МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ




1. Методика преподавания истории и дидактика истории. Актуальные проблемы современной МПИ. Связь с другими учебными дисциплинами.

Ø Практическое задание. Приведите примеры постановки и решения воспитательных задач на уроках истории. Сделайте вывод о воспитательной роли истории.

2. Развитие историко-методической мысли в России. Использование прошлого опыта в современной школе.

Ø Практическое задание. Приведите примеры использования «метода Гартвига» или «реального метода» Стасюлевича в обучении истории.

3. Цели и задачи современного исторического образования. Моделирование учебного процесса на основе государственного образовательного стандарта и вариативных программ по истории.

Ø Практическое задание. Сравните стандарты школьного исторического образования в России и других странах (на выбор). Критерии для сравнения определите самостоятельно.

4. Содержание и структура школьного исторического образования. Методические основы преподавания истории в I и II концентрах.

Ø Практическое задание. На примере изучения темы «Отечественная война 1812 г.» покажите особенности преподавания истории в I и II концентрах (цели, количество часов, отбор содержания, соотношения фактов и теории, приемы и формы преподавания).

5. Основные проблемы преподавания школьного курса Отечественной истории: цели, содержание, структура курса, варианты программ, учебники.

Ø Практическое задание. Проанализируйте линейный и концентрический варианты построения школьного курса истории, определите их достоинства и недостатки. Сторонником какой системы Вы являетесь и почему?

6. Основные проблемы преподавания курса Всеобщей истории в школе: цели, содержание, структура курса, варианты программ, учебники.

Ø Практическое задание. На примере изучения темы «первая мировая война» покажите приемы установления межкурсовых связей на уроках истории, объясните, какую роль играют межпредметные и межкурсовые связи в обучении.

7. Система подготовки учителя к преподаванию истории и к уроку. Целевая установка урока.

Ø Практическое задание. Сформулируйте три варианта целевой установки урока на тему «Россия при Петре I» (7 кл.) Объясните, каким образом целевая установка определяет методический вариант урока.

8. Дидактическая система методов, приемов, средств обучения истории. Классификация методов обучения. Критерии выбора методов обучения.

Ø Практическое задание. Проанализируйте предложенный вам конспект урока. Какие методы и приемы обучения использует автор? Оцените их результативность, соответствие целям и содержанию урока.

9. Роль исторических фактов и представлений в обучении истории. Методика создания исторических представлений у школьников.

Ø Практическое задание. На примере фрагмента урока «Россия в царствование Екатерины II» (10 кл.), покажите, как на основе текста учебника можно учить школьников различать факты и их интерпретации. Объясните, как это умение способствует развитию критического мышления учащихся.

10. Развитие у учащихся представлений об историческом времени. Приемы формирования хронологических умений учащихся 5-9 кл.

Ø Практическое задание. Предложите вариант урока для 5 кл. «Счет лет в истории», включающий познавательные задачи на понимание прямого и обратного счета лет.

11. Развитие пространственных представлений у учащихся. Приемы работы с историческими картами.

Ø Практическое задание. Предложите варианты заданий для школьников, рассчитанных на умение локализовать историческое событие по карте, сопровождать показ по карте словесным описанием, анализировать содержание исторической карты, решать проблемные задачи по карте, сравнивать содержание 2-х карт.

12. Роль исторических понятий в обучении истории. Классификация исторических понятий. Методические приемы и средства изучения понятий.

Ø Практическое задание. Показать фрагмент урока по истории России для 7 кл. «Государственный строй России в XVII в.», где формируется понятие «сословно-представительная монархия» (индуктивным и дедуктивным способами).

13. Функции и значение устной речи в процессе обучения истории. Классификация приемов устного обучения. Требования к изложению материала и речи учителя на уроке.

Ø Практическое задание. Составьте различные варианты рассказа о восстании древлян и мети княгини Ольги древлянам: рассказ, содержащий одобрение действий Ольги, осуждение ее действий и рассказ, не содержащий оценочных суждений. Должен ли учитель высказывать собственное отношение к изучаемым проблемам? Каким образом это следует делать?

14. Функции и значение наглядного обучения истории. Классификация наглядных средств обучения. Критерии отбора наглядных средств к уроку.

Ø Практическое задание. Покажите фрагмент урока для II концентра с использованием карикатур и плакатов как исторического источника. В чем специфика работы с данными видами источников на уроках? Какие умения у школьников развиваются при этом?

15. Условно-графическая наглядность в обучении истории, ее значение. Правила работы с условно-графическими средствами наглядного обучения.

Ø Практическое задание. Покажите фрагмент урока с использованием мелового рисунка, схемы, графика, диаграммы. Объясните, какие знания формируются у школьников с помощью условно-графических средств обучения.

16. Изобразительные средства наглядного обучения, их значение. Методические приемы работы с изобразительной наглядностью в обучении истории.

Ø Практическое задание. Покажите фрагменты урока с использованием картины В.И. Сурикова «Утро стрелецкой казни» - в качестве «завязки» урока, иллюстрации изложения учителя, исторического источника.

17. Школьные учебники истории, их функции. Требования к учебнику. Учебники «нового поколения». Мультимедийные учебники. Приемы работы с учебником на уроке.

Ø Практическое задание. Проанализируйте и сравните текст и методический аппарат учебников – Ф. Михайловского «История древнего мира» и А. Вигасина «История древнего мира». Какой из учебников Вы выбрали бы для работы и почему?

18. Использование исторических источников в обучении. Виды источников. Правила и приемы работы с различными видами источников (письменные, наглядные, вещественные источники, «устная» история).

Ø Практическое задание. Приведите фрагмент урока для II концентра, когда работа с историческими источниками будет основана на принципе «мультиперспективности». Объясните, какие цели обучения истории при этом реализуются.

19. Урок истории. Проблема типологии уроков истории. Современные требования к уроку. Общая методика урока.

Ø Практическое задание. Ролевая игра на уроке истории. «Встреча «большой тройки» в годы II мировой войны» в 11 кл. Объясните, какие социальные качества, развивают у школьников ролевые игры?

20. Урок – школьная лекция по истории в 10-11 кл.

Ø Практическое задание. Разработайте развернутый план лекции по теме «Россия в царствование Николая I» для 10 кл.: цель, эпиграф, план, основное содержание каждого вопроса, приемы изложения, средства конкретизации материала, выводы по каждому вопросу, общий вывод по лекции.

21. Урок – семинар по истории в 10-11кл.

Ø Практическое задание. Разработайте план урока-семинара по теме «Великие реформы 60-70-х гг.»: цель, эпиграф, план, задания для учащихся, проблемные вопросы, вопросы для дискуссии, приемы изучения каждого вопроса, выводы по теме семинара.

22. Урок – лабораторное занятие и урок – практикум по истории в 10-11кл.

Ø Практическое задание. Раскройте технологию дебатов в обучении истории. Приведите несколько тем для дебатов и собственную аргументацию выдвинутых тезисов. Сделайте вывод о значении использования данной технологии в обучении.

23. Организация повторения и проверки результатов обучения истории. Оценивание и учет результатов обучения. Подготовка школьников к итоговой аттестации (ЕГЭ) по истории.

Ø Практическое задание. Предложите примеры разноуровневых заданий для учащихся по теме «СССР во 2 пол. 60-х – н. 80-х гг. XX в. «Застой»». Объясните систему оценивания выполненных заданий.

24. Проблемность в обучении истории.

Ø Практическое задание. Создайте варианты проблемных ситуаций на уроке истории различными способами. Объясните достоинства и недостатки проблемного обучения.

25. Понятие о педагогической технологии. Современные педагогические технологии в обучении истории (привести 2-3 примера).

Ø Практическое задание. Приведите пример использования проектной технологии в обучении истории: тема, цель, вид проекта, разработка проекта, презентация, оценка выполнения проекта. Сделайте вывод о роли проектной технологии в обучении истории.

26. Методы стимулирования и активизации познавательной деятельности учащихся в обучении истории. Развитие познавательных интересов учащихся.

Ø Практическое задание. Разработайте варианты использования художественной литературы на уроках истории. Определите, какое значение имеет художественная литература в обучении истории.

27. Учитель истории.

Ø Практическое задание. Приведите примеры использования «технологии сотрудничества» в обучении истории.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: