Тема 6. Инновационная деятельность школы.




Содержание дисциплины.

Тема 1. Педагогическая инноватика как новая отрасль педагогического знания. Инновационная педагогика и её основные характеристики.

Генезис педагогическойинноватики. Социальная обусловленность развития педагогическойинноватики. Задачи, предмет и объект педагогической инноватики. Актуальность развития инновационной политики в образовании России. Цель, задачи, предмет и объект учебного предмета «Инновационные процессы в образовании». Создание национальной инновационной системы как стратегическое направление развития России. Формирование национальной инновационной системы в образовании. Роль общего среднего и высшего образования в формировании национальной инновационной системы образования и страны. Основные направления государственной инновационной политики. Органы государственного регулирования инновационных процессов в образовании. Методы государственного регулирования инновационной деятельности в сфере образования. Нормативно-правовое обеспечение инноваций в системе образования.

Основные понятия педагогическойинноватики, сущность и классификация инноваций. Типы педагогических нововведений. Характеристики педагогических новшеств и нововведений. Критерии оценки педагогических инноваций. Источники идей развития школы. Оценка идей развития школы.

Понятие «инновационная педагогика». Гуманизация и демократизация в обществе как предпосылка инновационной деятельности в образовании. Педагогические инновации как содержательная основа инновационного процесса. Уровни и этапы осуществления и развития инновации. Характеристики инновационной педагогики: генерация педагогической инновации; объективация нового; инновационная система обучения и воспитания.

Системообразующие признаки инновационного образования в школе. Понятие «инновационный подход». Основные этапы инновационного обучения. Педагоги-новаторы. Инновационная педагогическая среда. Педагогическое обеспечение инновационного образования.

Тема 2. Основные направления развития инновационного образования

Социально-педагогическое значение инновационной педагогической деятельности средней общеобразовательной школы. Цель, задачи и принципы инновационного образования в школе. Основные направления развития инновационного образования в средней общеобразовательной школе. Научно-исследовательская и проектная работа учителя и учащихся в школе.

 

Тема 3. Инновационный образовательный процесс. Законы развития инновационных процессов в образовании.

Инновационная образовательная деятельность. Законы и закономерности протекания инновационного процесса в образовании. Принципы реализации подходов в развитии инновационных процессов. Сущность и содержание инновационного образовательного процесса. Подходы к проблеме определения структуры инновационных процессов в образовании. Инновационный процесс как система. Всеобщий характер инноваций.

Проектирование и механизм реализации педагогических нововведений. Субъекты инноваций в образовании. Коллективный субъект инноваций. Общество как субъект инноваций.

Тема 4. Теоретические основы инновационной деятельности учителя.

Педагог-инноватор – центральная фигура инновационного образования. Инновационная культура педагога и её духовно-нравственная составляющая. Методологические и методические знания педагогической инноватики как теоретическая основа генерации педагогических инноваций. Активность, инициативность, самопознание и саморазвитие педагога. Умения и способности, необходимые для инновационной педагогической деятельности. Факторы, препятствующие инновационной деятельности учителя.

Тема 5. Содержание, структура инновационной деятельности учителя. Мотивация учителя к инновационной деятельности.

Содержание инновационной деятельности учителя. Структура инновационной деятельности учителя и ее компоненты. Операционные компоненты инновационной деятельности учителя. Рефлексия как компонент инновационной деятельности учителя и ее виды.

Теоретическая и мотивационная готовность учителя к инновационной деятельности. Специфика мотивации учителя к инновационной деятельности. Психологические установки, барьеры, защиты и риски в инновационной деятельности учителя. Способы ограничения, блокирования и стимулирования инновационной деятельности учителя. Индивидуальный стиль инновационной деятельности учителя.

Тема 6. Инновационная деятельность школы.

Изменяющаяся среда школы и необходимость ее развития. Стили поведения школ в изменяющейся среде. Понятия «инновационные школы», «авторские школы» и «экспериментальные школы». Характеристики инновационных школ. Роль инновационных, авторских и экспериментальных школ в развитии инновационного движения учителей. Современные подходы к определению типов авторских школ. Общие черты авторских школ и специфика их инновационной деятельности. Сущность педагогических поисков в авторских школах. Тенденции развития авторских школ.

Экспериментальные школы, их виды и содержание деятельности. Организация деятельности экспериментальных школ как один из приоритетов государственной инновационной политики России. Назначение и виды экспериментальных школ (экспериментальные площадки, школы-лаборатории, авторские школы и т.д.). Цели и содержание деятельности экспериментальных школ. Роль и субъективная значимость педагогического эксперимента.

Группы школ в зависимости от преобладающего типа инноваций. Режимы жизнедеятельности школы. Развитие школы как инновационной системы (философия, политика, миссия школы).

Инновационные подходы к совершенствованию обучения. Нововведения на уровне дидактических идей и концепций. Нововведения в учебном процессе. Нововведения в содержании учебного курса.

Формы организации инновационной деятельности учителей. Оценка и выбор новшеств. Проблема з аимствования и авторской инновационной деятельности учителей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: