Внеклассное занятие «Дети блокадного Ленинграда»




Проект

 

 

Выполнили: Масалова Л.Н.,

МоисееваО.В., Черепанова Н.В.

 

Актуальность темы

Важным условием развития Российской Федерации является создание и обеспечение сбалансированной системы патриотического воспитания детей. В рамках данного направления, проводится комплекс мероприятий направленных на формирование патриотического сознания, верности Отечеству, готовности защищать свою Родину. Патриотическое воспитание и гражданское становление личности в современных условиях приобретает особую актуальность и значимость. Наличие чувства любви к своей Родине и его осознанность имеет большое значение в социальном, духовном, нравственном и физическом развитии личности человека. Актуальность проекта, его сегодняшняя востребованность доказана самой жизнью. В ходе проекта – через знакомство с опытом ветеранов Великой Отечественной войны, через добровольческую деятельность, сознательную службу обществу - у школьников формируется активная гражданская позиция. Совместный труд воспитанников, педагогов и ветеранов способствует формированию духовно-нравственных, патриотических чувств. При завершении проекта у участников появятся уникальные знания о военном периоде страны, усилится позитивная система жизненных ценностей, куда особой составляющей войдет более бережное, внимательное отношение к историческому прошлому страны, гордость за ветеранов военных действий, за своих дедов и прадедов. Связующей нитью, объединяющей людей разных возрастов, должна стать планомерная поисковая, исследовательская и творческая работа, посвященная знакомству с судьбами жителей с. Моряковский Затон – ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Посещения ветеранов и тружеников тыла на дому, встречи в школе, создание видеофильмов, организация фотовыставок, презентаций, выпуск газет, подготовка к проведению конкурсов чтецов и инсценированной песни. Все эти мероприятия позволяют не просто укрепить связь поколений, но и по-особому раскрыть значимость Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, пропустив ее уроки через сердце каждого участника проекта. Данный проект охватывает учащихся с 2 по 8 класс.

Главные цели проекта:

Реализация проекта позволяет решить ряд задач:

· воспитание у школьников чувства гражданственности и патриотизма, гордости за принадлежность к своей нации, гордости за свою Родину;

· развитие способности к творчеству;

· углубление знаний воспитанников об истории поселка и школы.

· военно-патриотическое воспитание на примере жизни и подвига героев-земляков;

· приобщение к истории и культуре своего народа.

Задача педагогов состоит не только в том, чтобы создать праздничную обстановку, но и в том, чтобы дети были информированы об истории войны, о воевавших, находившихся в тылу людях. Помочь себе представить, как наши предки испытывали тягости войны на себе, может лишь тот, кто получит необходимые знания о происходившим. В ходе проектной деятельности дети получили информацию о том, что война - самое трагическое событие в жизни людей. Она несёт боль и утрату, жестокость и разрушение, страдание многих людей и в первую очередь детей. Во все времена войны - приносили горе, смерть, разрушение. Особенно трагической была Великая Отечественная война 1941-1945 года. Неслучайно её называют Великой. Она подняла весь советский народ на борьбу с фашистами, вероломно напавшими на нашу страну. Каждый человек в годы войны старался своим трудом на фронте и в тылу приблизить Победу. Почти 70 лет назад окончилась Великая Отечественная война. Нет такой семьи, которой не коснулась Великая Отечественная война. Вся наша страна, как одна крепкая семья, боролась с фашистами и победила! Военнослужащие, мирные жители и даже дети испытали на себе все ужасы войны. Наш проект создан на основе программных задач по патриотическому воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья. Проект направлен на формирование у детей нравственно – духовных качеств; приобщение воспитанников к осмысленному пониманию, какой ценой был завоеван мир на нашей земле;

развитие инициативности, способности к творчеству, произвольности; формирование знаний об историческом прошлом нашей страны; развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям, себе. Поэтому формирование осознанного восприятия событий тех далёких лет приобретает особую значимость. Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с историческим прошлым нашей страны, формирования у детей патриотических чувств, и с другой – отсутствие у детей возможности свободно общаться с окружающими людьми за пределами школы – интерната, тем самым «включая» их в активный процесс коммуникации.

Объект проекта: Проектная деятельность обучающихся по патриотическому воспитанию во внеурочное время.

Цель проекта: Расширение знания детей о героях - земляках «Великой Отечественной войны», об их поступках и подвигах. Дать представление о том, что народ помнит их подвиги, поступки и чтит память о них. Формирование у детей нравственно - патриотических чувств. Воспитание любви, уважения к героям – землякам, чувство гордости, сострадания.

Задачи проекта:

· Провести цикл занятий и мероприятий к 70 летию Победы в Великой Отечественной войне.

· Организовать выставку детских рисунков.

· Ознакомить детей с литературными, художественными и музыкальными произведениями по тематике.

· Систематизировать результаты проекта.

Принципы реализации проекта:

Целенаправленное изучение материалов о Великой Отечественной войне.

Систематическое изучение наиболее значимых моментов ВОВ.

Принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки по нравственно-патриатическому воспитанию детей на базе уже имеющихся.

Вид проекта: информационно - практико-ориентированный.

Продуктами проектной деятельности являются:

выставки детских рисунков;

фотографии посещения героев-земляков, мероприятий;

конспекты занятий;

мультимедийные презентации;

изготовление атрибутики, подарков ветеранам.

Критериями измерения результатов является участие детей в конкурсах к 70 летию Победы в Великой Отечественной войне.

Субъекты проекта:

Воспитатели.

Дети 9-15.лет.

Срок реализации проекта:

Проект рассчитан на учебный год, срок реализации с 1октября по 20 мая 2015 года. Содержание занятий составлено с учетом возрастных особенностей и в соответствии СП2.4.990-00 «Гигиенические требование к устройству, содержанию, организация режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей с ограниченными возможностями здоровья».

Реализация каждой определенной темы проходит через три этапа:

Начальный: рассматривание рисунков, фотографий, использование наглядного материала, знакомство с литературными произведениями, в которых отражены события различных периодов ВОВ.

Основной: тематические занятия, тематические дни, встречи-беседы, организация экскурсий;

Итоговый: продуктивная деятельность, участие в школьных, районных конкурсах.

В рамках проекта предлагаем, выстраивая педагогический процесс, уделять большее внимание информационной наглядности. Содержание проекта отвечает интеллектуальным возможностям детей. Исходя из психологических особенностей детей, большое внимание уделяется наглядности, с опорой на чувства и ощущения детей. На усвоение определенного материала отводится несколько месяцев, в течение которых «доминируют» конкретные воспитательно-образовательные цели.

Продуктами проектной деятельности являются:

выставки детских рисунков,

фотографии занятий,

конспекты занятий,

ручной труд,

экскурсии к памятнику,

посещение ветеранов и тружеников тыла,

мультимедийные презентации.

Ожидаемый результат при реализации проекта - «Ты славной памяти отцов, достоин, будь всегда! »

 

Перспективный план занятий.

Месяц Тема занятия
Октябрь 1.Чтение художественной литературы о пионерах-героях. 2.Рисование по теме: «Этих дней не смолкнет слава».  
Ноябрь. 1.Изготовление атрибутики к конкурсу инсценированной песни. 2.Декаративно-прикладное творчество «Если мы войну забудем!»  
  Декабрь 1. Презентация: «Вечная память неизвестному солдату». 2. Экскурсия к обелиску, приуроченная к дню памяти неизвестного солдата.
Январь. 1.Беседа «Дети блокадного Ленинграда». 2.Выпуск боевого листка. 3.Разучивание песни о детях блокадного Ленинграда.
Февраль. 1.Беседа «Семьдесят вторая годовщина битвы под Сталинградом». 2. Презентация: «На страже Родины».
Март 1.Посещение с поздравлением труженика тыла.  
Апрель 1.Инцсенировка военной песни. 2.«Литературная гостиная».
Май 1.Презентация героям - землякам: «Мы помним Вас». 2.Посещение с поздравлением фронтовика.

 

 


КОНСПЕКТЫЗАНЯТИЙ

Октябрь

1. Чтение художественной литературы о пионерах-героях.

2.Занятие для детей по рисованию: «Этих дней не смолкнет слава ».

Цель: Дети совместно с воспитателями создают рисунки для оформления школы ко дню Победы.

Задачи: Учить детей отражать в рисунке впечатления от полученной информации по данной тематике. Создавать композицию рисунка располагая на переднем плане самые значимые события, а на заднем плане – природу. Развивать творчество, эстетическое восприятие. Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками, готовить разные цвета смешивая краски на палитре. Воспитывать чувство гордости за свою великую родину Россию.

Интеграция образовательных областей: познание, социализация, коммуникация, художественное творчество.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, иллюстрированный материал, мольберт, фильм «Дети войны. Диск с песнями о войне и мире, опорные схемы для рисования военной техники.

Материал для создания плакатов: гуашевые краски, кисти, салфетки, баночки с водой, листы бумаги.

Предварительная работа: Показ детям слайдов о ВОВ, беседы о героическом подвиге нашего народа. Чтение стихов о войне, беседы о том, как трудно приходилось детям в тяжёлые военные годы.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, в этом году наша страна будет отмечать великий праздник – семидесятилетие Великой Победы.

Кто из вас расскажет, что это за праздник? (ответы детей).

А, как жители нашей страны отмечают этот праздник? (ответы детей).

Кому мы говорим спасибо в этот день? (Ответы детей).

Воспитатель: Молодцы, ребята. Послушайте стихотворение:

 

Всех тех, кто Родину твою. Закрыл своей спиной,
Живущий, помни! И сейчас.

Отдай поклон земной.
Постой у Вечного огня
И сам себя спроси,
А что для Родины своей
Конкретно сделал ты?
На свете много молодцов,
Чтоб не пришла беда,
Ты славной памяти отцов,
Достоин, будь всегда!
Я всех живущих на земле
Поздравлю с днем Победы!
То помни, каждый, и цени – За, что погибли деды!
Сейчас мы посмотрим фильм о том как трудно жилось детям в военные годы. (дети смотрят фильм).

Какое впечатление, ребята на вас произвёл этот фильм? (Ответы детей).

Мы с вами живём в мирное время, у вас счастливое детство. Но мы чтим память героев, помним их имена. Предлагаю вам пройти за столы, рассаживайтесь. Посмотрите, я приготовила для вас схемы-подсказки. Приступайте к работе (дети рисуют).

Молодцы, ребята, у вас получились замечательные рисунки. А теперь мы оформим красивый стенд. Большое всем спасибо!

 

Ноябрь

1.Изготовление атрибутики к конкурсу инсценированной песни.

2.Декаративно-прикладное творчество «Если мы войну забудем!»

Конспект занятия по декаративно-прикладному творчеству «Если мы войну забудем!»

Цель: Воспитывать у детей уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищал Родину, на основе конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания.

Задачи:

- развивать у детей патриотические чувства к своей Родине;

- воспитывать у детей уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищал Родину;

- активизировать мыслительную деятельность;

- формировать чувство гордости и уважения к воинам- защитникам.

Материал и оборудование.

- иллюстраций на военную тематику;

- иллюстрация с изображением памятника русскому солдату в Берлине;

- фонограммы песен «День Победы», «О героях былых времен…», «Поклонимся великим тем годам»;

клей, ножницы, цветная бумага.

Ход занятия.

Звучит фонограмма песни «День Победы»

Воспитатель: Ребята, очень скоро наступит долгожданный День Победы! Что это за праздник? Кто знает?

Дети: 9 мая – это день Победы нашего народа над немецко-фашистскими захватчиками.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как принято отмечать этот праздник?

Дети: В этот день принято бывать на местах боёв, у памятников воинской славы, на могилах погибших воинов, возлагать живые цветы.

Воспитатель: Перед этим праздником

навещают ветеранов, тружеников тыла и узников концлагерей. Мы тоже с Вами пойдём, навестить фронтовика и труженицу тыла. Сегодня на занятии мы своими руками приготовим для них открытки. Практическая часть. Для изготовления ц ветов нам потребуется розовые, красные и жёлтые полоски. Возьмите полоску и скрутите её. Распустить до нужных размеров и склеить конец полоски. Выбрав нужную форму лепестка, сжать пальцами, придав нужную форму лепестку. Последовательно изготовляем детали для выбранной композиции. После завершения работы, мы собираем композицию по образцу. Подведение итога занятия.

 

Декабрь

1.Презентация: « Вечная память неизвестному солдату ». 2. Экскурсия к обелиску.

«Вечная память неизвестному солдату».

Цель: Расширить знания детей о Великой Отечественной войне.

Задачи: 1. Объяснить значение слов «памятник», «монумент», «митинг». Объяснить название памятника «Неизвестный солдат».

2. Воспитывать у детей патриотизм, чувство благодарности за наше светлое детство и мирную жизнь.

3. Дать представление о памятниках «Неизвестный солдат» в г. Москве, о монументе «Вечный огонь» в Москве и о обелиске в с. Моряковский Затон.

Оборудование: фотографии памятников «Неизвестный солдат», «Вечный огонь» в Москве, памятник павшим воинам в с. Моряковский Затон, цветы.

Ход занятия.

-Ребята, скоро начнется весенний месяц май. В мае бывает 2 праздника. 1 мая наша страна отмечает день Труда. Кто знает, какой праздник будет 9 мая?

(Правильно, День Победы, молодцы.)

День Победы.

(Н. Томилина.)

День Победы 9 мая –

Праздник мира в стране и весны.

В этот день мы солдат вспоминаем,

Не вернувшихся в семьи с войны.

В этот праздник мы чествуем дедов,

Защитивших родную страну.

Подарившим народам Победу

И вернувшим нам мир и весну!

Это праздничный день, когда много лет назад русские войска одержали победу над фашизмом. В праздник 9 мая каждый год по традиции в каждом городе и в каждом селе проводятся торжественные митинги, посвященные победе русской армии над немецкими войсками. В этот день все поздравляют ветеранов Великой Отечественной войны с праздником, дарят им цветы, посвящают им свои праздничные концерты. 9 Мая в городах-героях проходит парад Победы. Главный парад нашей страны можно увидеть в городе Москве на Красной площади. В этот день возлагают цветы к «Вечному огню», памятнику «Неизвестному солдату». В конце дня по телевидению транслируется «Минута молчания». Вечером люди любуются праздничным салютом в память о тех, кто не вернулся с войны.

Дети рассматривают фотографии памятника «Неизвестному солдату» Да, на фотографии изображен памятник русскому солдату. А почему вы решили, что это солдат? (За спиной у этого человека автомат.) Ребята, а во что одет воин? (В военную форму). Что у него в руках, на туловище, на ногах? (Каска, шинель, кирзовые сапоги.) Как солдат выглядит, какое у него настроение? (Устало, настроение задумчивое). Почему? (Много пришлось ему пережить во время войны: голод, холод, бессонные ночи, потери боевых товарищей.)

Солдат был на Великой Отечественной войне. Он сражался с врагами, чтобы освободить родную страну от фашизма. Много крови пролили советские воины, храбро сражаясь с немецкими захватчиками. Многие воины погибли, многие попали в плен, но никто не сдался врагу. В память о воинах, не вернувшихся с войны, в городах и селах нашей страны установлены памятники Неизвестному солдату.

-Что такое памятник? (Памятник - это сооружение, предназначенное для увековечения людей, событий, иногда животных).

-Дети, а кто такой Неизвестный солдат? (ответы детей). Почему Неизвестному солдату установлен памятник? Хотите я вам расскажу?

В годы Великой Отечественной войны много погибало солдат, их находили часто без документов. Никто не знал, как их зовут, откуда они родом, кто их родственники. Таких воинов хоронили прямо на полях боя, а на табличке подписывали «Неизвестный солдат, павший смертью храбрых».

В России впервые отмечают День неизвестного солдата. Новая памятная дата установлена в этом году и исторически связана с важными событиями 3 декабря 1966 года. Тогда, в 25-ю годовщину разгрома фашистских войск под Москвой из братской могилы на 41-м километре Ленинградского шоссе к Кремлевской стене в Александровском саду был перенесен прах одного из защитников столицы.

Здесь всегда горит вечный огонь и стоит почетный караул. Памятнику присвоен статус Общенационального мемориала воинской славы. В последние годы в России ведётся огромная работа для того, чтобы вернуть имена героям. Безымянных могил еще много в местах ожесточенных боёв Великой Отечественной.

К могилам неизвестных героев люди приходят и приносят с собой цветы. В

праздничный день 9 мая стоит возле нее особая охрана по стойке «смирно».

Неизвестный солдат

(Р. Томин)

У Кремлёвской стены, где раскинулся парк,

Люди молча, сняв шапки, стоят.

Там пылает огонь, и в земле рядом спит

Вечным сном Неизвестный солдат.

Ты за нас воевал, ты за нас жизнь отдал,

Чей-то сын, иль отец, или брат.

Помним мы о тебе, о тебе говорим,

И поем, Неизвестный солдат.

Мы приходим к тебе и приносим цветы,

Скромный дар от друзей, от ребят.

Мы клянемся тебе край родной так любить,

Как любил Неизвестный солдат.

Всего за годы войны без вести пропали 4,5 миллиона человек. Впервые в этом году их вспоминают всех вместе.

Создать памятную дату в сентябре этого года предложили члены школьных поисковых отрядов на встрече во Владивостоке. Символично, что именно в Приморье же сегодня первыми в стране и почтили память солдат.

Между тем многие поисковики этот день встретят по традиции в поле, по крайней мере, для того, чтобы именно в этот день ещё одним неизвестным солдатом стало меньше.

В каждом городе и селе тоже есть свои памятники в честь воинов защищавших нашу страну от немецких захватчиков.

В нашем селе Моряковский Затон тоже есть памятник «Павшим солдатам». Кто его видел? Где он находится? (Да он находится в центре нашего поселка.)

 

Каждый год здесь 9 Мая собирается много жителей, чтобы отдать дань памяти солдатам, погибшим в Великую Отечественную войну. Во время митинга у памятника в почетном карауле стоят лучшие ученики Моряковской средней школы.

-Кто знает, что такое митинг? (Это когда собираются люди, чтобы вспомнить годы Великой Отечественной войны, дети читают стихи о войне и кладут цветы к памятнику).

Показываю фотографию памятника «Обелиска» нашего села.

-Ребята, что изображено на фотографии? (Стела).

-Кто из вас ходил 9 Мая на митинг?

- С кем вы ходили на митинг?

-Что вы там делали? (Слушали выступления взрослых и школьников, клали цветы и венки к памятнику, слушали военные песни.)

Сегодня после занятия мы с вами сходим к памятнику в нашем поселке и положим цветы.

-Кто запомнил, о чем мы сегодня говорили на занятии? Что вам запомнилось, что нового узнали? (ответы детей.)

-Какие новые слова вы узнали? (Памятник, монумент, митинг, неизвестный солдат, обелиск). Много нового мы с вами узнали.

А сейчас мы пойдем к памятнику для возложения цветов. Даю возможность каждому ребенку положить свой цветок.

Январь.

 

1.Выпуск боевого листка.

2.Разучивание песни о детях блокадного Ленинграда.

Песня о детях блокадного Ленинграда

 

Слова: Вадим Коростылёв.

Музыка: Исаак Шварц.

Из кинофильма "Зеленые цепочки" (реж. Г. Аронов, 1970 г.).

 

В далеком, тревожном военном году,

Под гром батарей у страны на виду.

Стояли со взрослыми рядом

Мальчишки у стен Ленинграда.

 

На парте осталась раскрытой тетрадь

Не выпало им дописать, дочитать,

Когда навалились на город

Фугасные бомбы и голод.

 

И мы никогда не забудем с тобой,

Как наши ровесники приняли бой.

Им было всего лишь тринадцать

Но были они ленинградцы!

 

 

Беседа «Дети блокадного Ленинграда».

Внеклассное занятие «Дети блокадного Ленинграда»

Цель:

1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

Задачи:

1. Познакомить ребят с понятием блокада;

2. Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы.

Звучит музыка «Священная война»

Ведущий: 22 июня 1941 года мирная жизнь нашей страны была разрушена вероломным нападением фашисткой Германии. И, чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины народ вступил в смертельный бой с кровавым, коварным, беспощадным врагом.

Что может быть страшнее, чем война?!
Лишь слезы да страдания несет она.
И счастье разбивает у людей,
Любимых разлучает и друзей.

На защиту Отечества встали не только взрослые, но и дети. 20 тысяч пионеров получили медаль «За оборону Москвы», 15 249 юных ленинградцев награждены медалью «За оборону Ленинграда»

27 января 1944 года – это дата полного снятия немецко-фашистской блокады с Ленинграда.

Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Вот выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба «О будущности Ленинграда» от 22 сентября 1941 года.

«Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград… После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта».

На защиту родного города поднялись все ее жители. До войны это были обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали взрослым, бегали, разбивали носы и коленки. Но пришел час, и они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к её врагам. Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими – отцами, братьями. Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что порою в это сложно поверить. Но это было и в истории нашей страны и в судьбах ребят.

Песня «Шел ленинградский паренек»

В короткий срок Ленинград был превращен в город - крепость. В нем построили 35 км баррикад, 4170 дотов, 22 тысячи огненных точек. Вместе со взрослыми ребята дежурили на чердаках и крышах при налетах вражеской авиации, тушили зажигательные бомбы, ухаживали за раненными в госпиталях, работали за станками.

С каждым днем в городе таяли запасы продовольствия. Были сокращены нормы. Рабочие получали в день хлеба по 250 грамм, а служащие и дети по 125 грамм. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев. Люди, истощенные голодом, измученные непрерывными бомбежками жили в непотопляемых домах. Замерзли водопровод и канализация. За водой ходили на набережную Невы, делали прорубь и набирали воду под обстрелами. Смерть входила во все дома. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода. Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Большая семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой. В те жуткие дни Таня сделала в записной книжке девять коротких трагических записей. При первой же возможности Таню Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение сломили девочку, и она вскоре умерла. 19 мая 1972 года на могиле Тани был поставлен памятник. Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Оставалась узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью Ладога замерзла и эта единственная ниточка, связавшая город со страной оборвалась. И тогда по Ладожскому озеру проложили автомобильную трассу. От нее зависело спасение жителей города, обеспечение фронта всем необходимым. 22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой.

«Дорогой жизни» шел к нам хлеб,
Дорогой жизни многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги. (О. Бергольц)

Все, кто обслуживал ледовую трассу, работали в необычайно сложных условиях: в мороз, буран, под непрерывными бомбежками и обстрелами.

(дети читают стих)

И было на всем ходу
Машина задняя осела
Шофер вскочил, шофер на льду.
Ну, так и есть, мотор заело.
Ремонт на пять минут - пустяк,
Поломка эта не угроза,
Да рук не разомкнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь - опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб - две тонны? Он спасет
Шестнадцать тысяч ленинградцев
И вот в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора,
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне до зари
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре -
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам
О, мы познали в декабре:
Не зря священным даром назван
Обычный хлеб, и тяжкий грех
Хотя бы крошку бросить наземь

Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны с продуктами, а обратно на Большую Землю вывозили детей, раненых, истощенных людей. Скольких людей спасла эта дорога! Народ очень точно назвал ее «дорогой жизни».

13 января 1943 года вражеское кольцо было прорвано. Но окончательное освобождение наступило только через год. В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта.

Мы чашу горя выпили до дна.
Но враг не взял нас никаким измором
И жизнью смерть была побеждена
И победили человек и город!
Год сорок второй…
Полгорода лежит в земле сырой
Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим (В. Суслов)

Минута молчания.

Над нами мирное небо. Во имя этого отдали свою жизнь миллионы сынов и дочерей. И среди них те, кому было столько, сколько сегодня вам. И пусть каждый задаст себе вопрос «А я смог бы поступить так же?» и подумает, как надо жить и учиться сегодня, чтобы быть достойными памяти своих замечательных ровесников.

Исполнение песни «Солнечный круг»

Февраль

1. Презентация: « На страже Родины ».

2. Беседа «Семьдесят вторая годовщина битвы под Сталинградом».

Конспект урока мужества для 2класса

на тему «Сталинградская битва. Дети войны»

Цель: дать представление о Сталинградской битве, воспитывать чувство патриотизма и гордости за Родину.

Ход занятия:

Недавно, 2 февраля, вся страна отмечала годовщину – 70 лет со дня победы в Сталинградской битве.

Кто-нибудь из вас слышал о Сталинградской битве? Во время какой войны она происходила?

Сегодняшний урок мужества я хочу начать строками из стихотворения Юрия Воронова «Опять война»:

"Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь это память - наша совесть.
Она, как сила, нам нужна"

Как вы поняли основную мысль этих строк? Я с вами согласна. Долг нашего поколения, выросшего в мирное время, не ощутившего на себе весь ужас войны, помнить о доблестном подвиге солдат Красной Армии, которые ценой собственной жизни сделали возможной нашу с вами жизнь. И сегодня вы узнаете, кто-то может впервые, о такой странице в истории нашей Родины, а точнее Великой Отечественной войны, как Сталинградская битва. Сталинградская битва началась 17 июля 1942 года под Сталинградом, теперь это город Волгоград, и длилась долгих 200 дней. Оборонительный период, когда наши бойцы и просто жители города пытались остановить натиск врага, длился 4 месяца. Война ворвалась внезапно. Еще накануне жители слышали по радио, что бои идут почти за 100 километров от города. Работали все предприятия, магазины, кинотеатры, детские сады, школы готовились к новому учебному году. Но в тот день все в одночасье рухнуло. Немецкая воздушная армия обрушила свой бомбовый удар по улицам Сталинграда. История войн еще не знала столь разрушительного налета. Все усилия противника были направлены на уничтожение именно мирного населения. Какие чувства у вас вызывает слово «война»? (слова записываются на доске слева) А что вы себе представляете, когда слышите слово «дети»? (слова записываются на доске справа) Как вы считаете, совместимы ли эти два слова – «война» и «дети»? Писатель Твардовский был такого же мнения. Он говорил: "Дети и война - нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете" Ученик читает стихотворение:

Глаза девчонки семилетней
Как два померкших огонька.
На детском личике заметней
Большая, тяжкая тоска.
Она молчит, о чем ни спросишь,
Пошутишь с ней, – молчит в ответ.
Как будто ей не семь, не восемь,
А много, много горьких лет.
(А. Барто)

А ведь в военном Сталинграде осталось много женщин, стариков, и детей – ребят вашего возраста. Горькую чашу пришлось им испить в годы войны. Они гибли под бомбами, умирали от голода и холода, переживали гибель родных и все это в таком малом возрасте. Юные сталинградцы очень рано осознали свой гражданский долг, стремились сделать все возможное, а зачастую и невозможное, чтобы помочь сражающейся Родине: они нередко трудились и сражались рядом со взрослыми, становились настоящими героями.

Известный детский писатель, Корней Чуковский написал следующий эпиграф к своему стихотворению:«И когда кончится война, и мы станем размышлять о причинах нашей победы над врагом человечества, мы не забудем, что у нас был могучий союзник: многомиллионная, крепко сплочённая армия советских детей»

Кто же, по мнению Чуковского, был «могучим союзником» Красной Армии? Как вы думаете, о чем будет стихотворение?

Ученик читает стихотворение:

Я был и пионером и солдатом,
Но галстук заменяли мне бинты.
Ревела смерть над нашим медсанбатом
И с визгом обрывались с высоты.
А я страдал отважно и упрямо,
Срывал повязки в яростном бреду.
Я иногда кричал по-детски: «МАМА!»
Так было в 41-м том году.
И, как бы с того света возвратившись,
От непосильной раны оживал,
И, воздуха свинцового напившись,
Шинель свою я браво надевал.
Я был и пионером, и солдатом,
А комсомольцем стал уже потом,
Когда рейхстаг под знаменем крылатым
Курился прахом на ветру крутом.

Вот как о жизни во время Сталинградской битвы вспоминают они сами. Ученики читают воспоминания сталинградцев:

Вспоминает Малютина Мария: «…Девочек нашего восьмого класса послали оказывать помощь по переоборудованию школы под госпиталь. Мы освобождали классы от парт, а на их место ставили койки. Но настоящая работа началась тогда, когда в одну из ночей прибыл состав с ранеными, и мы помогали переносить их из вагонов в здание вокзала. Раненые стонали, иные бредили. Большинство их было черными от дыма и копоти, оборванные, грязные, в окровавленных бинтах. Глядя на них, мы нередко ревели, но дело свое делали. Работы хватало всем: ухаживали за ранеными, перематывали бинты, выносили судна»

Вспоминает Михаил Киселев: «… Наше обучение резко сократилось: через десять месяцев я оказался на заводе. Но мы об этом не жалели. Наоборот, стремились поскорее попасть в цех, чтобы лозунг «Все - для фронта! Все - для победы!» могли осуществлять и мы, подростки.

Время было суровое, и скидок на возраст нам практически не было. Работали по 12 часов. С непривычки быстро уставали. Особенно было тяжело, если попадали в ночную смену. Были среди нас и такие, которые, чтобы стоять за станком, подставляли под ноги ящики и еще что-либо».

Вспоминает Владимир Ходырев: «…Однажды мы услышали нарастающий гул вражеского самолета, а вскоре - и свист падающих бомб. На крышу упало несколько зажигалок, одна из них оказалась вблизи меня, ослепительно брызгая искрами. От неожиданности и волнения на какое-то время забыл, как необходимо действовать. Наотмашь ударил ее лопатой. Она еще сильно вспыхнула, обдавая фонтаном искр, и, подпрыгнув, перелетела через край крыши. Не причинив никому никакого вреда, так и догорела на земле посреди двора…»

Четыре месяца держал Сталинград оборону, и вот, в ноябре 1942 года сталинградцы, наконец, начали наступление, которое завершилось 2 февраля 1943 года разгромом огромной группировки немецких войск. И хотя Великая Отечественная война закончилась лишь 9 мая 1945 года, Сталинградская битва является переломом в ходе этой кровавой войны, после которого Советская Армия в целом перешла в наступление.

Дети поют песню «9 мая» В. В. Бахтина

Многие защитники Сталинграда получили за боевые заслуги ордена и медали. Были среди этих защитников совсем юные ребята.

Ученики рассказывают о героях:

Анатолию Столповскому было всего 10 лет. Он часто отлучался из подземного убежища, чтобы добыть еду для матери и младших детей. Но мать не знала, что Толик постоянно под огнем ползает в соседний подвал, где расположился артиллерийский командный пункт. Наши офицеры, заметив врага, по телефону передавали команды на левый берег Волги. Однажды, когда фашисты взрывом разорвали телефонные провода. На глазах Толика погибли двое связистов, которые пытались восстановить связь. Тогда Толик, надев маскхалат, пополз искать место обрыва. Вскоре офицер уже передавал команды артиллеристам. Вражеская атака была отбита. Еще не раз в решающие моменты боя мальчишка под обстрелом соединял нарушенную связь.
Анатолия Столповского наградили медалью «За оборону Сталинграда». С медалью на груди он пришел учиться в свой 4-й класс.

Саша Филиппов был партизаном-разведчиком. В отряде его знали как «школьника». Невысокий, подвижный, находчивый Саша свободно ходил по городу. Маскировкой ему служили инструменты сапожника. Действуя в тылу, Саша 12 раз переходил линию фронта. Отец Саши после гибели сына рассказывал, какие ценные документы приносил Саша военным, добывал сведения о расположении войск в городе. Он взорвал немецкий штаб, метнув в его окно гранату. 23 декабря 1942 года Сашу схватили гитлеровцы и повесили вместе с другими партизанами. Именем Саши названы школы и дружины, парк.

Люся Радыно оказалась в Сталинграде после долгих поисков родных и близких. 13-ти летняя Люся, находчивая, любознательная пионерка из Ленинграда, добровольно стала разведчицей. Однаж



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: