Типы осанки и нарушение осанки у детей.
Осанка - это привычная, непринужденная манера держать свое тело. Когда она правильная, то фигура человека выглядит красивой, стройной, а походка легка и упруга. И наоборот, часто приходится видеть вокруг людей хорошо сложенных от природы, но фигуру и общий облик которых портит сутулая спина, плечи "коромыслом", опущенная во время ходьбы голова. Особенно обидно, когда плохая осанка развивается у девушки. Тогда ее не спасут ни красивое лицо, ни модная одежда и высокие каблуки.
Нарушение осанки может проявляться уже у детей раннего возраста в ясельном периоде у 2,1%, в 4 года у 15-17 %, в 7 лет у каждого третьего ребенка, в школьном возрасте процент детей с нарушением осанки продолжает расти.
По данным Д.А. Ивановой, нарушения осанки имеются у 67% школьников.
Нарушения осанки делятся на 2 группы: изменение физиологических изгибов в сагиттальной (переднее - задней) плоскости и искривление позвоночника во фронтальной плоскости (сколиозы).
Различают следующие варианты нарушения осанки в сагиттальной плоскости, при которых происходит изменение правильных соотношений физиологических изгибов позвоночника:
а) "сутуловатость" - увеличение грудного кифоза в верхних отделах при сглаживании поясничного лордоза;
б) "круглая спина" - увеличение грудного кифоза на всем протяжении грудного отдела позвоночника;
в) "вогнутая спина" - усиление лордоза в поясничной области;
г) "кругло-вогнутая спина" - увеличение грудного кифоза и увеличение поясничного лордоза;
д) "плоская спина" - сглаживание всех физиологических изгибов;
е) "плоско-вогнутая спина" - уменьшение грудного кифоза при нормальном или несколько увеличенном поясничном лордозе.
|
Различают 3 степени нарушения осанки:
1 степень - характеризуется небольшими изменениями осанки, которые устраняются целенаправленной концентрацией внимания ребенка.
2 степень - характеризуется увеличением количества симптомов нарушения осанки, которые устраняются при разгрузке позвоночника в горизонтальном положении или при подвешивании (за подмышечные впадины).
3 степень - характеризуется нарушениями осанки, которые не устраняются при разгрузке позвоночника.
Для детей дошкольного возраста наиболее характерны 1 - 2 степени нарушения осанки, для школьников - 2-3 степень.
Далее остановимся на нарушениях во фронтальной плоскости.
Причины приводящие к нарушению правильной осанки.
Дефекты осанки у детей могут носить врожденный или приобретенный характер. Врожденные нарушения осанки у детей связаны с внутриутробным нарушением формирования позвоночника (клиновидной деформацией позвонков, образованием дополнительных позвонков), дисплазией соединительной ткани, миотоническим синдромом и др. К нарушению осанки у детей могут приводить родовые травмы, прежде всего, подвывих I шейного позвонка (травма атланта), кривошея.
Приобретенные нарушения осанки встречаются в 90-95% случаев и обычно выявляются у детей, имеющих астеническое телосложение. Непосредственными причинами, приводящими к нарушению осанки у детей, могут выступать неблагоприятные социально-гигиенические условия: недостаточная физическая активность (гипокинезия), несоответствие учебной мебели (стола, стула) росту ребенка и низкая освещенность рабочего места, ношение портфеля в одной и той же руке и пр. Все перечисленные факторы способствуют длительной неправильной фиксации положения и выработке навыка патологической установки тела. Здесь же следует отметить неблагоприятное влияние на формирующуюся детскую осанку таких действий взрослых, как постоянное ношение грудного ребенка на одной руке, попытки слишком рано сажать ребенка или ставить его на ножки, ведение ребенка во время прогулок за одну и ту же руку.
|
Нарушения осанки в сагиттальной плоскости характеризуются неправильным соотношением физиологических изгибов позвоночника:
- сглаживанием всех позвоночных изгибов (плоская спина у детей);
- увеличением поясничного лордоза, слабо выраженным шейным лордозом и грудным кифозом(плоско-вогнутая спина);
- увеличением грудного кифоза с уменьшением поясничного лордоза (сутуловатость);
- увеличением грудного кифоза наряду с практически полным сглаживанием поясничного лордоза (круглая спина, кифотическая осанка);
- увеличением всех физиологических изгибов позвоночника (кругло-вогнутая спина, кифолордотическая осанка).
Комплекс упражнений для укрепления мышц спины.
Осанка выражается внешне в привычной для каждого человека манере сохранять вертикальное положение тела. У человека, имеющего правильную осанку, спина прямая, плечи расположены на одном уровне и слегка отведены назад, живот втянут, грудь расправлена, подбородок приподнят.
Формирование осанки, ее закрепление и совершенствование предусматривается в числе важных задач физического воспитания, особенно в детском саду.
|
Для формирования правильной осанки необходимо развивать мышцы всего тела, акцентируя внимание на развитие статической силы мышц спины, брюшного пресса и плечевого пояса, а также подвижности позвоночника. Для того, чтобы сформировать у занимающихся навык правильной осанки, прежде всего, необходимо научить их принимать позу правильной осанки.
Чтобы осанка была правильная, следует начать с приобретения привычки держать тело прямо:
1. Сидеть за партой прямо, слегка наклонив голову вперёд;
2. Носить портфель за спиной, а не на одном плече;
3. Неся портфель, периодически перекладывать её из руки в руку;
4. Спать на достаточно жесткой постели и плоской подушке.
Одно из упражнений на ощущение правильной осанки:
Встать спиной к стенке так, чтобы затылок, лопатки, ягодичные мышцы и пятки касались стены. Запомнить положение частей тела, отойти от стены, сохраняя положение.
Для профилактики нарушений осанки необходимо выполнять 2-3 упражнения у стены, 2-3 – с предметом на голове, в движении, а также выполнять упражнения для профилактики плоскостопия.
Каждый ребенок, подобрав себе комплекс ОРУ должен делать каждое утро зарядку, включив эти упражнения, всё в наших руках.
Целый комплекс упражнений для осанки стоит выполнять за час до еды или спустя час после. Их можно повторять 2-3 раза в день. Нужно начать с 5-7 повторов и одного подхода, затем постепенно увеличивать число повторов (до 10-12) и подходов (до 5).
- «Самолет»: ребенок ставит ноги вместе и разводит руки врозь на высоте плеч. Теперь, не сгибая руки в локтях, можно «полетать»: наклонять туловище и руки в разные стороны.
- «Мельница»:одна рука на поясе, другая поднимается и описывает круги с ускорением темпа, вперед и назад. Затем руки нужно поменять.
- «Дровосек»:поставить ноги на ширину плеч, в руки взять палочку - ребенок делает широкий замах назад и наклон вперед.
- «Рыбка»: ребенок лежит на животе, руки вытянуты вместе вперед, ноги сзади вместе. Нужно поднять руки и грудь, затем вернуться в исходное положение, поднять ноги, вернуться в исходное положение, а потом покачаться с поднятыми руками и ногами на животе.
- «Коромысло»: ребенок должен пронести гимнастическую палку с двумя ведерками воды, ничего не разлив.
- «Ласточка».Это упражнение полезно для того, чтобы укрепить позвоночник и потренировать вестибулярный аппарат. Нужно поставить ноги вместе и опустить руки. Затем отводим правую ногу назад, руки раскидываем в сторону и стоим так 30 секунд. Повторяем упражнение с левой ногой.
- «Велосипед». Известное упражнение для укрепления брюшного пресса и формирования правильной осанки у детей. Ребенок ложится на спину и вращает ногами в воздухе, как будто крутит педали велосипеда. А затем в перерывах можно раздвигать и сдвигать ноги, повторяя движения лезвий ножниц.