Г. Работа в материале (ДКТ)
Пара 13:10 – 14:40 лекция
Пара 14:50 - 16:20 практическое занятие
Левицкая В.А.
Мастерская «Декор костюма и текстиля»
Курс ДПИ-18
Тема 6. Верхняя женская и мужская одежда в народном костюме.
Основные вопросы:
1. Мужская верхняя одежда – свита, гугля, кафтан и т. д.
2. Прямокроенная и приталенная одежда.
3. Используемые ткани и материалы.
Задание: Составить подробное описание мужского костюма:
1.Сеитхалилова Гулизар - крымскотатарский мужской традиционный костюм;
2.Асаба Нияра - армянский мужской традиционный костюм;
3.Оприенко Таисия - казашский мужской традиционный костюм.
Лекциия 2. Мужская верхняя одежда у разных народов– свита, гугля, кафтан и т. д. Прямокроенная и приталенная одежда. Используемые ткани и материалы.
(26.03.20г.), 2 часа.
На формирование состава, покроя, особенностей орнаментации национального костюма оказывали влияния географическая среда и климатические условия, хозяйственный уклад и уровень развития производительных сил. Немаловажными факторами явились историко-социальные процессы, способствующие созданию особых форм одежды, значительна была роль местных культурных и религиозных традиций.
Мужская поясная одежда почти у всех народов представлена штанами разной длины, объема и кроя.
Поясная одежда изготавливалась только из натуральных тканей – это хлопок, лен, шерсть, шелк – однотонных, набивных в мелкий рисунок, полоски и клетки.
Богато украшалась различными видами вышитого и накладного декора
Силуэты и ткани, которые используются в народной одежде: натуральные хлопковые материалы, лен, шелковая ткань и шерстяная. Линии чаще струящиеся, свободные.
Мужская верхняя одежда – свита, гугля, кафтан, халат и т. д.
Верхняя мужская одежда у русских отличалась большим разнообразием в покрое. Это прилегающие наряды знати, кафтаны и зипуны, надеваемые при выходе в теплую погоду, а также второе верхнее платье, которое было необходимо в холод и в ненастье.
Слово кафтан проникло из тюркских языков. В русской письменности отражается с 1524 г. Кафтаны были общесословной одеждой, но шили их в зависимости от достатка из разного материала. Сермяжные предназначались крестьянам. Носили их почти одни мужчины, лишь в царской семье надевали и женщины. Как и многие другие типы верхней одежды, кафтан мог быть теплым или холодным, с тканевой подкладкой. На улицах в этой одежде появлялись только молодые. Пожилые носили или сразу два кафтана, холодный и теплый, или надевали поверх ферязь, охабень, шубу. У крестьян нижний кафтан был сермяжным, а верхний — шубным.
Традиционно кафтаны считаются долгополой, почти до пят одеждой. Однако мода на длину менялась: первоначально русский кафтан был коротким, а в восьмидесятых годах XVII в. у знати появляется долгополый, сделанный по иностранным образцам. Вот что писал модник в 1688 г. своему приятелю: «Кафтан я купил длинной для того, что ныне такие носят, а не короткие». Их еще называли китайскими или немецкими. А вот как характеризует иностранец традиционный русский кафтан в «Описании Московского государства», которое было обнаружено в Олонецкой губернии в конце прошлого века в составе сборника XVII в.: «Наверх надевают они уской кафтан (которым именем и турки свою одежду имянуют); и тот у них делается по колено с долгими рукавами, которые напереди уски, и те набирают на руки бором, у тех же кавтанов назади козыри или воротники зделаны». Таким образом, русский кафтан имел длину до колен или чуть выше, поскольку исподние кафтаны были немного короче теплых. Кстати, и Адам Олеарий, посетивший Московию в середине XVII в., описал его похожим образом: «На сорочку и штаны они надевают узкие одеяния вроде наших камзолов, только длинные, до колен, и с длинными рукавами. Это одеяние они называют кафтаны». В начале XVIII в. длина была определена более строго. В «Дворцовых разрядах» за 1700 г. записано: «Генваря в 4 день великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич указал: бояром и околничим, и думным, и ближним людем, всех чинов служилым, и приказным, и торговым людям и людям боярским на Москве и в городех носить платье венгерские кафтаны, верхние длиною по подвязку, а исподние короче верхних тем же подобием». Укороченная одежда облегающего покроя, надеваемая под вторую верхнюю одежду, именовалась полукафтаньем.
С кафтаном «неразлучен» зипун. Зипуны получили широкое распространение в конце XVI - начале XVII в. считают, чти само название пришло к нам из итальянского языка. Зипуны были мужской комнатной одеждой, узкой и укороченной, надеваемой поверх сорочки. Теплыми были и холодными. Была еще мужская комнатная одежда типа халата с завязками или пуговицами — армяк. Название перешло от тюркских народов в XV в. Он сразу стал всесословной одеждой, но чаще появлялся в гардеробах людей среднего и низшего сословия, а в XVIII в. превратился в крестьянское платье.
У восточных народов русские научились шить и носить чекмени. Чекмени были короткими, зауженными в талии. Надевали их поверх кафтана. Эта одежда значится в перечнях казачьего имущества и росписях восточных товаров с начала XVII в.
Привычный ныне халат наши предки тоже переняли у иноземцев. Его в XVII в. впервые привезли в Россию послы от восточных шахов и султанов в числе подарков царю. (Слово халат — турецкое). Но понадобилось еще два века, чтобы эта одежда стала у россиян каждодневной.
Были и другие наряды, привезенные из-за границы: дылея, абаб, кепа, зувень.
Практическая работа 26.03.20г. (2 часа)
Задание:
1. Изготовить лекала и произвести раскрой женского верхнего изделия.
2. Определить методы технологической обработки различных деталей одежды.
3. Выполнить декор на деталях изделия.
1.Сеитхалилова Гулизар - крымскотатарский женский традиционный костюм;
2.Асаба Нияра - армянский женский традиционный костюм;
3.Оприенко Таисия - казашский женский традиционный костюм.