Главный вопрос— взаимоотношения философии и науки. Главный тезис— подлинное (положительное) знание может быть получено только специальными науками.




Первая историческая форма позитивизма — в 30—40х гг. XIX в. — как антитеза традиционной метафизике — учению о всеобщих принципах бытия, знание о которых не может быть дано в чувственном опыте.

Огюст Конт (1798—1857) — основатель позитивитизма и социологии:

1) продолжил традиции Просвещения: наука способна к бесконечному развитию;

2) классификацию наук, разработанную энциклопедистами. Утверждал: попытки приспособить метафизическую проблематику к науке обречены — наука не нуждается в философии, а должна опираться на себя. Новая Философия должна решительно порвать со старой, метафизической («революция в философии»), ее главная задача — обобщение научных данных, полученных в частных, специальных науках.

Вторая форма позитивизма (рубеж XIX—XX вв.) — махизм и эмпириокритицизм — немецкий философ Рихард Авенариус (1843—1896) и австрийский физик и философ Эрнст Мах (1838— 1916). Махисты отказывались от внешнего источника знания (в противовес «вещи в себе» И. Канта) и возрождали традиции Д. Беркли и Д. Юма. Главная задача философии позитивизма — в создании теории научного познания. Рассматривали научные понятия в качестве знака (теория иероглифов) для экономного описания элементов опыта — ощущений.

Третья форма (1910—1920х гг.)— неопозитивизм или аналитическая. Несколько направлений. Логический позитивизм, или эмпиризм — Мориц Шлик (1882— 1936), Рудольф Карнап (1891—1970) и др

В центре — проблема эмпирической осмысленности научных утверждений: философия не является ни теорией познания, ни содержательной наукой о какойлибо реальности. Это — род деятельности по анализу естественных и искусственных языков. Принцип логического позитивизма — верификация (от лат. — «verus» — «истинный» и «facere» — «делать»): эмпирическое подтверждение теории науки путем сопоставления с наблюдаемыми объектами, чувственными данными, экспериментом. Научные выводы, не подтвержденные опытом, не имеют познавательного значения, являются некорректными. Суждение о факте называется протоколом или протокольным предложением. Ограниченность верификации — универсальные законы науки не сводятся к совокупности протокольных предложений. Сам принцип проверяемости не мог быть исчерпаем простой суммой какоголибо опыта. Сторонники лингвистического анализа — другого направления неопозитивизма — Джордж Эдуард Мур (1873—1958) и Людвиг Витгенштейн (1889—1951) отказались от верификационной теории значения и подобных тезисов.

Четвертая форма позитивизма — постпозитивизм — отход от многих принципиальных положений позитивизма. Карл Поппер (1902—1988): философские проблемы не сводятся к анализу языка. Главная задачав философии — в демаркации — разграничении научного и ненаучного знания. Метод демаркации основан на принципе фальсификации — опровержимости любого утверждения, относящегося к науке. Если теория не может быть опровергнута — она относится не к науке, а к религии

31. Философия русского космизма.

Космизм

Из всех направлений русской философии в советский период наибольшего взлета достиг космизм. Основоположники: Влаидимир Иванович Вернадский (1863—1945) и Константин Эдуардович Циолковский (1857—1935). Циолковский — ученый, изобретатель, основоположник космонавтики — не считал себя верующим и отвергал наличие двух начал во вселенной — материального и духовного. Рассматривая материю, К. Циолковский выдвигал три начала или принципа: время, пространство и силу. Эти понятия являются прежде всего элементами суждений и оттого — вполне субъективны. Без материи не существует ни времени, ни пространства, ни силы, и наоборот.

Главное для К. Циолковского — учение о монизме материи. Его материя, а значит, и атом действует по законам не только физического, но и психологического мира; нельзя допустить, чтобы чувствительной признавалась только часть вселенной, т. е. собственно живая материя. Но из этого вовсе не следует, что человек чувствует и познает мир, как и все остальное. Чувствительность вселенной находит выход в двух измерениях: количественном и качественном. С этой точки зрения все тела — живые и мертвые — обладают одинаковой по качеству, но различной по количеству степенью раздражительности

Существует ряд философских принципов, на которые опирался Циолковский:

· Панпсихизм (признание чувствительности Вселенной).

· Монизм (материя едина, и её свойства одинаковы).

· Принцип бесконечности (сила космического разума и Вселенная бесконечны).

· Принцип самоорганизации (Вселенная сама выстраивает собственную структуру).

 

Фундаментальное открытие В. Вернадского— осознание того, что современная эпоха ознаменовывается переходом от биосферы к ноосфере. Биосферу В. Вернадский определил как область Земли, охваченную живым веществом (совокупностью живых организмов). Важнейшим признаком разнородности биосферы служит то, что в живом веществе процессы протекают иначе, чем в костной материи, особенно если рассматривать их в аспекте времени. В живом веществе они идут в масштабе исторического времени, а в костном — в масштабе геологического.

Первая роль в деле полного заселения биосферы человеком принадлежит развитию научной мысли и неразрывно связанным с этим успеху техники передвижения и мышления, возможностям мгновенной передачи мысли на расстояния. Человечество все более становится неделимым и единым. Все это свидетельствует о переходе биосферы в ноосферу. На этой стадии человечество как единое целое охватит весь Земной шар и окончательно решит вопрос о лучшем устройстве жизни. Оптимистический идеал но осферы наводил В. Вернадского на понятие о новой этике для но вого человечества, связанного с научным прогрессом

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: