Каждая из сформированных на первом этапе подгрупп во главе с лидером берет на себя "роль" руководителя, практикующего один из трех стилей руководства. В соответствии со стилями руководства рассматриваются три типа руководителей: автократ, демократ и либерал. Каждая подгруппа выбирает "присущие" ей как "руководителю" методы руководства: авторитарные, демократические и либеральные. Выбор осуществляется на базе знаний, полученных студентами на лекциях, жизненного опыта участников игры, совместного обсуждения, обмена мнениями из следующей совокупности приемов, методов и правил руководства:
1. руководитель использует преимущественно приказные методы руководства;
2. поручает подчиненным не очень сложные задачи, принимая на себя решение наиболее трудных из них;
3. дает лишь общие указания по ходу работы, осуществляя контроль и координируя действия исполнителей;
4. работает в тесном взаимодействии с общественными организациями;
5. требует от подчиненных пунктуального выполнения распоряжений, инструкций и правил;
6. доводит до членов коллектива информацию, касавшуюся его деятельности;
7. не может отстоять свою позицию в "пиковых" управленческих ситуациях, например, при резком сопротивлении подчиненных;
8. отдает приказания вежливо, в форме предложений и советов;
9. пытается принимать участие во всех делах, держать их постоянно в поле своего зрения;
10. не вмешивается в разрешение конфликтных ситуаций;
11. привлекает подчиненных к выработке и принятию решений;
12. не учитывает мнения общественных организаций о поощрениях или наказаниях подчиненных;
13. категорическую форму приказаний применяет, но редко, при крайней необходимости;
|
14. не принимает активного участия в производственной деятельности подчиненных;
15. отдает предпочтение методам убеждения стимулирования;
16. предпочитает единоличное решение всех вопросов;
17. доводит до сведения подчиненных задачи, стоящие перед коллективом, сообщает необходимую информацию, снабжает документацией, указывает основные направления работы, предоставляя работникам право добиваться конечных результатов;
18. обращается за советами к сотрудникам при принятии важных решений;
19. не доводит до сотрудников информацию о состоянии дел в коллективе;
20. предпочитает холодную форму обращения с подчиненными;
21. доверяет сотрудникам.
По окончании этой работы каждая подгруппа должна выработать мнение относительно характеристики "своего" стиля руководства:
взаимоотношений в коллективе, психологического климата, дисциплины, производственных результатов, достоинств и недостатков, а также условий, при которых эффективно (или оправданно) применение этого стиля. Лидер подгруппы выступает с четким изложением этого мнения, далее следует общее обсуждение, направляемое ведущим (преподавателем).
10.3.2. Формирование совокупности, приемов, методов и качеств, характерных для "идеального" руководителя.
Для формирования модели идеального стиля руководства предлагается тест в виде набора методов, приемов и правил, используемых руководителем. Каждая подгруппа, получив карточку с этим тестом, должна в результате коллективного обсуждения оценить каждое из положений этого теста. Проставляя "да", "нет" и "допускаю" (в редких случаях), подгруппа должна сформулировать совокупность положений, характерных для демократического или близкого к идеальному стиля руководства, т.е. стиля, ориентированного как на достижение высоких производственных результатов, так и на человеческий фактор, на формирование и поддержание благоприятного социально - психологического климата в коллективе. Оценке подвергаются следующие положения теста:
|
1) в коллективе, которым я руковожу, проводятся обследования социально-психологического климата, мнений, настроений людей;
2) в работе коллектива используются, где это необходимо, стандартные правила, методические указания, инструкции и другие управленческие документы;
3) обосновываю и отстаиваю мнения коллектива (если убежден в его справедливости) перед вышестоящими организациями;
4) тщательно планирую свою работу;
5) прикладываю все усилия, чтобы добиться от подчиненных выполнения плана;
6) мои подчиненные четко знают свои и общие задачи;
7) допускаю в работе подчиненных проявление высокого уровня инициативы и самостоятельности в выборе способов достижения стоящих перед ними целей;
8) допускаю это не только в выборе способов, но и в самом процессе выработки целей при условии,что подчиненные обосновывают их важность;
9) мне как руководителю приходится в отступление от установленного графика идти на организацию в коллективе работ по выходным дням или сверхурочно;
10) для обеспечения контроля за выполнением планов и дисциплины исполнения требую, чтобы подчиненные информировали меня о проделанной ими работе;
|
11) допускаю, чтобы подчиненные устанавливали свой собственный темп, режим и порядок выполнения работы, если это не отражается отрицательно на конечных результатах;
12) осуществляя руководство, консультируюсь и советуюсь в разумной мере с подчиненными;
13) стараюсь поддерживать в коллективе определенный деловой этикет, стиль отношений и поведения, слежу, чтобы подчиненные придерживались их;
14) планирую служебный рост подчиненных так, чтобы люди знали перспективы своего продвижения и условия, требуемые для этого;
15) считаю, что в условиях НТП лучшие результаты в производстве и управлении (качество, надежность, точность и т.д.) достигаются, когда человек или коллектив работает в условиях принудительного режима (по типу конвейерного), задаваемого извне машинами, технологией или общей организацией трудового процесса;
16) поддерживаю свой внешний вид, одежду, порядок в кабинете, манеры поведения на должном уровне;
17) оплата и стимулирование труда в коллективе осуществляется в соответствии с реальным вкладом каждого в общий результат;
18) в руководстве использую личный положительный пример как средство повлиять на подчиненных и создать благоприятный социально-психологический климат в коллектива;
19) создаю условия, при которых подчиненные имеют благоприятную возможность выражать свое мнение и оказывать влияние на управленческий процесс;
20) в руководстве использую делегирование полномочий (оставляю за собой решение лишь наиболее важных задач, а второстепенные передаю на нижний уровень);
21) читаю книги и другие публикация о том, как работать с людьми в процессе руководства;
22) как руководитель придерживаюсь на практике известных мне теоретических и прикладных рекомендаций по работе с людьми;
23) считаю, что для повышения отдачи от людей в сфере управления ведущую роль должны играть организационно-технические факторы (приказы, инструкции, регламент), а на втором плане - социально-психологические (доверие, сознательность, морально-психологический климат и т.п.);
24) как руководитель создаю условия для обеспечения физического здоровья подчиненных на работе и в быту, побуждав их укреплять свое здоровье;
25) для обеспечения высоких производственных результатов создаю в коллективе условия для проявления творчества, новаторства, инициативы;
26) требую от подчиненных точных обоснований при формировании производственных планов и мероприятий по совершенствованию производства;
27) прилагаю усилия, чтобы добиваться от подчиненных обеспечения высокой трудовой дисциплины и выполнения принятого распорядка дня;
28) работа коллектива осуществляется на основе четкого баланса прав, обязанностей функций, ответственности и их справедливого распределения между подразделениями и членами коллектива;
29) для достижения высоких производственных результатов в коллективе осуществляется профессиональная учеба и поощряется самостоятельная работа по повышению квалификации;
30) большое внимание как руководитель я уделяю контролю действий подчиненных, поддержанию высокого темпа и качества работы.
Далее необходимо обвести кружками порядковые номера 15 положений, ориентированных на человеческий фактор, на благоприятную психологическую атмосферу в коллективе (остальные 15 положений ориентированы на достижение производственных целей, на формальную организацию и власть руководителя). Правильность этого шага оценивает преподаватель.