Средневековая философия принадлежит эпохе феодализма (V—XV вв.) и христианству. Проблемы философии определяются принципами откровения и единобожия, монотеизма и теоцентризма, т. е. религией. Большинство ученых — духовенство; очаги культуры, науки и образования — монастыри.
Основные проблемы средневековой философии
1. Мир сотворен Богом или существует от века.
2. Постижимы ли воля Бога и сотворенный им мир.
3. Каковы место человека в мире и его роль в истории сквозь призму спасения души.
4. Как сочетаются свобода воли человека и Божественная необходимость.
5. Что есть общее, единоличное и отдельное в учении о триединстве.
6. Если Бог — истина, добро и красота, откуда зло, и почему Бог его терпит.
7. Соотношение истин откровения в Библии и истин человеческого разума.
Общий дух — оптимизм. Бог непостижим, но Его указания могут быть поняты через веру. Возможность личного спасения, воскресения в жизнь вечную, конечного торжества христианской истины в космическом масштабе. Симбиоз двух истин — мирской и Божественной. Истинная философия пользовалась формами и интеллекта, и интуитивного знания, озарения, Божественного откровения.
Основные черты философии:
· тесная связь со Священным писанием, которое является универсальной парадигмой философского знания о Боге, мире, человеке и истории;
· символический характер культуры, где каждый религиозный образ предстает как многозначный символ священной и человеческой истории;
· Средневековая философия основана на традиции, преемственности, консерватизме, ей чужд скептицизм;
· дуализм божественного и человеческого, небесного и земного.
Философия лишилась статуса самостоятельной области знания, обрела форму религиозной философии, стала служанкой богословия
|
Полная зависимость от религии отразилась на содержании:
ОНТОЛОГИЯ – в основе идея творения: основа, первопричина всего существующего – Бог, создатель мира и человека, руководитель жизни, «провидец»
АНТРОПОЛОГИЯ – человек создан Богом и подобен ему. Но человек имеет двойственную природу: душу и тело (греховное), необходимо молиться, необходима поддержка церкви
ГНОСЕОЛОГИЯ – в основе идея Откровения – «Верю, потому что абсурдно » – истина не то, что соответствует разуму, а то, что соответствует нашему желанию верить.
Главная проблема средневековой философии – соотношение веры и знания
Этапы средневековой философии
1. Патристика (I—VI вв.). Осмысление, разработка христианской догматики. Элементы платонизма. Вершина — Августин Блаженный (354—430) Его идеи определили развитие европейской философии — точка зрения ортодоксального (православного) христианина — креационизм: мир создан Богом из ничего; провиденциализм — история — Божественный план спасения человека.
АВРЕЛИЙ АВГУСТИН (БЛАЖЕННЫЙ) (354-430 гг.) – христианский теолог, епископ г. Гиппона (Северная Африка, Римская империя), заложил основы католицизма.
Главные произведения:
– «О граде Божьем»,
– «О прекрасном и пригодном»,
– «Против академиков»,
– «О порядке»
Философские воззрения:
2. когда государство становится выше церкви, это непременно становится причиной зла (сочинение «О граде Божьем»);
3. вся мировая история есть история борьбы двух враждебных и непримиримых царств: царства света и царства тьмы, или царства Бога и царства дьявола;
|
4. царство дьявола – государственные учреждения, власть, армия, бюрократия, законы, император;
5. царство Бога – священнослужители – особые люди, наделенные благодатью и близкие к Богу, христианская Церковь;
6. церковь («град Божий») и государство противопоставлены друг другу: Государство основано на любви человека к самому себе, на эгоизме. Государство – это царство греха;
7. церковь же основана на любви к Богу;
8. церковь – единственная сила, способная объединить мир;
9. выдвинута идея социального конформизма (смирение с бедностью и чужой властью), что было крайне выгодно как Церкви, так и государству;
10. высшее блаженство – счастье человека, которое понималось как углубление в себя, ученость, понимание истины;
11. уделено большое внимание проблеме истории (редкость для того времени);
12. в основу периодизации истории философ положил Библию;
13. представление о направленности исторического процесса («летящая стрела »);
14. история человеческого общества знает начало, имеет смысл и предполагает свой финал;
15. глобальный смысл истории заключается в победе христианства во всемирном масштабе;
16. философия истории Августина подготовила теорию общественного прогресса.
2. Схоластика (XI—XV вв.). Окончательное рациональное оформление догм христианства в систему под влиянием Аристотеля. Пик — Фома Аквинский (1223—1274) Естественное бытие и человеческий разум относительно самостоятельны. Природа завершается в благодати, разум — в вере, философское познание и теология — в сверхъестественном откровении
|
ФОМА АКВИНСКИЙ (1225-1274 гг.). Доминиканский монах, крупный теологический философ, систематизатор средневековой схоластики. С именем мыслителя связано влиятельное до настоящего времени идейное течение – томизм (неотомизм).
Основные сочинения
«Сумма против язычников»
«Сумма теологии», комментарии к Библии, комментарии к произведениям Аристотеля.
5 доказательств бытия Бога:
1. Все, что движется, имеет начало движения (Бог как перводвигатель).
2. Связь Бога с причиной (в мире существует причинный порядок, берущий начало от первопричины – Бога).
3. все в мире необходимо. Бог - первая необходимость. (Все явления случайны, потому конечны. Значит, неизбежно наступает время, когда они будут отсутствовать. Если это так, то нельзя допустить того, что они возникли сами по себе. Следовательно, существует необходимая причина, производящая их);
4. бог - верх, предел совершенства (Все существующее совершенно. Бог совершенен. Следовательно, Бог существует);
5. доказательство от целесообразности (Все в мире упорядочено, разумно, гармонично. Значит, есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит. Бог задает цели и является целью).
В 1878 г. учение Фомы Аквинского решением папы Римского было объявлено официальной идеологией католицизма.
16. Философия эпохи Возрождения. Гуманизм.
Эпоха Возрождения (XIV—XVII вв.) — переход от средневековья к Новому времени. Средневековая философия оформила принцип абсолютной личности — Бога; земная жизнь человека — подготовка к загробной под руководством церкви. Переход к городскому образу жизни, развитие промышленности выявляют значимость человека, его творческую активность
В эпоху Возрождения шаг к антропоцентризму: в центре мироздания — человек. Теоцентризм сохраняется. Но интересует человек: его природа, самоценность, творчество, красота и самоутверждение. Образуются два центра, совместить которые не удается. Но цельность философских систем интересует меньше, чем человек. Философы эпохи Возрождения максимально использовали античный и средневековый неоплатонизм: от первого — эстетическое внимание к телесному, природному; от второго — понимание человека как одухотворенной личности (антропологический неоплатонизм). Человек — творец и художник — перенимает творческую функцию Бога. Творения реализует в телесном, совершенном единении его с духовным. Совершенство — это красота. Эстетическое — доминирующий аспект философии эпохи Возрождения, но без утраты духовного. В искусстве сюжеты из Библии, но воплощение — через изображение реальных людей, автопортреты. К знанию Библии добавляется энциклопедическая образованность. Красота должна быть математически строгой. Математика оформляет субъективное
Основные идеи эпохи Возрождения:
1. Антропоцентризм.
2. Гуманизм.
3. Творческая сущность человека.
4. Личностноматериальное понимание мира.
5. Эстетическое понимание действительности.
6. Антисхоластика: развенчание авторитетов и догм, за религиозные реформы.
7. Геометрическиструктурное понимание мира; соотношение бесконечно большого и малого.
8. Пантеизм: Бог — природа; в центре — героическая личность.
Гуманизм — этика нарождавшейся энергичной буржуазии. Антропоцентризм — переворот в мировоззрении. Как проявление — противостояние схоластике, ее критика, осмеяние. Право на поиск истины, критика догматизма. Основной вопрос — благородство человека. Оно — в доблести духа (не в родовитости, не в богатстве), которую человек сам в состоянии довести до совершенства через науку, искусство, труд. Тот, кто трудится, имеет право на богатство. Защита частного интереса, индивидуализм.
Основные идеи гуманизма развивались в творчестве Д. Бруно (1370—1444), Лоренцо Валла (1407—1457), М. Фичино (1433— 1499), Помпонацци (1462—1525), Пикодела Мирандолла (1463— 1494). Обосновывая идею свободы и достоинства человека, они пытаются объединить наследие Платона и Аристотеля, каббалу, зороастризм, герметизм — утверждение возможности магического воздействия на природу. На более глубоком уровне — поиск метафизических оснований гуманизма.
Джордано Бруно. Вселенная бесконечна со множеством солнц и планет вокруг них. Центр — нигде и везде. Бесконечная Вселенная — порождение бесконечной мощи Бога. Формы жизни присущи всем природным вещам. Разумная жизнь — не только на Земле. Человек — конечное существо со смертной душой. Бессмертна разумная безличная часть души. Личная смерть неизбежна. В ожидании ее человек должен быть занят творческим созиданием на основе познания. Цель — высшая ступень познания и совершенствования — самоотверженность и подвижничество — состояние героического энтузиазма. Возрождение в Италии завершается гимном разуму, способному без опоры на Откровение постигать бесконечную вселенную
27. Философия позитивизма, его этапы
Позитивизм (от лат. positivus — «положительный»).