Прогнозирование производства конкурентоспособной продукции




Прогнозирование новой конкурентоспособной продукции — это систематическое проведение экономического анализа, выполнение плановых расчетов и принятие управленческих решений по всем функциям маркетинга, проектирования, организации производства, реализации, обновления или замены производимых фирмой товаров и услуг

В ходе прогнозирования производства конкурентоспособной продукции каждое предприятие определяет на долгосрочный период не только вид или тип основных товаров, но и их ассортимент. Товарный ассортимент включает все группы товаров и услуг, которые предлагает фирма. Ассортимент характеризуется шириной или количеством предлагаемых групп товаров, глубиной или числом позиций в каждой ассортиментной группе и сопоставимостью или общностью каналов распределения, групп потребителей, диапазона цен и др.

l Конкурентоспособность товаров определяется совокупностью их потребительских свойств, отличных от товаров-конкурентов по степени соответствия конкретным личным запросам и общественным потребностям, с учетом затрат на их удовлетворение и получаемых доходов.

Важнейшими показателями конкурентоспособности продукции являются: технический уровень и качество, ресурсоемкость и долговечность, экономичность и эстетичность и др.

В ходе прогнозирования новой продукции для оценки ее конкурентоспособности применяется система следующих показателей:

l единичные, или частные, характеризующие процентное отношение величины какого-либо технического или экономического параметра данного товара и соответствующего параметра товара-конкурента;

l групповые, или сводные, объединяющие индивидуальные показатели по одинаковым группам параметров, например, техническим, экономическим, нормативным;

l интегральные, представляющие количественную характеристику конкурентоспособности товара в виде отношения суммы группового показателя по отдельным параметрам (техническим, неценовым) к групповому показателю по экономическим параметрам

Прогнозирование производства новых товаров означает сопоставление предложений предприятия с сегодняшним восприятием и будущими желаниями потребителей, уровнем конкуренции и качеством продукции других производителей, возможными изменениями во внешней и внутренней среде

В основе долгосрочного прогнозирования конкурентоспособной продукции в современном производстве лежит концепция жизненного цикла продукта, которая описывает стратегию маркетинга, процессы производства и распределения продукции, механизм взаимосвязи издержек и доходов, систему взаимодействия потребителей и конкурентов с момента поступления товара на рынок и до его снятия с производства. В условиях рынка этот показатель заметно возрастает в стратегическом планировании

 

прогнозирование конкурентоспособной продукции — это процесс разработки новых товаров, планирования и управления растущими и зрелыми продуктами на протяжении всего их жизненного цикла и прекращения выпуска нежелательных товаров. Процесс перспективного планирования новой конкурентоспособной продукции включает семь основных этапов: от генерации идеи до ее коммерческой реализации

Процесс планирования новой продукции

Планирование потребности производственных ресурсов

Выбор и определение потребности ресурсов долгосрочного использования является важным этапом стратегического планирования. На современных предприятиях широко используются разнообразные экономические ресурсы: основные производственные фонды и оборотные средства, или основной и оборотный капитал. Прежде всего, это — средства производства, предметы труда и рабочая сила, земля, здания, сооружения, технологическое оборудование, рабочий инструмент, трудовые ресурсы, материальные запасы и т.п

Для производства любого товара предприятие должно своевременно приобрести у своих поставщиков необходимые экономические ресурсы. Потребность в ресурсах происходит из спроса на производимые из них продукты. Количество потребных материалов, машино-часов работы оборудования, человеко-часов труда персонала, используемой производственной площади и других ресурсов зависит от величины дохода, который предприятие или фирма могут заработать от продажи на рынке своей продукции

На конкурентных рынках каждая фирма может продать по текущей цене любое количество своей продукции. Если фирма действует одновременно на конкурентных рынках ресурсов и товаров, то она может купить столько ресурсов и продать столько продукции, сколько сочтет нужным при действующих рыночных ценах. Предприятие, действующее на этих рынках, не может влиять ни на цены ресурсов, ни на цены продукции. Планирование видов продукции и типов ресурсов производится при действующих рыночных ценах в соответствии с теорией общей полезности

Под предельной или маржинальнойполезностью товаров, ресурсов понимается величина добавочного блага либо дополнительной полезности, которую получает потребитель от использования одной дополнительной единицы ресурса, услуги. Любая фирма, максимизирующая свою прибыль, должна взвешивать выгоды от приобретения каждой дополнительной единицы ресурсов, позволяющей ей производить и продавать больше продукции

В процессе планирования потребности ресурсов длительного пользования должны решаться следующие задачи:

- определение состава необходимых входных ресурсов и их группировка по видам, функциям, способам закупки, срокам хранения и другим признакам;

- установление обоснованных сроков закупки требующихся ресурсов;

- выбор основных поставщиков по видам необходимых предприятию ресурсов;

- согласование с поставщиками основных требований производства к качеству входных ресурсов;

- расчет потребных ресурсов, размера транспортных партий и числа поставок материалов и комплектующих изделий;

- определение издержек на приобретение, транспортировку и хранение материальных ресурсов

Планирование и финансирование капитальных ресурсов

Стратегическое планирование развития предприятий предусматривает обоснование необходимых капитальных вложений, или инвестиций, на осуществление предстоящих проектов. В состав капиталовложений входят денежные ресурсы, или инвестиционные средства, связанные с приобретением, содержанием и расширением основных производственных фондов, нематериальных активов и других видов собственности предприятий

Основные фонды — это часть средств производства, которые многократно используются в хозяйственной деятельности, не изменяя свою первоначальную вещественно-натуральную форму. Стоимость основных производственных фондов переносится на готовый продукт (услуги) частями по мере износа и возвращается предприятию после реализации продукции или услуг

Процесс переноса стоимости основных фондов принято называть амортизацией. К основным фондам относятся: здания, сооружения, передаточные устройства, рабочие машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы, вычислительная техника, транспортные средства, технологическая оснастка, хозяйственный инвентарь и т.д

Нематериальные активы включают стоимость объектов промышленной и интеллектуальной собственности и иных имущественных прав. К нематериальным активам, используемым в течение длительного периода хозяйственной деятельности и приносящим доход, относятся: права, возникающие из авторских и иных договоров на произведения науки, компьютерные программы, изобретения, аренда земельных участков и др.

Капитальные вложения, или инвестиции, на предприятиях планируются на осуществление следующих инновационных проектов:

l выполнение научно-исследовательских, экспериментальных, конструкторских, технологических и организационных работ;

l приобретение, демонтаж, доставка, монтаж, наладка и освоение технологического оборудования и оснащение производственного процесса;

l освоение производства продукции и доработка опытных образцов изделия, изготовление макетов и моделей, проектирование предметов и средств труда;

В общем виде, например, суммарную величину требуемых капитальных вложений в технологическое оборудование можно определить по следующей формуле:

 

Коб = Це х Ке + Тр + Ссмр + Апл + Знир + Зпкр

 

где Коб — общая сумма капитальных вложений;

Це — рыночная цена единицы оборудования;

Ке — количество требуемых единиц оборудования;

Тр — транспортные расходы;

Се — стоимость строительно-монтажных работ;

Апл — аренда (стоимость) производственной площади;

3нир — затраты на научно-исследовательские работы;

3пкр — затраты на проектно-конструкторские работы

В рыночных отношениях промышленных предприятий, банковских структур и финансовых организаций основными источниками инвестиций являются собственные доходы фирм и организаций, привлеченные капиталы акционеров и учредителей, целевое финансирование из федеральных или региональных фондов, кредиты коммерческих банков, выпуск ценных бумаг или эмиссия акций корпораций, спонсорские и другие виды взносов и т.п.

20. Социально-трудовое планирование

Люди, персонал служат на предприятии одновременно экономическими ресурсами и основными факторами производства. Без взаимодействия людей, работников нет ни производства, ни потребления, ни рынка. Персонал организации, работники предприятий, тесно связанные между собой в процессе трудовой деятельности, не только создают новый продукт, выполняют работы и оказывают услуги, но и формируют новые социально-трудовые отношения. В условиях свободного рынка социально-трудовая сфера становится основой жизнедеятельности всех людей, отдельных профессиональных групп работников и целых производственных коллективов.

План социального развития современного предприятия содержит такие человеческие показатели и факторы, как повышение доходов и качества жизни работников, совершенствование трудового потенциала и социальной структуры персонала, улучшение социально-трудовых и жилищно-бытовых условий работников, обеспечение высокой работоспособности и продуктивности труда исполнителей, мотивация и удовлетворение потребностей всех категорий персонала, развитие профессиональных и творческих способностей работников и т.д.

Трудовая деятельность человека должна служить основой создания материальных благ и повышения качества жизни людей.

Под качеством жизни обычно понимается совокупность условий человеческого существования, обеспечивающих получение необходимых жизненных благ, материального богатства и духовных ценностей.

Основу развития корпоративной культуры и партнерских отношений работников составляют следующие принципы:

• сильные убеждения, ведущие к установлению определенных целей;

• разделяемые работниками этические ценности;

• политика полной занятости или пожизненного найма;

• повышение разнообразия работы;

• личное стимулирование;

• развитие неспециализированной карьеры;

• участие в принятии решений;

• неявный контроль на основе системы ценностей;

• развитие глубокой культуры.

21 Содержание плана производства продукции

План производства определяет генеральное направление перспективного роста всех подразделений фирм и организаций, основной профиль плановой, организационной и управленческой деятельности предприятия, а также главные цели и задачи текущего планирования, организации и управления производством и т.п.

Планирование производства продукции, товаров и услуг должно удовлетворять на всех действующих предприятиях конкретные потребности покупателей, заказчиков или потребителей и быть тесно связанным с разработкой общей стратегии развития фирмы, проведением маркетинговых исследований, проектированием конкурентоспособной продукции, организацией ее производства и реализации, а также с выполнением других функций и видов внутрихозяйственной деятельности.

Руководители - менеджеры должны добиваться тесного взаимодействия функциональных подразделений своей организации в выборе конкретной стратегии для каждого из них. В зависимости от выполняемых функций каждое подразделение при планировании работы может быть ориентировано на достижение следующих стратегических или тактических задач в сфере своей деятельности:

Маркетинг – привлечение и сохранение лояльной группы потребителей своей продукции посредством уникального сочетания таких плановых функций и показателей или рыночных сфер и характеристик, как товар, продвижение, цены, реклама и др.

Производство – полное использование имеющихся производственных возможностей для удовлетворения потребностей рынка в выпускаемой продукции, обеспечения высокого качества товаров и снижения отдельных издержек на изготовление и продажу продуктов

Проектирование – создание конкурентоспособной продукции, выявление нововведений, поиск технологических прорывов, улучшение показателей качества продукции и работ;

Снабжение – приобретение материалов большими однородными партиями с высоким качеством и низкими ценами, поддержание небольших запасов ресурсов;

Финансы – функционирование предприятия в пределах запланированного бюджета, ориентация на прибыльную продукцию, контроль кредита и минимизация стоимости займов для фирмы;

Планирование производства и реализации продукции на отечественных предприятиях представляет собой процесс разработки и выполнения основных показателей годового плана, включающих предвидение потребностей рынка на ближайшую и отдаленную перспективу.

В комплексном плане производства предприятия предусматриваются сбалансированность плановых показателей как по видам применяемых ресурсов, так и по срокам выполнения планов, общий порядок и очередность выполнения работ, устанавливаются единые сроки поставки продукции, а также ответственные исполнители по всему циклу проектно-конструкторских, производственно-хозяйственных, планово-управленческих работ и другим видам деятельности

22. Основные показатели плана производства

Производственная деятельность предприятий характеризуется системой показателей:

Ø спрос на продукцию;

Ø объем производства;

Ø величина предложения;

Ø производственная мощность предприятия;

Ø издержки;

Ø цены на продукцию;

Ø потребность ресурсов и инвестиций;

Ø объем продаж и общий доход и др.

Спрос показывает количество товаров, которые потребители готовы и в состоянии приобрести по действующим рыночным ценам в течение определенного периода времени.

Важным показателем, характеризующим зависимость цены и спроса, является эластичность, показывающая изменение одной величины в результате воздействия второй, например, спроса от цены. Она выражает изменение требуемого количества товара по отношению к изменению цены и определяется по формуле

Эц= ΔС/ ΔЦ (2.1.)

где Эц — эластичность цены; ΔС — процент изменения спроса; ΔЦ — процент изменения цены.

Предложение можно определить как шкалу, показывающую разные количества продукта, которые производитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по каждой конкретной цене в течение определенного периода времени. Предложение показывает, какие объемы или количества товаров будут предъявлены к продаже на рынке по разным ценам, когда все прочие факторы остаются неизменными.

Равновесие между величиной предложения и ценой достигается в точке пересечения кривой спроса с кривой предложения, называемой в экономической теории точкой равновесия (Р).

В этой точке при равновесной цене (Цр) совпадают планы производителей и потребителей по изготовлению и покупке продукции.

Объем производства характеризует количество и номенклатуру выпускаемой на предприятии продукции в планируемом периоде времени. Поэтому следует различать годовой, квартальный, месячный объем производства

В процессе разработки плана производства и продажи продукции все объемные расчеты ведутся по каждой номенклатурной позиции.

Под номенклатурой понимается перечень или состав выпускаемой продукции по видам, типам, сортам, размерам и иным признакам.

В табл. 2.1 приведена система основных планово-экономических показателей, применяемых при разработке стратегических, долгосрочных, текущих и оперативных планов на отечественных предприятиях.

Стратегические Долгосрочные Текущие Оперативные
Наименование продукта (услуг) Перечень важнейшей номенклатуры продукции Перечень и количество всей номенклатуры продукции Подетальный перечень и количество всей номенклатуры продукции
Ориентировочная сумма капиталовложений, в руб Сумма расходования ресурсов по видам Сумма расходования ресурсов по видам и номенклатуре выпускаемой продукции Подетальные и пооперационные нормы расходования ресурсов по видам
Ориентировочные подвижные сроки исполнения Календарные сроки исполнения Точно установленные сроки исполнения Почасовые и суточные графики исполнения
Ответственные исполнители Ответственные исполнители и соисполнители по этапам и видам работ Подробный перечень исполнителей по этапам и видам работ и номенклатуре продукции Подетальное распределение работ среди исполнителей
Эффективность: достижение цели, окупаемость затрат Превышение дохода над расходами (прибыль) Сумма чистого дохода Своевременность и полнота выполнения плана по номенклатуре продукции


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: