестринского диагноза.

В настоящее время можно встретить множество определений сестринского диагноза.

Сестринский диагноз - состояние здоровья пациента (нынешнее или потенциальное), установленное в результате проведенного сестринского обследования и требующее вмешательства со стороны сестры (1982г.)

Отличия сестринского диагноза от врачебного: более многословны, могут меняться каждый день и даже в течение дня по мере реакции на болезнь; сестринский диагноз может быть одинаковым при различных врачебных диагнозах; медсестра рассматривает не заболевание, а реакцию пациента на болезнь и свое состояние; сестринский диагноз может относиться не только к пациенту, но и его семье, коллективу и даже к государству.

После обследования, установления диагноза и определения первичных проблем пациента сестра формирует цели ухода, ожидаемые результаты и сроки, а также методы, способы, приемы, т.е. сестринские действия, которые необходимы для достижения поставленных целей.

III этап сестринского процесса - планирование сестринской помощи.

План ухода координирует работу сестринской бригады, сестринский уход, обеспечивает преемственность, помогает поддерживать связи с другими специалистами и службами, предусматривает участие пациента и его семьи в процессе ухода.

План – письменное руководство по уходу, представляющее собой подробное перечисление специальных действий медсестры, необходимых для достижения целей ухода по определённой проблеме пациента, с учётом конкретной клинической ситуации.

Он включает критерии оценки ухода и ожидаемых результатов.

Постановка целей сестринского ухода необходима по двум причинам:

- дает направление индивидуального ухода;

- используется для определения степени эффективности действий.

Цель – это ожидаемый конкретный положительный результат сестринского вмешательства по определенной проблеме пациента.

Постановка целей ухода должна соответствовать требованиям:

1. цели и задачи должны быть реальными и достижимыми;

2. должны иметь конкретные сроки

Существует 2 вида целей:

а) краткосрочные (меньше 1 недели) ставятся в острой фазе заболевания;

б) долгосрочные (недели, месяцы, часто после выписки) - направлены на предотвращение рецидивов заболеваний, осложнений, их профилактику, реабилитацию и социальную адаптацию, приобретение знаний о здоровье.

3. цели должны находиться в пределах сестринской компетенции.

4. цель должна формулироваться в терминах пациента, а не м/с (неверно обучить технике инъекции инсулина, а правильно – пациент покажет умение делать себе инъекции технически верно через неделю).

Каждая цель включает 3 компонента:

§ действие (исполнение);

§ критерий (дата, время, расстояние, ожидаемый результат);

§ условия (с помощью чего или кого).

Составление плана ухода предусматривает наличие стандартов[1] сестринской практики, т.е. выполнение того минимального качественного уровня обслуживания, который обеспечивает профессиональный уход за пациентом.

Стандартный план ухода по типичной проблеме пациента представляет собой утвержденный базовый перечень научно обоснованных мероприятий по уходу, обеспечивающих достижение целей сестринской помощи по этой проблеме, вне зависимости от конкретной клинической ситуации: формальное описание ожидаемого сестринского вмешательства. Примером стандарта сестринской практики может служить ОСТ «Протокол ведения больных. Профилактика пролежней».

Формальные стандарты могут облегчить работу сестры, но никогда не заменят её самостоятельного суждения. Стандарты обобщают сестринские знания и рассчитаны на работу в типичной ситуации - со среднестатистическим, а не конкретным пациентом.

Стандарт включает:

§ оснащение, которым должен и может пользоваться медперсонал;

§ алгоритм (последовательность действий) выполнения манипуляции;

§ осложнения, которые могут возникнуть при выполнении данной процедуры;

§ особенности выполнения данной манипуляции различным категориям пациентов.

Стандарты необходимы для: пациента, сестры, ЛПУ, здравоохранения, персонала.

Oт сестры при составлении индивидуального плана ухода требуется умение гибко применять стандарт в реальной клинической ситуации. Сестра имеет право исключить любой пункт стандарта из своего плана ухода либо, наоборот, дополнить план действиями, непредусмотренными стандартами, но она должна логически обосновать свою точку зрения.

Кроме того, стандарты являются критериями качества сестринского обслуживания, позволяющими сестре определить отвечает ли оказываемая сестринская помощь установленному уровню.

После определения целей и задач по уходу медсестра составляет план ухода, т.е. письменное руководство по уходу - это подробное перечисление специальных действий медсестры, необходимых для достижения м/с ухода, который записывается в сестринскую историю болезни (СИБ).

IV этап сестринского процесса — осуществление плана сестринского вмешательства.

Цель: обеспечение соответствующего ухода за пациентом (оказание помощи в выполнении жизненных потребностей, обучение и консультирование пациента и членов его семьи).

Существуют 3 типа сестринских вмешательств:

§ зависимые;

§ независимые;

§ взаимозависимые.

Выбор категории основывается на нуждах пациента.

Зависимые вмешательства

- выполняются на основании письменных предписаний врача и под его наблюдением. Медсестра несет ответственность за выполняемую работу и выступает в роли сестры-исполнителя. Например, выполнение инъекций, ФЗТ, процедур и т.д.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: