Лекции
Гаплология - усечение не только слогов, но и слов (суффикс "к")
Культура - достижения человечества в социальной, экономической и других сферах.
Культура речи базирует на культуре человека.
В основе культуры речи лежит общение, которое в случае благоприятной коммуникации предполагает:
- наличие не менее 2 человек
- мысль, тема для общения
- интересная тема
- содержание темы
- обоюдное желание в общении
Структура коммуникативного ряда Р. Якобсон:
- адресант (а1)
- адресат (а2)
- сообщение (v)
- содержание (d)
- контакт (референция)
- код (язык) (l)
Язык многофункционален, тк нужен как индивиду, так и социуму.
Функции языка:
1)- коммуникативная (основная функция языка)
Индивид передает сообщение и адресат должен как то реагировать, но это не единственная функция языка.
2)- познавательная или когнетивную
3)- передача и хранение информации или аккумулятивная
4)- воздействие или волюнтативная
5)- речевой комментарий речи или метаязыковая
6)- контактоустонавливающая или фатическая
Именно в сообщении реализуются все функции языка. В референции состоит коммуникативная функция языка и речи. Познавательная функция языка тоже связана с референцией. Референция - содержание сообщения.
Задание.
1. Язык не является идеологической надстройкой. Является. Базис и надстройка могут меняться.
2. Является ли культура идеологией? Если да почему если нет почему. Классовых языков нет. Язык он один и для рабочего, и для интеллигента.
Является ли язык принадлежностью класса?
3. Языковое сознание. Существует. Если бы у каждого было языковое сознание то каждый говорил бы на своем собственном языке.
4. Язык не наследуется.
|
Лингвистика
Направления в языкознании:
- натуралистическое (Шлейхер)
- психологическое (Штейталь, Вундт)
Есть языковое сознание.
Язык не психологическое, не биологическое явление, а общественное и его нельзя ставить с эстетической и политической надстройкой.
Универсальность языка - потому что до сих пор еще не все народы располагают письменностью, этот язык усваивается первым, не требует никаких вспомогательных средств(можно говорить не прибегая к жестам). Соответственно, язык - это естественная, многофункциональная, универсальная структура общения и не биологическая.
Лекция.
Код или язык. С кодом связана метаязыковая функция языка.
Язык - естественная категория. Возник естественным путем. Человеческий язык нельзя приравнять к языку животных. Язык человеческий - не биологическая структура.
Реформацкий "Введние в языкознание"
Системный подход к решению многих вопросов. Отсутствие такого подхода становится причиной того что рушатся полит системы, умирает язык, человек, государство.
Середина 20 века характеризуется повсеместным распространением идей, исследования любого объекта науки, как некого целого или иначе системы. Главное в этом подходе - это исследование объекта как некой целостности или системы. Используется для изучения абсолютно разных объектов.
Целое или система состоит из элементов. Наличие этих элементов свидетельствует о дискретности системы. 3 условия функционирования системы: наличие элементов, их взаимосвязь и целостность.
|
Система - это упорядоченные объекты в которых обнаруживается взаимосвязь частей или элементов.
Системы:
1. Материальные:
- состоят из материальных элементов. Их можно разложить на составные элементы.
- простые: состоят из однородных, взаимодействующих элементов
- сложные: группируются в подсистемы
- делятся на: первичные (дерево, мы) и вторичные (в них элементы значимы только в силу преписанных им свойств, возникают только благодаря деятельности человека, способны передаваться из поколения в поколение и храниться).
2. Идеальные:
- суть идеальные объекты
- возникают благодаря деятельности человека, не существуют вне материальной субстанции
Если выпадает какой то элемент системы то система непременно это компенсирует.
Любая система обладает структурой. Без структуры система не может существовать. Структура - это упорядоченность системы. Из одних и тех же элементов можно создать структуру.
Системность языка.
Язык относится к вторичным материальным системам.
Семиотика.
Знаки -
Два вида знаков: 1 - признаки (естественные) и знаки информанты(искусственные)- условные знаки для формирования, хранения и передачи информации, поэтому эти знаки служат средством общения. Их также называют коммуникативными и информативными. Информативные знаки - соединение означаемого, то есть определенного смысла, содержания или определенного способа его выражения.
3 типа искусственных знаков:
1. Знак сигнал (например, три звонка в театре);
2. Знаки символы: значение наглядно, мотивированно, образно (например, 2 голубя на открытке - свадьба). Также к знакам символам относятся цветы и цвета.
|
3. Знаки языковые (могут состоять из одной единицы; это может быть слово или комбинация слов)
Лекция
Швейцарский лингвист - Фердинанд де Соссюр.
Его книга была издана в 1916г. Он определил новое понимание системы языка, исследовал систему в новом свете, и определил ее как множество в котором часть зависит от целого и целое зависит от части. На первом плане - какое место каждая из этих частей занимает в этом множестве. Опираясь на учение об отношениях он вводит понятие значимости. Согласно этому учению он различает значение и значимость. Значение - отношение знака (слова) к обозначаемому предмету, а значимость - отношение знака к другим знакам этой же системы.
Пример: значимость слова баран отличается от значимости этого слова во французском языке (mouton). В двух языках одно и то же по значению слово никогда не совпадает по значимости. Значимость элемента: в каких отношениях находится элемент системы и в каких контекстах этот элемент встречается.
Языковой знак указывает на предмет, его качество, когда об этом говорят. Он имеет форму (означающее) и содержание (означаемое). Самостоятельным знаком является слово, а составными - предложение, текст.
Знак - средство передачи информации о чем то находящимся вне этого знака. Знак является носителем любого материального носителя социальной информации. Основное свойство - нечто обозначать. Значение должно быть одинаковым для всех членов коллектива.
Вопрос: бесконечны ли языковые знаки? - Наша органы слуха не в состоянии воспринять бесконечное количество слов. Знаки являются названиями повторяющихся элементов наших представлений.
Один звук - морфема, то это знак. Морфема - наименьшая значимая единица.
Сложными считаются производные основы, слова, фразеологизмы.
Не являются знаками свободные речевые комбинации - красная шляпа например. А также сложные слова и словосочетания.
Слово - не что иное как условное обозначение предмета. Между предметом и словом никакой естественной связи. Язык существенно отличается от системы символов. Символ не является до конца условным. Соответственно в языке есть слова которые можно считать не условными.
Вопрос: какие это слова? - Звукоподражательные слова, такие как, кря-кря, гав и тд.
Вопрос: Если язык представляет собой условность то почему нельзя назвать коровой то что называется яблоком.
Лекция
Особенности знака:
• Произвольное изменение слова не имеет рационального смысла. Нет смысла заменять русское слово - книга на англ. слово -book.
•Множественность знака
•Сложность языковой системы - сопротивление языкового коллектива. Языковой коллектив - консервативная масса, которая стремится сохрани традиции. Язык подчиняется традиции. -Отношение языкового знака к предмету является произвольным.
Язык состоит из языковых единиц, которые образуют систему. Язык состоит из единиц разной степени сложности. Единицы языка в зависимости от своей природы, от характера образуют уровни. Язык - не только знаковая система, но и уровневая.
Язык как уровневая система
Единица языка | Уровень | Раздел |
Предложение | Синтаксический | Синтаксис |
Слова | Морфологический | Морфология |
Морфема | Морфемный | Словообразование |
Звуки, фонетика | Фонетический | Фонетика, фонология |
Семасиология - изучает значение слова.
Лексикология - изучает словарный состав слова.
Единицы одного уровня соединяются друг с другом образуя соединительную связь. Если единица высшего уровня соединяется с единицей низшего уровня то образуется подчинительная связь.
Фонема никак не связана с экстралингвистическими факторами.
Лексикология. Слово разобрано в конце тетради по англ. Переписать!
Объект нужно рассматривать как систему оппозиций или противопоставлений или как систему дихотомии (понятие ввел Соссюр). Морфология - наука об оппозициях.
4 оппозиции в языке:
1. Синхрония - диахрония
2. План выражения - план содержания
3. Синтагматика - парадигматика
4. Язык - речь
Институт лингвистики в тарту объявил что рус яз может быть исключен из списка языков мира. Мониторинг показал что рус яз перестал соответствовать требованиям. В течение 2013 если ситуация не изменится то рус язык будет объявлен мертвым языком.
Этот институт много раз предупреждал Рф.
Особенности:
1. Почти заканчивается словообразование на основе родных корней
2. Новые термины и понятия являются заимствованными
3. Понятия пришедшие извне вытесняют родные аналоги
4. Нет адекватной замены заимствованных слов
5. Снижается ценность знания этого языка
6. Язык не способен поднять з/п трудящегося
7. Государство снижает часы преподавания родного языка
8. Газеты выходят с опечатками и ошибками которые никто не замечает
9. А отмена цензуры на телевидении привела к еще большему разрушению грамотности
10. Язык перестает быть образным
11. Предпочтение отдается синонимам
12. Церковь проводит богослужение на церковном диалекте
Ответ на вопрос:
На сегодняшний день сохранение русского языка является одним из важнейших вопросов.
Языковеды подсчитали, что к концу века исчезнет половина из существующих на настоящий момент языков. По словам Дэвида Харрисона, автора книги "Когда умирают языки", " скорость вымирания языков в настоящее время беспрецендентна; языки исчезают быстрее, чем виды животных и растений. Под угрозой находится более сорока процентов языков."
Ежегодный мониторинг проводимый институтом лингвистики в Тарту объявил, что русский язык в течение ближайшего года может быть исключен из списка языков мира. Существует ряд причин исчезновения русского языка:
1. Почти заканчивается словообразование на основе родных корней
2. Новые термины и понятия являются заимствованными
3. Понятия пришедшие извне вытесняют родные аналоги
4. Нет адекватной замены заимствованных слов
5. Снижается ценность знания этого языка
6. Язык не способен поднять з/п трудящегося
7. Государство снижает часы преподавания родного языка
8. Газеты выходят с опечатками и ошибками которые никто не замечает,а отмена цензуры на телевидении привела к еще большему разрушению грамотности
9. Предпочтение отдается синонимам
10. Язык перестает быть образным
Не говоря уже о скудной разговорной речи молодежи которая перенасыщена заимствованным словами, междометиями и матом. Помимо безграмотности в разговорной речи люди безграмотны и в правописании. Банальный пример из моей повседневной жизни: объявление в магазине "требуется продОвец". В магазине напротив висело объявление "извЕните за неудобства". Это яркие примеры тотальной безграмотности, причиной которой является профессиональная непригодность учителей в школе, безграмотность родителей и нежелание молодежи учиться.
Жаль что сегодня твою речь, если она правильна, и твою лексику, если она не ограничивается словами-паразитами и нецензурными "выстрелами", считают чопорной, напыщенной и пафосной.
Хотя корней Чуковский со мной не согласился бы: Он считал что "никакой жаргон не испортит наш русский язык".
В Современный рус язык действительно хлынул поток / хлынула Ниагара новых слов без которых нам не обойтись. Одной из причин этого стали наши гаджеты которые порождают новые словоупотребления и новые формы этикета. Опытные филологи отнеслись к этому с пониманием. Специалисты сходятся во мнении: смерть от заимствований русскому языку не грозит. Ведь одна из уникальных способностей нашего "великого и свободного" заключается в умении довольно быстро осваивать чужое, превращая его в свое.
Что же можно сделать чтобы предотвратить гибель языка?
Я считаю, что именно средства массовой информации могут оказать на детей благоприятное воздействие, если увеличится количество общеобразовательных программ, которые будут раскрывать красоту родного языка, делать акцент на том, что быть грамотным не только необходимо, но еще и модно – это, безусловно, принесет свои плоды. К тому же я уверена что для развития культуры речи необходимо больше читать и преимущественно художественную литературу и частично отказаться от англонизации языка - нашего невидимого врага.
Мы должны заботиться о сохранении богатства нашего языка, ибо утрата языка ведет за собой утрату культурных ценностей и потерю самосознания которое связано с родным языком. Родной язык, в свою очередь, отражает видение мира и историю без которой мы не сможем двигаться вперед.
Я очень Надеюсь, что снова наступит эпоха творчества в языке и что у рус языка хватит сил заново начать развиваться и не попасть в лингвистическую Красную книгу.
Лекция
4 оппозиции в языке:
1. Синхрония - диахрония
2. План выражения - план содержания
3. Синтагматика - парадигматика
4. Язык - речь
1. Фердинанд де Соссюр требует этого разграничения: синхроническая и диахроническая.
Синхроническое состояние объекта - это его конкретное определенное состояние. Это состояние должно изучать два состояния: состояние Б и состояние А. Диахроническая лингвистика изучает состояние объекта в динамике. Пример: 1500 год и 1700 год. Синхрония изучает состояние в 1500 году и в 1700 году. Диахрония изучает состояние от 1500 до 1700 гг.
2. Языковая единица???
3. Эту оппозицию в учении о языке ввел Фердинанд де Соссюр. Синтагматические отношения - это отношения элементов языка в линейной последовательности. Синтагматика - отношения в плоскости. Отношения между элементами языка как разных классов - парадигматические отношения. Примеры: синтагматика - менее сложные вступают в отношения с более сложными. Парадигматические отношения основаны на сходстве и различии означаемых и означающих. Синтагматические и парадигматические отношения существуют на все уровнях языка. Синтагматика - отношения "и". Парадигматика - отношения "или". Парадигматические связаны с системой языка.
Парадигматический | Синтагматический | Уровень |
Кора, гора | К-о-р-а | Фонетический |
Кор-а -ы | Кор-а | Морфологический |
Кор-ка | Кор-к-а | Словообразование |
Кора горит | Синтаксический |
4. Слова не привязаны к какому то конкурентному тексту.
Задание: кто станет президентом и это повлияет на отношения с Россией.
Лекция