Системы управления контентом




Системы управления контентом

(405)39`2003

Автор: Сергей Хабаров

21.10.2003

ИС

Управление - функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей.

Большой энциклопедический словарь

Сегодня интернет является важнейшим инструментом ведения бизнеса, позволяющим существенно оптимизировать взаимоотношения бизнес-партнеров. Поэтому управление Web-контентом становится первостепенной задачей для повышения эффективности бизнеса. Требуются тщательные планирование и проработка этого процесса, а своевременное и оперативное обновление информационного наполнения ресурса играет одну из главных ролей в успехе компании.

Совсем недавно вышеизложенные задачи решались только специально подготовленным квалифицированным персоналом, знающим языки разметки, но в настоящее время ситуация в корне меняется. Управление контентом, некогда бывшее прерогативой программистов, переходит в руки редакторов, менеджеров, маркетологов - людей, не имеющих специальной подготовки. Этому немало способствует появление программного обеспечения, с помощью которого мы можем наполнять информацией Web-страницы, не задумываясь над тонкостями HTML-верстки.

Предпосылки

Системы управления контентом - наследники средств авторской работы над созданием и развитием сайтов (т. е. визуального редактирования документов и поддержки их структуры) - FrontPage, DreamViewer, PageMill, HomeSite и др. С их помощью можно было легко создавать и модифицировать информационное наполнение, не обладая специальной квалификацией. Но по ряду причин такие системы перестают удовлетворять растущие потребности бизнеса. Анализ этих причин нужно начать с рассмотрения двух основных видов сайтов, встречающихся сейчас в Интернете, - статических и динамических.

Статические сайты

При создании такого вида сайтов специалисты пишут в HTML-формате каждую страницу в отдельности. Однако эти сайты дороги в эксплуатации и не обеспечивают должной гибкости.

Это обусловлено несколькими факторами. Во-первых, смешение дизайна и контента. Как следствие, затруднено редактирование и обновление информационного наполнения, что в свою очередь влечет за собой верстку новых страниц и изменение дизайна, так как очень часто они переплетены большим количеством взаимных ссылок.

Во-вторых, трудность поддержки пользователей. Развитие электронного бизнеса обуславливает необходимость принятия всех мер для привлечения потенциальных клиентов к своему ресурсу.

Наконец, третий (он же основополагающий) фактор - невозможность поддержки бизнес-процессов. Высокие темпы развития сетевых технологий и взаимодействие сетей предприятий приводят к использованию Web-ориентированных решений во внутренней сети предприятия (intranet), с одной стороны, и к взаимодействию на их основе с внешними партнерами (extranet) - с другой.

Примеров использования таких решений в настоящее время очень много. Это Интернет-магазины, где посетитель формирует заказ и хочет видеть динамику его выполнения, онлайновые издания, где материал до публикации проходит несколько стадий - общение с редактором, правку, возвращение автору и т. д. Другими словами, поддержка бизнес-процессов на базе статических сайтов неэффективна и крайне сложна в реализации.

Динамические сайты

Динамические сайты не хранят Web-страницы целиком, а формируют их на лету, по мере обращения к ним пользователя. Вся информация хранится в базе данных, а программы, написанные с использованием языков ASP, PHP, Perl и т. д., генерируют из базы данных HTML-страницы.

Основное отличие динамических сайтов от статических заключается в разделении дизайна и контента. Их несомненное преимущество состоит в возможности привлечения не имеющего специальной подготовки персонала для публикации и обновления контента.

На базе сайтов этого типа наиболее гибко реализуется поддержка пользователей, которая с точки зрения сетевого ресурса подразумевает под собой следующие сервисы и функции:

· регистрацию и аутентификацию - подтверждение достоверности имени пользователя;

· персонализацию - хранение настроек для каждого пользователя;

· возможность общения - разного рода форумы, гостевые книги, комментарии;

· интеграцию со средствами электронной переписки - подписка на новостные блоки, ответы на вопросы.

На основе статических сайтов вся эта функциональность реализована быть не может. Поэтому крупных Web-ориентированных решений на базе статических сайтов сейчас уже не встретишь.

В свою очередь, динамические сайты сложны и дороги в разработке, постановка задачи требует высокой квалификации, к тому же после выполнения заказа часто проявляются неучтенные мелочи, которые могут возникнуть как из-за недоработки программиста, так и из-за смены маркетинговой стратегии предприятия. А при изменении дизайна и структуры сайта количество проблем сразу возрастает и влечет за собой неоправданные затраты.

С другой стороны, нельзя отрицать и того, что при верно поставленной задаче и дальновидной политике динамические сайты наиболее гибки в использовании, недороги в сопровождении и являются мощным инструментом для поддержки бизнес-процессов.

Системы управления контентом

Появившиеся на рынке информационных технологий системы управления контентом (Content Management System - CMS) позволили найти компромисс между низкой гибкостью статических и высокой стоимостью динамических сайтов и в результате повысить управляемость и снизить затраты на администрирование ресурса.

Система управления контентом - это автоматизированный редакторский комплекс, служащий для управления содержанием и структурой Интернет-ресурса в онлайновом режиме. На практике это означает, что любой, даже незнакомый с информационными технологиями пользователь может совершенно самостоятельно управлять содержанием сайта, не прибегая при этом к услугам профессионалов. За счет ограничений, накладываемых на логическую структуру контента, на дизайн и функциональные возможности создаваемых динамических сайтов, при использовании таких систем радикально снижается трудоемкость разработки и поддержки.

Рынок систем управления контентом сравнительно молод, но уже успел занять свою нишу в сфере сайтопостроения. Разработчики контент-систем предлагают своим клиентам продукцию разного уровня сложности в зависимости от объемов фирмы, рода деятельности, количества информации, обслуживающего персонала, максимальной пропускной способности и т. д. Различается и структура систем.

Стоит заметить, что какой бы сложной ни была система, разработчики ориентируются на некоторые общие принципы, в основе которых лежит представление о жизненном цикле контента.

Поддержка разработки контента по сути дела является одним из ключевых компонентов таких программных продуктов. Именно с разработки начинается жизненный цикл любого материала, публикуемого на сайте: ведутся работы по его созданию, редактированию и утверждению контента, а роль системы заключается в автоматизации этих процессов, поддержке совместной работы авторов, редакторов, программистов и менеджеров.

Достижение поставленных целей осуществляется благодаря разделению контента и дизайна. Все компоненты сайта, включая шаблоны и наполнение, хранятся в определенных местах хранилища данных. Система же автоматически обращается в нужные места хранилища, позволяя множеству пользователей, даже не являющихся техническими специалистами, работать над подготовкой контента к публикации, включая проверку его достоверности.

Управление деловыми процессами включает этапы разработки структуры ресурса, предварительного просмотра и публикации подготовленного контента. Определяется внешний вид, подготавливаются шаблоны, распределяются роли пользователей и классифицируется необходимая бизнес-информация (товары, цены, объемы и т. д.). Важными компонентами здесь являются службы, поддерживающие своевременность поступления необходимого контента. При этом ведется аудит событий и сохраняются версии документов, причем при необходимости пользователи могут обращаться к предыдущим версиям.

Когда сайт полностью подготовлен к публикации, в работу вступают средства динамического формирования Web-страниц в зависимости от прямой и косвенной информации о конкретном потребителе. Прямая информация собирается из личных карточек, косвенная - преимущественно на основе поведения пользователя.

Есть три основные формы динамического распространения контента - персонализация, локализация и глобализация. Безусловно, контент может быть статически или динамически сгенерирован и предоставлен посетителям напрямую, без применения какой бы то ни было поведенческой логики.

Персонализация в той или иной мере используется теперь на большинстве Web-сайтов. Здесь вступают в ход личные приветствия, рекламные объявления и особым образом скомпонованные фрагменты контента, все это призвано способствовать привлечению посетителей на сервер.

Существует два метода персонализации: на основе правил и с помощью фильтров.

Персонализация на базе правил - это предоставление контента определенным пользователям или их группам с применением условной бизнес-логики. Для разработки правил обычно служит вводимая пользователем в регистрационную карточку информация о себе и своих предпочтениях.

При персонализации с помощью фильтров применяются сложные алгоритмы категоризации и предоставления контента на основе анализа поведения пользователя - к какой информации он обращается, какие сайты посещает и т. д.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: