История образования в нашем посёлке.




Содержание

1.Введение …………………………………………………………………….. стр. 2

2.Основная часть ……………………………………………………………… стр. 3

2.1. История образования в нашем посёлке………………………………..… стр. 3

2.22. Фото-сопоставление «Школы посёлка. История и современность»… стр. 11

2.3. Градация количества обучающихся в школах п. Угловка от первоисточника до наших дней.……………………………………………………………. стр. 12

3.Заключение ……………………………………………………………….. стр. 13

4.Список источников и использованной литературы …………………….. стр. 16

5.Приложения …………………………………………………………….. стр. 18-32

 

Введение

О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.

Александр Сергеевич Пушкин

Я неслучайно начала свою исследовательскую работу стихами великого поэта, ведь просвещение, образование во все времена было мерилом уровня развития общества.

Я являюсь активной участницей школьных творческих объединений - «Грация» и «Родимая сторонка». В текущем 2017 году наш танцевальный коллектив «Грация» принял участие в праздновании 45-летия родной школы (см. Приложение №1) и мне захотелось узнать, как можно больше, об истории образования в нашем посёлке.

Считаю, что в юбилейный год эта тема, как никогда актуальна. Тема зарождения образования в разных уголках нашей страны интересна ещё и тем, что несет в себе факты прошлых лет- это дает нам возможность понять, как развивалось образование в том или ином месте много лет тому назад и сравнить с современными достижениями.

Начиная своё исследование, я поставила перед собой

Цель – изучить историю образования в п. Угловка.

Для достижения Цели я наметила следующие Задачи:

1. Изучить имеющиеся материалы поистории образования в нашем посёлке.

2. Провести фото-сопоставление «Школы посёлка. История и современность».

3. Проследить градацию количества обучающихся в школах п. Угловка от первоисточника до наших дней.

В ходе исследования я открыла для себя много нового, познакомилась со многими людьми, изучив за довольно короткий срок (июнь-сентябрь 2017 года) почти полуторавековую историюобразования в п. Угловка.

Информацию для своей работы я взяла из литературных источников:

- статья «Угловская школа: путешествие во времени», С. И. Берлин – директора Угловской восьмилетней школы (газета «Окуловский вестник», 14, 21, 28 февраля 1996 г.);

- из фото - архивов школы и учителей-пенсионеров;

- из архива документации школы.

Огромную помощь в моём исследовании оказали Смирнова (Пинжина) Людмила Яковлевна (библиотекарь Угловской 8-летней школы), Глущенко Лидия Павловна (учитель-пенсионер, логопед нашей школы), Артюшкина Вера Фёдоровна (учитель-пенсионер, учитель начальных классов), Силина Валентина Ильинична (жена учителя Силина Феликса Ивановича), Попуго Серафима Антоновна (учитель –пенсионер, учитель биологии и химии с 1947 г.), её невестка Попуго Евгения Сергеевна (см. Приложение № 2), и, конечно, вездесущий Интернет.

Исходя из вышеперечисленных материалов, я поняла, что данная тема достаточно изучена, но и я смогу внести личный вклад в решение избранной проблемы:

1.Провести фото-сопоставление «Школы посёлка. История и современность».

2. Проследить градацию количества обучающихся от первоисточника до наших дней.

Основная часть

История образования в нашем посёлке.

Из материалов статьи Семёна Исаевича Берлин я узнала следующую информацию:

«После реформы 1861 года правительством России делаются первые шаги по открытию трёхгодичных народных школ для детей «всех сословий» (к тому времени грамотных людей было не более 6%).

Одна из таких школ была основана в декабре 1870 года действительным статским советником Барыковым на станции «Угловка Боровёнковской волости, Валдайского уезда.. Первые 13 лет школа находилась в неприспособленном помещении. Только в 1883 году на средства земства и министерства народного просвещения было построено двухэтажное здание. (см. Приложение № 3). В нём разместились: класс, библиотека, прихожая, ночлежная, две комнаты для учителей и мастерская. Законоучителем состоял священник Петр Тихомиров. Жил он рядом со школой. Учителем был Иван Яковлевия Баранов, 21 год, крестьянин Валдайского уезда.

Учащихся обучалось в школе 62 человека: 48 мальчиков и 14 девочек в возрасте 11-12 лет, все православные. Ученики из селений, находящихся от места учёбы более чем на 4 км ночевали у знакомых и при школе бесплатно. Занятия посещали исправно, кроме апреля и мая. Церковное попечительство выделяло на школу 150 рублей, министерство народного просвещения – 366 рублей; плата (4 рубля в год) взималась с тех учеников, родители которых не участвовали в содержании школы. Весь расход по содержанию школы составлял 620 рублей в год.

Учились в школе, в основном, дети рабочих, железнодорожников, крестьян, местной интеллигенции, а также дети богатых, за исключением заводчиков. Последние считали унизительным, что их дети сидят за одной партой с бедняками. Своих детей они учили на дому, куда после рабочего дня к ним ходил учитель Кузьма Степанович Бочаров, который посвятил школе более 40 лет своей жизни. Ученики и родители любили его за трудолюбие, прочные знания, безобидную строгость. Это был человек демократических взглядов и настроений.

В 1894 году напротив церкви Рождества Христова была построена церковно-приходская школа для девочек, где в трёх классах учились одновременно 40-50 человек (см. Приложение № 3).

Обычно учащиеся из деревень после трёхлетки на этом заканчивали своё образование, но желающие могли продолжить его в Окуловском коммерческом училище, в Бологовской и Маловишерской гимназиях, в Боровичском реальном училище, в Бологовском техническом училище, в Березайской средней школе.

Примечательно, в годы первой мировой войны, учащиеся шили для солдат кисеты, посылали табак, сладости, вели с ними переписку.

Немало учителей активно участвовали в пропаганде революционных идей, выступали против самодержавия.

После октябрьского переворота в стране вводится начальное образование. Количество учащихся в посёлке резко возросло.

В 1925 году школа стала семилетней, но в ней было лишь по одному классу, которые размещались в зданиях министерской и церковно-приходской школ.

В 1929-1930 учебном году в школе насчитывалось 11 классов, и она уже размещалась в трёх зданиях (см. Приложение № 4).

На пришкольном учебно-опытном участке выращивали овощи, которые сдавали в столовую для организации и бесплатных горячих завтраков для учащихся; каждый ученик имел персональное задание по сбору металлолома, макулатуры, золы…

Школьники выезжали с праздничными концертами в соседние деревни Березовка, Шуя, Иногоща.

Учителя принимали участие в организации колхозов в деревнях, проводили общие собрания по укреплению вновь созданных хозяйств.

В 1934 году школа уже размещалась в четырёх зданиях (см. Приложение № 4). Было очень тесно. Наполняемость в классах (а их было 14) достигала до сорока человек.

Директором школы Варварой Александровной Барановой был поставлен вопрос об открытии начальной школы на территории известкового комбината.

И в 1935 году школа была построена в течении трёх месяцев строительным отделом этого предприятия (см. Приложение № 5). Перед войной она была реорганизована в семилетнюю, а её директором был Иван Фёдорович Новожилов.

В 1936 году на базе Угловской семилетней школы открылась средняя школа. Это было знаменательное событие. Теперь дети угловчан могли получать среднее образование, им открылась дорога в вузы.

В 1939-1940 учебном году директором школы назначается Зиханов Евгений Александрович. Ему недолго пришлось работать – помешала война.

К этому времени школа размещалась уже в пяти зданиях и насчитывала более 700 человек.

В предвоенные годы в школе большое внимание уделялось военно-патриотическому воспитанию. Все учащиеся проходили обучение по программе ПВХО (противовоздушная и противохимическая оборона) с последующей сдачей на значок ГТО. 8-10 классы проходили допризывную подготовку.

В 1940 году на территории кирпичного завода было начато строительство нового здания средней школы (см. Приложение № 5). Учителя, учащиеся приходили на воскресники, оставались после уроков. Кирпич вручную грузили в вагонетки и подвозили на место стройки. Работы были, в основном, довершены, но помешала война.

Помещение было занято военным ведомством под продовольственный склад.

В 1941 году состоялся третий выпуск десятиклассников. И никто не думал в тот выпускной вечер, что буквально через несколько часов узнает о начале войны.

В Угловке была объявлена всеобщая мобилизация. Война унесла жизни 8 учителей и 43 учеников. Их фамилии занесены на мемориальную доску обелиска.

27 августа 1941 года школа стала готовиться к эвакуации. Учителя и старшеклассники уходили на оборонные работы. 1 октября 1941 года в школе начались учебные занятия, но продолжались они только до 26-го октября. Враг занял Малую Вишеру, линия фронта приближалась, район готовился к вторичной эвакуации. Вновь занятия начались 2-го января 1942 года, когда враг был отброшен за реку Волхов.

Школа опять стала семилетней. Возглавила её А. А. Боярская. Учителя и ученики вместе преодолевали трудности военной поры: своими силами ремонтировали школу, заготовляли и пилили дрова для осаждённого Ленинграда, ремонтировали наглядные пособия.

В 1942-1943 учебном году из стен школы были призваны в ряды Красной Армии 27 человек. Директором школы стала Е. И. Симагина, сумевшая в тяжёлое военное время наладить учебно-воспитательный процесс. Каждые две недели проходили соревнования между классами, ученики выступали с полит-информациями о событиях на фронте, вели обширную переписку с воинами Красной Армии, заменяли на производстве ушедших отцов и братьев, оказывали активную помощь подшефным колхозам, собирали металлолом, вязали носки, варежки, шили кисеты, собирали вещи для эвакуированных.

Весной 1944 года за активное участие в сборе средств на танк от школьников Ленинградской области угловчане получили благодарность от Верховного Главнокомандующего.

Возрождение школы после войны было делом трудным и дорогостоящим. В отчёте Новгородского облоно (областной отдел народного образования) за 1945-1946 учебный год указано, что учебные занятия часто проходили в ненормальных условиях: мало отапливались классы, учебниками школа обеспечивалась на 30-40%, не было мела, тетрадей, наглядных пособий. Школы области имели 30% годового запаса дров. Температура в классах доходила до 2-4 градусов.

До 1947 года средняя школа размещалась в двух зданиях: на улице Стасовой и улице Кирова (см. Приложение № 3,4). Педагогический коллектив пополнился новыми учителями.

К началу 1947 года кирпичное здание средней школы было капитально отремонтировано и в нём разместились 5-10 классы, а 1-4 классы остались в деревянном здании на улице Кирова.

В связи с увеличением числа учащихся в 1948 году из состава средней школы выделены 1-4 классы в начальную школу на территории комбината (см. Приложение № 5).

В 1952 году решением облисполкома начальная школа на улице Кирова была переоборудована в самостоятельную семилетнюю школу, директором которой до 1954 года была Надежда Николаевна Танаева. Часть учащихся 5-7 классов были переведены в эту школу из средней. С 1954 по 1959 год эту школу возглавлял Семён Исаевич Берлин. В 1959 году школа становится восьмилетней, её директором до 1972 года был Михаил Акимович Баранов (см. Приложение № 6).

В 1946 году в Угловке открывается вечерняя школа работающей молодёжи (см. Приложение № 7) под руководством Александра Андреевича Кокина и Александры Павловны Козловой, а с 1948 по 1979 год школой руководил Александр Александрович Танаев.

В восьмидесятых годах школа была реорганизована в УКП (Учебно-консультационные пункт) при Угловской средней школе, а в последствии в школу заочного обучения.

В течении всех лет школа шла в ногу со временем. В шестидесятых годах было введено производственное обучение: выпускали трактористов, библиотечных работников, шоферов, медсестёр, воспитателей детских садов. Большинство выпускников оставались в посёлке, работая по полученной специальности.

Огромную помощь оказали учащиеся в проведении водопровода, водяного отопления, строительства котельной. Проводились огромные работы по сбору металлолома.

Николай Стальчук, окончивший школу в 50-х годах, проживая в Риге, вспоминал: «Иду по главной улице, вдруг вижу автобус с туристами, а на нём надпись: «Автобус сделан из металлолома, собранного учащимися Угловской средней школы». Я очень растерялся, не успел опомниться, как автобус промелькнул мимо».

Одним из основных направлений воспитательной работы школы являлась героико-патриотическая и краеведо-туристическая работа. Был собран богатейший материал о наших земляках - Н. Н. Миклухо-Маклае и Е. Д. Стасовой. По ходатайству школы в честь них названы две улицы посёлка. В 60-70 –х годах сооружены обелиски в честь погибших в Великой Отечественной войне.

В 1970 году завершается строительство нового здания средней школы на 960 мест. Её директором, в течении 30 лет, до 2001 года становится М. А. Баранов (см. Приложение № 8).

В 1972-1973 учебном году в Угловке функционировали две средние школы.

В 1973 году старая средняя школа реорганизуется в восьмилетнюю и её директором, до 1990 года, остаётся С. И. Берлин. На смену ему пришёл бывший выпускник школы Вячеслав Николаевич Поликарпов». (см. Приложение № 9).

Перестройка внесла новую реорганизацию школ.

В 2001 году прошло объединение восьмилетней и средней школ в здании по ул. Молодёжная, действующую и поныне. С 2001 по 2010 год Угловскую среднюю школу возглавил Поликарпов Вячеслав Николаевич (см. Приложение № 10).

До 2000 года подвоз детей до школы осуществлялся Угловским автотранспортным предприятием. Начиная с 2000-х годов в школу поступили спец. автобусы для перевозки учащихся, которые работают и поныне. К 2007 году был полностью укомплектован компьютерный класс. На базе школы начали работу объединения дополнительного образования. Началась большая исследовательская краеведческая работа в рамках областного конкурса «Отечество», которая ведётся и поныне.Этот период ознаменовался началом доброго сотрудничества с местной церковью Рождества Христова (см. Приложение № 10).

С 2010 по 2012 год директором Угловской средней школы стала Икрина Лариса Ивановна.Было получено разрешение районной комиссии на работу единственного в районе кабинета кулинарии. Активно развивалась экскурсионная деятельность. Ученики посетили Санкт-Петербург, Псков, Изборск, Печору. Начались большие работы по ремонту здания (см. Приложение №11).

В январе 2012 учебного года директором школы становится Петрова Наталья Анатольевна (см. Приложение №12).

Под её руководством наша школа заметно преобразилась. По-домашнему тепло и уютно в классных комнатах. Много цветов, света. На всем здании обновлена крыша.На спортивной площадке установлена полоса препятствий. В 2013 году школа получила новый автобус, установлен новый металлический забор по фасаду здания. Благодаря членам Попечительского совета школы, Ильичёвым Василию Михайловичу и Сергею Михайловичу, была произведена масштабная замена окон во всех классах, актовом зале и административных помещениях. Переоборудованы и отремонтированы классы. Кабинет ОБЖ оснащён по современным требованиям. Закуплена новая мебель в классы и школьную столовую. В 2013 году в школе начали работу волонтёрские формирования «Креатив» и «Школьный дворик».

В марте 2016 года дан старт 1 научно-краеведческой конференции «Тепло родного дома».На базе школы проходят различные обучающие мероприятия для педагогов:

- областной семинар по разработке основной образовательной Программы;

- курсы НИРО «Формирование личностных и метапредметных результатов»;

- семинар директоров района.

В школе работает стабильный коллектив, а по результатам работы ОУ района за 2016-2017 учебный год наша школа занимает почётное IIместо! (см. Приложение №12).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: