- предусматривают действия, осуществляемые медсестрой по собственной инициативе, без прямого требования врача или других специалистов. Например, обучение навыкам самоухода, расслабляющий массаж, советы относительно здоровья пациента, организация досуга и т.д.
Взаимозависимые вмешательства
- предусматривают совместную деятельность медсестры с врачом и другими специалистами. Например: реанимационные мероприятия.
Потребность пациента в помощи может быть временной, постоянной и реабилитирующей, образовательной.
Временная помощь рассчитана на короткий период времени, когда существует дефицит самоухода.
Постоянная помощь - требуется на протяжении всей жизни (ампутация конечности, травма позвоночника).
Реабилитирующая - процесс длительный, иногда всю жизнь (ЛФК, гимнастика, массаж).
Образовательной – процесс обучения родственников и самого пациента.
Методы сестринских вмешательств.
- оказание ежедневной помощи.
- выполнение технических манипуляций;
- оказание психологической помощи и поддержки;
- советы, обучение и консультирование пациента и членов его семьи;
- профилактика осложнений и укрепление здоровья;
- меры по спасению жизни;
- создание благоприятной среды для удовлетворения основных потребностей.
Проводя IV этап сестринского процесса, медсестра осуществляет два стратегических направления:
- наблюдение и контроль за реакцией пациента на назначения врача с фиксацией полученных результатов в сестринской истории болезни;
- наблюдение и контроль за реакцией пациента на выполнение сестринских действий по уходу, связанных с постановкой сестринского диагноза и регистрации полученных результатов в сестринской истории болезни.
На этом этапе проводится и корректировка плана, если изменяется состояние пациента и поставленные цели не реализуются.
|
V этап сестринского процесса - оценка эффективности и качества сестринской помощи.
Задача пятого этапа – определение результативности сестринского вмешательства и его коррекции в случае необходимости.
Оценка осуществляется сестрой непрерывно, с определённой периодичностью, которая зависит от состояния пациента и характера проблемы. Например, оценка в отношении одного пациента будет производиться и в начале, и в конце смены, а в отношении другого – каждый час.
Аспекты оценки:
1. Достижение целей по проблемам пациента.
2. Появление новых проблем, требующих внимания сестры.
3. оценка реакции пациента на вмешательство и факт пребывания в стационаре;
4. оценка качества оказанной помощи, влияние вмешательства на пациента.
Источники и критерии оценки:
При оценке результатов ухода медсестра использует те же методы, что и при сборе информации о больном. Это осмотр пациента, выяснение причин болевых ощущений, дискомфорта и т.д. Источниками информации является:
- сам пациент;
- члены его семьи;
- окружающие;
- мед. документация;
- отметки медперсонала в сестринской истории болезни.
Цель этапа: оценка реакции пациента на сестринский уход, анализ качества оказанной помощи, оценка полученных результатов и подведение итогов. Оценка эффективности и качества ухода должна проводиться старшей и главной медсестрами постоянно и самой сестрой в порядке самоконтроля в конце и начале каждой смены, а также самим пациентом и его семьёй.
|
Если поставленные задачи выполнены и проблема решена, медсестра должна сделать соответствующую запись в сестринской истории болезни, поставив дату и подпись. При необходимости план мероприятий пересматривается, прерывается или изменяется. Таким образом, можно сказать, что сестринский процесс динамичен.
Оценка результатов сестринского вмешательства дает возможность медсестре установить сильные и слабые стороны в своей профессиональной деятельности.
IV. Заключение
Сестринский процесс – теоретическая научная база сестринской помощи в России.
Сестринский процесс – это серия шагов, предпринимаемых медсестрой при проведении ухода за пациентом.
Цель сестринского процесса – поддержать и восстановить независимость пациента в удовлетворении основных потребностей. Пациент – личность, имеющая не только физические и биологические проблемы со здоровьем, но и психологические, социальные, духовные.
Сестринский процесс по-новому трактует роль медицинской сестры в практическом здравоохранении, требуя не только технической подготовки овладения медицинскими навыками, но и организации качественного ухода.
Сестринский процесс – процесс динамичный и цикличный, состоящий из последовательных этапов. Если потребности пациента не удовлетворены или удовлетворены частично, результаты оценки состояния пациента, выявленные проблемы, намеченные цели и предпринятые действия могут быть пересмотрены.
СП поддерживает и расширяет роль медсестры в обществе, способствует сотрудничеству среди работников здравоохранения, стимулирует профессиональный рост.
|
Вопросы для самоконтроля.
1. Дать определение понятию «сестринский процесс». Цель сестринского процесса.
2. Сколько этапов сестринского процесса Вы знаете? Назовите их.
3. Изложите краткое содержание I этапа СП. Какие источники информации о пациенте Вы знаете?
4. Изложите краткое содержание II этапа СП. Дайте определение понятию «проблема». Раскройте суть существующих и потенциальных проблем.
5. Изложите краткое содержание III этапа СП. Перечислите требования к постановке целей ухода.
6. Изложите краткое содержание IV этапа СП. Какие типы сестринских вмешательств Вы знаете? Расскажите о каждом из них.
7. Изложите краткое содержание V этапа СП.
Оснащение занятия: учебно-методическое пособие «Сестринский процесс - научный метод организации труда сестры».
Домашнее задание
Изучить:
- учебное пособие «Сестринский процесс - научный метод организации труда сестры»;
§ материалы учебника - Кулешова Л.И. Основы сестринского дела: курс лекций, сестринские техноглогии / Л.И.Кулешова, Е.В.Пустоветова; под ред. В.В.Морозова. – Изд.6-е – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 733 с.: ил. – (Среднее медицинское образование). 138 – 194с.
Подготовить:
- тематический глоссарий
- примерный план беседы с пациентом.
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
1. Кулешова Л.И. Основы сестринского дела: курс лекций, сестринские технологии / Л.И.Кулешова, Е.В.Пустоветова; под ред. В.В.Морозова. – Изд.6-е – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 733 с.: ил. – (Среднее медицинское образование).
2. Мухина С.А., Тарновская И.И.Теоретические основы сестринского дела:учебник. – 2-е изд., исправл. И доп. – М.:ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 368с.: ил.116-148с.
3. Лекция преподавателя.
4. Обуховец Т.П. основы сестринского дела/Т.П.Обуховец, О.В.Чернова;под ред.Б.В.Кабарухина._Изд.19-е, стер. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 766с.; ил. – (Медицина для вас) 143-192 с.
Преподаватель ______________________________ Н.А.Марычева
[1] Стандарт – перечень научно обоснованных мероприятий, обеспечивающих качественный уход за пациентом по определенной проблеме.