Словообразование и другие разделы языкознания.




Февраля 2012

Словообразование.

Словообразование как особый раздел языкознания начало складываться в 40-50 годы 19 века, прежде всего благодаря трудам академиков Виноградова, Винокура и Смирницкого.

Под термином «словообразование» понимается два аспекта.

 

Первый аспект:

Словообразование — образование слова на базе другого однокоренного слова или слов, если это сложное слово. Например: столстол + ик. Стол в данном случае — мотивирующее слово, столик — мотивированное слово (или производное). Производное слово всегда состоит из основы предыдущего, мотивирующего слова, и аффикса, с помощью которого оно образована, в результате получается новая основа, мотивированная (производная).

На базе другого однокоренного слова — это значит, что этим однокоренным словом оно мотивировано, то есть выводится из него по смыслу и по форме с помощью специальных средств, присущих языку, например, аффиксов. Аффикс — это вид морфем. Морфема — это минимальная значимая часть слова. Значимая — это значит морфема имеет определенное значение, только не лексическое, а грамматическое. Морфем бывает два вида:

Корневые морфемы, то есть корни, очень значимые — именно корневая морфема является носителем основного лексического значения слова.

Аффиксы — все остальные морфемы, а именно: приставка (префикс), суффикс (морфема, которая находится после корневой морфемы), постфикс (находится в самом конце, после окончания, если оно есть — это вид суффикса), интерфикс (то, что называют соединительной гласной в сложных словах, интерфиксов всего два — о и е), флексия (окончание).

 

Второй аспект:

Словообразование — такой раздел языкознания, который изучает мотивированные слова. Он изучает учение о строении производных слов, а также средства, используемые для создания новых слов.

В словообразовании как в разделе языкознания, следует различать два плана:

ñ Исторический (диохронический). Историческое словообразование изучает пути возникновения производных слов в различные периоды развития языка, их первоначальную этимологическую структуру, а также различные исторические изменения словообразовательной структуры. Этим мы на лекциях заниматься не будем.

ñ Описательный (синхронический). Описательное словообразование изучает систему словообразовательных средств присущих языку на данном этапе развития, структуру слов, определяемую существующими на данном этапе мотивационными отношения с другими однокоренными словами.

Диалектическая связь между этими видами состоит в том, что на каждом этапе развития языка для возникновения новых слов по образцу ранее образованных слов существенно не первоначальная структура этих слов, а их синхронная словообразовательная структура.

 

Объект и задачи словообразования.

Объектом изучения словообразования является слово. Слово изучается прежде всего производное. При этом объектом исследования является слово со стороны его структуры — вот объект изучения словообразования.

Производные слова изучаются не сами по себе, как отдельно взятые единицы, а в их отношении к существующим, производящим словам, в связи с другими производными, сходными по модели словообразования. Таким образом, в качестве языковых единиц, изучаемых в словообразовании должны рассматриваться не только отдельные производные слова, но и определенные категории, объединения производных слов, имеющие общие формальные и семантические признаки.

 

Словообразование и другие разделы языкознания.

В связи с разработкой словообразования как раздела лингвистики актуальность приобретает вопрос об отношении словообразования к другим разделам. В отечественном языкознании нет общепринятой точки зрения на этот вопрос. Многие ученые считают, что словообразование относятся к грамматике, то есть системе, которая объединяет грамматику, морфологию и синтаксис. При этом одни из них включают словообразование в морфологию (это старшие лингвисты — Ломоносов, например). Другие лингвисты рассматривают его в качестве особого раздела грамматики наряду с морфологией и синтаксисом (это лингвисты младшего поколения). Некоторые ученые склонны относить словообразование к лексикологии, обращая при этом внимание на его тесную связь с грамматикой.

В современности наиболее широкое распространение получила третья точка зрения, согласно которой словообразование рассматривается как самостоятельный раздел науки о языке наряду с такими разделами, как фонетика, лексикология, морфология, синтаксис. Данная точка зрения нашла отражение в университетской программе — то есть нашей.

Если вспомнить ярусы русского языка, то мы представим их в виде перевернутой пирамиды, в основе которой лежит фонетика (первый ярус языка), дальше лексика, словообразование, морфология, синтаксис, верхний ярус — стилистика.

Выделение словообразование в особый раздел основано на признании того, что существует соответствующая область языковой структуры, которая выделяется среди других языковых уровней ввиду наличия особых специфических словообразовательных единиц.

Такими специфическими единицами, не имеющими отношения к другим областям языковой структуры, являются в частности словообразовательные модели и словообразовательные типы.

Изучаемые в разделе модели и типы, обладают рядом отличительных черт. Несмотря на существенное, принципиальное отличие словообразования от других разделах, при выделении его в отдельный раздел, необходимо подчеркнуть его связь с морфологией и лексикологией. Наличие этих связей определяется тем, что все эти разделы имеют дело с изучением слова.

Слово в словообразовании — это:

ñ совокупность словоформ, тождественных по лексическому значению (морфологическая парадигма)

ñ совокупность различных значений (лексическая парадигма)

ñ организованная последовательность морфем различного качества (морфологическая структура слова)

 

Теперь то же самое по порядку и подробно.

Словоформа — то же самое, что и форма слова, грамматическая форма слова, или просто слово. Пример словоформы: домами. Или привезешь. Первая словоформа — это творительный падеж множественного числа слова «дом». Вторая — это форма совершенного вида будущего времени второго лица единственного числа слова «привозить».

Совокупность словоформ — например, лексема «дом»: вся ее совокупность будет насчитывать 6 падежей, 2 числа. У наречия одна словоформа.

Совокупность лексических значений (лексическая парадигма) — это совокупность всех лексических значений, указанных в словаре.

Организованная последовательность морфем различного качества (морфологическая структура слова): Приставка — корень — суффикс — окончание — постфикс.

 

Связь словообразования с морфологией проявляется в том, что в словообразовании изучаются с учетом составляющих их единиц более низкого уровня, называемых морфемами. Только вот морфемы изучаются разные, словообразование изучает словообразующие морфемы, а морфология — грамматические морфемы, то есть морфемы, которые участвуют в образовании форм слов. Например, одна из основных формообразующих морфем — окончание.

Словоизменительные морфемы — это морфемы, которые участвуют в образовании новых слов. Например, суффиксы.

В процессе развития языка формооразующие морфемы могут полностью переходить в категорию словообразующих. Например, суффиксы -уч- и -ач-: кипучий, пахучий, сидячий, лежачий. Это свидетельствует о неразрывной связи словообразовательного и морфологического уровней русского языка. Эта связь проявляется в том, что словообразование изучает основной путь пополнения словарного состава языка — создания новых слов. Аналогичные вопросы изучаются лексикологией. Еще одно проявление этой связи — словообразование заметно сближается с морфологией тем, что в обоих сферах изучается лексическое значение слов.

Без учета лексической семантики производящих слов невозможно определить отношение словообразовательной производности между словами, то есть невозможен словообразовательный анализ вообще, потому что бывает очень много омонимов и омонимичных формантов, корней. Это связано прежде всего с заимствованиями. Таким образом, если у слов разные значения, у них нет связи друг с другом, это значит, что нет отношений словообразовательной производности.

Основные понятия словообразования.

Центральным понятием является понятие словообразовательной мотивации. Отношения мотивации устанавливаются между двумя однокоренными словами, одно из которых является с формальных и семантических точек зрения, первичным, или исходным, или мотивирующим, а второе — вторичным, выводимым из него, мотивированным. Мотивированное слово обычно более сложное по структурной основе, оно содержит больше морфем, чем основа мотивирующего слова. Но это бывает и не так: например, синий — синь

Всякое мотивированное слово бинарно. Это значит, что оно состоит из двух элементов — производящей основы и форманта (аффикса или морфемы, участвующего в производстве нового слова)

Бывает сложная мотивирующая основа — это когда она состоит из двух основ (камнерез, короткошерстный).

Словообразовательная цепочка — ряд однокоренных слов, находящихся в отношениях последовательной мотивации. Вода — водица — водичка. Первое слово — вода — называется немотивированное (непроизводное) — потому что оно не образовано ни от чего. При этом слово водица — по отношению к слову вода оно мотивированное, по отношению к слову водичка оно мотивирующее.

Словообразовательное гнездо — это совокупность словообразовательных цепочек с одним и тем же исходным словом. Пример — слово учить.

Словообразовательный тип — это схема построения слов определенной части речи, характеризующаяся общностью трех признаков: часть речи мотивирующих слов, формант, словообразовательное значение. Например: к одному типу относятся глаголы с окончанием «ну» со значением однократности действия, например: прыгать — прыгнуть. При характеристике словообразовательных типов важную роль имеет понятие продуктивности или непродуктивности, семантические и формальные видоизменения общей схемы построения слов данного типа, и это все выливается в стилистические окраски слов и сферу их употребления.

Продуктивность — способность служить образцом для производства новых слов. Например: сникерснуть.

Словообразовательное значение — это обобщенное значение ряда мотивированных слов с одним и тем же формантом, отличающее все эти слова от их мотивирующих слов. Пример: возьмем суффик -тель- (учитель, деятель, председатель). Это суффикс со значением субъекта действия.

Способ словообразования — объединяет ряд типов с тождественным видом форманта (префикс, суффикс...). Это более крупная, чем словообразовательный тип, единица классификации. Основные способы словообразования:

1. Суффиксальный

2. Префиксальный

3. Постфиксальный (прежде всего — возвратные глаголы)

4. Смешанно-аффиксальные способы.

Префиксально-суффиксальный: слово «застольный». Стол — за + стол + ный. Разбежаться — раз + бежать + ся.

Префисально-суффиксально-суффиксальный: перешептываться. Пере + шепт + ыва + ся.

Суффиксально-сложный суффикс — это сложение основ и суффикс: землепроходец — земля + проходить + ец.

Сращение — это сохранение в структуре мотивированного слова синтаксической связи компонентов: умалишенный, ртутьсодержащий.

Аббревиация: пединститут, детясли, сбербанк.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: