НОД по развитию речи
«Русская народная игрушка».
Цель: Развитие связной речи детей, дать представление об истории возникновения русской народной игрушки – матрешке
Задачи:
Образовательные:
Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства предметов. Упражнять в образовании прилагательных от существительных.
Звуковая культура речи: закреплять четкое и правильное произношение звука [с] в словах, фразах в разном темпе и тембре.
Уточнять представление о значении слов «мудрец», «пестрый», «сарафан», «передник».
Развивающие:
Развивать связную речь, внимание, мышление.
Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания, интерес к народному искусству.
Воспитательные:
Воспитывать интерес, любовь, бережное отношение к изделиям мастеров, народному творчеству.
Воспитывать умение слушать и слышать друг друга и воспитателя.
Предварительная работа: беседы с детьми о народном прикладном искусстве; рассматривание альбомов, фотографий, рисунков, изделий народных промыслов.
Инструментарий, иллюстрации и изделия народных мастеров каргопольские, дымковские, городецкие, богородские народные игрушки, матрешки; картинки по сюжету рассказа, магнитофон, CD запись.
ХОД НОД:
Организационный момент.
Воспитатель приглашает подойти детей к себе и произносит громко слова: «Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать все правильно и внятно, чтоб было все понятно. Усядемся на пригорке да расскажем чистоговорку: «Купила бабуся бусы Марусе». (чистоговорку произносят все вместе медленно и тихо, затем еще раз громко и быстро).
Основная часть.
Дети сидят полукругом.
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о русских народных игрушках, узнаем, как они появились, из какого материала сделаны. Но сначала послушайте историю, которую мне рассказала одна знакомая девочка. Эта история приключилась у них в детском саду. Слушайте внимательно и запоминайте, мы будем ее обсуждать.
|
«Однажды Оля принесла из дома не совсем обычную куклу. Сделана она была из дерева. Она была очень красиво расписана. На ней был синий, словно летнее небо, сарафан с цветочками и такой же платочек. Ее можно было собирать и разбирать. Когда ее разберешь, то получалось много кукол. Эта кукла называлась – матрешка. Ребятам очень понравилась кукла. Все стали рассматривать и восхищаться, до чего же она красивая. Одна Таня стояла немного в стороне и думала: «Подумаешь, матрешка!» Ей не хотелось, чтобы все говорили, какая у Оли замечательная кукла.
Когда дети стали собираться на прогулку, Таня немного задержалась в группе. Она взяла самую маленькую матрешку и спрятала ее.
Вечером Оля обнаружила пропажу. Она сильно расстроилась, так как это был подарок бабушки. Миша увидел, что Оля расстроилась. Он подошел к ней и предложил поискать матрешку. Вдвоем ребята быстро нашли пропавшую куклу».
Анализ рассказа:
- Понравилась вам история?
- Вам кого-нибудь стало жалко в этой истории? Почему?
- Кого можно пожалеть и почему?
- Чей поступок можно назвать неправильным и почему?
- Как по-другому можно назвать поступок Тани? (нехороший, плохой, вредный, некрасивый)
- Что нужно сказать Тане, чтобы она поняла, что поступила плохо?
- Кто-нибудь может рассказать, кого следует похвалить и почему?
|
- Как можно назвать поступок Миши?
- Миша поступил, как поступает кто? (настоящий друг)
- Как бы вы поступили, если бы увидели, что ваш друг или подруга чем-то огорчены?
Я надеюсь, что у нас в группе таких ситуаций не будет, когда кто-то специально совершает нехорошие поступки, чтобы досадить своему товарищу.
Физкультминутка
Давайте немножко отдохнем.
Солнце яркое встает, (пальцы растопырены, руки подняты до уровня лица)
В мастерскую собирается народ (ходьба на месте)
Под руками глина – слой на три аршина (руками «обхватывают большой ком»)
Стали шарики катать – как снежки, бывало (изображают, как лепят снежки) Глину щупать, глину мять (сжимают и разжимают пальцы)
Кто-то сделал индюка – распушенные бока, (руки на поясе, повороты вправо, влево)
У кого-то глина стала вдруг павлином (руки за спиной, ладони «хвост павлина»)
Удивительному чуду мы поклонимся не раз, (наклоны вперед)
А затем пойдем мы в пляс (кружатся.)
Практическая часть
Рассказ о матрешке
- А сейчас мы узнаем кто из вас самый внимательный. Вспомните, какую игрушку принесла Оля в группу? (матрешку)
- Почему она была необычная? (Она была красиво расписана. Ее можно было разбирать и собирать)
- А вам нравится матрешка? Всем нравится веселая игрушка расписная матрешка (показ матрёшки)
А вы знаете, что она родилась сто лет назад. Ее придумал художник Сергей Владимирович Малютин. У японских детей он увидел игрушку, которая изображала старика – мудреца. Это была игрушка – неваляшка. Внутрь ее вкладывалась еще одна такая кукла только поменьше.
|
- Скажите, что значит «мудрец»? (очень умный человек, мудрый)
Так вот художник выдумал для русских детей куклу, похожую на японского старика-мудреца. Кукла эта была необычная, с чудесным сюрпризом: внутри первой сидела кукла поменьше, а в той еще меньше и т. д.
Малютин нарядил каждую куклу в расписной сарафанчик, в яркий платочек и пестрый передничек.
- Кто знает, что такое «сарафан»? (женское платье без рукавов, под него одевается рубашка с длинными рукавами)
Посмотрите, одеты ли на этих матрешек сарафаны? Кто покажет?
- Что такое «передник»? (фартук)
Есть ли передники у этих матрешек? Где они?
- Что значит «пестрый» передник? (разноцветный)
-А какие передники у этих матрешек: пестрые или одного цвета?
-Обратите внимание у матрешек одинаковые наряды или нет? (разные)
-Вот и у всех матрешек, которые сделал Малютин, не было похожего наряда: у одной сарафан красный, у другой-зеленый с цветами, у третьей-малиновый -А кто вспомнит, какой наряд был у матрешки, которую принесла девочка Оля в нашей истории? (синий сарафан с цветочками и такой же платочек)
- С чем сравнивается сарафан матрешки в рассказе? (он был синий, словно летнее небо).
-Кто-нибудь знает, почему эту куклу назвали матрешкой? А хотите узнать? Малютин назвал куклу Матрешей, старинным русским именем. Так звали добрую, красивую девушку, которая работала в доме художника. Так родилась Матрешка.
Рассматривание народных игрушек.
Обратите, внимание: здесь представлены предметы, сделанные руками русских мастеров и современные игрушки. Посмотрите и выберите, какие еще старинные русские игрушки, кроме матрешки, вы здесь видите (петух, барыня, конь и т.п.) Возьмите в руки по народной игрушке, расскажите, как называется ваша игрушка и из чего она сделана. (например: у меня конь, он сделан из глины. Он глиняной и т.д.).
-Когда – то, давным-давно у детей не было так много разных игрушек. И родители им мастерили игрушки сами.
- Посмотрите, из чего сделаны эти игрушки?
-Как вы думаете, почему именно из этих материалов? (было много леса; глину, как и дерево всегда можно найти).
В далекие времена девочки любили играть с деревянными куклами, а мальчикам нравились глиняные свистульки. Одни мастера лепили или вырезали из дерева игрушки, другие их расписывали.
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Скажи правильно» Спрашивает: из чего сделаны игрушки? - из глины
Игрушки из глины – … глиняные,
Из дерева - … деревянные,
Из пластмассы – … пластмассовые,
Из резины – … резиновые,
Из стекла – … стеклянные,
Из бумаги – … бумажные,
Из картона – … картонные,
Из тряпочек – … тряпичные.
рефлексивно-оценочная часть.
- О чем мы сегодня говорили на занятии?
-Что нового узнали о народной игрушке?
Занятие закончено, спасибо, молодцы!
.