В. Астафьев «Царь-рыба» | Рыбак Утробин, поймав огромную рыбу, не в силах справиться с добычей. Для того, чтобы избежать гибели, мужчина освобождает сома. Встреча с рыбой-символом нравственного начала в природе, заставляет браконьера пересмотреть собственные представления о жизни. | |
Постижение прекрасного в природе | Ю. Яковлев «Разбуженный соловьями» | Озорного, непоседливого мальчишку, по прозвищу Селюжонок, однажды в пионерском лагере разбудили соловьи. Рассердившись, с камнем в руке, ребёнок решает расправиться с птицами, но замирает, завороженный пением соловья. Что- то тронуло душу мальчика, ему захотелось увидеть, а потом и изобразить лесного волшебника. И пусть вылепленная из пластилина птица даже отдаленно не напоминает соловья, Селюжонок испытал животворящую силу искусства. Когда соловей снова разбудил мальчика, ребёнок поднял ребят в спальне, чтобы дети тоже услышали волшебные трели. Автор утверждает: постижение красот природы ведет к постижению прекрасного в искусстве, в себе. |
Бережного отношения к природе | Н.А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы» | Герой стихотворения во время весеннего наводнения спасает тонущих зайцев, собирая животных в лодку, вылечивает двух заболевших зверьков. Лес для него — родная стихия, и Мазай переживает за судьбу его обитателей. |
В. Астафьев «Царь-рыба» | Природа, живая, нравственная и наделенная недюжинной силой, не только защищается, но и несёт возмездие. Иллюстрацией карающей силы служит судьба столичного бездельника Гоги Герцева. Герой Астафьева, наказанный за высокомерный цинизм по отношению к людям и природе, погибает. Карающий меч правосудия окружающего мира распространяется не только на отдельных героев- человечеству угрожает тяжёлое наказание, если люди не образумятся в намеренной или вынужденной жестокости. | |
Проблемы семьи | ||
Роль детства в жизни человека | Л.Н. Толстой «Война и мир» | Петя Ростов накануне своей трагической гибели в отношениях с товарищами проявляет лучшие черты «ростовской породы», унаследованные в родном доме: доброту, открытость, желание помочь в любую минуту. |
В. Астафьев «Последний поклон» | БабушкаКатерина Петровна вложила в любимого внука Витьку глубокие человеческие премудрости, стала для него символом любви, добра, уважения к человеку. | |
Роль А)семьи в формировании личности | Л.Н. Толстой «Война и мир» | В семьеРостовых всё строилось на искренности и доброте, поэтому и дети — Наташа, Николай и Петя — стали по - настоящему хорошими людьми, а в семьеКурагиных, где карьера и деньги решали всё, и Элен, и Анатоль,и Ипполит— безнравственные эгоисты. |
И. Полянская «Утюжок и мороженое» | Тяжёлая психологическая атмосфера в семье, бездушие взрослых стали причиной серьёзной болезни Риты, маленькой героини рассказа, и жестокости, хитрости, изворотливости её сестры. |
Б)Материнства (роли матери в воспитании) | М. Горький «Сказки об Италии» | Автор считает: мать — «источник всепобеждающей жизни»; всё лучшее на земле — от матери. | |||
А. Фадеев «Молодая гвардия» | В лирическом отступлении о матери автор пишет: мать, её любовь и забота воспитывают в каждом человеке нравственность и умение ценить жизнь. | ||||
К. Воробьев «Тетка Егориха» | В рассказе К.Воробьёва мальчикСанька, никогда не знавший родителей, осиротеет ещё раз, когда потеряет ставшую ему больше чем мать тетку Егориху. | ||||
В.П. Астафьев «Сопричастный всему живому...» | Автор утверждает: если бы дано было повторить жизнь, он одно просил бы у собственной судьбы — оставить в живых маму. Её не хватало писателю всю жизнь, и Астафьев обращается ко всем с просьбой - беречь матерей, ведь они бывают только раз и никогда не возвращаются, и заменить их невозможно. | ||||
В)Материнства как подвига | Л. Улицкая «Дочь Бухары» | Бухара, героиня рассказа, совершила материнский подвиг: посвятила жизнь воспитанию дочери, у которой был синдром Дауна. Даже будучи смертельно больной, мать продумала всю дальнейшую жизнь Милы: устроила на работу, нашла ей новую семью, мужа, и только после этого ушла из жизни. | |||
В. Закруткин «Матерь человеческая» | Мария, героиня повести, во время войны взяла на себя ответственность за чужих детей, усыновила их, стала для каждого из спасённых Матерью. | ||||
Взаимоотношения отцов и детей | А. Алексин «Безумная Евдокия» | Оленька, героиня рассказа, талантливая девочка, но эгоистка, избалованная отцом и матерью. Слепая родительская любовь породила в Оле убеждение в собственной исключительности. Нежелание девочки понимать чувства и переживания близких людей приводит в конце концов к тяжелейшей болезни матери. | |||
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» | Бульба считал: воспитание Остапа и Андрия может быть завершенным, когда они познают боевую премудрость и станут достойными наследниками отца. Однако измена Андрия сделала Тараса убийцей, он не смог простить сыну предательства. Только Остап согрел душу отца своим мужеством в бою, а затем и во время казни. Для Тараса товарищество оказалось выше всех кровных связей. | ||||
Р. Брэдбери «Вельд» | Венди и Питер, герои рассказа, совершают чудовищный по своей бесчеловечности поступок: убивают собственных родителей. И это страшный поступок не дань случаю, а результат воспитания, когда детей безмерно балуют и потакают каждой прихоти. | ||||
Ф. Искандер «Начало формы» | Герой рассказа,Георгий Андреевич, понял: родительский авторитет возникает не из приказов и угроз, а завоевывается трудом, умением доказать сыну, что отца есть за что уважать. | ||||
А. Амлинский «Нескучный сад» | На примере трех поколенийсемьи Ковалевских можно проследить влияние родителей на детей. В романе не только сын ищет у отца ответы на мучительные вопросы, но и отец ощущает потребность в духовном общении с сыном. Писатель убежден: взрослые обязательно должны «владеть даром понимания, а значит, и сопереживания». Если его нет, неминуемо отчуждение детей от семьи, школы и в итоге от общества. Из непонимания, недоверия рождается драматизм отношений между близкими людьми, родителями и детьми. | ||||
А.С. Пушкин «Капитанская дочка» | Наставления отца помогли Петру Гриневу даже в самые критические минуты оставаться честным человеком, верным долгу перед Родиной | ||||
Н.В. Гоголь «Мертвые души» | Следуя завету отца «копить копейку»,Чичиков всю сознательную жизнь посвятил накопительству, превратившись в человека без стыда и совести. | ||||
Взаимоотношений в семье | А. Амлинский «Возвращение брата» | В повести создан образ очень искреннего, непосредственного мальчишки, мечтавшего о друге, защитнике. Он надеется обрести его в старшем брате и с нетерпением ждет его возвращения. Но старший брат потерял себя как личности, опустился на «дно» жизни. Однако вера младшего брата, невозможность обмануть его помогают старшему, Ивану, вернуться к нормальной жизни. | |||
А. Алексин «Безумная Евдокия» | Родители, ослепленные талантливостью дочери Оли, уверовавшие в ее исключительность, не желают понять классную руководительницу, стремящуюся «сделать успех каждого, радость каждого — успехом и радостью всех». И Евдокия Савельевна, и ребята готовы оценить и полюбить талант, но не могут принять и простить Олиного высокомерия и пренебрежения к ним. Много позже отец поймет учительницу и согласится, что желание быть первым любой ценой обрекает человека на одиночество. | ||||
А. Алексин «Раздел имущества» | Отношения между людьми в семье строились по принципу «нужен, пока нужен». А.Алексин рисует открытое противостояние двух начал: доброты, сердечности, умения отказаться от личного ради близких людей (бабушка Анисья) и прикрываемого красивыми фразами цинизма и прагматизма (мать). И между двумя этими близкими людьми — Вера. Конфликт разрешается трагедией: бабушка уезжает навсегда в деревню, а Вера вновь тяжело заболевает. | ||||
А. Лиханов «Чистые камушки» | ДвенадцатилетнийМихаськапроживает на страницах книги сложную внутреннюю жизнь: беззаветно любя свою работу, учит мальчишек не только секретам фотографии, но и внушает детям веру в то, то они способны, талантливы. Эта уверенность помогает впоследствии каждому из "учеников" Михаськи стать личностью. | ||||
- | А. Лиханов «Обман» | У мальчикаСерёжи,умерла мать. Дальнейшие беды связаны с этой, главной. На ребёнка обрушивается целая череда обманов: выясняется, что родной отец, оставивший семью, живет тут же,в городе; отчим и его мать, Сережина учительница, припугнув бабушку, что ей с Сережей не прожить на пенсию, переселяют страдальцев из двухкомнатной квартиры в жалкую комнатушку. Тяжело переживает мальчик и одиночество: от Серёжи фактически отказались и отец, и отчим. Сложный путь проходит герой, пока не начинает понимать: невозможно жить во лжи. В свои четырнадцать лет Сережа Воробьев убеждается в необходимости принимать собственные решения. | |||
Преемственности поколений | Э. Хемингуэй «Старик и море» | Старый кубинский рыбак Сантьяго надеется, что его.мастерство сохранится в веках, но самое главное — оно может быть передано как самое дорогое наследство следующим поколениям. Поэтому он учит мальчика всем премудростям ремесла и жизни. | |||
Роли учителя в жизни человека | А.И. Куприн «Тапер» | Антон Рубинштейн, великий композитор, услышав талантливую игру на фортепиано юного тапера Юрия Азагарова, помогает ему стать известным музыкантом | |||
В. Распутин «Уроки французского» | УчительницаЛидия Михайловна преподала герою не только уроки французского языка, но и доброты, сочувствия, умения переживать чужую боль как свою. | ||||
В. Быков «Обелиск» | УчительМороз стал для учеников образцом во всем, мужчина даже погиб вместе с детьми, считая, что учитель всегда должен быть с учениками и в радости, и в беде. | ||||
А. Лиханов «Драматическая педагогика» | «Самое дурное, что может быть на белом свете, — воспитатель, не признающий, не видящий, не желающий видеть ошибок.Педагог, который ни разу не сказал ученикам, их родителям, самому себе: «Извините, я ошибся» или: «Я не сумел» не может носить гордое звание "Учитель". | ||||
А. Алексин «Третий в пятом ряду» | Учительница Вера Матвеевна, размышляя о методах воспитания, вынуждена признать, что была неправа, стараясь воспитывать всех учеников одинаково: «Нельзя подавлять человека... добро каждый должен творить по-своему... Непохожесть характеров вряд ли стоит принимать за несовместимость». | ||||
А. Алексин «Безумная Евдокия» | Учительница Евдокия Васильевна была убеждена: самый большой талант в её учениках — доброта, желание прийти на помощь в трудную минуту, и именно это воспитывала в каждом из детей "Безумная Евдокия". | ||||
А. де Сент- Экзюпери «Маленький принц» | Старый Лис научил Маленького принца постигать мудрость человеческих отношений. Чтобы понять человека надо научиться вглядываться в него, прощать мелкие недостатки: главное всегда бывает скрыто внутри, и сразу его не разглядишь. | ||||
Б. Васильев «Летят мои кони...» | Рассказчик с благодарностью вспоминает о первой учительнице, которая воспитывала собственных учеников настоящими гражданами Отечества. | ||||
Равнодушия мира взрослых (детской незащищенности; безвинного детского страдания) | Д.В. Григорович «Гуттаперчевый мальчик» | Герой повести — сиротаПетя,которого нещадно эксплуатируют в цирке: он эквилибрист. Выполняя сложнейшее упражнение, мальчик разбился, и его смерть просто осталась незамеченной. | |||
А. Приставкин «Ночевала тучка золотая» | Герои повести —Кузьмёныши — находясь в детском доме, стали жертвами жестокости и равнодушия взрослых. | ||||
Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке» | Мальчик, герой рассказа, приехал с матерью в Петербург, но после её смерти, накануне Рождества, оказался никому не нужен. Ему никто даже не дал куска хлеба. Ребенок замерз, голодный и заброшенный. | ||||
Развития и сохранения русского языка | А. Кнышев «О великий и могучий русский язык!» | В этой иронической публикации журналист высмеивает любителей заимствований, показывая, насколько нелепой становится наша речь, перенасыщенная чужеродными словами. | |||
Проблема развития и сохранения русского языка | |||||
М. Кронгауз «Русский язык на грани нервного срыва» | Автор исследует состояние современного русского языка, перенасыщенного новыми словами, зависящими от Интернета, молодёжи, моды. Название книги — авторская точка зрения на этот вопрос. | ||||
В. Ступишин «На каком языке мы говорим и пишем» | Публицистическая статья посвящена проблемам языковых нелепостей, которыми полны речи политиков и некоторых журналистов. Автор приводит примеры абсурдных ударений в словах, иноязычных заимствований, неумения выступающих и пишущих использовать богатейший арсенал русского языка. | ||||
А. Щуплов «От съезда партии — к съезду крыши» | Публицистическая статья посвящена размышлениям: как много в нашей жизни образовалось и продолжает появляться аббревиатур, которые иногда становятся, по словам автора, примером «официозной тупости». | ||||
Цитаты | «По-русски говорите, ради Бога! Введите в моду эту новизну.» (А.М. Жемчужников.) «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» (И.С. Тургенев) «...Вольно или невольно мы подошли сегодня к черте, когда слово становится не частью жизни, одной из многих частей, а последней надеждой на наше национальное существование в мире.» (В. Распутин) «Употреблять иностранное слово, когда есть ему равносильное русское, — значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус.» (В. Белинский) «Нравственность человека видна в его отношении к слову.» (Л.Н. Толстой) | ||||
Н. Галь «Слово живое и мертвое» | Известная переводчица рассуждает о роли сказанного слова, которое может ранить душу человека своей непродуманностью; о заимствованиях, искажающих речь; о канцеляризмах, убивающих живой язык; о бережном отношении к великому наследию — русскому языку. | ||||
К.И. Чуковский «Живой как жизнь» | Писатель анализирует состояние русского языка, и приходит к неутешительным выводам: мы сами искажаем и уродуем великий и могучий русский язык. | ||||
Соотнесенности имени человека и его внутренней сущности | Д.И. Фонвизин «Недоросль» | В комедии многие герои имеют «говорящие» фамилии: Вральман, бывший кучер, солгал, что он учитель-иностранец; имя Митрофан означает «подобный своей матери», которая в комедии изображена как тупая и наглая невежда. Скотинин Тарас — дядя Митрофана; очень любит свиней и по грубости чувств подобен скоту, на что и указывает фамилия. | |||
Проблемы, связанные с отрицательными качествами личности | |||||
Бессердечия, душевной черствости | А. Алексин «Раздел имущества» | Мать героиниВерочки настолько черства, что вынудила свою свекровь, поднявшую и излечившую её дочь, уехать в глухую деревню, обрекла старуху на одиночество. | |||
Ю. Мамлеев «Прыжок в гроб» | Родственники больной Екатерины Петровны, устав ухаживать за старушкой, решили похоронить её заживо и тем самым избавиться от проблем. Похороны — страшное свидетельство того, во что превращается человек, лишенный сострадания, живущий только личными интересами. | ||||
К.Г. Паустовский «Телеграмма» | Настя живет яркой, наполненной жизнью вдали от одинокой, старенькой матери. Дочери все дела кажутся важными и неотложными настолько, что она совсем забывает писать письма домой, не навещает старушку. Даже когда пришла телеграмма о болезни матери, Настя не сразу поехала, а потому и не застала Катерину Ивановну в живых. Мать так и не дождалась своей единственной дочери, которую очень любила. | ||||
Л. Разумовская «Дорогая Елена Сергеевна» | Бессердечные, циничные ученики стали упрекать учительницу за старомодную одежду, честное отношение к работе, за то, что не накопила капиталов и не умеет выгодно продать собственные знания. Их наглость, бездушие стали причиной смерти Елены Сергеевны. | ||||
В. Тендряков «Ночь после выпуска» | В ночь после выпуска одноклассники впервые в жизни решили откровенно сказать друг другу, что каждый думает о присутствующих. И выяснилось, что все дети — бессердечные эгоисты, ни в грош не ставящие самолюбие и достоинство другого человека. | ||||
Испытания совестью | В. Тендряков «Ухабы» | Попав в автомобильную аварию. гибнет юноша, и виновником его смерти становится директор МТС, отказавшийся, ссылаясь на инструкции, дать трактор, чтобы доставить пострадавшего в больницу. | |||
Утраты духовных ценностей | Б. Васильев «Глухомань» | События повести показывают, как в сегодняшней жизни так называемые «новые русские» стремятся обогатиться любой ценой. Духовные ценности утрачены: культура ушла из нашей жизни. Общество раскололось, и мерилом заслуг человека стал банковский счет. Нравственная глухомань стала разрастаться в душах людей, утративших веру в добро и справедливость. | |||
Э. Хемингуэй «Там, где чисто, светло» | Герои рассказа, окончательно утратив веру в дружбу, любовь и разорвав связи с миром, одиноки и опустошены. Они превратились в живых мертвецов. | ||||
В. Астафьев «Людочка» | Выросшая в деревне среди нищеты и пьянства, жестокости и безнравственности,героиня рассказа ищет спасения в городе. Став жертвой грубого насилия, в обстановке всеобщего безразличия, Людочка кончает жизнь самоубийством. | ||||
В. Астафьев «Постскриптум» | Автор со стыдом и возмущением описывает поведение слушателей на концерте симфонического оркестра, которые, несмотря на прекрасное исполнение известных произведений, «начали покидать зал. Да кабы просто так они его покидали, молча, осторожно — нет, с возмущениями, выкриками, бранью, будто обманули их в лучших надеждах и мечтах». | ||||
Утраты связи с отчим домом | Ю. Казаков «Запах хлеба» | Дуся, героиня рассказа, уехав в город, потеряла все связи с родным домом, деревней, и потому известие о смерти матери не вызывает у нее ни переживаний, ни желания побывать на родине... Однако, приехав продать дом, Дуся ощущает свою потерянность, горько плачет на могиле матери, однако исправить ничего уже невозможно. | |||
Утраты связи поколений | В. Астафьев «Изба» | В Сибирь "валить" лес приезжает молодежь за большими деньгами. Лес, земля, когда-то оберегаемая старшим поколением, превращаются после работы лесорубов в мертвую пустыню. Все нравственные ценности предков затмевает погоня за рублем. | |||
- | Ф Абрамов «Алька» | Героиня повести в поисках лучшей жизни уехала в город, оставив старую мать, которая умерла, не дождавшись дочери. Алька, вернувшись в деревню и остро осознав утрату, решает остаться, но этот порыв быстро проходит, когда девушке в городе предлагают выгодную работу. Утрата родных корней невосстановима. | |||
Бесчеловечности, жестокости | Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда» | Катерина Измайлова, жена богатого купца, полюбила работника Сергея и ждала от него ребенка. Боясь разоблачения и разлуки с любимым, она убивает с его помощью свекра и мужа, а затем и маленького Федю, родственника мужа. | |||
Р. Брэдбери «Карлик» | Ральф, герой рассказа жесток и бессердечен: он, будучи хозяином аттракциона, подменил зеркало, в которое приходил смотреться карлик, утешавшийся тем, что хотя бы в отражении он видит себя высоким, стройным и красивым. В очередной раз карлик, ожидавший вновь увидеть себя таким же, с болью и ужасом бежит от страшного зрелища, отразившегося в новом зеркале, но его страдания лишь развлекают Ральфа. | ||||
Ю. Яковлев «Он убил мою собаку» | Герой рассказа подобрал брошенную хозяевами собаку. Он полон заботы о беззащитном существе и не понимает отца, когда тот требует выгнать собаку: «Чем помешала собака?.. Я не мог выгнать собаку, ее один раз уже выгоняли». Мальчик потрясен жестокостью отца, который подозвал доверчивого пса и выстрелил ему в ухо. Он не только возненавидел отца, он потерял веру в добро, в справедливость. | ||||
Предательства, безответственного отношения к судьбам окружающих | В. Распутин «Живи и помни» | Дезертирство Андрея Гуськова, его эгоизм и трусость стали причиной смерти матери и самоубийства беременной жены Настёны. | |||
Л. Андреев «Иуда Искариот» | Иуда Искариот, предавая Христа, хочет проверить преданность его учеников и правоту гуманистического учения Иисуса. Однако все оказались трусливыми обывателями, как и народ, который тоже не встал на защиту своего Учителя. | ||||
Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда» | Сергей, любовник, а затем и муж купчихи Катерины Измайловой, совершил вместе с ней убийства её родственников, желая стать единственным наследником богатого состояния, а впоследствии предал любимую женщину, назвав её соучастницей всех преступлений. На каторжном этапе он изменил ей, и издевался, как мог. | ||||
С. Львов «Друг моего детства» | Аркадий Басов, которого рассказчик Юрий считал своим настоящим другом и которому доверил тайну первой любви, предал это доверие, выставив Юру на всеобщее осмеяние. Басов, впоследствии став писателем, так и остался подлым и бесчестным человеком. | ||||
Подлости, бесчестия | А.С. Пушкин «Капитанская дочка» | Швабрин Алексей Иванович —дворянин, но он бесчестен: посватавшись к Маше Мироновой и получив отказ, мстит, дурно о ней отзываясь; во время дуэли с Гриневым наносит ему подлый удар в спину. Полная утрата представлений о чести предопределяет и социальную измену: как только Белогорская крепость достается Пугачеву, Швабрин переходит на сторону бунтовщиков. | |||
Вседозволенности | Ф.М. Достоевский «Бесы» | У Верховенского Петра Степановича. одного из главных героев романа, понятие о свободе превратилось в право на ложь, преступление и разрушение. Он стал клеветником и предателем. | |||
А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | Как только жадная Старуха добилась от рыбки власти столбовой дворянки, а затем и царицы, она в муже стала видеть холопа, которого можно безнаказанно бить, заставлять делать самую черную работу, выставлять на всеобщее посмешище. | ||||
Тупости и агрессивности | А.П. Чехов «Унтер Пришибеев» | Унтер-офицер Пришибеев в течение 15 лет держит в страхе всю деревню своими абсурдными требованиями и грубой физической силой. Даже просидев месяц под стражей за свои противоправные действия, он так и не смог избавиться от желания командовать. | |||
М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города» | Тупые и агрессивные глуповские градоначальники, особенно Угрюм-Бурчеев, поражают читателя нелепостью, гротескностью своих приказаний и решений. | ||||
Бюрократизма | А. Платонов «Усомнившийся Макар» | Макар Ганнушкин, герой рассказа, отправился в Москву искать истину и душу. Но бюрократы Чумовые, как он убедился, царят везде, развивая в людях безынициативность, неверие в собственные силы и возможности, страх перед казенной бумагой. Бюрократизм — основной тормоз всех живых новаторских идей. | |||
Чинопочитания (человеческого ничтожества) | А.П. Чехов «Смерть чиновника» | Чиновник Червяков в невероятной степени заражен духом чинопочитания: чихнув и обрызгав лысину впереди сидящего генерала Брызжалова (а тот не обратил на это внимания), Иван Дмитрии настолько испугался, что после неоднократных униженных просьб простить его умер от страха. | |||
А.П. Чехов «Толстый и тонкий» | Герой рассказа, чиновник Порфирий, встретил на вокзале Николаевской железной дороги школьного приятеля и узнал, что тот является тайным советником, т.е. по службе продвинулся значительно выше. В один миг «тонкий» превращается в раболепствующее существо, готовое унижаться и лебезить. | ||||
А.С. Грибоедов «Горе от ума» | Молчалин, отрицательный персонаж комедии, уверен, что следует угождать не только «всем людям без изъятья», но и даже «собачке дворника, чтоб ласкова была». Необходимостью неустанно угождать порожден и его роман с Софьей, дочерью его благодетеля Фамусова. Максим Петрович, «персонаж» исторического анекдота, который Фамусов рассказывает в назидание Чацкому, ради того, чтобы заслужить расположение императрицы, превратился в шута, веселящего её нелепыми падениями. | ||||
Взяточничества, казнокрадства | Н.В. Гоголь «Ревизор» | Городничий, Сквозник- Дмухановский, взяточник и казнокрад, обманувший на собственном веку трёх губернаторов, убежден, что любые проблемы можно решить с помощью денег и умения пустить пыль в глаза. | |||
Духовной убогости (ложного понимания счастья) | А.П. Чехов «Крыжовник» | Герой Чехова Чимша-Гималайский, мечтая об усадьбе с крыжовником, недоедает, отказывает себе во всем, женится по расчету, одевается словно нищий и копит деньги. Он практически уморил голодом свою жену, но мечту осуществил. Как жалок он, когда со счастливым, самодовольным видом поедает кислый крыжовник! | |||
Хамства | М. Зощенко «История болезни» | Сатирический рассказ, повествующий об отношении медицинского персонала к несчастному больному, позволяет увидеть, как неистребимо в людях хамство: «Может быть, вас прикажете положить в отдельную палату и приставить к вам часового, чтобы он от вас мух и блох отгонял?» — заявила медсестра в ответ на просьбу навести порядок в отделении. | |||
А.Н. Островский «Гроза» | Персонаж драмы купец Дикой — типичный трусливый хам, который оскорбляет и племянника Бориса, называя его «дармоедом», «проклятым», и многих обитателей города Калинова. Безнаказанность породила в Диком жестокость и полнейшую разнузданность. | ||||
Д. Фонвизин «Недоросль» | Госпожа Простакова хамское поведение по отношению к окружающим считает нормой: она хозяйка в доме, которой никто не смеет перечить. Поэтому у героини Фонвизина Тришка «скот», «болван» и «воровская харя». | ||||
С. Довлатов «Это непереводимое слово «хамство» | Писатель уверен, что «хамство есть не что иное, как грубость, наглость, нахальство, вместе взятые, но при этом умноженные на безнаказанность». Человеку нечего противопоставить этому явлению, кроме собственного унижения. Безнаказанностью своей хамство и убивает вас наповал. | ||||
А.П. Чехов «Хамелеон» | Полицейский надзиратель Очумелов пресмыкается перед теми, кто стоит выше его по служебной лестнице и чувствует себя грозным начальником по отношению к низшим чинам. Очумелов меняет в каждой ситуации собственное мнение на прямо противоположное в зависимости от значительности лица,попавшего в поле зрения полиции | ||||
Нравственного падения | Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» | Ради любви прекрасной польки Андрий отрекается от родины, родителей, товарищей, добровольно переходит на сторону врага. Эта измена усугубляется ещё и тем, что он понесся в бой против своего отца, брата, прежних друзей. Недостойная, позорная смерть — вот итог нравственного падения парубка. | |||
Разрушающего влияния денег | А.П. Чехов «Ионыч» | Доктор Старцев, в молодости талантливый врач, постепенно богатея, становится важным и грубым, и остается в жизни одна страсть — деньги. | |||
Н.В. Гоголь «Мертвые души» | Образ Степана Плюшкина, скупого помещика, олицетворяет полное омертвение человеческой души, гибель сильной личности, без остатка поглощенной страстью скупости,которая стала причиной разрушения всех родственных и дружеских связей, а сам Плюшкин просто потерял человеческий облик. | ||||
А.С. Пушкин «Пиковая дама» | Германн, центральный персонаж повести, страстно жаждет разбогатеть, и ради этого он, желая завладеть тайной трех карточных чисел и выиграть, становится невольным убийцей старой графини, причиной страданий Лизаветы Ивановны, её воспитанницы. Заветные три карты помогли герою выиграть несколько раз, но страсть к деньгам сыграла с ним злую шутку: Германн сошел с ума, когда случайно вместо Туза вынул из колоды карт Пиковую Даму. | ||||
Пьянства | Цитаты | Ф.М. Достоевский: «Зелено- вино... скотинит и зверит человека, ожесточает его и отвлекает от светлых мыслей, тупит его перед всякой доброй пропагандой. Пьяному не до сострадания к животным, пьяный бросает жену и детей своих». А.П. Чехов: «Шампанское — это блестящая кокотка, мешающая прелесть свою с ложью и наглостью Гоморры, это позлащенный гроб, полный костей мертвых и всякой нечистоты. Человек пьет его только в часы скорби, печали и оптического обмана». Л.Н. Толстой: «Сказать, что вино вкусно — нельзя, потому что каждый знает, что вино и пиво, если они не подслащены, кажутся неприятными для тех, кто их пьет первый раз. К вину приучаются, как и другому яду — табаку, — понемногу, и нравится вино только после того, как человек привыкнет к тому опьянению, которое оно производит. Сказать, что вино полезно для здоровья — тоже никак нельзя теперь, когда многие доктора, занимаясь этим делом, признали что ни водка, ни вино, ни пиво не могут быть здоровы, потому что питательности в них нет, а есть только яд, который вреден». | |||
Пословицы и поговорки: | «Был Иван, а стал болван, а все винцо виновато»; «Водку пить — себя губить»; «Вино приходит — стыд уходит»; «Кто бражкой упивается, тот слезами умывается»; «Пьяница в народе, что сорняк в огороде»; «Стаканчики да рюмочки доведут до сумочки». | ||||
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» | Мармеладова пьянство сделало жалким существом, который, осознавая крайне бедственное положение семьи, тем не менее не находит в себе сил справиться с этим пороком. | ||||
М. Горький «На дне» | Актер — пьяница, который страдает от пустоты и бессмысленности собственной жизни. Пьянство привело его к тому, что он даже забыл свое имя, любимые монологи и роли. Картина страшного «дна» в пьесе — это закономерный финал тех, кто ищет спасения от жизненных проблем в пьянстве. | ||||
В. Ерофеев «Москва — Петушки» | Для Венечки Ерофеева беспробудное пьянство стало иллюзорным спасением от пошлости жизни, однако этот путь ведет только к смерти на самом дне общества. | ||||
Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» | Глава «Пьяная ночь» показывает картину полного распада человеческой личности под влиянием алкоголя. | ||||
В. Астафьев «Печальный детектив» | Пьянство, по мнению писателя, это причина убийств, грабежей, распада семейных отношений, полного разложения личности. | ||||
Ущемления прав человека в современном обществе | Б. Васильев «Кольцо А» | Сравнивая Западную Европу и Россию, автор отмечает: Европа получила в наследство от Католической церкви Римское право, в котором приоритетом являлись права личности. Древняя Русь, приняв христианство Византии, приняла и его право, в котором самым главным оказался приоритет власти. Советская власть взяла на щит византийское понимание приоритетного права, и поэтому в России, в отличие от Западной Европы, до сих пор ущемлены многие права человека. | |||
Искажения понятия «патриотизм» | Б. Васильев «Кольцо А» | Автор утверждает: сейчас это «великое понятие затрепано, замусолено и затаскано» во всех речах с высоких трибун. А любовь к Родине доказывается только делами. Патриотизм — это практическая деятельность на благо страны. | |||
Эгоизма | Л.Н. Толстой «Война и мир» | Анатоль Курагин вторгается в жизнь Наташи Ростовой ради удовлетворения собственных низменных желаний. | |||
А,П. Чехов «Анна на шее» | Анюта, став по расчету женой состоятельного чиновника, чувствует себя королевой, а остальных — рабами. Она даже забыла о своем отце и братьях, которые вынуждены продавать самое необходимое, чтобы не умереть с голода. | ||||
Д. Лондон «В далеком краю» | Уэзерби и Катферт, отправившись на Север за золотом, принуждены перезимовать вдвоем в хижине, стоящей далеко от обитаемых мест. И здесь с жестокой очевидностью выступает их бескрайний эгоизм. Отношения между ними — та же конкурентная борьба, только не за прибыль, а за выживание. И при тех условиях, в каких они очутились, исход ее не может быть иным, чем в финале новеллы: умирающий Катферт, придавленный телом Уэзерби, которого он прикончил в звериной драке из-за чашки сахара. | ||||
Варварства, жестокости | Б. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей» | Маленького героя этой повести и его отца, лесника Егора Полушкина, ужасает, как варварски люди могут относиться к живой природе: браконьеры жгут муравейники, обдирают липы, убивают беззащитных животных. | |||
В. Астафьев «Печальный детектив» | В этом романе автор приводит факты нечеловеческой жестокости, когда родители оставляют детей умирать голодной смертью, подростки убивают беременную женщину, а пьянство вообще превращает людей в животных. | ||||
Вандализма | Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном» | Автор рассказывает, какое негодование испытывал он, когда узнал, что на Бородинском поле в 1932 году был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Тогда же кто-то оставил гигантскую надпись на стене монастыря, построенного на месте гибели другого героя — Тучкова: «Довольно хранить остатки рабского прошлого!» В конце 60-х годов в Ленинграде снесли Путевой дворец, который даже во время войны наши бойцы старались сохранить, не разрушить. Лихачев считает, что «утрата любого памятника культуры невосстановима: они в
Поиск по сайту©2015-2025 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование. Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных |
Поиск по сайту: Читайте также: Деталирование сборочного чертежа Когда производственнику особенно важно наличие гибких производственных мощностей? Собственные движения и пространственные скорости звезд Интересно: |