Демократического и либерального.




 

Каждая из сформированных на первом этапе подгрупп во главе с лидером берет на себя "роль" руководителя, практикующего один из трех стилей руководства. В соответствии со стилями руководства рассматриваются три типа руководителей: автократ, демократ и либерал. Каждая подгруппа выбирает "присущие" ей как "руководителю" методы руководства: авторитарные, демократические и либеральные. Выбор осуществляется на базе знаний, полученных студентами на лекциях, жизненного опыта участников игры, совместного обсуждения, обмена мнениями из следующей совокупности приемов, методов и правил руководства:

1. руководитель использует преимущественно приказные методы руководства;

2. поручает подчиненным не очень сложные задачи, принимая на себя решение наиболее трудных из них;

3. дает лишь общие указания по ходу работы, осуществляя контроль и координируя действия исполнителей;

4. работает в тесном взаимодействии с общественными организациями;

5. требует от подчиненных пунктуального выполнения распоряжений, инструкций и правил;

6. доводит до членов коллектива информацию, касавшуюся его деятельности;

7. не может отстоять свою позицию в "пиковых" управленческих ситуациях, например, при резком сопротивлении подчиненных;

8. отдает приказания вежливо, в форме предложений и советов;

9. пытается принимать участие во всех делах, держать их постоянно в поле своего зрения;

10. не вмешивается в разрешение конфликтных ситуаций;

11. привлекает подчиненных к выработке и принятию решений;

12. не учитывает мнения общественных организаций о поощрениях или наказаниях подчиненных;

13. категорическую форму приказаний применяет, но редко, при крайней необходимости;

14. не принимает активного участия в производственной деятельности подчиненных;

15. отдает предпочтение методам убеждения стимулирования;

16. предпочитает единоличное решение всех вопросов;

17. доводит до сведения подчиненных задачи, стоящие перед коллективом, сообщает необходимую информацию, снабжает документацией, указывает основные направления работы, предоставляя работникам право добиваться конечных результатов;

18. обращается за советами к сотрудникам при принятии важных решений;

19. не доводит до сотрудников информацию о состоянии дел в коллективе;

20. предпочитает холодную форму обращения с подчиненными;

21. доверяет сотрудникам.

По окончании этой работы каждая подгруппа должна выработать мнение относительно характеристики "своего" стиля руководства:

взаимоотношений в коллективе, психологического климата, дисциплины, производственных результатов, достоинств и недостатков, а также условий, при которых эффективно (или оправданно) применение этого стиля. Лидер подгруппы выступает с четким изложением этого мнения, далее следует общее обсуждение, направляемое ведущим (преподавателем).

 

10.3.2. Формирование совокупности, приемов, методов и качеств, характерных для "идеального" руководителя.

Для формирования модели идеального стиля руководства предлагается тест в виде набора методов, приемов и правил, используемых руководителем. Каждая подгруппа, получив карточку с этим тестом, должна в результате коллективного обсуждения оценить каждое из положений этого теста. Проставляя "да", "нет" и "допускаю" (в редких случаях), подгруппа должна сформулировать совокупность положений, характерных для демокра­тического или близкого к идеальному стиля руководства, т.е. сти­ля, ориентированного как на достижение высоких производственных результатов, так и на человеческий фактор, на формирование и поддержание благоприятного социально - психологического климата в коллективе. Оценке подвергаются следующие положения теста:

1) в коллективе, которым я руковожу, проводятся обследования социально-психологического климата, мнений, настроений людей;

2) в работе коллектива используются, где это необходимо, стандартные правила, методические указания, инструкции и другие управленческие документы;

3) обосновываю и отстаиваю мнения коллектива (если убежден в его справедливости) перед вышестоящими организациями;

4) тщательно планирую свою работу;

5) прикладываю все усилия, чтобы добиться от подчиненных выполнения плана;

6) мои подчиненные четко знают свои и общие задачи;

7) допускаю в работе подчиненных проявление высокого уровня инициативы и самостоятельности в выборе способов достижения стоящих перед ними целей;

8) допускаю это не только в выборе способов, но и в самом процессе выработки целей при условии,что подчиненные обосновывают их важность;

9) мне как руководителю приходится в отступление от установленного графика идти на организацию в коллективе работ по выходным дням или сверхурочно;

10) для обеспечения контроля за выполнением планов и дисциплины исполнения требую, чтобы подчиненные информировали меня о проделанной ими работе;

11) допускаю, чтобы подчиненные устанавливали свой собственный темп, режим и порядок выполнения работы, если это не отражается отрицательно на конечных результатах;

12) осуществляя руководство, консультируюсь и советуюсь в разумной мере с подчиненными;

13) стараюсь поддерживать в коллективе определенный деловой этикет, стиль отношений и поведения, слежу, чтобы подчиненные придерживались их;

14) планирую служебный рост подчиненных так, чтобы люди знали перспективы своего продвижения и условия, требуемые для этого;

15) считаю, что в условиях НТП лучшие результаты в производстве и управлении (качество, надежность, точность и т.д.) достигаются, когда человек или коллектив работает в условиях принудительного режима (по типу конвейерного), задаваемого извне машинами, технологией или общей организацией трудового процесса;

16) поддерживаю свой внешний вид, одежду, порядок в кабинете, манеры поведения на должном уровне;

17) оплата и стимулирование труда в коллективе осуществляется в соответствии с реальным вкладом каждого в общий результат;

18) в руководстве использую личный положительный пример как средство повлиять на подчиненных и создать благоприятный социально-психологический климат в коллектива;

19) создаю условия, при которых подчиненные имеют благоприятную возможность выражать свое мнение и оказывать влияние на управленческий процесс;

20) в руководстве использую делегирование полномочий (остав­ляю за собой решение лишь наиболее важных задач, а второстепен­ные передаю на нижний уровень);

21) читаю книги и другие публикация о том, как работать с людьми в процессе руководства;

22) как руководитель придерживаюсь на практике известных мне теоретических и прикладных рекомендаций по работе с людьми;

23) считаю, что для повышения отдачи от людей в сфере управления ведущую роль должны играть организационно-технические факторы (приказы, инструкции, регламент), а на втором плане - социально-психологические (доверие, сознательность, морально-психоло­гический климат и т.п.);

24) как руководитель создаю условия для обеспечения физического здоровья подчиненных на работе и в быту, побуждав их укреплять свое здоровье;

25) для обеспечения высоких производственных результатов создаю в коллективе условия для проявления творчества, новаторства, инициативы;

26) требую от подчиненных точных обоснований при формировании производственных планов и мероприятий по совершенствованию производства;

27) прилагаю усилия, чтобы добиваться от подчиненных обеспечения высокой трудовой дисциплины и выполнения принятого распорядка дня;

28) работа коллектива осуществляется на основе четкого баланса прав, обязанностей функций, ответственности и их справедливого распределения между подразделениями и членами коллектива;

29) для достижения высоких производственных результатов в коллективе осуществляется профессиональная учеба и поощряется самостоятельная работа по повышению квалификации;

30) большое внимание как руководитель я уделяю контролю действий подчиненных, поддержанию высокого темпа и качества работы.

Далее необходимо обвести кружками порядковые номера 15 положений, ориентированных на человеческий фактор, на благоприятную психологическую атмосферу в коллективе (остальные 15 положений ориентированы на достижение производственных целей, на формальную организацию и власть руководителя). Правильность этого шага оценивает преподаватель.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: