Разработана по принципу «Шкалы социально-ситуационной тревоги» В. Кондаша. Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу. Преимущество шкал такого типа заключается, во-первых, в том, что они позволяют выявить области действительности, объекты, являющиеся для школьника основными источниками тревоги, и во-вторых, в меньшей степени, чем другие типы опросников, зависимы от особенностей развития у учащихся интроспекции.
Бланк методики содержит инструкцию и задания, что позволяет при необходимости проводить ее в группе. На первой странице бланка указывается фамилия, имя школьника, класс, возраст и дата проведения исследования.
Инструкция. На следующих страницах перечислены ситуации, с которыми вы часто встречаетесь в жизни. Некоторые из них могут быть для вас неприятными, вызвать волнение, беспокойство, страх.
Внимательно прочитайте каждое предложение и обведите одну из цифр справа 0, 1, 2, 3, 4. Если ситуация совершенно не кажется вам неприятной, обведите цифру 0. Если она немного волнует и беспокоит вас, обведите цифру 1. Если ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что вы предпочли бы избежать ее, обведите цифру 2. Если она для вас очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх, обведите цифру 3. Если ситуация для вас крайне неприятна, если вы не можете перенести ее, и она вызывает у вас очень сильное беспокойство, очень сильный страх, обведите цифру 4. Ваша задача представить себе как можно яснее каждую ситуацию и обвести кружком ту цифру, которая указывает, в какой степени эта ситуация может вызвать у вас опасение, беспокойство, тревогу или страх.
|
Текст методики | ||
1. | Отвечать у доски | 1 2 3 4 |
2. | Пойти в дом к незнакомым людям | 1 2 3 4 |
3. | Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах | 1 2 3 4 |
4. | Разговаривать с директором школы | 1 2 3 4 |
5. | Думать о своем будущем | 1 2 3 4 |
6. | Учитель смотрит по журналу, кого бы спросить | 1 2 3 4 |
7. | Тебя критикуют, в чем-то упрекают | 1 2 3 4 |
8. | На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи) | 1 2 3 4 |
9. | Пишешь контрольную работу | 1 2 3 4 |
10. | После контрольной учитель называет отметки | 1 2 3 4 |
11. | На тебя не обращают внимания | 1 2 3 4 |
12. | У тебя что-то не получается | 1 2 3 4 |
13. | Ждешь родителей с родительского собрания | 1 2 3 4 |
14. | Тебе грозит неудача, провал | 1 2 3 4 |
15. | Слышишь за своей спиной смех | 1 2 3 4 |
16. | Сдаешь экзамены в школе | 1 2 3 4 |
17. | На тебя сердятся (непонятно почему) | 1 2 3 4 |
18. | Выступать перед большой аудиторией | 1 2 3 4 |
19. | Предстоит важное, решающее дело | 1 2 3 4 |
20. | Не понимаешь объяснений учителя | 1 2 3 4 |
21. | С тобой не согласны, противоречат тебе | 1 2 3 4 |
22. | Сравниваешь себя с другими | 1 2 3 4 |
23. | Проверяются твои способности | 1 2 3 4 |
24. | На тебя смотрят, как на маленького | 1 2 3 4 |
25. | На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос | 1 2 3 4 |
26. | Замолчали, когда ты подошел (подошла) | 1 2 3 4 |
27. | Оценивается твоя работа | 1 2 3 4 |
28. | Думаешь о своих делах | 1 2 3 4 |
29. | Тебе надо принять для себя решение | 1 2 3 4 |
30. | Не можешь справиться с домашним заданием | 1 2 3 4 |
Методика включает ситуации трех типов:
|
1) ситуации, связанные со школой, общением с учителями;
2) ситуации, актуализирующие представление о себе;
3) ситуации общения.
Соответственно виды тревожности, выявляемые с помощью данной шкалы, обозначены так: школьная, самооценочная, межличностная. Данные о распределении пунктов шкалы представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Вид тревожности | Номер пункта шкалы | |||||||||
Школьная | ||||||||||
Самооценочная | ||||||||||
Межличностная |
Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу шкалы и по шкале в целом. Полученные результаты интерпретируются в качестве показателей уровней соответствующих видов тревожности, показатель по всей шкале - общего уровня тревожности.
Таблицы стандартных данных, позволяющих охарактеризовать показатели уровня тревожности в различных половозрастных группах.
Таблица 1
Уровень тревожности | Класс | Школьная тревожность | Общая тревожность | ||
Д | М | Д | М | ||
1 - нормальный | 9 кл | 7 - 19 | 4 -17 | 30-62 | 17-54 |
8, 10 кл | 2 - 14 | 1 – 13 | 17-54 | 10-48 | |
11 кл | 5 - 17 | 5 – 14 | 35-62 | 23-47 | |
2 – несколько повышен | 9 кл | 19-25 | 18-23 | 63-78 | 55-73 |
8,10 кл | 15-20 | 14-19 | 55-72 | 49-67 | |
11 кл | 18-23 | 15-19 | 63-76 | 48-60 | |
3 - высокий | 9 кл | 26-31 | 24-30 | 79-94 | 74-91 |
10 кл | 21-26 | 20-25 | 73-90 | 68-86 | |
11кл | 24-30 | 20-24 | 77-90 | 61-72 | |
4 – очень высокий | 9 кл | более 31 | более 30 | более 94 | более 91 |
10 кл | более 26 | более 25 | более 90 | более 86 | |
11 кл | более 30 | более 24 | более 90 | более 72 | |
5 «чрезмерное» спокойствие | 9 кл | меньше 7 | меньше 4 | меньше 30 | меньше 17 |
10 кл | меньше 2 | ------- | меньше 17 | меньше 10 | |
11 кл | меньше 5 | меньше 5 | меньше 35 | меньше 23 |
Таблица 2
|
Уровень тревожности | Класс | Межличностная тревожность | Самооценочная тревожность | ||
Д | М | Д | М | ||
1 - нормальный | 9 кл | 7 - 20 | 5 -17 | 11-21 | 4 -18 |
10 кл | 4 -19 | 3 -17 | 6 -19 | 1 -17 | |
11 кл | 5 -20 | 5 – 14 | 12-23 | 8 -17 | |
2 – несколько повышен | 9 кл | 21-27 | 18-24 | 22-26 | 19-25 |
10 кл | 20-26 | 18-25 | 20-26 | 18-26 | |
11 кл | 21-28 | 15-19 | 24-29 | 18-22 | |
3 - высокий | 9 кл | 28-33 | 25-30 | 27-31 | 26-32 |
10 кл | 27-33 | 26-32 | 27-32 | 27-34 | |
11кл | 29-36 | 20-23 | 30-34 | 23-27 | |
4 – очень высокий | 9 кл | более 33 | более 30 | более 31 | более 32 |
10 кл | более 33 | более 32 | более 33 | более 34 | |
11 кл | более 36 | более 23 | более 34 | более 27 | |
5- «чрезмерное» спокойствие | 9 кл | меньше 7 | меньше 5 | меньше 11 | меньше 4 |
10 кл | меньше 4 | меньше3 | меньше 6 | ------- | |
11 кл | меньше 5 | меньше 5 | меньше 12 | меньше 8 |
Литература: Шкала личностной тревожности (А.М.Прихожан) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. – СПб., 2002. С.64-71.