Для получения оценки «зачет» необходимо иметь положительный результат по трем критериям (по критериям № 1 и № 2 – в обязательном порядке), а также «зачет» по




одному из других критериев.

Критерии:

1. Соответствие теме

2. Аргументация. Привлечение литературного материала

3. Композиция и логика рассуждения

4. Качество письменной речи

5. Грамотность

Внимательно читаем критерии! Не смешиваем информацию, содержащуюся в критериях оценивания, для всех выпускников и лиц с ОВЗ, детей-инвалидов. Иногда происходит накладка, впоследствии неверная подготовка к сочинению и соответственно неточное оценивание.


 

1. Требования, предъявляемые к экспертам, участвующим в проверке итогового сочинения.

Владение компетенциями, необходимыми для проверки сочинения:

• знание общих научно-методических подходов к проверке и оцениванию сочинения;

• умение объективно оценивать сочинения обучающихся;

• умение применять установленные критерии и нормативы оценки;

• умение разграничивать ошибки и недочёты различного типа;

• умение выявлять в работе экзаменуемого однотипные и негрубые ошибки;

• умение классифицировать ошибки в сочинениях экзаменуемых;

• умение оформлять результаты проверки, соблюдая установленные требования;

• умение обобщать результаты.


2. Каждое сочинение участников итогового сочинения проверяется одним экспертом один раз.

3. При осуществлении проверки итогового сочинения и его оценивании персональные данные участников сочинения могут быть доступны экспертам.

4. Для получения объективных результатов при проверке и проведении итогового сочинения не рекомендуется привлекать учителей,

обучающих выпускников текущего учебного года.

5. Эксперты перед осуществлением проверки итогового сочинения по критериям оценивания, разработанным Рособрнадзором,

проверяют соблюдение участниками итогового сочинения требования №1 «Объем сочинения» и требования №2 «Самостоятельность

написания итогового сочинения».

6. При проверке объема учитываются правила подсчета слов: то есть считаются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» – одно слово, «всё же» – два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М.Ю. Лермонтов» – одно слово). Любые другие символы, в частности цифры, при подсчёте не учитываются (например, «5 лет» – одно слово, «пять лет» – два слова). Примеры: «для того чтобы» – 3 слова, «в возрасте двадцати двух лет» – 5 слов, «в возрасте 22 лет» – 3 слова, «влесу (ошибочное слитное написание)» – 1 слово,

«черно белый (ошибочное раздельное написание)» – 2 слова.

7. При проверке итогового сочинения по Критерию №1 «Соответствие теме» нужно учитывать, что участник итогового сочинения вправе выбрать оригинальный путь ее раскрытия. «Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме, в нем нет ответа на вопрос, поставленный в теме, или в сочинении не прослеживается конкретной цели высказывания. При оценке сочинения по данному критерию не учитываются логические ошибки (они выявляются при оценке сочинения по Критерию № 3).


 

8. При проверке итогового сочинения по Критерию №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» нужно учитывать, что «незачет» ставится при условии, если сочинение не содержит аргументации, написано без опоры на литературный материал, или в нем существенно искажено

содержание выбранного текста, или литературный материал лишь упоминается в работе (аргументы примерами не подкрепляются).

9. Если в итоговом сочинении осуществлена опора на фрагмент текста из пособий для подготовки к ЕГЭ по русскому языку (произведение не называется, а лишь передается содержание фрагмента), то такой литературный аргумент не засчитывается.

10. Также необходимо учитывать, что участники итогового сочинения могут ориентироваться на

требования не только школьных критериев, но и вузовских, поэтому может быть больше 2

аргументов и не только из литературы.

11. При проверке Критерия 5 «Грамотность» нужно вести верный подсчет ошибок: не более 5 на каждые

100 слов.


 

1. «Война и мир» – к 150-летию великой книги

2. Надежда и отчаяние

3. Добро и зло

4. Гордость и смирение

5. Он и она


1. «Война и мир» – к 150-летию великой книги.

Темы, связанные с данным направлением, предполагают попытку осмысления важнейших

исторических и нравственно-философских уроков знаменитой толстовской эпопеи. Опираясь на духовный опыт, воплощенный в великой книге, важно поделиться собственными размышлениями о вечном стремлении человека к миру и гармонии, о причинах разлада и поисках согласия между людьми в семейных и социальных отношениях, о многозначности понятий «война» и «мир» и их

сложном соотношении, о природе подлинного героизма и патриотизма, а также о других вечных

проблемах, неизменно находящих отклик в литературных произведениях.

2. Надежда и отчаяние

В широком мировоззренческом аспекте понятия «надежда» и «отчаяние» могут быть соотнесены с выбором активной или пассивной жизненной позиции по отношению к несовершенствам окружающей действительности. Надежда помогает человеку выстоять в тяжелых жизненных

ситуациях, толкающих к отчаянию и вызывающих ощущение безысходности. Многие литературные герои оказываются перед трудным выбором: проявить слабость и сдаться на волю обстоятельств или бороться с ними, не теряя веры в людей и собственные силы, добро и справедливость.

Проиллюстрировать проявления этих разных жизненных позиций можно, обратившись к произведениям отечественной и зарубежной литературы.


3. Добро и зло

Конфликт между добром и злом составляет основу большинства сюжетов мировой литературы и

фольклора, воплощается в произведениях всех видов искусства. Вечное противостояние двух полюсов человеческого бытия находит свое отражение в нравственном выборе героев, в их мыслях и поступках.

Познание добра и зла, определение границ между ними является неотъемлемой частью всякой

человеческой судьбы. Преломление читательского опыта ученика в этом ракурсе даст необходимый

материал для раскрытия любой из тем указанного направления.

4. Гордость и смирение

Данное направление предполагает осмысление понятий «гордость» и «смирение» в философском, историческом и нравственном аспекте с учетом многозначности их смысла у людей разных национальностей и религиозных убеждений. Понятие «гордость» может быть осмыслено как в

позитивном ключе (чувство собственного достоинства), так и в негативном (гордыня); понятие

«смирение» – как рабская покорность или как внутренняя сила, позволяющая не отвечать агрессией

на агрессию. Выбор тех или иных смысловых аспектов, а также примеров из литературных произведений остаются за автором сочинения.


5. Он и она

Взаимоотношения между мужчиной и женщиной, как в личной, так и в социальной сфере, всегда волновали отечественных и зарубежных писателей, публицистов, философов. Темы сочинений данного направления дают возможность рассмотреть разные проявления этих отношений: от дружбы и любви до конфликта и обоюдного неприятия. Предметом размышления может стать и многообразие взаимоотношений мужчины и женщины в социальном, культурном, семейном контексте, включая духовные связи между ребенком и родителями.

Обширный литературный материал содержит примеры осмысления тончайших нюансов духовного сосуществования двух миров, именуемых «он» и «она».


1. «Война и мир»

• Роль "Эпилога" в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".

• Что значит быть патриотом? (По роману Л.Н. Толстого "Война и мир").

• Тема семьи и личного счастья в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".

• Искусство портрета в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".

• Поведение человека на войне: взгляд Л.Н. Толстого на природу подвига.

• Взгляды Л.Н. Толстого на исторический процесс и его представление о полководце. (По роману "Война и мир").

• Кто из героев романа Л.Н. Толстого "Война и мир" вам особенно близок и почему?

• Что есть зло? Что есть добро? (По роману Л.Н. Толстого "Война и мир").

• Тема истинного и ложного патриотизма в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".

• Семья Болконских и семья Ростовых в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".

• Внутренняя красота человека в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".

• Кутузов и проблема "простоты, добра и правды" в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".

• Каковы приемы изображения внутренней жизни человека в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"?

• Что такое вечные ценности в понимании героев Л.Н. Толстого? (По роману "Война и мир").

• В чем нравственный смысл взлетов и падений любимых героев Л.Н. Толстого? (По роману "Война и мир").

• Какова роль картин природы в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"?


 

 

2. Надежда и отчаяние.

• Тот, кто потерял любимого человека, не должен впадать в отчаяние.

• Согласны ли вы с высказыванием Иммануила Канта: «От пустых надежд человек сохнет»?

• Можно ли назвать отчаянием минуты, когда человеку кажется, будто рушится весь мир.

• Прав ли был древнегреческий философ Платон, когда утверждал: «Надежды — сны бодрствующих»?

• Как вы понимаете смысл фразы: «Там, где есть надежда, непременно есть и отчаяние»?

• Что помогает человеку справиться с отчаянием?

• Почему нельзя впадать в отчаяние?

• В чем проявляется отчаяние?

• Может ли отчаяться человек, не понимающий причин зла?

• Если бы вы знали, что отчаяние и надежда — это путь к одной и той же цели, что бы вы выбрали?

• Кто живет надеждой, рискует умереть голодной смертью.

• У кого есть здоровье, есть и надежда, а у кого есть надежда — есть все.

• Согласны ли вы с высказыванием Бернарда Шоу: «Тот, кто никогда не надеялся, не может отчаяться»?

• Почему, по вашему мнению, важно не терять надежду?


3. Добро и зло

• Что такое доброта?

• Чем доброта отличается от милосердия?

• Почему человек должен быть добрым?

• Может ли доброта принести человеку разочарование?

• Нужно ли сдерживать в себе доброту?

• Как человек может воспитывать в себе доброту?

• Кого можно назвать добрым человеком?

• Нужно ли быть добрым к тому, кто тебя обидел?

• Какими качествами обладает добрый человек?

• Согласны ли вы с мнением Г. Гейне, что «Доброта лучше красоты»?

• Доброта – это проявление силы или слабости?

• Может ли доброта причинить вред человеку?

• Почему в народе говорят: «Добро должно быть с кулаками»?

• Что может сделать человека добрее?

• Роль добра в жизни каждого из нас


 

 

4. Гордость и смирение

• Чем отличается гордость от гордыни?

• Как отличить гордость от высокомерия?

• Какого человека называют гордым?

• Нужно ли человеку смиряться с судьбой?

• Стоит ли терпеть обиды?

• Согласны ли вы с тем, что гордость без смирения - тщеславие; смирение без гордости - униженность?

• Как был наказан Ларра - герой рассказа Максима Горького?

• Нужна ли человеку гордость?

• Как связаны скромность и смирение?

• Гордость - это положительное или отрицательное чувство?

• Как вы понимаете смысл высказывания: «Смиряясь, несчастный лишь довершает свое несчастье»?

• Как связаны сила духа и гордость?

• Согласны ли вы с утверждением: "Смирение — вот противоядие от стыда"?

Помогает ли смирение понять себя?

• Гордость или смирение обогащают личность? 18


5. Он и она

• Согласны ли Вы с утверждением Л. Н. Андреева: «Настоящую любовь можно узнать по тому, насколько от неё человек становится лучше…»

• Помогает ли любовь справляться с жизненными трудностями?

• Способна ли любовь изменить человека?

• Какую любовь можно назвать настоящей?

• Почему первая любовь опоэтизирована человечеством?

• Всегда ли любовь делает человека счастливым?

• Чем отличаются два чувства: влюблённость и любовь?

• Справедлива ли поговорка: «любовь слепа»?

• Какие «чувства добрые» пробуждает в человеке любовь?

• Что такое самоотверженная любовь?

• Нуждается ли истинная любовь во взаимности?

• Требует ли любовь от человека работы над собой?

• Опасен ли эгоизм для любви?


1. Вступление (60-70 слов). Раскрывается основная мысль, дается ответ на поставленный вопрос в теме. А) объяснение ключевых слов темы или цитаты

Б) общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни человека В) ответ-тезис на главный вопрос темы

2. Основная часть (200-250 слов). Аргументация Аргумент1.

А) «мостик-переход» (клише «Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема...»)

Б) обращение к литературному произведению: называем автора и произведение, его жанр (клише «Обратимся к роману… (автор, название).

В) тезис (то, что звучит во вступлении)

Г) интерпретация – обращение к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеристика героев. Необходимо несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «писатель обращает наше внимание …», «мы видим, что герой поступил так потому...», чтобы велся анализ, а не пересказ сюжета.

Д) микровывод (клише «писатель приходит к выводу…», «автор хочет сказать…»)


Аргумент 2

А) «мостик-переход»

Б) обращение к произведению В) тезис

(клише «Можно обратиться и к другому примеру, доказывающему мою точку зрения», «Также к теме (проблеме чего?) обращается (ФИО автора) в произведении (название произведения)».)

Г) интерпретация Д) микровывод

3. Заключение (50-60 слов) А) вывод – обобщение.

Б) призыв (без лозунгов и пафоса, без повелительного наклонения, в формах: важно, нужно, необходимо…) В) выражение надежды (хотелось бы верить…)

Г) Цитата, афоризм


1. Логические ошибки

2. Грамматические

3. Речевые

4. Этические

5. Фактические


 

1. Неверно выделены или не выделены абзацы.

2. Нет связи между абзацами. Не используются вводные слова, переходные конструкции, никак не

обозначена роль абзаца в тексте.

3. Нарушена композиция сочинения.

4. Неверно введены цитаты: «Проблема взаимодействия природы и человека всегда волновала многих писателей. Ярким примером является данный текст. В этом тексте описано отношение главного героя к живой природе, в частности к зайцам. «Я решил пока не стрелять в зайцев, а любовался живой природой».

Дублирование

6. Вывод содержит новый тезис, который не относится к данному сочинению

7. Отсутствие вывода, то есть обязательной заключительной части, в которой должно делаться обобщение, подводиться итог размышлениям.


1. Неуместное обращение к читателю сочинения (то есть к эксперту): « Скажи, а ты когда последний раз брал в руки книгу?» «А вы задумывались о том, что нужно уважать родителей?» «Тебя не может не удивить…»

2. Этически некорректно называть писателя только по имени и отчеству: «Александр Сергеевич считал…;»


1. Неточное воспроизведение книжных источников: «Главным героем романа-эпопеи «Война и мир» является Пьер Безухов».

2. Ошибки в воспроизведении имен собственных: «Чадский выступает против фамусовного общества».

3. Ошибки в воспроизведении дат, веков: «А.С.Пушкин — величайший поэт 18-го столетия».

4. Ошибки в воспроизведении мест, событий, фактов: «А когда звучит шотландская волынка, не предстают ли перед нами поля Англии».

5. Ошибка в фоновом материале: «В романе Н.В. Гоголя «Мертвые души…»


Надежда и отчаяние

А. Грин «Алые паруса». Это произведение пропитано надеждой, ведь Ассоль всегда верила в корабль с алыми парусами и ждала своего капитана, хотя никто, кроме нее, не верил в это. Этот пример подтверждает важность мечты и ее положительное влияние на человека.

Н.В. Гоголь «Невский проспект». Пискарев отчаялся в жизни и покончил с собой, когда столкнулся с ужасающими реалиями действительности. Девушка, которая покорила его своей красотой, оказалась развратной. Он попытался вытянуть ее из болота разврата, сделав ей предложение, но она лишь посмеялась в ответ. Этот пример говорит об негативных последствиях и причинах отчаяния.

А.И.Куприн «Гранатовый браслет». До самого последнего вздоха надеялся чиновник контрольной палаты Желтков на взаимную любовь. Он жил надеждой на то, что когда-нибудь его возлюбленная Вера Шеина ответит ему, уйдет от мужа и будет с ним. Желтков всеми силами пытается добиться расположения своей возлюбленной. Но Вера, Шеина даже и не собиралась отвечать ему взаимностью, ведь она замужем. Последней каплей стало то, что она отказалась от дорогого подарка – гранатового браслета, который Желтков хотел ей подарить. Она не просто от него отказалась, а передала обратно через своего мужа. Для Желткова это был полный крах надежд, потеря смысла жизни.


 

 

1. И. А. Бунин рассказ «Надежда»

2. А. Грин «Зеленая лампа», «Алые паруса»

3. М. Горький «На дне»

4. А. С. Пушкин «Евгений Онегин»

5. М.Ю. Лермонтов «Мцыри»

6. Н.В. Гоголь «Шинель»

7. А.Н. Островский «Гроза»

8. И.А. Гончаров «Обломов»

9. А.П. Чехов «Ванька», «Вишневый сад», «Чайка», «Три сестры»

10. Л.Н. Толстой «Война и мир»

11. М.А. Шолохов «Судьба человека»

12. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

13. А.И. Солженицын «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича»

14. В.Г. Короленко «Слепой музыкант»

15. А.И. Куприн «Гранатовый браслет»

16. Ф. Абрамов рассказ «Надежда»

17. А.П. Платонов «Котлован»

18. В.Г. Распутин «Живи и помни»

19. Б.Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке»

20. Е.И. Замятин «Мы» 27


1. Ч. Диккенс «Большие надежды», «Рождественская песнь»

2. Б. Шоу «Дом, где разбиваются сердца»

3. Т. Драйзер «Американская трагедия»

4. Дж. Боуэн «Как уличный кот изменил мою жизнь»

5. Й. Макьюэн «Искупление»

6. Г.Х. Андерсен «Снежная королева»

7. Д. Дефо «Робинзон Крузо»

8. А. Дюма «Граф Монте-Кристо»

9. С. Кинг «Рита Хейуорт и спасение из Шоушенка»

10. М. Митчелл «Унесенные ветром»

11. В. Гюго «Собор парижской богоматери», «Отверженные»

12. А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

13. Ш. Бронте «Джейн Эйр»

14. Д. Митчелл «Облачный атлас»

15. К. Дикамилло «Как слониха упала с неба»

16. Дж. Оруэлл «1984»

17. Р. Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»

18. А. Гавальда «35 кило надежды»

19. Дж. Лондон «Мартин Иден»


 

 

Добро и зло

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание». Человек так устроен, что внутри него все время идет борьба между добрыми и злыми побуждениями. Главный герой романа по натуре своей является добрым человеком. Это

проявляется в самых различных эпизодах, описанных автором. Например, Раскольников видит сон, где он, будучи маленьким мальчиком, до слез жалеет избитую лошадь. Также он совершает и добрые дела: последние деньги оставляет семье Мармеладовых, видя их трудное положение. Однако постепенно им начинают руководить темные стороны его характера. Он начинает думать, будто имеет право вершить судьбы других людей ради установления справедливости. Раскольников идет на умышленное убийство человека. В этот момент зло берет над ним верх. Но в результате герой все же раскаивается в содеянном и старается встать на путь доброты, нравственной чистоты.

 

М.А.Шолохов «Судьба человека». Доброту проявляет герой рассказа Андрей Соколов. Причём, он проявляет её не только к мальчику-сироте, которого взял к себе, но и ко всему человечеству, показывая пример всем остальным, как личное горе, трудные испытания на войне не сломали в нем доброго человека. Казалось бы, Андрей Соколов потерял семью и кров, не имеет работы и перспектив, но все же этот мужественный человек берет судьбу ребенка в свои израненные руки, ведь доброта для него образ жизни.


 

 

1. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце»

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы», «Бесы»

А.И. Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ»

В.Д. Дудинцев «Белые одежды»

Е. Шварц «Дракон»

А. и Б. Стругацкие «Трудно быть богом» А.С. Грибоедов «Горе от ума»

А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Медный всадник», «Евгений Онегин»

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Демон»

Н.В. Гоголь «Ревизор», «Мертвые души»

А.Н. Островский «Гроза», ««Без вины виноватые» А.Н. Карамзин «Бедная Лиза»

М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города», «Добродетели и пороки»

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда» А.П. Чехов «Казак», «Воры», «Хамелеон»

М. Горький «Старуха Изергиль», «На дне»

А.П. Платонов «Юшка»

А.И. Солженицын «Матренин двор»


 

 

И.Ф. Гёте «Фауст»

Х. Ли «Убить пересмешника»

Т. Кенилли «Ковчег Шиндлера»

Ч. Диккенс «Рождественская история» К.С. Льюис «Хроники Нарнии»

У. Шекспир «Макбет», «Гамлет»

М. Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей»

О. Уайльд «Портрет Дориана Грея». «Кентервильское привидение»

О. де Бальзак «Шагреневая кожа»

Ж-Б. Мольер «Тартюф, или Обманщик»

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц», «Цитадель»

В. Скотт «Айвенго»

М. Зусак «Книжный вор»

Дж. Бойн «Мальчик в полосатой пижаме» Т. Драйзер «Американская трагедия»

Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», «Марсианские хроники», «Надвигается беда» С. Кинг «Зеленая миля»

У. Голдинг «Повелитель мух» Д. Митчелл «Облачный атлас»

Э. Хемингуэй «По ком звонит колокол», «Прощай, оружие!»

Д. Киз «Цветы для Элджернона»

К. Воннегут «Колыбель для кошки»


 

 

Гордость и смирение

 

М. Горький «Старуха Изергиль». Если Данко горд тем, что ведет людей к свету, и его гордость выражается в твердости и независимости мнения от пересудов толпы, то Ларра одержим гордыней, поэтому убивает девушку и даже не

испытывает раскаяния. Для него нет человеческих законов, поэтому он обречен на изгнание и бессмертную жизнь в

одиночестве.

 

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Смирением отличалась Соня Мармеладова, которая кротко сносила

удары судьбы и не роптала на нее. Даже когда Родион был холоден к ней и отталкивал ее, она не сдавалась и не упрекала его, а по-прежнему навещала в тюрьме. Этой бессловесной преданностью и покорностью она добилась того, что Раскольников излечился от гордыни и встал на путь исправления.

 

Л.Н. Толстой «Война и мир». Смирение помогло Марье пережить травлю со стороны вздорного и желчного отца. Он

не уважал ее увлечений и всячески высмеивал. Но кротость и терпение сделали свое дело: перед смертью князь признал свою вину перед дочерью. Добродетели Марьи произвели сильное впечатление на Ростова, и героиня добилась семейного счастья.


 

 

1. А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Дубровский», «Медный всадник», «Моцарт и Сальери»,

«Повести Белкина».

2. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Маскарад», «Песня про купца Калашникова..», «Мцыри»

3. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба», «Шинель»

4. А.П. Платонов «Юшка»

5. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы», «Игрок», «Кроткая»

6. И.С. Тургенев «Отцы и дети», «Записки охотника»

7. Л.Н. Толстой «Война и мир», «Анна Каренина»

8. А.П. Чехов «Ионыч», «Вишневый сад», «Попрыгунья»

9. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

10. М. Горький «Старуха Изергиль», «На дне»

11. А.С. Грибоедов «Горе от ума»

12. В.М. Шукшин «Обида»

13. М.А. Шолохов «Тихий Дон»

14. Л.Е. Улицкая «Бедные родственники»

15. Ф. Абрамов «Собачья гордость»

16. А.и Б. Стругацкие «Трудно быть богом»

17. А. Толстой «Петр Первый»

18. Г. Горин «Забыть Герострата»

19. А.Н. Островский «Бешеные деньги», «Бедность не порок»

20. А.И. Солженицын «Матренин двор» 33


1. А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

2. Ш. Бронте «Джейн Эйр»

3. Э. Бронте «Грозовой перевал»

4. Б. Брехт «Гордость»

5. О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»

6. Дж. Остин «Гордость и предубеждение», «Нортенгерское аббатство»

7. М. Митчелл «Унесенные ветром»

8. А. Рэнд «Атлант расправил плечи»

9. Дж. Толкин «Властелин колец»

10. М. Твен «Принц и нищий»

11. М. Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей»

12. Н. Готорн «Алая буква»

13. Ги де Мопассан «Милый друг»

14. О.Генри «Дары волхвов», «Русские соболя», «Своеобразная гордость»

15. У. Теккерей «Ярмарка тщеславия»

16. В. Гюго «Отверженные»

17. У. Шекспир «Отелло», «Ромео и Джульетта», «Макбет»

18. Т. Драйзер «Американская трагедия»


 

 

4. Он и она

А.И. Куприн «Куст сирени». Автор изобразил идеальную семью, где жена жертвует своими интересами ради карьеры мужа. Вера заложила свои драгоценности, чтобы исправить ошибку Николая и предотвратить его исключение из Академии.

 

И.А. Гончаров «Обломов». Любовь не всегда может изменить человека. Ольга любима главным героем, но она требует слишком много перемен и жертв. Илья Ильич не готов меняться и выбирает Агафью, которая полностью подстраивается под него. В жизни противоположности не всегда притягиваются, вот и Обломов выбрал женщину, максимально удобную для себя, а не ту, за которой нужно идти вперед.

 

А.С. Пушкин «Бахчисарайский фонтан». Он и она не могут быть вместе, если любовь не взаимна. Всемогущий султан покоряет страны, но не может сломить волю пленницы, которая не любит его. Мария отказывает своему

покровителю и становится жертвой Заремы — любовницы султана, которая ревнует его к новой рабыне.


 

 

К.Д. Бальмонт «Он и она» А.Н. Майков «Он и она»

Р.И. Рождественский «Он и она»

А.Н. Плещеев «Она и он»

А.П. Чехов «Он и она», «Попрыгунья», «Душечка», «Дама с собачкой», «О любви», «Чайка», «Анна на шее» М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго" Н.М. Карамзин «Бедная Лиза» А.С. Грибоедов «Горе от ума"

А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Станционный смотритель», «Капитанская дочка», «Дубровский», «Я вас любил: любовь еще, быть

может…»

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Песня про… купца Калашникова» А.Н. Островский «Гроза»

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба"

А.И. Герцен «Кто виноват»

Ф.М. Достоевский «Идиот», «Кроткая», «Братья Карамазовы», «Преступление и наказание», «Бедные люди», «Подросток»

И.С. Тургенев «Ася», «Дворянское гнездо», «Отцы и дети», «Рудин», «Первая любовь"

И.А. Гончаров «Обломов»

Л.Н. Толстой «Война и мир», «Воскресение», «Анна Каренина», «Крейцерова соната», «Семейное счастье»

А.И. Солженицын «Матренин двор»

А.И. Куприн «Гранатовый браслет», «Олеся»

И.А. Бунин «Темные аллеи», «Солнечный удар», «Первая любовь», «Митинг любовь», «Грамматика любви», «Чистый понедельник»


 

 

М. Митчелл «Унесенные ветром»

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Дж. Лондон «Мартин Иден»

Ш. Бронте «Джейн Эйр»

Э. Бронте «Грозовой перевал»

Дж. Остин «Гордость и предубеждение»

Ч. Диккенс «Большие надежды» Ги де Мопассан «Милый друг»

В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»

У. Теккерей «Ярмарка тщеславия»

Ф.С. Фицджеральд «Великий Гэтсби», «Ночь нежна"

Э. Хемингуэй «Прощай, оружие» У. Шекспир «Ромео и Джульетта» О. Уайльд «Портрет Дориан Грея» О. де Бальзак «Шагреневая кожа» Д. Митчелл "Облачный атлас»

Т. Драйзер "Американская трагедия», «Финансист», «Титан», «Стоик» Л. М. Олкотт «Маленькие женщины»

В. Скотт «Айвенго»

Г. Флобер «Госпожа Бовари»

О. Генри «Дары волхвов»

Э.М. Ремарк «Триумфальная арка»


 

 

М. Митчелл «Унесенные ветром»

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Дж. Лондон «Мартин Иден»

Ш. Бронте «Джейн Эйр»

Э. Бронте «Грозовой перевал»

Дж. Остин «Гордость и предубеждение»

Ч. Диккенс «Большие надежды» Ги де Мопассан «Милый друг»

В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»

У. Теккерей «Ярмарка тщеславия»

Ф.С. Фицджеральд «Великий Гэтсби», «Ночь нежна"

Э. Хемингуэй «Прощай, оружие» У. Шекспир «Ромео и Джульетта» О. Уайльд «Портрет Дориан Грея» О. де Бальзак «Шагреневая кожа» Д. Митчелл "Облачный атлас»

Т. Драйзер "Американская трагедия», «Финансист», «Титан», «Стоик» Л. М. Олкотт «Маленькие женщины»

В. Скотт «Айвенго»

Г. Флобер «Госпожа Бовари»

О. Генри «Дары волхвов»

Э.М. Ремарк «Триумфальная арка»

 


Сочинение 1. «Чем доброта отличается от милосердия?»

Доброта и милосердие. Очень похожие, но в то же время разные понятия. В чем же состоит их различие? Доброта-это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Она проявляется в бескорыстных поступках с целью принести пользу окружающим. А милосердие - это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Милосердным можно назвать человека, который испытывает временную жалость ко всему живому. Как и доброта, милосердие проявляется в поступках. Так чем же эти понятия отличаются друг от друга?

Милосердие в отличие от доброты может проявить и злой человек, в то время как доброта-свойство лишь добрых людей. Немало произведений в русской литературе посвящено теме милосердия. Вспомним роман Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». В этом произведении автор показывает различия между добром и милосердием на примере нескольких героев. Так, Пугачев представлен злым и жестоким героем. Тому подтверждение - эпизод, когда он велит казнить всех дворян. Однако автор показал, что такой жестокий человек способен и на милосердие. Когда

наступает время казни Гринёва, Пугачёв велит сохранить ему жизнь, так как помнит, как Пётр бескорыстно помог ему, отдав совершенно новый тулуп.

Но даже после такого милосердного поступка мы не можем считатьи Пугачёва добрым. Наоборот, он злой человек, руками которого пролито много крови. А.С. Пушкин показал, что и такой человек способен проявить сострадание по отношению к другому. Можно сделать вывод, что милосердие – временное проявление доброты, так как сострадать и прощать могут и жестокие люди.

В противоположность жалости доброта - это постоянное душевное состояние, оно выражено в желании творить добро, с любовью относиться к

каждому. Поэтому часто добрые люди оказываются ещё и милосердными. Например, в произведени А. Платонова «Юшка» у главного героя

сочетались оба эти качества. Юшка никогда не делал зла, хорошо относился к людям, не отвечал на их жестокость. Автор показывает, как герой не тратит на себя заработанные деньги, «пьет пустую воду», а весь заработок отдает своей приемной дочери, при этом не ожидая ничего взамен. А сама дочь тоже обладает милосердием. Она добра к обществу. Девушка видит, как люди в городе нуждаются в ее помощи, поэтому она остаётся работать и бескорыстно помогать нуждающимся. Таким образом, герои рассказа «Юшка» доказывают, что можно быть добрым и милосердным

одновременно. Нужно стремиться стать именно таким человеком.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что доброта и милосердие - похожие понятия, но не одинаковые. Они отличаются. Доброта- состояние души, а милосердие-действия, вызванные состраданием. Быть милосердным не означает быть добрым. К состраданию могут прийти и злые, жестокие люди. Конечно, лучше всего, когда человек объединяет в себе оба эти качества и старается жить по общечеловеческим законам добра и правды.

412 слов

К1 -1, К2-,К3-1, К4-1, К5 – 1 «зачет» 39


Сочинение 2. «Чем можно пожертвовать ради любимого человека?»

Самопожертвование — готовность пожертвовать собой, ради любимого человека. Люди готовые к этому,чаще всего

обладают такими чертами характера, как доброта,сострадание, смелость. Об этой проблеме размышляли многие авторы.

А.С.Пушкин в произведении "Капитанская дочка" показывает наглядный пример самопожертвования. Главный герой Петр Гринев добрый и отзывчивый человек, жертвовал собой, ради любви к Марье Мироновой,тем самым подвергая свою жизнь опасности.

Он заступается за честь любимой девушки, вызывая на дуэль Швабрина, где и получает ранение. Это говорит нам о том,

что Петр Гринев своими поступками показал, готовность вытерпеть что угодно ради любимого человека.

Тоже самое можно сказать и про Машу Миронову, хрупкую, но смелую девушку,которая решается на отважный поступок.Она одна едет к императрице, чтобы попросить милости, для своего жениха, тем самым, спасает Петра от позора и ссылки.

Так, мы можем сделать вывод, что оба героя готовы были на всё ради друг друга, не задумываясь о последствиях.

Тема самопожертвования также поднимается в произведении А.И.Куприна "Куст сирени". Здесь описана история того, как главная героиня Верочка, внимательная и чуткая женщина потратила все свои силы, для того, чтобы исполнилась мечта Николая. Ради любимого человека она продала все свои украшения и купила кусты сирени, тем самым,пожертвовав своим комфортом.

Так, мы увидели, что несмотря ни на что, вопреки всем преградам и обстоятельствам нужно помогать тем, кто нуждается в помощи, поддержке.

Таким образом, можно сделать вывод, что самопожертвование - это поступок, который может совершить человек, неравнодушный к чужим страданиям, человек с большой силой воли и с большой любовью к людям.

 

237 слов

Объем менее 250 слов - незачет

Даже если объем был больше, все равно незачет (по критерию № 40 1).


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для того чтобы научиться выпускникам писать итоговое

сочинение,

• необходимо изучить внимательно структуру сочинения,

• знать критерии оценивания,

• работать над речевой, грамматической, орфографической

и пунктуационной грамотностью

• уметь грамотно привлекать литературный материал, не

допуская, логических, этических, фактических ошибок.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: