По мере развития банка, роста объемов кредитных операций и количества банковских продуктов, изменения внешней среды меняются требования к организации и ведению кредитной работы, которая, по сути, красной нитью пронизывает всю деятельность банка, затрагивает многие его структурные подразделения. Поэтому для кредитных организаций в современных экономических условиях на важное место выходит работа по совершенствованию кредитного процесса.
Должна меняться методология кредитного процесса. Методология кредитного процесса и бизнес-процессы в многофилиальном банке часто различаются, несмотря на многочисленные итерации к сближению. Причины этих различий многообразны. Например, быстрое развитие банка, порождающее конфликты интересов, собственное понимание менеджерами разных уровней поставленных задач по достижению ключевых показателей, результаты внедрений автоматизированных систем и др. Различия в теории и практике кредитного процесса подтверждаются, в частности, выявляемыми многочисленными нарушениями в кредитной работе в ходе внешних и внутренних проверок.
Проблемы, с которыми сталкиваются коммерческие банки в кредитной работе, многообразны и зависят от специфики деятельности. Вместе с тем в число основных проблем кредитного процесса часто входят следующие:
· отсутствие четких планов развития кредитных операций в связи с низким уровнем корпоративного управления;
· жесткая регламентация процесса кредитования, не приводящая к ожидаемому росту качества портфеля;
· завышенный объем документов, требуемых для получения кредитов;
· неоправданно длительные сроки принятия решений, при этом не учитывающие всех возникающих рисков, размывающие ответственность за принятые решения;
|
· высокая себестоимость осуществления кредитных операций;
· низкий уровень предварительного, текущего, последующего внутреннего контроля кредитного процесса;
· слабая система управленческого учета в части кредитных операций;
· отсутствие современных автоматизированных решений и систем, соответствующих уровню поставленных задач, запланированным объемам кредитования;
· отсутствие достаточного количества специалистов, понимающих бизнес-процессы заемщиков, специфику их деятельности;
· низкий уровень сопровождения кредитов, приводящий к появлению просроченной задолженности;
· неэффективная работа с проблемными кредитами;
· наличие высокого риска мошенничества в филиалах и др.
Причины основных проблем кредитного процесса связаны с его сложностью и изначально присутствующими в нем противоречиями.
1. с одной стороны, необходимо обеспечивать быстрое наращивание кредитного портфеля для повышения доходности и конкурентоспособности деятельности, а с другой - снижать возросшие кредитные риски;
2. с одной стороны, необходимо идти навстречу клиенту, уменьшая количество необходимых для получения кредитов документов и сроки рассмотрения заявок на выдачу кредитов, а с другой - повышать качество и защищенность кредитного портфеля;
3. с одной стороны, необходимо оценивать финансовое состояние потенциального заемщика не по формальным критериям, а по сути, а с другой - снижать влияние человеческого фактора;
4. с одной стороны, необходимо повышать оперативность принимаемых решений, а с другой - обеспечивать их независимость и т.д.
|
Одной из причин проблем является неумение адекватно и оперативно реагировать на обострение перечисленных выше противоречий. В отдельных случаях попытки необдуманных быстрых решений могут приводить к перерегулированию или, другими словами, к шараханьям из стороны в сторону.
Проблема роста заключается в том, что действующая модель кредитного процесса банка постепенно по мере изменения системы управления банка, его организационной структуры, бизнес-процессов вынуждена подстраиваться под них, а подстраиваясь - терять первоначальную простоту и логичность. В результате, в частности, нормативные документы, описывающие методологию кредитного процесса, становятся все более объемными, перегруженными второстепенной информацией, плохо структурированными, все более трудными для понимания и применения в работе.
Риски, связанные с особенностью территорий, учитываются в кредитных моделях часто не в полном объеме. Например, если использование для этих целей варьирующихся процентных ставок и лимитов операций можно встретить достаточно часто, то дифференцированные подходы к процедурам формирования кредитных досье, сопровождения кредитов, осуществления внутреннего контроля встречаются гораздо реже.[12]
Отталкиваясь от стратегических целей и задач, разрабатывается, а в последующем корректируется кредитный процесс. Перед разработкой кредитного процесса необходимо, чтобы его ключевые подходы или принципы были зафиксированы в нормативных документах банка. Данные принципы должны являться прочным фундаментом для совершенствования кредитного процесса. Утвержденные принципы могут меняться в исключительных случаях, например в результате новых требований регулятивного органа, изменившейся стратегии развития банка, второй волны финансового кризиса.
|
В процессе совершенствования кредитного процесса важное место отводится обратной связи. В качестве обратной связи может использоваться следующая информация:
история заключенных кредитных сделок (т.е. накапливаемые и систематизируемые банком статистические данные);
данные анализа внешней среды, включая действия конкурентов в данном сегменте банковского бизнеса;
данные анализа внутренней деловой среды банка;
данные бухгалтерского учета, управленческого учета и отчетности по МСФО;
результаты проверок, проводимых внешними контролирующими органами;
несоответствия, выявляемые в ходе внутренних проверок и контрольных процедур.[13]
Данная обратная связь позволяет оперативно выявлять зоны повышенного риска, определять неотложные меры воздействия, оценивать их результативность.
В работе по совершенствованию кредитного процесса необходимо разработать такую модель, которая, базируясь на достижении стратегических целей и задач развития банка, удовлетворяла бы следующим основным критериям:
повышения надежности кредитного портфеля - важнейший критерий, который достигается в результате проведения сбалансированной кредитной политики, использования современной модели кредитования, надежных моделей оценки понесенных и ожидаемых потерь, современных систем оценки кредитоспособности заемщиков, эффективной системы внутреннего контроля, способствующей строгому соблюдению регламентов и процедур, совершенствования систем мотивации и стимулирования персонала;
повышения скорости принятия решений - не менее важный критерий, который достигается делегированием полномочий и ответственности в зависимости от размера кредитного риска, который зависит от суммы кредита, вида обеспечения, срока кредитования, валюты кредитования, места ведения бизнеса, места нахождения и вида залогов и др., внедрением современных автоматизированных систем принятия решений, использующих современные алгоритмы обработки информации. Достижение данного критерия также неразрывно связано и достигается управлением операционными рисками;
оптимизации требований к клиентам (включая перечень необходимых документов) - данный критерий тесно связан с предыдущим, он достигается за счет дифференцированного (гибкого) подхода к различным клиентам и предоставляемым им продуктам за счет умения оценивать риски, как следствие - запрашивать только необходимые документы. При этом требования к показателям кредитоспособности потенциальных заемщиков постоянно корректируются в зависимости от результатов анализа основных причин дефолтов по ранее выданным кредитам, за счет совершенствования предварительного контроля, работы с залогами, мониторинга финансового состояния клиентов;
снижения влияния «человеческого фактор» - обеспечивается путем принятия решений по кредитам с повышенным риском на коллективной основе, участия в процессе принятия решений независимых экспертов, применения автоматизированных систем, четкого документирования совершаемых сделок с целью повышения их прозрачности, развития систем контроля, использования психологической оценки работников, единолично принимающих решения о выдаче кредитов;
обеспечения независимости принимаемых решений - достигается, в частности, в результате разделения функций по принятию решений, использования независимых специалистов (контролеров) на местах, участвующих в кредитном процессе, использования коллегиальных форм принятия решений, передачи полномочий по принятию решений на более высокий уровень в зависимости от уровня риска;
повышения эффективности предварительного, текущего и последующего контроля - одним из эффективных способов решения данной задачи является совершенствование автоматизации кредитного процесса и других направлений банковской деятельности, совершенствование внутреннего контроля, процедур оценки рисков по всем клиентам банка. Автоматизированная система в части выполнения контрольных функций должна обеспечивать сбор информации о клиентах банка, выявление связанных сторон, возможность удаленной и скрытой диагностики процесса кредитования. При этом описываемая информационно-аналитическая система должна использоваться не только в процессе кредитования, но и в других бизнес-процессах, например при проведении операций с ценными бумагами, расчетно-кассовом обслуживании, в работе по противодействию операциям с денежными средствами, полученными незаконным путем, и др.;
снижения стоимости принятия решений - данный критерий тесно связан с критерием, рассмотренным выше, а именно скоростью принятия решений. Он также достигается делегированием полномочий и ответственности на более низкий уровень, автоматизацией процессов, использованием гибких подходов принятия решений на местах, при которых в определенных случаях допускается управляемое отступление от общих правил при условии выполнения определенных процедур.[14]
Под эффективностью, как правило, понимают достижение поставленных целей в заданные сроки с наименьшими затратами.
Для количественной оценки эффективности целевой модели кредитного процесса можно использовать следующие показатели:
1. процентную маржу - отношение чистых процентных доходов (процентные доходы за вычетом процентных расходов) к средней величине процентных активов (при условии, что не происходит резкого изменения структуры процентных активов и обязательств);
2. кредитную активность - отношение балансовой стоимости кредитного портфеля к общей величине активов, позволяет оценивать кредитную политику банка: агрессивная политика - коэффициент более 0,6, консервативная - менее 0,4;
3. отношение общей величины расходов по заработной плате работников, участвующих в кредитных операциях, к чистым процентным доходам, полученным от кредитной деятельности;
4. отношение процентных доходов к количеству работников, занятых в кредитном процессе.
Для количественной оценки качества кредитного процесса можно использовать следующие показатели:
· отношение резерва под обесценение кредитного портфеля к стоимости кредитного портфеля до вычета указанного резерва;
· отношение просроченной задолженности кредитного портфеля к стоимости кредитного портфеля до вычета резерва под обесценение;
· отношение просроченной задолженности кредитного портфеля к величине резерва под обесценение кредитного портфеля;
· изменение удельного веса просроченной задолженности в целом, а также в разрезе отдельных видов кредитных продуктов.
Таким образом, для крупных банков, наращивающих объемы кредитования, возникает насущная потребность в совершенствовании кредитного процесса, в том числе совершенствовании его методологии. Результатом этой работы должны являться разработка и внедрение обновленной (целевой) модели кредитного процесса. Методология кредитного процесса должна учитывать не только специфику кредитных продуктов (обусловленных, в частности, юридическим статусом заемщика, целью кредитования, сроком кредитования, видом обеспечения, валютой кредита, отраслью экономики, юридической формой оформления сделки), но и риски, связанные с особенностью территорий, в которых ведется кредитование.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Кредитные риски являются наиболее частой причиной банкротств банков, в связи с чем все регулирующие органы устанавливают стандарты по управлению кредитными рисками. Для защиты международных финансовых рынков ключевые стандарты прописаны также в международных соглашениях, которые направлены на унификацию национальных подходов к управлению кредитными рисками. Несмотря на инновации в секторе финансовых услуг, кредитный риск до сих пор остаётся основной причиной банковских проблем. Поэтому так важно совершенствовать систему кредитного процесса в банках.
Таким образом, регулирование банковского риска базируется не на оценке финансового положения заемщика, а на установлении определенного соотношения между суммами выданных кредитов и собственных средств самого банка, т. е. предполагается создание резервного потенциала у банков для покрытия возможных убытков в случае разорения клиентов.
Для крупных банков, наращивающих объемы кредитования, возникает насущная потребность в совершенствовании кредитного процесса, в том числе совершенствовании его методологии. Результатом этой работы должны являться разработка и внедрение обновленной (целевой) модели кредитного процесса. Методология кредитного процесса должна учитывать не только специфику кредитных продуктов (обусловленных, в частности, юридическим статусом заемщика, целью кредитования, сроком кредитования, видом обеспечения, валютой кредита, отраслью экономики, юридической формой оформления сделки), но и риски, связанные с особенностью территорий, в которых ведется кредитование.
Итак, цель данной курсовой работы можно считать достигнутой: выявлены проблем управления и методы снижения банковских рисков и изучены пути совершенствования процесса кредитования в банках.
Для достижения этой цели были решены следующие задачи: раскрыты понятие и виды банковских рисков; изучены проблемы управления рисками и с определение степени риска; проанализировано нормативно-правовое регулирование кредитной деятельности в банках; выявлены проблемы и пути совершенствования кредитного процесса в банке.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно- правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 05.02.2014 № 2 – ФКЗ) //Российская газета от 25 декабря 1993 г. № 237
2. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996 № 14 – ФЗ (ред. от 18.04.2018)// Российская газета. – № 23, 06.02.1996, № 24, 07.02.1996, № 25, 08.02.1996, № 27, 10.02.1996.
3. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86 – ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ред. от 28.11.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 31, ст. 2991.
4. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395 – 1«О банках и банковской деятельности» (ред. от 28.11.2018) // Российская газета. ̶ 10.02. 1990. − № 27.
5. Положение Банка России от 23.10.2017 № 611–П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери» (ред. от 26.07.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 28, ст. 2790.
Специальная литература:
6. Лаврушина О.И. Банковский менеджмент// М.: КНОРУС, 2015. - 560 с.
7. Тавасиев А.М. Банковское дело. Управление и технологии.//М: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 671 с.
8. Вайсбек, Е.Н. Особенности оценки кредитного риска в практике коммерческих банков / Е.Н. Вайсбек //М.: Финансы и кредит. 2014. –№ 24(600) – С. 57.
9. Галустьян К., Ильина А. Кредитные риски: механизмы оценки и пути снижения //М.: Банковское дело в Москве, 2015 – №12. – С. 12 – 17.
10. Семенов С.К. Деньги, кредит, банки. //М.: Экзамен, 2013. – 448 с.
11. Лаврушина, О.И. Банковские риски: учебн. пособие / под ред. проф. О. И. Лаврушина, проф. Н.И. Валенцевой// М.: Кнорус, 2014. – 254 с.
12. Белоглазова Н.О, Кроливецкая Л.П. Банковское дело//М.: Финансы и статистика. 2015. – 67 c.
13. Суханов М.П. Деньги, кредит, банки //М.: Теис. – 2014. – 312 с.
Интернет– ресурсы:
14. Проект Федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации» // Федеральный портал проектов нормативных правовых актов: [сайт]. URL: regulatio№.gov.ru / (дата обращения 08.12.2018 г.).
[1] Суханов М.П. Деньги, кредит, банки //М.: Теис. – 2014. – 312 с.
[2] Вайсбек, Е.Н. Особенности оценки кредитного риска в практике коммерческих банков / Е.Н. Вайсбек //М.: Финансы и кредит. 2014. –№ 24(600) – С. 57.
[3] Семенов С.К. Деньги, кредит, банки. //М.: Экзамен, 2013. – 448 с.
[4] Галустьян К., Ильина А. Кредитные риски: механизмы оценки и пути снижения //М.: Банковское дело в Москве, 2015 – №12. – С. 12 – 17.
[5] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 05.02.2014 № 2 – ФКЗ) //Российская газета от 25 декабря 1993 г. № 237
[6] Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996 № 14 – ФЗ (ред. от 18.04.2018)// Российская газета. – № 23, 06.02.1996, № 24, 07.02.1996, № 25, 08.02.1996, № 27, 10.02.1996.
[7] Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86 – ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ред. от 28.11.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 31, ст. 2991.
[8] Лаврушина, О.И. Банковские риски: учебное. пособие / под ред. проф. О. И. Лаврушина, проф. Н.И. Валенцевой// М.: КНОРУС, 2014. – С. 234.
[9] Федеральный закон от 02.12.1990 № 395–1«О банках и банковской деятельности» (ред. от 28.11.2018) // Российская газета. ̶ 10.02. 1990. − № 27.
[10] Положение Банка России от 23.10.2017 № 611–П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери» (ред. от 26.07.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 28, ст. 2790.
[11] Проект Федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации» // Федеральный
портал проектов нормативных правовых актов: [сайт]. URL: regulatio№.gov.ru / (дата обращения 08.12.2018 г.).
[12] Тавасиев А.М. Банковское дело. Управление и технологии.//М: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 671 с.
[13] Белоглазова Н.О, Кроливецкая Л.П. Банковское дело//М.: Финансы и статистика. 2015. – 67 c.
[14] Лаврушина О.И. Банковский менеджмент// М.: КНОРУС, 2015. - 560 с.