Памятка для решения познавательных задач.




Как работать с текстом на экзамене.

Задания 21 – 24.

С чего начинать работу с текстом?

Опыт показывает, что необходимо внимательно прочитать как текст, так и вопросы к нему. «Сплошное» чтение полезно тем, что дает возможность сориентироваться в тексте, предварительно (не всегда в явном, чаще в снятом виде) определить его структуру, отметить ключевые положения, соотнести его содержание с заданиями и вопросами.

Важно в процессе предварительного чтения четко определить, к какой содержательной линии курса обществознания относится предложенный текст. Такое соотнесение необходимо, поскольку часть заданий предполагает привлечение контекстных знаний.

 

Нужно ли определять главную идею текста?

Большинство методистов отвечают на этот вопрос положительно. Не обязательно искать точные формулировки (если, конечно, среди заданий нет такого, которое прямо предписывает определить главную идею автора); достаточно ответить на вопрос: «О чем говорится в тексте?».

 

В каком порядке отвечать на вопросы?

Общий принцип простой – отвечать в том порядке, в котором они представлены в работе. В экзаменационной работе существует логика построения вопросов и заданий; она такова, что выполнить последующее задание подчас невозможно, если не найден ответ на предыдущий вопрос.

Вместе с тем, если возникли затруднения, не следует останавливать работу над текстом. Оценивается каждое задание, и даже не слишком убедительный ответ может содержать верные элементы, заслуживающие дополнительного балла.

 

Как уяснить для себя – искать ли ответ в тексте или нужно вспомнить то, что изучалось на уроках?

Внимательно прочитать задание. В нем даны соответствующие указания: найдите в тексте; что говорит автор; какие признаки называет автор; опираясь на знание курса и собственный опыт, охарактеризуйте; конкретизируйте мнение автора, опираясь на знание курса.

Вывод очевиден: нужно внимательно читать задание.

 

На что обращать внимание при выполнении заданий?

Важно:

· Внимательно прочитать задание;

· Понять, что именно требуется для успешного ответа;

· Уяснить, из каких частей складывается задание;

· Стараться выполнить все задания;

· Если вы можете ответить только на часть задания, обязательно запишите ответ (оценивается каждый элемент ответа, неполный, но правильный ответ принесет вам лишние баллы);

· Не выходите за рамки вопроса. Не пытайтесь написать все, что вы знаете по проблеме, не оценивайте мнение автора и не стремитесь высказать свою точку зрения, если это прямо не предусмотрено заданием;

· Оставьте время, чтобы проверить написанное (особенно важно убедиться в том, что ваши ответы соответствуют содержанию текста и смыслу заданий).

 

 

Раскрытие смысла понятия и его применение в заданном контексте.

Задание 25.

Назначение задания и критерии оценивания.

Задания, требующие раскрыть смысл обществоведческого понятия, а также составить два предложения, содержащие информацию о том общественном явлении, которое обобщено в данном понятии, в работе предъявляются на позиции 25.

Выполнение данного задания открывает три источника информации, позволяющей судить об уровне подготовки учащихся:

1. Определение (раскрытие смысла) указанного базового понятия;

2. Использование данного понятия в правильном контексте (включение его в связи с другими понятиями, формулирование суждений);

3. Характер приводимых суждений (предложений) с точки зрения их корректности.

Таблица оценивания.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов. Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании.  
Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия  
Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия. ИЛИ Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия.  
Правильно раскрыт только смысл понятия. ИЛИ Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия.    
Смысл понятия в явном виде не раскрыт или раскрыт неверно при любом количестве других элементов ответа. ИЛИ Ответ неправильный  
Максимальный балл  

Советы и рекомендации

Для правильного выполнения данного задания необходимо в первую очередь уметь раскрывать смысл предъявленных понятий. Обращаем внимание – не давать строго определения, а раскрывать смысл (содержание). Последнее означает, что экзаменующийся правильно указал общее (родовое) для данного случая понятие и назвал хотя бы несколько отличительных признаков. Напомним, что в логике содержание понятия – это совокупность признаков, на основе которых выделяется класс предметов, обозначаемых данным понятием. При этом выделяют наиболее существенные признаки. Их называют основными. Эти признаки составляют основу качественной специфики изучаемого явления и фиксируются в определении понятия. Допустим, требуется раскрыть смысл понятия «дивиденд». Попробуем подобрать к нему родовое понятие. Очевидно, им является понятие «доход». Таким образом, дивиденд – это разновидность дохода. Что же отличает его от других видов дохода? Из курса обществознания известно, что дивиденд неразрывно связан с акцией, являясь формой дохода владельца этой ценной бумаги. Путем таких несложных рассуждений мы раскрыли смысл понятия «дивиденд».

 

Задания – задачи.

Задание 27.

Существуют некоторые подходы к организации познавательной деятельности при решении задач, которые помогут вам справиться с заданиями этого типа.

Рассмотрим структуру познавательного задания-задачи. Задание включает в себя:

1. Условие, в котором сообщаются определенные сведения и

2. Требование – вопрос.

Для ответа на поставленный вопрос следует совершить

3. Определенные интеллектуальные действия.

Приведем пример задания-задачи, в условии которой моделируется ситуация, отражающая существенные черты, механизм реализации определенного общественного явление, процесса.

Цены на товары и услуги растут. Люди стремятся «тратить деньги сейчас», предприятия также покупают дорогостоящие товары. Учитывая возросшую стоимость жизни, рабочие требуют и получают более высокую заработную плату. Администрация фирм компенсирует свои затраты на рабочую силу, взвинчивая цены на свою продукцию. О каком экономическом явлении идет речь? Укажите его основные причины.

В задании требуется распознать экономическое явление на основе приведенного в условии описания механизма его действия.

Первым шагом в ее решении является преобразование ее условии. Важно четко и кратко сформулировать упоминаемые в нем процессы:

1. Рост цен на товары и услуги (рост стоимости жизни);

2. Стремление отдельных людей и целых предприятий избавиться от денег (обратив их в товары);

3. Повышение зарплаты работникам предприятий;

4. Новый виток повышения цен на товары для компенсации затрат на рабочую силу.

Целесообразно разобрать каждый из этих процессов и попытаться понять его причины. Повышение цен на товары может быть вызвано и повышением их качества, и инфляцией, т.е. обесцениванием денег. О том, что в данном случае действует вторая причина, свидетельствует стремление «сбросить деньги» (второй процесс, о котором упоминается в условии задачи). Т.о. в задаче идет речь об инфляции. При этом во внимание не принимаются две оставшиеся позиции. Последняя из них говорит о вступлении экономики в фазу гиперинфляции, третье положение раскрывает одну из ее причин.

Памятка для решения познавательных задач.

1. Внимательно ознакомьтесь с условием задачи.

2. Соотнесите вопросы, сформулированные в задаче, с ее условием:

- определите, что дает условие для решения задачи;

- подумайте, какие знания следует привлечь для решения задачи;

- подумайте, какими общими правилами познания следует руководствоваться при решении задачи.

3. Наметьте предполагаемый ответ в соответствии с вопросом или предписанием.

4. Продумайте аргументы, подкрепляющие ваше решение.

5. Убедитесь в правильности полученного вами ответа:

- соответствует ли ответ существу вопроса задачи;

- если в задаче дано несколько вопросов, то дан ли ответ на каждый из них;

- нет ли противоречий между вашими аргументами;

- нет ли в условии задачи данных, противоречащих предлагаемому вами решению;

- можно ли считать предложенный путь решения задачи единственно возможным;

- не следуют ли из условия задачи какие-либо другие выводы помимо тех, которые намечены вами.

 

Задание на составление плана.

Задание 28.

Это задание предусматривает составление развернутого плана по предложенной теме. В условии задания раскрывается характеристика понятия «развернутый план»: предложенный вариант плана должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

 

Данное задание призвано проверить:

1. В какой мере у экзаменующихся сложились комплексные представления об определенной группе социальных явлений, связанных в целое;

2. Выделяют ли выпускники отдельные положения в составе предложенного смыслового блока, которые могут быть детализированы, представлены как самостоятельные конкретизирующие позиции;

3. Насколько успешно экзаменующиеся овладели умением логически выстраивать содержание крупной темы.

 

В качестве примера рассмотрим тему «Конкуренция в условиях рыночной экономики». В этом случае и само центральное социальное явление – конкуренция, и контекст его рассмотрения – рыночная экономика – заданы достаточно однозначно. Отсюда и весьма ограниченный круг выделяемых аспектов темы: суть конкурентной борьбы в экономике, виды конкуренции, роль конкуренции в развитии экономики, социальные последствия конкуренции.

Следующим шагом после выделения основного круга вопросов, охватываемых поставленной темой, является определение тех из них, которые поддаются конкретизации, детализации в виде непротиворечивой последовательности позиций. В данном примере могут быть детализированы три последних пункта плана: виды конкуренции (совершенная, несовершенная); роль конкуренции в развитии экономики (снижение издержек производства, ускорение внедрения технических достижений, повышение качества продукции); социальные последствия конкуренции (разорение части производителей, сохранение социального неравенства).

 

Развернутый план ответа может иметь следующий вид.

1. Суть конкурентной борьбы в экономике

2. Виды конкуренции:

А) совершенная;

Б) несовершенная.

3. Роль конкуренции в развитии экономики:

А) снижение издержек производства;

Б) ускорение внедрения технических достижений;

В) повышение качества продукции.

4. Социальные последствия конкуренции:

А) разорение части производителей;

Б) сохранение социального неравенства.

 

Алгоритм составления развернутого плана.

1. Представьте содержание обществоведческого курса, раскрывающее предложенную тему.

2. Разделите это содержание на смысловые части, выделив в каждой из них главную мысль.

3. Озаглавьте каждую часть.

4. В каждой части выделите несколько положений, развивающих главную мысль.

5. Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, связан ли последующий пункт плана с предыдущим, полностью ли отражено в них основное содержание темы.

6. В случае необходимости внесите корректировки

7. Помните, что план должен охватывать основное содержание темы.

8. В заголовках (пунктах и подпунктах плана) нежелательно повторять сходные формулировки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: