Психологические особенности деятельности футболистов




Ввиду разнообразия и Изменчивости двигательных раздражителей футбол как игра предъявляет к спортсменам особые требования. Здесь весьма необходимы высокая способность приспособления психики к самым разнообразным воздействиям, творческая реализация двигательных возможностей на основе антиципации, т.е. предвидения замыслов соперника и партнеров по команде, быстрое и точное (правильное) тактическое мышление, высокая степень коллективной интеграции и дисциплины владение своими эмоциональными переживаниями, а также специализированное развитие тех или иных психических функций и волевых качеств футболистов.

Большая напряженность соревновательной борьбы, многообразный характер игровых действ определяют психологические особенности деятельности футболистов.

При этом надо учитывать такие факторы, как:

- высокая скорость полета мяча (30 м/с) и особенности его траектории и на правления полета;

- большое количество и разнообразие внешних сигналов, и быстроту смены ситуаций;

- необходимость Выполнения ответных действий в условиях дефицита

времени (футболист должен мгновенно оценить сложившуюся ситуацию,

принять наиболее правильное в данный момент решение, спланировать и

реализовав свои действия)

- дискретность восприятия (выбор наиболее значимых приемов, ответных действий);

- постоянный поиск ситуаций и определение оптимального способа ее решения;

- результативный характер каждого приема - большую значимость каждого действия (особенно в районе штрафных площадок);

- необходимость высокой помехоустойчивости по отношению к неожиданным раздражителям.

Таким образом, характер соревновательной деятельности футболистов, ее физиологические и психологические особенности позволяют заключить, что футбол предъявляет весьма разносторонние и высокие требования к спортсменам. Естественно, столь же разносторонними должны быть и качества футболистов.

Особенности эмоциональных процессов

Для эмоций футболистов во время игры характерны не только ярко выраженные положительные и отрицательные состояния, интенсивные переживания удовольствия и Неудовольствия, но и то, что переменность успеха в процессе игры определяет резкую их смену.

Интенсивность эмоциональных состояний находится в прямой зависимости от значимости и ответственности игры. Чем важнее игра, тем интенсивнее эмоциональное состояние. В течение игры интенсивность эмоциональных состояний также неодинакова. Повышается она обычно в ответственные моменты игры, особенно при возникновении опасных моментов у ворот.

Игра в футбол, являясь борьбой двух коллективов, требует единой целеустремленности всех игроков команды, взаимной поддержки и помощи друг другу готовности каждого футболиста играть с максимальным напряжением всех для достижения победы своей команды.

Важнейшее значение для футболистов имеет проявление у них чувства товарищества, коллективизма, чувства долга и ответственности.

Этапы многолетней подготовки

 

Задачи подготовки футболистов высокой квалификации во многом определяются эффективной методикой многолетней подготовки юных футболистов. Широкий возрастной диапазон многолетней подготовки (от начала занятий футболом в 8 лет до зоны первых больших успехов в 19-21 год)

https://ru.wikipedia.org/wiki

Футбольная культура — совокупность культурных аспектов, окружающих футбол как вид спорта.

Схематичное отображение популярности футбола на планете. Страны, где футбол является самым популярным спортом, окрашены в зелёный, где не является — в красный цвета. Разные оттенки цветов показывают количество людей, играющих в футбол на 1000 жителей.

По популярности и распространённости на планете футбол является игровым видом спорта номер один, членами ФИФА являются 208[1] национальных футбольных федераций, это больше, чем количество стран, входящих в состав Организации Объединённых Наций[2]. Наибольшей популярности игра достигла в Европе, Южной Америке, Африке и частично Азии, меньший интерес к футболу проявляется в Австралии и Северной Америке. Во многих странах эта игра является частью национальной культуры и объектом национальной гордости, что во многом определяет тот уровень интереса, который проявляется к футболу, и тем процессам, которые его окружают, во всём мире. Далее пойдёт речь о некоторых аспектах, окружающих футбол.

Футбол и живопись

В произведениях, посвящённых футбольной тематике, наметился явный отход от реалистических традиций: свидетельством тому можно считать творения таких мастеров, как Жорж Брак, Роберт Делоне, Фернан Леже и Пабло Пикассо[3].. Одной из самых известных работ этого периода является картина Пабло Пикассо «Игрок в футбол». Футбольное зрелище пытались передать и живописцы, работающее в более традиционной манере. Так, на создание картины «Корнер» французского художника Жана Жакоби вдохновил Парижский олимпийский турнир 1924 года. На полотне воспроизведён эпизод, происходящий у самых ворот: в центре композиции вратарь, старающийся в прыжке отбить мяч и помешать нанести удар головой двум противникам. Художественное восприятие футбола всегда согласовывалось с превратностями развития самой игры. Первое послевоенное десятилетие ознаменовалось пиком интереса к футболу со стороны людей искусства, который затем постепенно слабел и достиг глубочайшего спада в 1970-е и 1980-е годы, когда стадионы захлестнула волна насилия. В последующее десятилетие футбол заполнил экраны телевизоров, в него потекли огромные деньги, вследствие чего во многих странах стала бурно рассветать целая футбольная индустрия. Этот предмет вновь привлёк художников самого разного толка от сатириков-концептуалистов вроде Марка Валлингера, выставившего огромный шарф «Манчестер Юнайтед», завитый в форме спирали ДНК, до плеяды скульпторов, насаждавших улицы городов по всему миру памятниками великим игрокам (Эйсебио в Лиссабоне, Стэнли Мэтьюзу в Хенли, Льву Яшину в Москве и прочие).

Футбол и литература

Художественная литература не обделила своим внимание спорт в целом и футбол в частности. Среди получивших международную известность произведений можно выделить:

  • «Футбольные сказки» — автор Алдир Шлее (Бразилия)
  • «Футбольная горячка» — автор Ник Хорнби (Англия)
  • «Чертополох и чаша Грааля» — автор Робин Дженкинс (Шотландия)
  • «Хем и футбол» — автор Налинакши Бхаттчарья (Индия)
  • «Фабрика футбола» — автор Джон Кинг (Англия)
  • «Мы идём» — автор Дуги Бримсон (Англия)

В русской литературе футбольной теме уделяли внимание такие авторы, как Николай Глазков (известный моностих «Футболисты»), Александр Ткаченко (в молодости профессиональный футболист), Мария Степанова (один из её стихотворных сборников открывается стихотворением «Чемпионат Европы по футболу»).

Футбол и скульптура

Cкульптура спортивной обуви, часть композиции Walk of Ideas.

В рамках акции Walk of Ideas (англ.)русск. было установлено шесть скульптур, посвящённых чемпионату мира по футболу 2006 года, который проходил в Германии. Скульптуры изображали различные достижения Германии, в том числе и футбольные. Одна из них изображала современную футбольную обувь, созданную в 1953 году компанией Adidas. В следующем, 1954 году сборная Германии по футболу впервые стала чемпионом мира, нося данную обувь.

Футбол в кинематографе

Футбольная тематика в кинематографе не сыскала особого успеха — по причине необычайной трудности передачи средствами кинематографа напряжения футбольного действа и страстей, кипящих вокруг него. Однако следует отметить, что есть ряд картин, вошедших в классику футбольного и околофутбольного жанра. К ним можно отнести:

  • «Страх вратаря перед одиннадцатиметровым» — режиссёра Вима Вендерса 1972 года. Фильм показывает постепенное падение человеческой личности.
  • «Финал Кубка» — режиссёра Ёрана Риклиса 1982 года). Основную сюжетную линию этого фильма образуют взаимоотношения двух главных героев — пленника еврея и стерегущего его боевика из Организации освобождения Палестины. Действие картины проходит во время проведения чемпионата мира 1982 года, и оба героя стараются следить за ходом чемпионата. Через бинокль им удаётся увидеть на экране телевизора несколько моментов: мячи, которые забивает в ворота Бразилии Паоло Росси в решающем матче группового этапа, и последний гол итальянцев в финальном матче против Германии. При этом у израильтянина есть билет на игру, и в самые мучительные минуты он сжимает этот билетик в руке.
  • «Удостоверение» — режиссёра Филиппа Дэвиса 1995 года. Действие картины происходит в Англии, где четверым полицейским даётся задание внедриться в банду футбольных хулиганов «Собаки», чтобы установить личности главарей и тех, кто причастен к околофутбольным беспорядкам. Полицейские начинают с того, что знакомятся с членами банды в одном из пабов и решают поехать с ними на выезд за клуб второго дивизиона «Шедвел». Главный герой фильма (Джон Трэвел) решается на одном из выездов поучаствовать в беспорядках. Он быстро увлекается этим, и у него начинаются проблемы — как на работе, так и дома.
  • «Кубок» — режиссёра Каньесте Норбу 1999 года. Фильм основан на реальной истории Тибетских ребят, которых родители за немалые деньги и с большим риском для себя отправили в монастырь Чок-Линг у подножья Гималаев, дабы они прошли там курс «дхармы» — традиционного религиозного обучения. Но религия — не единственное, что занимает умы молодых людей. Им запрещено ходить в соседнюю деревеньку и смотреть там матчи финального турнира чемпионата мира по футболу 1998 года, но запретный плод сладок.
  • «Играй как Бекхэм» — режиссёра Гуриндера Чадхи 2002 года. В картине представлена попытка взглянуть с оптимистической точки зрения на культурные различия, существующие в современном британском обществе. Юная девушка, дочь индийских эмигрантов, вынуждена пережить конфликт со своими родителями, прежде чем ей удаётся отправиться в США, где она получает футбольную стипендию в колледже и начинает карьеру профессионального игрока.
  • «Фабрика футбола» — режиссёра Ника Лава 2004 года. Сюжетная линия фильма довольно чётко разделена режиссёром на две основные составляющие, это описание околофутбольного насилия, чередующееся с описанием географии и уклада жизни городов современной Англии. Изложение событий ведётся с грубым реализмом и искренней включённостью в культуру, которая, по сути, официально отвергнута, но которую невозможно игнорировать.
  • «Гол» — режиссёра Дэнни Кэнона 2005 года. Картина повествует о судьбе мексиканского эмигранта, проживающего в США. Всё свободное время главный герой посвящает игре в футбол и однажды, волей случая, он попадает в поле зрения известного футбольного агента, который прилагает максимум усилий для устройства его просмотра в профессиональной команде английской Премьер-Лиги «Ньюкасл Юнайтед». Пройдя через предательство, любовь и притяжение больших денег, главный герой добивается цели и в финале картины забивает важнейший гол в ворота «Ливерпуля».

Из советских и российских фильмов можно выделить картины:

  • «Вратарь» — режиссёра Семёна Тимошенко 1936 года. Картина снята по повести Льва Кассиля и повествует о вратаре-самоучке Антоне Кандидове, неожиданно ставшим футбольной звездой. Далее был конфликт на почве лёгкого зазнайства, переход в команду противников, возвращение «блудного сына».
  • «Мой лучший друг, генерал Василий, сын Иосифа» — режиссёра Виктора Садовского 1991 года. Истopический фильм о судьбе знаменитого спортсмена Всеволода Боброва, волею судьбы оказавшегося фаворитом сына вождя — авиационного военачальника Василия Сталина. В основе фильма — факты из биографии легендарного капитана сборных СССР по футболу и хоккею. Это фильм-рассказ не только о спортивной жизни в СССР того периода времени, но и об околоспортивной ситуации в стране и известном генерале, сыне первого человека в государстве Василии Сталине.

https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnyy-futbol-kak-kulturnyy-fenomen-sovremennogo-sotsiuma

прочитать статью

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: