III этап. Философия XIX века.




ЕЁ ОСНОВНЫЕ ФОРМЫИ ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ

Специфика русской философии.

 

Русская философия является составной частью мировой философской мысли, и рассматриваемые в ней проблемы не изолированы от мировых традиций. Тем не менее, её история, как и история любой другой философии имеет свою специфику. Специфика русской философии обусловлена особенностями исторического развития страны:

· русских философов интересовали вопросы практической философии – проблемы морали, права, социального и государственного устройства;

· философские идеи часто находили выражение в форме художественного творчества, литературной критики, публицистики. Многие из них излагались иносказательно, в аллегорической форме, что было связано с жёсткой цензурой;

· формирование русской философии проходило с заметным отставанием от мировых тенденций. Устойчивые интеллектуальные связи России с Западной Европой оформились достаточно поздно – XVIII в. Однако и после философию жёстко контролировали, усматривая во многих её

идеях реальную опасность для власти.

 

Основные этапы развития русской философии.

Русская философия в своём развитии прошла ряд этапов.

I этап. IX-XVII вв. (предфилософия).

Первые представления о философии на Руси появились вместе с принятием христианства в 988 году. На этом этапе развития русской мысли нельзя говорить о философии как теоретической системе. Тем не менее, в текстах богословского характера присутствуют самобытные идеи, которые в полной мере можно назвать периодом русской предфилософии. Её особенности: 1) тесная связь с христианским вероучением, воспринятым от Византии; 2) художественно-образный характер. Наиболле видные представители: Киевский митрополит Илларион и его работа «Слово о законе и благодати» и игумен Елизаровского монастыря Филофей с работой «Москва как третий Рим».

II этап. XVIII век.

Реформы Петра I, «прорубившего окно в Европу», позволили России выйти из состояния культурной изоляции и приобщиться к общемировому цивилизационному процессу. Складывались тесные интеллектуальные связи с Западной Европой, прежде всего в сфере образования и науки. Известные европейские учёные преподавали в России, русские студенты получили возможность продолжить образование за рубежом.

Особенности русской философской мысли XVIII века: 1) отграничение предмета философии от богословских размышлений; 2) высокий интерес к естествознанию; 3) возрастающее внимание к проблемам познания в целом; 4) осмысление сущности человека. В целом философия XVIII века развивалась в общеевропейском русле, решая проблемы, поставленные Новым временем. Основные проблемы эпохи наиболее полно рассмотрены в учении М.В. Ломоносова, работы которого заложили основы русской науки и широко переводились и пользовались признанием в Европе. Он разграничил науку и богословие, то есть освободил науку от опеки религии. Он был сторонником деизма, как и многие другие деятели эпохи Просвещения. Также большое влияние на развитие отечественной философии и общественной мысли Также большое влияние на развитие отечественной философии и общественной мыслиXVIII века оказал А.Н Радищев

III этап. Философия XIX века.

В развитии русской философии этого периода выделяют II противоборствующие тенденции: славянофилов и западников.

Славянофилы считали, что Россия должна развиваться по особому пути не схожему с западноевропейским, подчёркивали самобытность Руси, идеализировали общественный строй Киевской Руси, крестьянскую общину. Своей целью они считали выработку национальной русской идеи на основе религиозных традиций православия. Основателем славянофильства считается Алексей Степанович Хомяков (1804-1860). Ключевым понятием у славянофилов было понятие «соборность». Соборность – «единство во множественности». Под понятием соборности понимается объединение всех православных людей на единой духовной основе.

Славянофилами были: Киреевский И.В., Аксаков К.С. и др.

Западники считали, что у России нет своего особого пути развития, что Россия должна учиться у Европы и пройти те же этапы развития, которые прошла она, чтобы усвоить идеи Просвещения и выйти на единственный путь прогресса – путь науки и разума. Западничество как влиятельное философское течение оформляется в 40-е гг. XIX в. У истоков западничества стоят философские идеи П.Я. Чаадаева (1794-1856). Наиболее видные представители: Герцен А.И., Огарёв Н.П., Белинский В.Г.

Революционный нигилизм в философии стал радикальным продолжением западничества. Лидер направления Н.Г. Чернышевский (1828-1889) был последовательным атеистом, социалистом и противником монархии. Путь к осуществлению идеалов социализма, по мнению Чернышевского, лежит через нравственное воспитание человека.

«Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед каким авторитетом, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением не был окружён этот принцип». И.С.Тургенев Отцы и дети.

Почвенники. Продолжателями славянофильской философии были почвенники. Наиболее видным представителем почвенников был Ф.М. Достоевский (1821-1881). Основные положения почвенничества были изложены им в программной статье в связи с выходом первого номера редактируемого им журнала «Время». Он писал, что предстоящая крестьянская реформа приведёт к ликвидации крепостничества, по своим последствиям будет равна петровскому перевороту и приведёт к слиянию образованного общества с народом. Он утверждает, что попытка европеизации России, предпринятая Петром I, привела к разъединению дворянства и народа, что народ не принял европейской цивилизации и сохранил допетровские начала своей жизни; и это является гарантией «своей особой дороги» России. Всё это свидетельствует, по мнению Ф. Достоевского, что «русские представляют отдельную национальность «в высшей степени самобытную» и что задача России создать себе новую форму, нашу собственную, родную, взятую из почвы нашей, взятую из народного духа и народных начал».

Выполнение Россией своей миссии связывается у Достоевского с нравственным совершенствованием на основе Православия, «христианской истины» и «божественной правды». Русский народ он называет народом- богоносцем. Идя своим собственным путём, на основе Православия, крестьянской общины, самодержавия. Россия спасёт себя и спасёт Запад от «ужасов социализма» и буржуазности. В этом он видел историческую миссию русского народа, прокламирую вселенскую роль России и русских.

Философские взгляды Л.Н. Толстого (1828-1910).

Серьёзные философские идеи содержатся в произведениях Л.Н. Толстого. Так, в романе «Война и мир» он поднимает вопрос о движущих силахистории и критикует теорию «великих личностей» как творцов истории. Для Толстого творцы не – не герои и вожди, а народные массы, движимые исторической необходимостью.

В этике Толстой поддерживает идею ненасилия. В частности, он предлагает: 1) не творить насилие и не готовиться к нему; 2) не принимать участие в насилии других (в том числе государства – не служить в армии, нне участвовать в судах и т.д.); 3) не одобрять никакого насилия. За свои взгляды на религию в 1911 г. Толстой был отлучён от церкви (предан анафеме). Идеи толстовства в дальнейшем были использованы в ненасильственной борьбе Мохандасом Ганди (1869-1949), в период освобождения Индии от колонизаторов, и Мартином Лютером Кингом (1929 -1968) в США в борьбе за независимость чернокожего населения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: