Поэтика, герои, композиция, идея




По жанру повесть «Ася» можно отнести к любовным новеллам. Сюжет «Аси» прост: некий господин знакомится с девушкой, влюбляется в нее, грезит о сча­стье, но сразу не решается предложить ей руку, а решившись, узнает, что де­вушка уехала, навсегда исчезнув из его жизни.

Причиной несостоявшегося счастья молодых людей являются колебания, сомнения, малодушие, отсутствие цельности главных героев. Таким образом, предметом интереса и исследования для писателя становятся именно харак­теры героев.

С точки зрения автора, особенности психологии и жизненной позиции героев «Аси» — Гагина и Н. Н. — характеризуют нравственное состояние современ­ного общества, в частности современного дворянства, рисуют духовный портрет русского человека.

Писатель дает Гагину такую характеристику: «Это была прямо русская душа, правдивая, честная, простая, но, к сожалению, немного вялая...»

Гагин ищет применение своим силам и талантам: он пытается заниматься живописью, однако ни один из его этюдов не закончен (хотя в них «много жиз­ни и правды»). Гагин объясняет это отсутствием дисциплины, «проклятой сла­вянской распущенностью». Но, возможно, причина в другом: в неспособности доводить начатое до конца, в некоторой лености, в склонности подменять дела разговорами. Эти черты свойственны и Гагину, и главному герою.

Героиня повести Ася противопоставлена героям-мужчинам: она наделена бо­гатым душевным миром, тонким чувством прекрасного в природе, искусстве. В ней нет ничего, что было бы так же, как в мужчинах, не доведено до конца, «вполовину». Ася не похожа на Гагина. В отличие от брата, которому, по заме­чанию рассказчика, не хватало «цепкости и внутреннего жара», у нее ни одно чувство не было «вполовину». Характер девушки во многом объясняется ее судь­бой. Ася болезненно воспринимает свое ложное положение внебрачной барской дочери. Она очень нервна, ранима, особенно в том, что может задеть ее гордость.

В герое-рассказчике Н. Н. есть много общего с Гагиным. Его любовь к Асе по­хожа на незаконченные этюды Гагина: в них слишком много колебаний, сомне­ний, страха ответственности. В его чувствах нет цельности и определенности. Любые сомнения могут уничтожить его чувства: вначале Н. Н., очарованный Асей, мучится подозрением, что она не сестра Гагину. Когда он узнает историю Аси, ее образ озаряется для него «пленительным светом». В этих его пережи­ваниях — сплошные крайности. На прямой вопрос Асиного брата: «Но... ведь вы не женитесь на ней?» — он не может ответить, находясь в замешательстве.

Герой малодушничает, его пугает «неизбежность... решения». Но самое ужас­ное, что он не уверен в том, что готов связать с этой девушкой свою жизнь. Осознав свою потерю, впоследствии он горько пожалеет о своем отказе взять на себя ответственность.

Сцена свидания Н. Н. с Асей — кульминационный момент в повествовании. Н. Н. не может сказать слова, которых ждет от него влюбленная девушка: в решаю­щий момент жизни герой оказался неспособным на нравственное усилие.

Содержание «Аси» — не только психологическое исследование определенного социального явления. В повести также звучит «вечный вопрос»: проблема ис­тинных и ложных ценностей.

Ф. И. Тютчев. Стихотворения «С поляны коршун поднялся...», «Есть в осени первоначальной...», «Весенняя гроза»,

«Еще шумел веселый день...», «Чародейкою-зимою...»

Тютчев Федор Иванович (1803—1873)

...Как сердцу высказать себя?..

Ф. И. Тютчев

Федор Иванович Тютчев родился 5 декабря 1803 года в родовой усадьбе Ов- стуг Орловской губернии. Родители дали ему хорошее домашнее образование, обеспечив дальнейшее развитие: уже в 14 лет Тютчев в качестве вольнослуша­теля посещает лекции на историко-филологическом факультете в Московском университете, затем становится студентом этого университета.

Затем Тютчев поступает на службу в Государственную коллегию иностран­ных дел и отправляется в Мюнхен в качестве внештатного атташе Российской дипломатической миссии.

Вся последующая жизнь Тютчева связана с дипломатической деятельностью, главным образом, в Германии. Тютчев мог сделать на этом поприще прекрасную карьеру, потому что обладал выдающимся умом и блестящими знаниями. Но в его характере не было амбициозности. К тому же главным делом его жизни все же оказалась не служба, а поэзия, которую он долгое время рассматривал только как увлечение.

Пробыв на государственной службе около 20 лет, Тютчев вернулся в Рос­сию. Несмотря на то что его литературный дебют состоялся довольно рано (еще в пушкинском «Современнике» публиковались произведения тогда еще никому не известного поэта), литературная слава пришла к нему поздно — в 47 лет. Некрасов сопроводил публикацию 24 стихотворений в «Современнике» своей статьей. К Тютчеву пришло признание.

Поэтическое наследие Тютчева невелико — около 300 стихотворений. Но их глубина и мастерство делает Тютчева одним из самых замечательных поэтов золотого века русской литературы.

Среди тютчевских стихотворений есть настоящие шедевры философской, а также любовной лирики. Особенное место в наследии поэта занимает так на­зываемый «денисьевский цикл» стихотворений, возникший вследствие драма­тических событий в жизни поэта. Уже немолодым человеком, будучи женатым, Тютчев полюбил юную женщину. «Беззаконные» в глазах света отношения не­молодого поэта с ровесницей его дочери продолжались в течение четырнадцати лет и имели трагические последствия: от Елены Денисьевой, возлюбленной Тют­чева, отвернулись родные, ее не принимали в свете, положение ее, виновником которого считал себя поэт, становилось все невыносимее. Не выдержав испыта­ний, возлюбленная Тютчева умерла. Он тяжело переживал эту утрату.

Тютчев скончался 15 июля 1873 года.

«Есть в осени первоначальной...»

Время написания

Стихотворение написано в 1857 году.

Тема

В стихотворении дано созерцательное изображение ранней осени. Ф. И. Тютчев с необыкновенной точностью передает прозрачную ясность и кратковременность ранних осенних дней. Картины и образы этого стихотворения глубоко эмоциональны.

Главная мысль (идея)

Природа прекрасна, вечна, величественна, таинственна. Но человек — часть этого мира. Он находится как бы в двух измерениях: внутри природы, живя в ней, и будучи способным увидеть мир как космос, осознавая свое место и предназначение.

Созерцая эту осень, лирический герой наполняется ощущением времени, текущим сквозь него, и в то же время вечности, в которой он пребывает.

Поэтика

Жанр стихотворения — элегия, в нем есть философская направленность, мотив прощания, ухода.

Стихотворный метр — пяти- и шестистопный ямб, система рифмовки перекрестная, с чередованием мужских и женских рифм. Эта форма придает определенную мелодичность и меланхолический ритм стихотворению.

В стихотворении дано поэтическое изображение ранней осени. Первая строфа стихотворения представляет собой небольшую экспозицию:

Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

С осенью всегда в поэзии связан мотив завершения определенного жизненного цикла природы. Тютчев выделяет в осени особый период — первоначальный. Именно в это время природа стоит как бы на грани расцвета своей красоты и неизбежности скорого увядания.

Мотив угасания красоты и в то же время проявление ее в этот последний миг перед исчезновением во всей мощи — один из важных мотивов лирики Тютчева.

В этой поэтической картине очень важны эпитеты «хрустальный», «лучезарный». Они создают ощущение наполненности картины воздухом, простором, покоем.

Взгляд поэта движется как бы сверху вниз, переходя от общего широкого плана к взгляду на конкретные детали: на землю, на пашню, на оставшиеся редкие колосья, на паутину. Затем взгляд снова поднимается — в небо, в «чистую лазурь». Так в стихотворении проявляется излюбленная черта поэтики Тютчева — подчеркивание вертикальных координат художественного пространства. В мировоззрении поэта этот прием связан с идеей перехода от земной жизни к бессмертию, от земли к небу.

Во второй строфе поэт подчеркивает, что к осени заканчивается сбор урожая:

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все.

От обобщенной картины сбора урожая поэт переходит к изображению тончай­шей художественной детали:

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

И это не только точно подмеченная примета. Эта последняя, самая мелкая деталь служит восприятию всей огромности мира, словно помогая обнять его целиком.

В этих строках дана картина завершенности земледельческих работ, осозна­ние важности их итогов — есть ощущение покоя и завершения некого жизнен­ного цикла.

В первой строфе строчка «И лучезарны вечера» подчеркивает мотив света, который поддерживается дальнейшим строем стихотворения. Простор и пустота вызывают у лирического героя светлую печаль. Хрупкая красота мира природы заставляет лирического героя застывать в бесконечном созерцании:

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле.

Природа в этом стихотворении Тютчева выполняет функцию гармонизирую­щего начала.

«...С поляны коршун поднялся...»

Время написания

Стихотворение написано в 1835 году.

Тема

Человек для Ф. И. Тютчева такая же тайна, как и природа. В этом стихотво­рении поэт разрешает вопрос о соотношении природы и человека.

Главная мысль (идея)

Человек выделен из природы благодаря тому, что он наделен разумом. В сти­хотворении Тютчева человеческая мысль неудержимо стремится постичь неиз­веданное, однако ей никак невозможно выйти за пределы «земного круга». Для разума человека есть граница, предопределенная и неизбежная. Вид коршуна, поднявшегося с поля и исчезнувшего в небе, наводит поэта на такие думы:

Природа-мать ему дала

Два мощных, два живых крыла —

А я здесь в поте и в пыли,

Я, царь земли, прирос к земли!...

Поэтика

Жанр стихотворения — элегия. Стихотворный метр — четырехстопный ямб, система рифмовки — параллельная, рифмы мужские.

Поэт рисует полет коршуна, который устремился к небу. Звучание первой строфы стихотворения плавно, свободно, размеренно. Поэт стремится передать величие и гармонию картины. Речь как бы замедляется, течет плавно, широко. Коршун воспринимается как органическая часть природы.

Архаическая форма слова «дале» придает тексту приподнятость, торжественность.

Согласно образной системе Тютчева, первая строфа дает общий план. Про­странство расширяется вместе с полетом коршуна. В этом изображении присут­ствует завершенность: коршун ушел.

Во второй строфе уже нет изображения реального мира. Ее содержание свя­зано с размышлениями лирического героя, который сопоставляет человека и мощную птицу. Этот принцип параллелизма — излюбленный прием Тютчева.

Общий план сменяется крупным планом: мы видим два мощных крыла кор­шуна, но его самого уже нет — он уже ушел за небосклон. Человек и птица про­тивопоставлены — это можно интонационно выделить долгой паузой на месте знака тире. Мощь и величие птицы подчеркивается и синтаксическим удвоени­ем: «два мощных, два живых крыла».

В следующих строчках звучит сожаление лирического героя о человеке, кото­рый лишен крыльев, лишен полета и вынужден жить на земле «в поте и в пыли».

В последней строчке присутствует внутреннее противопоставление. Чело­век — «царь земли», но именно поэтому он «прирос к земли» и не может ле­тать, не может слиться с природой, как птица. Употребление в последнем стихе архаической формы «к земли» подчеркивает извечную и неизменную слабость человека в сравнении с могуществом природы.

«Люблю грозу в начале мая...»

Время написания

Стихотворение написано в 1828 году, доработано в начале 1850-х годов.

Тема

В стихотворении передано дыхание «настоящего, счастливого» майского дня. Стихотворение построено в виде монолога лирического героя, который лю­буется игрой молодого грома, говорящем о торжественном шествии весны, зада­вая всему живому радостный, мажорный тон.

Главная мысль (идея)

Природа — часть космоса, где царит гармония и порядок, и весенняя гроза воспринимается нами как живая, очищающая стихия, многоголосый оркестр, управляемый невидимым дирижером. Сияние и свет, которым наполнено худо­жественное пространство, символизируют начало, объединяющее мир.

Поэтика

Жанр стихотворения — пейзажная зарисовка, элегия. Стихотворение напи­сано пяти- и четырехстопным ямбом, система рифмовки — перекрестная, с че­редованием мужских и женских рифм, за счет которого достигается легкость стихотворения.

Картина весенней грозы у Тютчева представлена великолепными деталями («первый гром», «раскаты молодые», «поток проворный», «шум нагорный»), насыщена красками («небо голубое», «солнце нити золотит») и звуками («гром грохочет», «гремят раскаты»). При помощи инверсии поэт выделяет наиболее значимые в смысловом отношении слова.

Стихотворение передает ощущение грозы не только зримыми, но и звучащи­ми образами. Аллитерации «г» и «р» помогают услышать звуки грозы, множе­ство сонорных согласных делают произведение мелодичным и музыкальным.

Употребление мифологических образов (Геба — богиня вечной юности, разно­сившая богам нектар, Зевесов орел — символ верховного бога) как бы припод­нимает звучание, придает стихотворению праздничную торжественность.

В стихотворении много ярких метафор, олицетворений, эпитетов («повисли перлы дождевые», «громокипящий кубок», «гром резвится и играет»), которые делают образы яркими, зримыми, придают речи красочность и выразительность.

Множество глаголов подчеркивают энергию движения, развитие жизни, ве­личие и значимость происходящего в природе. По мнению Тютчева, мир весен­ней природы («гам лесной», «птичий гам», «шум нагорный», «звуки проворно­го потока») — это воплощение идеальной светлой чистоты. Поэт наслаждается этой чистотой и искренне признается в своих чувствах: «Люблю...»

 

«Еще шумел веселый день...»

Время написания

Стихотворение Тютчев написал в 1829 году, доработав его в 1851 году.

Тема

В стихотворении говорится о соотношении дня и ночи, об их смене, о значе­нии этой смены в жизни человека. Эта тема присутствует во многих стихотво­рениях поэта.

Главная мысль (идея)

Человек в поэтическом мире Тютчева одинок и в сиянии дня, и во мраке но­чи. Бездны разверзаются между человеком и природой. Неопределенность окру­жает человека.

Поэтика

Жанр стихотворения — элегия. Стихотворный метр — четырех- и пяти­стопный ямб, система рифмовки — перекрестная, с чередованием мужских и женских рифм.

Стихотворение начинается со слова «Еще...» и с описания «дневного мира»:

Еще шумел веселый день,

Толпами улица блистала,

И облаков вечерних тень

По светлым кровлям пролетала...

Но неминуемо наступление «уже...»: день — это всегда лишь покров над безд­ной безымянной, это сон, от которого происходит пробуждение в ночь, в бездну. Образ дня-покрова, который присутствует во многих «ночных» стихотворениях поэта, сменяется образом ночи-покрова. И является мир ночи, молчания, неясных теней и звуков:

Затих повсюду шум и гам,

И воцарилося молчанье —

Ходили тени по стенам

И полусонное мерцанье.

Ночной покров несет успокоение для измученной души, для человека, который ощущает себя «обломком старых поколений», «пережившим свой век». Поэт понимает, что смена дня и ночи неизбежна, что на смену старому, «вчерашнему» уже спешит новое, пробудившееся от «благодатного сна».

Поэт метафорически изображает луну, не называя ее — только обозначая: светило, и кажется, это взгляд самой ночи, взгляд «оттуда»:

Украдкою в мое окно

Глядело бледное светило,

И мне казалось, что оно

Мою дремоту сторожило.

В последней строфе мотив торжества ночи, царства теней звучит еще явственней:

И мне казалось, что меня

Какой-то миротворный гений

Из пышно-золотого дня

Увлек, незримый, в царство теней.

В стихотворении много слов со значением зыбкости, неопределенности (строй невнятный, странное пробужденье, тени по стенам, полусонное мерцанье, какой- то миротворный гений), дважды повторено слово «казалось».

Поэт употребляет множество выразительных эпитетов, часто это сложные прилагательные: жизни благодатной, строй стозвучный, шумный и невнятный, полусонное мерцанье, бледное светило, миротворный гений, из пышно-золотого дня...

Такая поэтическая лексика усиливает ощущение двойственности описыва­емого Тютчевым мира, его противоречивости и единства.

Основной прием стихотворения — антитеза, контраст.

«Чародейкою Зимою...»

Время написания

Стихотворение написано 31 декабря 1852 года.

Тема

Тема этого стихотворения — восхищение зимним лесом, его красотой.

Главная мысль (идея)

Зимний лес стоит, очарованный волшебным сном. Когда солнце касается его своими лучами, лес вспыхивает и сияет «ослепительной красой». Эта удивительная красота и есть свидетельство гармонии мира.

Поэтика

Жанр стихотворения — пейзажная зарисовка, элегия. Стихотворный размер — четырехстопный хорей, в строфе — пять строчек, система рифмовки — АЬААЬ, с чередованием женских и мужских рифм.

Поэт употребляет в стихотворении множество поэтических приемов:

эпитеты (снежная бахрома, чудная жизнь, волшебный сон, зимнее солн­це, ослепительная краса);

сравнения (зима-чародейка);

метафоры (цепью пуховой, не мертвец, не живой лес);

олицетворения (околдован зимою, вспыхнет лес).

В «действиях», в картинах зимы не раз подчеркнуто волшебство: «чародей­ка», «околдован», «чудная жизнь», «волшебный сон». Это придает сказочность описываемой картине.

В отличие от многих других «пейзажных» стихотворений Тютчева, в этом стихотворении нет напряженного противопоставления человеческого мира и мира природы. Стихотворение гармонично и цельно.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: