История создания авиакомпании
В 1989 - 1990 началась демонополизация воздушного транспорта в СССР. Разрешения на коммерческие перевозки получили авиационные подразделения предприятий и ведомств, не входящих в систему МГА СССР. В самостоятельные авиакомпании превратился ряд управлений и авиаотрядов самого Аэрофлота. Кроме того, новые авиакомпании возникли на чистом месте. Большинство из них так и осталось на бумаге. Лишь некоторым удалось начать воздушные перевозки. Среди них была и авиакомпания Трансаэро.
Акционерное общество Трансаэро было создано в октябре 1990. Ставка была сделана на обслуживание клиентов на уровне мировых стандартов. Основателем компании были Александр Петрович Плешаков и Григорий Аркадьевич Гуртовой. Плешаков был избран президентом первым генеральным директором Трансаэро.. Гуртовой стал его заместителем, однако в 1997 покинул Трансаэро, чтобы возглавить ведущую украинскую авиакомпанию Аэросвит. Организационные мероприятия заняли целый год. За это время авиакомпания успела зарегистрироваться в ICAO. Активная деятельность началась 5 ноября 1991 года. В тот день состоялся первый чартерный рейс по маршруту Москва - Тель-Авив на Ту-154, арендованном у Аэрофлота. Затем появились и другие чартерные маршруты - в Стамбул, Анталью, Шарджу.
Становлению компании во многом способствовали родственные связи - Татьяна Григорьевна Анодина, мать Плешакова, является председателем Межгосударственного авиационного комитета. И всё же, без организаторских способностей самого Плешакова компания вряд ли смогла бы достичь приличных результатов.
Первые годы авиокомпании.
Первые годы. В феврале 1992 на кредит, предоставленный банком "Менатеп", был куплен первый собственный авиалайнер - Ил-86, получивший бортовой номер RA-86123. На самолёте, по заказу Трансаэро, был доработан интерьер пассажирского салона. По сравнению со стандартным вариантом улучшена компоновка, появился салон бизнес-класса. В июне авиакомпания арендовала второй такой же самолёт. Одновременно прошёл набор собственного лётного персонала. Была внедрена система бронирования Gabriel. В июле, получив сертификат Департамента воздушного транспорта РФ, Трансаэро начала выполнять чартерные рейсы Москва - Тель-Авив на собственных воздушных судах. Кроме того, для чартерных рейсов использовались арендованные самолёты Ил-62, Ил-76, Ту-154, Ту-134, Як-40, Ан-124. За первый год активной деятельности авиакомпания выполнила 620 рейсов, перевезла 53.145 пассажиров и 4654 тонны грузов.
|
В октябре 1992 Трансаэро первой из частных авиакомпаний получила разрешение на выполнение внутренних регулярных рейсов. Полёты по маршруту Москва - Норильск начались в январе 1993. Впервые пассажиры внутренних регулярных линий получили такой же сервис, который раньше имели лишь на линиях международных. Да и то не на всех.
Трансаэро первой из российских авиакомпаний стала эксплуатировать "иномарки". В марте 1993 у ирландской компании Airlease (103) Ltd. в лизинг были взяты два Boeing 737-200. Пополнение флота позволило уже в апреле открыть из Москвы ряд новых регулярных линий - в Сочи, Алма-Ату, Киев. Чартерные рейсы в Стамбул начали выполняться на постоянной основе. В июне прибавились линии Москва - Минск, Москва - Рига. В ноябре открылся первый международный регулярный рейс Трансаэро - по маршруту Москва - Тель-Авив.
|
Проведённые мероприятия позволили существенно поднять показатели компании - в 1993 было выполнено 1203 парных рейса (52,2% регулярные, 47, 8% чартер), объём перевозок увеличился на 486% (подробная статистика здесь). В декабре Трансаэро стала действительным членом IATA.
В 1994 самолёты компании начали летать в Новосибирск и Нижневартовск. Открылись линии из Москвы в Баку, Ташкент, Владивосток, Екатеринбург, Одессу, Эйлат. Доля регулярных рейсов возросла до 83,8%, число перевезённых пассажиров увеличилось на 233%. По объёму перевозок Трансаэро стала одной из крупнейших российских авиакомпаний. В немалой степени этому способствовало пополнение флота - в марте 1994 поступили два Boeing 757.
С тех пор авиакомпания приобретала исключительно иностранную авиатехнику. Причём на льготных условиях, чего были лишены другие российские авиакомпании (за исключением Аэрофлота). Основанием стало распоряжение, подписанное в 1994 В. Черномырдиным. Документ на пять лет полностью освобождал авиакомпанию от уплаты пошлин, налогов и сборов на ввозимые ею иностранные самолеты, запчасти и двигатели к ним. В 1999 В.В. Путин (тогда премьер-министр) продлил это распоряжение ещё на пять лет, а в 2004 Г. Греф ещё на три года. В распоряжении содержалось условие, что авиакомпания будет приобретать новые самолёты российского производства. В самом деле, было заключено несколько соглашений о поставках российских авиалайнеров, однако их реализация началась лишь в 2008.
В 1995 авиакомпания продолжала стремительно развиваться. Были открыты регулярные рейсы в Астану, Иркутск, Санкт-Петербург, Южно-Сахалинск. Самолёты Трансаэро начали регулярно летать в Западную Европу - из Москвы в Берлин и во Франкфурт-на-Майне. Впервые в России была разработана и введена в действие специальная программа поощрения постоянно летающих пассажиров «Трансаэро - Привилегия». За последующее десять лет участниками программы стали более 50 000 человек. В 1995 число перевезённых пассажиров ещё раз удвоилось. По итогам года IATA признала Трансаэро самой динамично развивающейся авиакомпанией в мире.
|
В 1996 году открылись регулярные рейсы из Москвы в Караганду, Львов, Омск, Красноярск. Состоялся первый трансатлантический рейс в Лос-Анджелес. В этом же году авиакомпания начала летать из Москвы в Кишинёв. (Правда, осенью 1999 полёты в столицу Молдавии прекратились). Количество регулярных линий увеличилось до 28. Флот Трансаэро пополнился тремя широкофюзеляжными авиалайнерами DC-10-30. В это время авиакомпания имела 14 самолётов - пять Boeing 757, пять Boeing 737, три DC-10 и один Ил86.
В 1997 году Трансаэро стала первой российской авиакомпанией, которой Федеральная авиационная администрация США (FAA) выдала сертификат на право самостоятельного технического обслуживания самолётов американского производства.
Кризис.
1998 для Трансаэро начался неплохо. Состоялся первый трансполярный перелёт по маршруту Москва - Красноярск - Торонто - Нью-Йорк. Открылись прямые рейсы из Москвы в Лондон, начались регулярные полёты на Кипр. Трансаэро первой в России и второй в мире получила новейшие в то время самолеты Боинг-737-700. Однако разразившийся в августе финансовый кризис сильно ударил по доходам потенциальных клиентов. Объём продаж резко упал. Многие линии были отменены. Из-за резкого удорожания лизинговых программ пришлось отказаться от части самолётов - флот Трансаэро сократился втрое. В течение следующих четырёх лет число перевезённых пассажиров колебалось на уровне 400.000 человек в год. Трансаэро утратила многие позиции на рынке авиаперевозок.
Для выхода из кризиса руководство компании использовало разные методы. Были сокращены непроизводственные расходы. Закрылось большинство линий, изменилась структура оставшихся. До кризиса 60% доходов Трансаэро получала от внутрироссийских перевозок, теперь львиную долю прибыли стали давать международные рейсы. С 1999 году авиакомпания первой в России стала заключать соглашения с другими авиакомпаниями о совместной эксплуатации рейсов под объединенным кодом. К примеру, код-шеринговое соглашение было заключено с молдавской компанией Air Moldova, совершавшей часть рейсов Кишинёв - Москва от имени Трансаэро.
Пользуясь затруднениями, вызванными кризисом 1998, акции компании стали скупать структуры, контролируемые Борисом Березовским. Авиакомпания чуть было не перешла в руки нового владельца, но благодаря активной деятельности Татьяны Анодиной контрольный пакет удалось сохранить в руках Плешакова.
Второе дыхание.
В 2000 возобновилось открытие новых линий. 26 августа самолёты Трансаэро начали летать из Москвы в Страсбург. Появился рейс Москва - Атырау. Самолёты авиакомпании вновь вышли на трассы из Москвы в Баку, Санкт-Петербург, Новосибирск, Омск, Минск. Значительно, на 130%, увеличился объём перевозок на линии Москва - Лондон. В 2000 авиакомпания выполнила 6000 рейсов, перевезла пассажиров на 28% меньше, чем в 1999. В то же время объём выручки увеличился на 11 процентов. Балансовая прибыль от реализации перевозок возросла более чем вдвое. Впервые после кризиса пополнился флот Трансаэро. Авиакомпания взяла в операционный лизинг на пять лет первый Airbus - авиалайнер A310-300. В 2000 году IATA признала Трансаэро мировым лидером в обеспечении безопасности авиационных перевозок и соблюдении иммиграционного законодательства. В 2001 пост генерального директора авиакомпании заняла Ольга Александровна Плешакова. А её муж, Александр Плешаков ныне является руководителем совета директоров и основным владельцем акций авиакомпании.
Первоначально авиакомпания базировалась в аэропорту "Шереметьево". Однако 24 апреля 2001 году Трансаэро переехала в «Домодедово», поскольку этот аэропорт предоставлял более высокий уровень сервиса. Перебазирование позволило снизить расходы на аэропортовское обслуживание компании.
В 2002 году флот пополнился новыми воздушными судами - дальнемагистральными Boeing 767-200 и среднемагистральными Boeing 737-300. Трансаэро выполнила первый прямой рейс из Москвы в административный центр Тайваня - Тайбэй. Возобновлены полёты по маршруту Москва - Южно-Сахалинск. За 2002 год "Трансаэро" выполнила почти 6 тыс. рейсов, перевезла около 400.000 пассажиров. Выручка компании (2,34 млрд. руб.) увеличилась на 3,9%. Расходы (2,33 млрд. руб.) сократились на 4%. Доход на одного пассажира возрос на 13%. Доход на 1 кг перевозимых грузов и почты увеличился на 12%. Впервые в истории компании акционеры приняли решение о выплате дивидендов в размере 100% номинальной стоимости акций.
В 2003 году были открыты линии Москва - Чимкент, Москва - Симферополь, Москва - Петропавловск-Камчатский, Москва - Кёльн. C 28 мая полёты между Москвой и Тайбэем стали регулярными. Были восстановлены регулярные линии в Иркутск, Екатеринбург, Новосибирск, Нижневартовск, Омск, Кишинёв (с 17 октября), Гонконг, Берлин, Эйлат. Чартерная программа компании охватила огромный регион - от Атлантики до Тихого океана. 26 декабря авиакомпания открыла в "Домодедово" собственный зал для пассажиров бизнес-класса, летающих регулярными международными рейсами.
В 2003 впервые после кризиса начался рост объёма перевозок. Было выполнено 8.208 рейсов (на 47% больше, чем в 2002 году), число перевезённых пассажиров возросло на 122%, пассажирооборот на 170%, грузооборот на 214%. Выручка от основной деятельности выросла почти вдвое, чистая прибыль увеличилась в шесть раз. Персонал компании увеличился на 34%. Трансаэро стала самой динамично развивающейся авиакомпанией России.
В 2004 самолёты Трансаэро начали летать в Анадырь, Актау, Манчестер, Эдинбург, Сингапур. На ряде линий рейсы стали выполняться ежедневно - в Новосибирск, Лондон, Санкт-Петербург, Франкфурт-на-Майне, Южно-Сахалинск. Открылись прямые рейсы в дальнее зарубежье из аэропортов Санкт-Петербурга и Екатеринбурга - новых баз авиакомпании. С 1 июня начались перевозки военнослужащих по воинским проездным документам. Флот пополнился одним Boeing 767-300 и двумя Boeing 737-400. В то же время лизингодателю были возвращены два Boeing 737-700. Было выполнено 12.532 рейса (+ 53%), физические объёмы перевозок дали прибавку на 50 - 60%. Трансаэро заняла шестое место среди авиакомпаний России по общим объёмам пассажирских перевозок. А по международным перевозкам ей досталось четвёртое место.
Бурный рост.
В 2005 самолёты Трансаэро начали выполнять регулярные рейсы в Канаду. 29 мая Boeing 767 впервые вылетел по маршруту Москва - Монреаль - Москва. В конце октября открылось несколько новых регулярных линий в Восточную Азию - Санкт-Петербург - Бангкок, Москва - Бангкок, Москва - Куала-Лумпур, Москва - Сингапур - Денпасар (о-в Бали).
В том же году Трансаэро первой из российских авиакомпаний начала эксплуатировать пассажирскую версию Boeing 747. В операционный лизинг на пять лет были взяты четыре Boeing 747-200, прежде летавшие в британской авиакомпании Virgin Atlantic. Они имеют трехклассную компоновку салона и рассчитаны на 468 пассажирских кресел каждый. Первый из самолетов пополнил флот Трансаэро 10 июля, второй - 28 июля, третий - в ноябре 2005 года. Гигантские самолёты позволили значительно увеличить объём перевозок. Авиакомпания заняла восьмое место в России по объему грузовых авиаперевозок.
В январе 2006 Трансаэро перерегистрировалась в Санкт-Петербурге. Продолжала расширяться сеть маршрутов, появилась новая авиатехника. В марте самолёты Трансаэро начали летать из Москвы в Бухару и Уральск (Казахстан). В октябре открылись регулярные линии из Москвы в Амритсар (Индия) и Вену. 26 декабря самолёты компании начали летать из Санкт-Петербурга в Мале (Мальдивы), 29 декабря - из Москвы в Хошимин. В марте 2006 флот пополнился очередным самолётом Boeing 737-400, в апреле - четвёртым Boeing 747-200, в августе - пятым в сентябре - шестым. В августе 2006 на верхней палубе Boeing 747 был оборудован 12- местный салон т.н. "Премиум-класса Трансаэро" с комфортабельными креслами, изысканным меню, уютной атмосферой. Кроме международных рейсов 747-ой ныне летает и в Анадырь.
С 26 марта 2007 началась электронная продажа билетов, с 17 мая - регистрация пассажиров на свои рейсы через Интернет. В этом году появился ещё ряд рейсов рейсов. С января самолёты компании летают из Москвы в Куала-Лумпур, с февраля в Гуаньчжоу. 10 февраля появился рейс Санкт-Петербург – Шанхай. С1 июня самолёты авиакомпании начали летать в Симферополь, со 2 июня - в Сочи. 24 декабря открылся рейс на Пятый континент. В этот день по машруту Домодедово - Гонконг - Сидней вылетел первый Boeing 767. 29 декабря начались полёты по ещё одной дальней трассе - Домодедово - Йоханнесбург (ЮАР) - Маврикий. Общее число рейсов за год - 21 985. Объём перевозок увеличился на 50%.
В 2008 бурный рост продолжился, а в 2009 авиакомпания впервые преодолела рубеж в 5 млн. пассажиров и стала второй авиакомпанией страны по объёмам международных перевозок. Рост объёма перевозок в этом году шёл в основном за счёт увеличения пассажирооборота и открытия 12 новых маршрутов на внутренних линиях. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17 марта 2009 года № 231 «Трансаэро» осуществляет перевозку жителей Дальнего Востока в возрасте до 23 и старше 60 лет по специальным субсидированным государством тарифам. За 2009 по льготным тарифам было перевезено 53 600 пассажиров. Кроме того в 2009 был открыт ряд новых международных линий - из Москвы в Мексику, из Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Новосибирска на Ближний Восток и в Юго-Восточную Азию. В 2010 самолёты авиакомпании начали летать в США - из Москвы в Нью-Йорк и Майами, в столицу Китая Пекин.
Ныне Трансаэро летает почти по 60 направлениям Восточного и Западного полушария. Активный флот авиакомпании составляют 68 самолётов - 2 Boeing 747-200, 4 Boeing 747-300, 11 Boeing 747-400, 8 Boeing 777-200, 11 Boeing 767-300, 3 Boeing 767-200, 5 Boeing 737-400, 14 Boeing 737-500, 4 Boeing 737-300, 4 Boeing 737-800 и 3 Ту-214 (подробнее о флоте здесь...). На самолётах модели Boeing 747 впервые используется 4-х классная компоновка салонов - класс "империал", бизнесс-класс, эконом-класс премиум, эконом-класс туристический. С весны 2009 эти самолёты летают на дальних внутренних линиях (до того только на международных). В настоящее время рассматривается возможность приобретения А380 и (или) Boeing 747-8.
Боинг 767—300
Для преодоления последствий финансового кризиса было решено сосредоточиться на чартерных перевозках, для выполнения которых компания начала закупать подержанные широкофюзеляжные самолеты: A310 (2000), Boeing 767 (2002), Boeing 747 (c 2005) и Boeing 777 (c 2008 года). Параллельно продолжались закупки узкофюзеляжных B-737, что позволило компании увеличить число внутрироссийских рейсов. В 2007 году «Трансаэро» стала обладателем самого большого по числу кресел парка дальнемагистральных воздушных судов в Российской Федерации. В 2009 и 2010 годах «Трансаэро» заключила договоры лизинга воздушных судов 747—400 и 777—200, таким образом выполняя программу по обновлению и развитию парка широкофюзеляжных, дальнемагистральных воздушных судов. В 2011 году «Трансаэро» взяла в операционный лизинг 2 самолета Boeing 737-800 с конвейера завода Boeing, а также заключила контракт с корпорацией Airbus о поставках 8 лайнеров Airbus A320neo c 2013 по 2015 годы.
История флота
Авиакомпания была основана 28 декабря 1990 года Александром Плешаковым, сыном министра радиопромышленности СССР П. С. Плешакова, скончавшегося в 1989 году.
Первоначально компания занималась чартерными перевозками на самолётах «Аэрофлота», которые брала в лизинг; позже занялась также регулярными пассажирскими перевозками; стала первой частной авиакомпанией в России/СССР; первые рейсы выполнялись в Тель-Авив, а также Киев, Сочи, Алма-Ату, Норильск и Одессу.
Официальным днем рождения авиакомпании считается 5 ноября 1991 года. Тогда на арендованном самолете, но уже под собственным кодом UN, был выполнен её первый полет — чартерный рейс по маршруту Москва — Тель-Авив — Москва.
Трансаэро сегодня
«Трансаэро — российские авиалинии» | ||
ИАТА UN | ИКАО TSO | Позывной TRANS SOVIET |
Дата основания | 5 ноября 1991 | |
Порт приписки | «Домодедово» (Москва) | |
Основные пункты назначения | Россия,СНГ,Европа,Ближний Восток,Африка,Америка,Азия, Австралия | |
Хабы | «Домодедово» (Москва) «Пулково» (Санкт-Петербург) «Кольцово» (Екатеринбург) | |
Размер флота | ||
Количество пунктов назначения | более 100 | |
Штаб-квартира | Москва, Россия Домодедовский район | |
Руководитель | Ольга Александровна Плешакова |
Как юридическое лицо, «Трансаэро» была зарегистрирована в Москве. 19 января 2006 года компания перерегистрировалась в Санкт-Петербурге.
Туполев Ту-154
Крылатый серп и молот, бывший неотъемлемым символом авиакомпании с момента её основания, не устраивал команду, занимавшуюся ребрендингом. Более того, неофициально считалось, что клиентам из Западных стран будет «неуютно» пользоваться авиакомпанией, чья символика напоминает им о Советской эпохе. Но опыт показал, что серп и молот, является самым узнаваемым символом компании, и его было решено оставить. А на пассажирообороте это никак не отразилось.
«Трансаэро» провёл также модернизацию своего флота западного производства. Было приобретено 18 самолётов серии А320 для выполнения рейсов по Европе и 11 Боингов 767 для дальнемагистральных рейсов. К 2004 общий размер флота авиакомпании превысил 100 самолётов.
Добившись стабильности на рынке зарубежных перевозок, весной 2004 «Трансаэро» приступил к активной экспансии на рынок внутренних авиалиний, где лидерство удерживает авиакомпания «Сибирь» (S7). В планы «Трансаэро» входит подчинить себе 30 % рынка к 2010. В 2006 это значение равно 9 %. Одним из первых шагов на этом пути стала покупка авиакомпании «Архангельские воздушные линии» и превращение ее в дочернее предприятие «Аэрофлот-Норд». В ноябре 2006 стало известно о планах «Трансаэро» поглотить дальневосточные авиакомпании Дальавиа и САТ.