Понятие методологии педагогической науки. Основные подходы к исследованию педагогических явлений.
2. Сущность и содержание методологической культуры педагога.
Научное исследование в педагогике, его основные характеристики и логика.
1. Понятие методологии педагогической науки. Основные подходы к исследованию педагогических явлений.
Методология педагогики – система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах, подходах и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность.
Уровни методологии педагогики.
Философский уровень- методология представляет собой систему исходных философских идей, на которых осуществляется исследование, определяющих общие принципы познания (например: философия экзистенциализма, прагматизма, бихевиоризма, материализма, религиозная философия).
Общенаучный уровень – система подходов к пониманию реальности, применяемой в большинстве научных дисциплин и определяющих общие способы изучения педагогических феноменов (например: системный и синергетический подходы).
Конкретнонаучный уровень – система методов, подходов и принципов исследования, специфичных для педагогики (личностный, субъектный, деятельностный, аксиологический, культурологический, компетентностный, средовый, технологический и другие подходы).
Технологический уровень – уровень методов и техники исследования. Он включает набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку.
Общие категории и понятия, которые исследователь использует, чтобы обеспечить методологическое обоснование своего исследвоания.
Парадигма – модель постановки проблем и их решения, принятая в научном сообществе определенной науки; ведущая идея, выступающая в качестве образца для построения научных теорий и концепций.
Итак, педагогическая парадигма – это идеальная модель образовательного процесса, которую стремятся создать на практике.
Например, сегодня существуют парадигмы: знаниевая парадигма, авторитарная образовательная парадигма, парадигма личностно-ориентированного образовательного процесса, гуманистическая парадигма и др.
ТАК,в авторитарной образовательной парадигме – цели, условия, средства образования ставятся, используются в зависимости от интересов государства или общества.
В гуманистической парадигме – цели образования определяются «от человека» и для человека, а условия, средства используются только во благо человека.
Теория – целостная система знаний, опирающихся на определенную методологическую базу (философские, психологические и др. идеи).
Концепция – определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, на основе которого выстраивается целостная теоретическая картина педагогического процесса или педагогических явлений.
Педагогическая концепция определяет исходные позиции, принципы педагога, которые ему надлежит реализовывать в процессах анализа, моделирования, проектирования и в различных видах педагогической деятельности.
Подход в науке – исходная позиция, угол зрения, опирающийся на ту или иную теорию (концепцию) и требования, им соответствующие.
2. Сущность и содержание методологической культуры педагога.
Методологическая культура педагога – это комплекс свойств, обеспечивающий системное решение педагогических и исследовательских задач. К данным свойствам прежде всего относятся:
- творческая направленность и профессионально ценностная ориентация личности;
- системное теоретическое мышление – способность к анализу явлений, видение педагогической проблемы во взаимосвязи с более общими проблемами, способность к прогнозированию и проектированию, построению системы возможных действий;
- готовность к рефлексии – философской, методологической, методической, личностной.
а) Методологическая культура учителя-практика проявляется в проектировании, конструировании, рефлексии и творческом решении учебно-воспитательных задач.
Педагогическая задача – задача по преобразованию реальной ситуации взаимодействия, превращение ее в ситуацию развития и становления личности.
б) Методологическая культура педагога-исследователя проявляется в проектировании, конструировании, рефлексии и творческом решении научно-исследовательских задач.
Исследовательская задача – задача по научному познанию и преобразованию педагогической действительности.
3. Научное исследование в педагогике, его основные характеристики и логика.
Основные понятия
Педагогическое исследование – процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях.
Виды пед.исследований.
Фундаментальное исследование – создание концепций, моделей педагогических систем на прогностической основе.
Прикладное исследование – изучение отдельных сторон педагогического процесса.
Методическое исследование (разработка) – конкретные научно-практические рекомендации.
Уровни исследования
Эмпирический уровень – характеризуется преобладанием методов описания опыта, обнаружения в нем систематически повторяющихся закономерностей.
Теоретический уровень исследования включает в себя моделирование, разработку гипотез, эксперимент.
Общие характеристики исследования:
Параметры исследования – проблема, тема, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, защищаемые положения.
ü Проблема исследования – выраженное основное противоречие, которое должно быть разрешено.
ü Объект – педагогическое явление, которое рассматривается исследователем.
ü Предмет – аспект изучаемого объекта, который рассматривается исследователем.
ü Гипотеза – совокупность теоретически обоснованных предположений, истинность которых подлежит проверке.
Критерии исследования – актуальность, новизна, теоретическая и практическая значимость.
Логика педагогического исследования – развертывание исследования в определенной последовательности этапов и процедур.
Этапы исследования:
1. Постановочный
2. Поисково-теоретический (изучение степени разработки проблемы)
3. Аналитико-проблемный
4. Теоретико-проектировочный
5. Опытно-экспериментальный
6. Обобщающий
Литература:
Основная
- Краевский В.В. Общие основы педагогики / В. В. Краевский – М.: Издат.центр «Академия», 2003.
- Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко и др. – М.: Школа-Пресс, 1998.
Дополнительная
- Борытко Н.М. Методология психолого-педагогических исследований: Учебник для магистрантов и студ.пед.вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.В. Моложавенко – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006.
- Краевский, В. В. Методология научного исследования / В. В. Краевский. – СПб., 2001. Он же: Методология педагогики. – Чебоксары. – 2001.
- Никитина Н.Н. Основы профессионально-педагогической деятельности / Н.Н. Никитина, О.М. Железнякова, М.А. Петухов. – М.: Мастерство, 2002.
- Скалова Я. Методология и методы пе6дагогических исследований. – М., 1982.
Методы педагогических исследований.
План
1. Определение понятия “метод исследования” и его конкретизация в педагогической науке.
2. Принципы выбора методов научно-педагогического исследования:
а) принцип совокупности методов исследования;
б) принцип адекватности метода существу изучаемого предмета.
3. Характеристика методов педагогической науки:
а) теоретические методы;
б) эмпирические методы;
в) математические методы.
1. Методы исследования: понятие, классификация.
В процессе педагогического исследования большое значение играют методы, на которые опирается исследователь.
Методы исследования - это способы изучения педагогических явлений, получения достоверного знания о них, достижения конкретного научного результата.
Педагогика использует общенаучные (диалектические), частнонаучные (методы психологии, социологии, физиологии, математики, статистики) и специальнонаучные (педагогические) методы познания педагогической действительности.
Все их многообразие можно разделить на три большие группы:
1) теоретические методы, которые служат для интерпретации, анализа и обобщения опытно-экспериментальных данных, построения научных теорий, обоснования научных положений;
2) экспериментально-эмпирические методы, которые служат сбору данных, получению и фиксировании научных фактов;
3) методы обработки результатов исследования, которые служат для обработки полученных данных, установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями, моделирования и прогнозирования педагогических явлений, в том числе и с применением компьютерной техники.
2. Принципы выбора методов научно-педагогического исследования.
Методика исследования - это система методов, обеспечивающая достижение цели исследования и получение достоверных результатов.
При выборе методов исследования необходимо придерживаться следующих принципов:
- адекватности (методы должны соответствовать предмету, цели, задачам и гипотезе исследования);
- комплексности (совокупность выбранных методов должна составлять единое целое, направленное на решение проблемы исследования);
- взаимного перекрытия (необходимо использовать разнообразные методы для исследования одного и того же вопроса);
- учета особенностей использования методов других наук в педагогическом исследовании.
Методика исследования разрабатывается на основе вышеперечисленных принципов и исходя из задач этапов исследования по схеме: этап - задачи - методы.
Динамика педагогического исследования предполагает реализацию трех основных этапа: подготовительного, основного и заключительного. Содержание работы на этих этапах зависит от вида проводимого исследования. В качестве примера рассмотрим основные задачи, которые решает исследователь на выделенных этапах в ходе проведения экспериментального исследования.
Подготовительный этап - основные задачи: 1) определение проблемы (противоречия) и формулировка темы (центрального вопроса) исследования; 2) разработка программы исследования: определение цели, задач, объекта, предмета исследования, построение гипотезы исследования (предположения о возможном способе разрешения противоречия, усовершенствования явления) и разработка методики ее проверки.
Основной этап. В задачу данного этапа входит проверка в реальной педагогической практике истинности предложенной гипотезы исследования в соответствии с разработанной методикой. Гипотеза здесь может уточняться, пересматриваться, совершенствоваться.
Задачами заключительного этапа являются: 1) обработка и интерпретация полученных данных; 2) оформление результатов исследования.
3. Характеристика основных методов педагогического исследования
Теоретические методы | Экспериментально-эмпирические методы | Методы обработки результатов |
· логические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, идеализация, конкретизация, систематизация, классификация; · методы формулировки гипотезы: аналогия, индукция, дедукция; · операции с по-нятиями; · моделирование | · обсервационные: наблюдение, самонаблюдение; · диагностические: те-стирование, анкетирование, интервьюирование, беседа, рейтинг, парное сравнение, метод экспертных оценок, самооценка; · праксиметрические: анализ деятельности и ее продуктов; · социометрия; · эксперимент | · методы первичной обработки результатов: регистрация, статистическая группировка, ранжирование, шкалирование, частота, мода, медиана, размах, вариация, среднее арифметическое, дисперсия; · методы вторичной обработки результатов (методы доказательства гипотезы); · методы наглядного представления результатов: таблицы, графики, диаграммы, рисунки |
Литература:
1. Краевский В.В. Общие основы педагогики. – М.: Издат.центр «Академия»,2003. – С. 237-246.
2. Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / Под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – С.74-133.
3. Борытко Н.М., Соловцова И.А., Моложавенко А.В. Методология психолого-педагогических исследований: Учебник для магистрантов и