Билет 9. Методические принципы обучения иностранному языку.




 

Педагогический процесс осуществляется с учётом особых принципов обучения.

Принцип обучения — дидактические требования, которыми следует руководствоваться для достижения педагогических целей.

 

Выделяют 3 группы принципов обучения:

· Дидактические (общие дидактические) — это основные положения, отражающие наиболее общие закономерности, которые выдвигают определенную систему дидактических требований к содержанию, процессу обучения, методам, приемам, средствам и формам организации обучения в целом, любому учебному предмету. Все они взаимосвязаны, что позволяет рассматривать их как единую систему, на которой строится обучение всем дисциплинам, что делает дидактические принципы универсальными.

· Методические (общие методические) — более детально описывают и конкретизируют специфику обучения иностранному обучению.

· Частные методические

 

Методические принципы более детально описывают и конкретизируют специфику обучения иностранному языку.Среди них выделяют:

ü Принцип коммуникативной направленности обучения;

ü Принципы функциональности и ситуативности;

ü Принцип учета особенностей родного языка учащихся;

ü Принцип дифференцированного подхода к обучению иностранному языку;

ü Принцип доминирующей роли условно-речевых и речевых упражнений в процессе обучения;

ü Принцип комплексной организации языкового материала;

ü Принцип устного опережения;

ü Принцип учета взаимовлияния основных видов речевой деятельности и др.

А также частные методические принципы:

ü Принцип обучения иностранному языку на речевых образцах;

ü Принцип сочетания языковых тренировок с языковой практикой;

ü Принцип аппроксимации учебной иноязычной деятельности;

ü Принцип интенсивности обучения на начальном этапе.

Принцип Содержание Пути реализации Пример
Коммуникативной направленности обучения иностранным языкам Обучение иностранному языку должно осуществляться как коммуникативная деятельность, приближающаяся по основным своим параметрам к иноязычному общению. Путем отбора: - содержания обучения (сфер общения, тематики, ситуаций общения, языкового и речевого материала, знаний, навыков и умений); - организация обучения (общение выступает как цель и средство обучения иностранному языку) - средства, приемы обучения, позволяющие моделировать ситуации общения, упражнения (языковые, условно-речевые, коммуникативные).  
Учета особенностей родного языка Предусматривает как учет интерферирующего влияния русского (или другого) языка, так и опору на родной язык учащихся. - организация речевого материала, которая способствует предотвращению интерференции со стороны родного языка, обеспечивая профилактики ошибок.  
Принцип функциональности и ситуативности в обучении иностранному языку Предполагает осознание учащимися функциональной предназначенности всех изученных явлений. - отбор и организация материала осуществляется в зависимости от необходимости выражения учащимися тех или иных речевых функций: согласие, сомнение, возражение, похвала, отказ и т.д. Обучение должно строиться на ситуативной основе.  
Принцип дифференцированного подхода Дифференциация обучения на разных уровнях общения, а также учет особенностей учащихся. Дифференциация происходит на разных уровнях общения: - проводится четкое разграничение в обучении устной и письменной речи; - в обучении аудированию и говорению; - монологической и диалогической речи; - в обучении чтению вслух и про себя; - в обучении графике и орфографии. Учет особенностей учащихся – уровень их обученности и обучаемости, правильный выбор средств, приемов, упражнений, организационных форм, дифференциации заданий.  
Принцип устного опережения Предполагает предварительное ознакомление с материалом в устной форме, освоение его в устной речи, а затем переход к чтению и письму.    
Принцип учета взаимовлияния основных видов речевой деятельности Параллельно дифференциации осуществляется и процесс интеграции, который проявляется прежде всего в том, что усвоение различных аспектов иностранного языка, его фонетики, грамматики, лексики постепенно интегрируется, объединяется – учащиеся осваивают их в процессе выполнения речевых действий.    
Принцип аппроксимации учебной иноязычной деятельности Позволяет учителю игнорировать те ошибки в языке и речи, которые не нарушают коммуникативного акта.    
Принцип интенсивности обучения на начальном этапе Начальный этап обучения иностранному языку должен быть обеспечен необходимым (большим) количеством учебных часов для тренировки и повторений как языкового, так и речевого материала.    

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: