А. С. Пушкин. Поэма «Цыганы»




Время написания

«Цыганы» — последняя южная романтическая поэма Пушкина. Он работал над поэмой с января по октябрь 1824 года, сначала в Одессе, потом в Михай­ловском.

Сюжет

В поэме идет речь о любви цыганки Земфиры и юноши Алеко, который оста­вил «неволю душных городов» ради вольной цыганской жизни. Он два года кочует по степи вместе с табором и своей любимой. Но любовь Земфиры прохо­дит. Алеко не может принять этот факт смиренно, как когда-то принял изме­ну жены старый цыган, отец Земфиры. Алеко и в цыганском таборе остается человеком другого мира, человеком «цивилизации». Песня Земфиры и вещий сон открывают ему глаза на измену цыганки, он впадает в ярость. Старый отец девушки предлагает Алеко не препятствовать счастью девушки, приводя в при­мер свои отношения с матерью Земфиры — Мариулой. Детям степей, цыганам, говорит он, чуждо стремление Алеко-европейца вмешиваться в естественный ход событий и пытаться контролировать его. Застав Земфиру во время свидания с молодым цыганом, Алеко в гневе убивает их обоих. Цыгане отвергают его, они не могут понять его эгоистичного стремления обладать любимой ценой ее жизни: «Ты для себя лишь хочешь воли». Табор уходит, Алеко остается один. Свобода, о которой он мечтал, оказывается для него недостижимой: свои оковы он носит в себе. «Оставь нас, гордый человек!» — таков приговор цыган.

Особенности композиции и идейное содержание

Как и в других «южных» поэмах Пушкина, в «Цыганах» присутствует ро­мантическое противопоставление между стремлением разочарованного одино­кого героя, находящегося в конфликте с миром и «природным» миром, оли­цетворяющим свободу. Герой поэмы «Цыганы» — человек больших страстей и сильной воли, решительный, смелый. Алеко уходит от ненавистного ему об­щества, где «...торгуют волею своей, главы пред идолами клонят и просят де­нег да цепей». Он добровольный изгнанник из неволи «душных городов», его «преследует закон». Его устремления определены: «Он хочет быть... цыганом», «вольным жителем мира».

Но требуя свободы для себя, Алеко не умеет уважать чужую свободу. Он та­кой же эгоист, как люди ненавистного для него «городского» мира. По словам В. Г. Белинского, он «турок в душе», признает лишь свое право на обладание раз­любившей его женщиной, а старого цыгана, простившего Мариулу, он осуждает.

Конфликт в «Цыганах» строится на противоречии страстей самого героя. Смелый вольнолюбец Алеко оказывается послушным рабом своего мира и одно временно его мучеником. Инстинкт собственника порожден его прошлой обще­ственной средой, «душными городами», откуда он бежал. От самого себя, от своего индивидуализма Алеко убежать не смог — круг замкнулся. Он не смог сродниться с обычаями людей «бродящей бедности и воли», не смог душою принять нравы цыган. Приговором звучат слова старого цыгана: «Оставь нас, гордый человек!»

«Душным городам» в поэме противопоставлены нравы, быт «природных» лю­дей — цыганского племени. Особенно видна антитеза в сопоставлении любов­ных историй Алеко и старого цыгана: в одной и той же ситуации они выбирают противоположные пути. Дочерью вольного племени предстает и Земфира: «ее сердце воли просит». Отстаивая свое человеческое достоинство, Земфира готова скорей умереть, чем покориться.

Алеко искал свободы. Но лик этой свободы оказался иным, чем представлялось бунтарю Алеко. «Мы робки и добры душою», — говорит цыган о нравах дикого племени. Алеко как бы предчувствовал свое грядущее разочарование: еще в начале своей «цыганской жизни» он глядел уныло на «опустелую равнину и грусти тайную причину истолковать не смел». Пушкин не идеализирует «естественную» жизнь народа на лоне природы. Безмятежность цыган призрачна, их благополучие — иллюзия: и в их мире есть страдание и нищета, неразрешимые противоречия. Герои полны противоречий, их гнетут «страсти роковые».

В обрисовке характеров героев, в обосновании их поступков Пушкин идет по пути приближения к объективной реальности — в поэме есть сильные реалистические черты. Все эпизоды разворачиваются в строгой последовательности, без романтической недосказанности, благодаря чему нарастает драматизм поэмы.

«Цыганы» — последняя романтическая поэма Пушкина. Это ощутимо и в выборе художественных средств. Пушкин чаще обращается к обычному разговорному языку: мы слышим «лай собак», «скрип телег», видим, как «толпа валит». Конкретность и точность достигается в эпитетах: «пустынное» поле; «черноокая» Земфира; «знойное» лето; «разноцветные» ковры; «шумные» пиры; «тяжко» пляшущий медведь.

А. С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин»

История создания

Пушкин работал над романом свыше восьми лет. Роман был, по словам поэта, «плодом ума холодных наблюдений и сердца горестных замет».

Работу над «Онегиным» Пушкин начал в 1823 году, во время своей южной ссылки. Изначально предполагалось, что роман в стихах будет состоять из 9 глав, но впоследствии Пушкин переработал его структуру, оставив только 8 глав. Он исключил из основного текста произведения главу «Путешествие Онегина», оставив ее в качестве приложения. Из романа также пришлось изъять еще одну главу (10-ю): в ней, по предположениям исследователей, описывались встречи Онегина с декабристами. Оставлять эту главу было слишком опасно, Пушкин ее уничтожил.

Публиковался роман в стихах отдельными главами. Первая глава произ­ведения была опубликована в 1825 году. В 1831 году роман в стихах был окончен и в 1833 году вышел в свет. Он охватывает события с 1819 по 1825 год. Это были годы правления Александра I.

Сюжет

Сюжет романа прост, в центре него — любовная история.

Роман начинается с сетований молодого дворянина Евгения Онегина по поводу болезни его дядюшки, вынудившей его покинуть Петербург и отправиться к одру больного, чтобы проститься с ним. Обозначив таким образом завязку, автор посвящает первую главу рассказу о происхождении, семье, жизни своего героя до получения известия о болезни родственника. Повествование ведется от имени безымянного автора, представившегося добрым приятелем Онегина.

Евгений родился «на брегах Невы», то есть в Петербурге, в дворянской семье:

Служив отлично-благородно,

Долгами жил его отец,

Давал три бала ежегодно

И промотался наконец.

Онегин получил соответствующее воспитание — сначала, имея гувернантку Madame, затем — гувернера-француза, не утруждавшего своего воспитанника обилием занятий. Пушкин подчеркивает, что образование и воспитание Евгения были типичны для человека его среды (дворянина, которым с детства занимались учителя-иностранцы).

Жизнь Онегина в Петербурге была полна любовными интригами и светскими развлечениями, но эта постоянная череда забав привела героя к хандре. Евгений уезжает к дяде в деревню. По прибытии оказывается, что дядя умер, а Евгений стал его наследником. Онегин поселяется в деревне, но и здесь его одолевает скука.

Соседом Онегина оказывается приехавший из Германии восемнадцатилетний Владимир Ленский, поэт-романтик. Ленский и Онегин сходятся. Ленский влюблен в Ольгу Ларину, дочь помещика. На веселую Ольгу не похожа ее задумчивая сестра Татьяна. Ольга красива внешне, но неинтересна Онегину:

Неужто ты влюблен в меньшую?

— А что? — Я выбрал бы другую,

Когда б я был, как ты, поэт.

В чертах у Ольги жизни нет.

Встретив Онегина, Татьяна влюбляется в него и пишет ему письмо. Однако Онегин отвергает ее: он не ищет спокойной семейной жизни. Ленский и Онегин приглашены к Лариным на именины Татьяны. Онегин не рад этому приглашению, но Ленский уговаривает его поехать, обещая, что никого из гостей-соседей не будет. На самом деле, приехав на торжество, Онегин обнаруживает «пир огромный», что его злит не на шутку.

...Надулся он и, негодуя,

Поклялся Ленского взбесить И уж порядком отомстить.

На обеде у Лариных Онегин, чтобы заставить Ленского ревновать, неожиданно начинает ухаживать за Ольгой. Ленский вызывает его на дуэль. Поединок заканчивается смертью Ленского, и Онегин уезжает из деревни.

Через три года он появляется в Москве и встречает Татьяну. Теперь она — светская дама, жена генерала. Онегин влюбляется в нее и пытается ее добиться, но на этот раз отвергают уже его.

Татьяна признается, что по-прежнему любит Евгения, но говорит, что должна остаться верной мужу.

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

На этом повествование прерывается. Автор оставляет обескураженного Евгения и в нескольких репликах прощается с читателями и со своим многолетним трудом.

Особенности композиции и идейное содержание

Определив роман как «собранье пестрых глав», Пушкин подчеркивает тем самым, что роман как бы «разомкнут» во времени. Есть самостоятельность и цельность каждой главы. В романе охвачен широкий круг тем, композиция многосюжетна, характеры описаны глубоко, множество деталей дают полную картину времени. Именно это дало основание В. Г. Белинскому в своей статье «Евгений Онегин» сделать вывод: «Онегина» можно назвать энциклопедией рус­ской жизни и в высшей степени народным произведением».

Из романа можно узнать все об эпохе: о том, как одевались и что было в моде, что люди ценили больше всего, о чем они разговаривали, какими интересами они жили. Автор изобразил крепостную деревню, барскую Москву, светский Санкт-Петербург. Он воспроизвел атмосферу городских дворянских салонов и деревенских «обществ». Таким образом, в «Евгении Онегине» отразилась вся русская жизнь.

При громадности и сложности поставленной автором задачи пушкинский ро­ман в стихах воспринимается легко и естественно, как дыхание, но его «воз­душная громада» (А. Ахматова) требует от читателя вдумчивости и внимания.

Каждая глава имеет свою структуру и свой «сердечный» вопрос, свою тему, о которой говорит и эпиграф.

Вопрос первой главы: откуда взялся у героя «Недуг, которого причину давно бы отыскать пора...»? При всех блистательных возможностях столичной жизни герой не увлечен ею. Онегин, «забав и роскоши дитя», «к жизни вовсе охладел». В этом и кроется мотив дальнейшего его поведения.

Вторая глава, в которой даны характеристики героев и их взаимоотношений, рождает новый вопрос: что сближает Онегина и Ленского, при условии, что «меж ними все рождало споры» и похожи они, как лед и пламень? И почему оба молодых человека находятся в конфликте со своими деревенскими соседями?

Таким образом, экспозиция, данная в двух первых главах, создает интригу не только событийную, но и психологическую, мировоззренческую. Третья гла­ва — завязка конфликта, которую можно назвать событийной. Но настоящая завязка — противоречие в характере героя, его странности при внешнем благо­получии условий жизни. На него не подействовала даже перемена места: в де­ревне он скучает так же, как и в столице. Но в этой главе герой сталкивается со стихией человеческого сердца — любовью. Вопросы этой главы: почему Татьяна решила, что именно этот человек ей «послан Богом»? Что толкает ее на столь опасный поступок, как письмо? И как в этой ситуации поведет себя пресыщен­ный денди? Какое поведение для него «правильное»?

Четвертая глава дает возможность увидеть всю сложность и глубину характе­ра героя — он действует вопреки «романной» логике, как порядочный человек, но в то же время он «не герой». Но меняется ли после этих событий его внутрен­няя жизнь? Пушкин в этой главе рисует «святую жизнь» Онегина, которая, хотя и противоположна «грешной» столичной жизни, но так же пуста и однообразна.

В пятой главе события развиваются как будто вопреки воле героев, сами со­бой, приводя их тем не менее к трагическому столкновению. Что дает толчок развитию событий? В какой мере герои свободны в своих поступках? Какова роль в этом логики развития характеров? — вот вопросы этой главы.

Шестая глава — разрушение прежнего мира, крушение надежд и жизней героев. Страдают все: бессмысленно гибнет Ленский, Татьяна теряет последнюю надежду быть с любимым, Онегин невольно становится убийцей. Жизнь не может дальше продолжаться как прежде. Остаются вопросы о том, судьба ли привела к такому исходу или вина лежит на героях? Что в них будет меняться?

Седьмая глава — без Онегина. Автор не показывает его в момент переоценки им жизни, ее ценностей. Но его образ присутствует в этой главе — о нем, о его судьбе, о его душе думает Татьяна. Кажется даже, что она «загадку разрешила», поняла своего избранника. Звучит горькое: «Уж не пародия ли он?» Но сюжет опять развивается не «по-романному»: Татьяна не перестает любить Онегина. И внешние события ее жизни не затрагивают этого чувства.

В восьмой главе вновь появляется Онегин, происходит встреча героев. Трагические события изменили героя, в нем ничего не осталось от прежнего пресыщенного светского щеголя. Изменения, произошедшие с Татьяной, также существенны: иной статус, положение в обществе. И автор задает новый вопрос: когда было возможно счастье? Когда оно близко? Почему Татьяна делает такой выбор («...я другому отдана и буду век ему верна»)? И есть ли у героев надежда что-то исправить, изменить к лучшему?

С этим вопросом Пушкин оставляет читателя, как бы давая ему возможность самому додумать эту историю, продолжить логику этих событий.

Такое построение придает роману в стихах особенную реалистичность — это как будто фрагмент, выхваченный из живой жизни, в которой нет ничего окончательного.

Герои

Онегин

Главный герой романа в стихах Пушкина, Евгений Онегин — блестящий столичный аристократ, «наследник всех своих родных». В столице он ведет жизнь праздную, беспечную, независимую, полную изысканных наслаждений и разнообразных «очарований». «Забав и роскоши дитя», он поверхностно образован, не обременяет себя службой. Онегин — «молодой повеса», петербургский денди, «модный чудак». В то же время в нем есть «мечтам невольная преданность, неподражательная странность и резкий охлажденный ум». Может быть, именно ввиду этих качеств столичная жизнь тяготит Онегина, он пресытился забавами и испытывает сильнейшую «хандру», потеряв интерес к чему бы то ни было в жизни.

Пушкин «дарит» Онегину своих друзей: Каверина, Чаадаева, сам признается, что он ему «добрый приятель», тем самым подчеркивая принадлежность Онегина к своему кругу, типичность своего героя, его реальность.

В личности Онегина есть черты романтического героя: его разочарованность, конфликт с обществом, стремление бежать от цивилизации к «природе» — в деревню. Но все эти черты как бы приземлены. Личность, поступки Онегина все же обусловлены не авторским вымыслом, а теми условиями жизни, в которых он находится. Это, безусловно, реалистический герой: изображение его характера психологично, его поступки многомерны, неоднозначны, а то и противоречивы, он показан автором в развитии.

Пушкин ставит своего героя в ситуацию выбора: он должен дать ответ полюбившей его деревенской наивной барышне. Татьяна, называя его в письме «ангелом или демоном», представляет для себя два пути развития событий: или гибель от коварного искусителя, или счастье с любимым. Оба варианта — «романные», ибо иного барышня, выросшая на книжных образцах, представить себе не может. Онегин же поступает вопреки этим «суженным» представлениям: он «тронут чувствами» девушки, но не хочет ее напрасно обнадеживать и портить ей жизнь, поскольку считает себя «не созданным для баженства» — женитьбы. В этом проявляется и благородство героя, его понимание своей разочарованной пустой души, и его слабость — подчиненность той маске «демона», которую он на себя надел и с которой не хочет расстаться.

И только реальная жизнь, ее противоречия, непредсказуемость, нелогичность, только страдания, которые он пережил в связи с ролью «убийцы друга», меняют сознание Онегина, срывают с него эту скучающую маску и делают его способным чувствовать, мучиться, любить.

Пушкин очень тонко и точно показывает, как Онегин, такой независимый, казалось бы презирающий суд общества человек, в критической ситуации ведет себя как марионетка этого самого «общественного мнения». Он не отказыва­ется от дуэли с Ленским, боясь пересудов. Ему не хватает смелости поступить по совести, человечно и разрешить конфликт (виной которому его самолюбие) достойно. Он случайно убивает Ленского, не желая ему зла, не чувствуя к нему ненависти. В то же время можно сказать, что к трагедии Онегина привела логи­ка развития его характера — случайностей здесь не было.

Потрясение, вызванное невольным убийством Ленского, открывает Онегину всю бездну его падения в тот самый демонический индивидуализм, который ему было так интересно носить в качестве маски. Покинув места, «где окровав­ленная тень ему являлась каждый день», Онегин отправляется в странствие по России. Жизнь «без цели, без трудов» становится для него невыносимой.

Пушкин не показывает читателю, как именно происходит преображение героя, что он чувствует в эти годы странствий, что думает о себе и о своей жизни, в каких обстоятельствах происходят изменения его личности. Но, встречаясь с Онегиным в 8-й главе, мы видим совершенно иного человека.

Финал романа противоречив. С одной стороны, вспыхнувшая в душе героя любовь знаменует его духовно-нравственное обновление. С другой — безнадеж­ная любовь к Татьяне заставляет его страдать и понимать невозможность изме­нить ситуацию. «На мертвеца похожий», Онегин выслушивает отповедь Татьяны-княгини. Пушкин обрывает повествование, оставляя в читателе чувство незавершенности. Хотя эта история, безусловно, закончена. Дальше жизнь ге­роя будет иной. Но какой именно — Пушкин предоставляет додумать читателю. Такой прием также добавляет в повествование реалистичность: жизнь, изобра­женная в романе — только отрезок, только часть общего бесконечного потока.

Ленский

Ленский — антипод Онегина. Это также типический образ романтически на­строенного юноши. Онегин представляет собой «образец» романтизма английско­го, байронического типа, перенесенного в реальную жизнь. Ленский — роман­тик немецкого образца. В этом герое много наивных черт, «всегда восторженная речь», он верит в идеал, который ищет в жизни. И даже, как ему представ­ляется, находит — в Ольге. Он не способен, как Онегин, увидеть настоящий образ возлюбленной — тривиальный, бесхитростный, приземленный. Ему, как и Онегину, чужды интересы окрестных помещиков, предпочитающих «разговор благоразумный о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне». Онегин интересен ему как собеседник, как неординарная личность. При всей «взаимной разности» («волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой») они все же люди мыслящие. Сближают Онегина и Ленского и «вольнолюбивые мечты». Ленского отличает «дух пылкий и довольно странный», благородное «волненье бурных дум», ему свойственно «негодованье, сожаленье, ко благу пылкая любовь».

Отношение автора к Ленскому ироническое и сочувственное одновременно. Описывая события, предшествующие дуэли и саму дуэль, Пушкин подчерки­вает всю нелепость действий Ленского: он попался на провокацию Онегина, со­вершенно неправильно истолковал поведение своей возлюбленной, в результате поставил на карту свою жизнь, представляя, что защищает честь возлюблен­ной. Автору безмерно жалко Ленского, так нелепо погибшего. В то же время к дуэли его привела логика характера — неумение понимать реальную жизнь, наивность, незрелость, идеалистичность. Отношение Пушкина к Ленскому под­черкнуто в двойственности авторского прогноза о возможном будущем героя: опасность «обыкновенного удела» — превращения в заурядного помещика или же вероятность стать известным поэтом, рожденным «для блага мира».

Гибель Ленского — это символическое прощание Пушкина со своим про­шлым, с романтизмом, с идеализмом. И, как ни печально, это шанс, данный другому герою — Онегину — для возрождения.

Татьяна

Татьяна — любимый образ Пушкина в этом романе. От других героев ее отличает удивительная цельность и невероятное человеческое достоинство, с которым она встречает все превратности своей судьбы.

В начале романа она предстает перед читателем типичной деревенской ба­рышней, которая «была воспитана на французских романах и, следственно, влюблена». В то же время в Татьяне есть индивидуальные, особенные черты: она «дика, печальна, молчалива, как лань лесная боязлива», «и часто целый день одна / сидела молча у окна». Ее близость к народному мировосприятию Пушкин подчеркивает, давая ей простонародное имя.

Поэт противопоставляет Татьяну румяной Ольге, характер которой поверх­ностен, тривиален, она «как все». Задумчивость Татьяны говорит о глубине, ее внутреннего мира. Ее способность полюбить раз и навсегда говорит о цельно­сти ее души. Написав Онегину письмо с признанием, она ставит на карту все: свою честь, свою жизнь, свою судьбу. При всей наивности этого поступка в нем проявлена смелость и сила духа героини. И когда Онегин поступает с ней не по-романному, уважая ее достоинство и не раня ее самолюбие, в то же время отвечая на ее любовь отказом, она, оценив его благородство, любит его еще силь­нее. Теперь он не просто «герой романа, посланный Богом», он — ее любимый человек, избранный ею.

Даже утратив вследствие трагической дуэли надежду на встречи с возлюбленным («она должна в нем ненавидеть убийцу брата своего»), узнав о нем больше, «разрешив загадку его личности», увидев, что он «пародия» на героев своих любимых книг, Татьяна не перестает его любить.

Пушкин «готовит» своей героине достойную и счастливую, по представлени­ям многих, судьбу: она замужем за достойным человеком, она знатна и богата.

Но автор все время подчеркивает, что за внешним блеском сокрыта все та же чистая и печальная душа. Она остается верна себе, своей любви, сохраняя при этом все свое достоинство.

Она была нетороплива,

Не холодна, не говорлива,

Без взора наглого для всех,

Без притязаний на успех (...)

Все тихо, просто было в ней,

Она казалась верный снимок

Du comme il faut...

В сцене последнего свидания Татьяны с Онегиным, когда она не отрекается от своей любви («я вас люблю, к чему лукавить»), но не желает поступать неблагодарно и жестоко по отношению к своему мужу, ее душевные качества раскрываются еще глубже: нравственная безупречность, верность долгу, правдивость, благородство.

В. Г. Белинский так характеризовал пушкинскую героиню: «Татьяна — существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная. Любовь для нее могла быть или величайшим блаженством, или величайшим бедствием жизни без всякой примирительной середины».

Ю. М. Лотман писал о романе в стихах «Евгений Онегин»: «Евгений Оне­гин» — трудное произведение. Самая легкость стиха, привычность содержания,...создают добавочные трудности в понимании пушкинского романа в стихах....Роман следует рассматривать не как механическую сумму высказываний автора по различным вопросам, своеобразную хрестоматию цитат, а как органический художественный мир, части которого живут и получают смысл лишь в соотнесенности с целым...Художественная идея подразумевает особый тип преображения жизни в искусстве».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: