Школьный социальный педагог – в организации своей работы даёт приоритет созданию здорового микроклимата в коллективе, гуманизации межличностных отношений, способствует реализации способностей каждого, защите интересов личности, организации досуга, включению в социальную полезную деятельность, изучает специальные проблемы школьников и учителей, принимает меры к их решению. Поддерживает постоянную связь с семьями учащихся. Особое внимание уделяет проблемам защиты ребёнка от родительской жестокости, эгоизма, вседозволенности.
Цель: Организация профилактической, социально-значимой деятельности детей и взрослых в социуме и работы по укреплению и развитию семьи как незаменимого социального института формирования личности.
Основной задачей социального педагога образовательного учреждения является социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребенка, установление связей и партнерских отношений между семьей и образовательным учреждением.
Основные задачи школьного социального педагога:
1.Создание условий для активизации, развития и реализации творческого потенциала, способностей и задатков личностей.
2. Поддержание и стимулирование людей на развитие их способностей, знаний и умений.
3. Обеспечение профилактики различного рода негативных явлений.
4.Очеспечение педагогического компонента в общей межведомственной системе социальных служб.
5. Оказание конкретной помощи.
В современных условиях в работе различных структур в области социальной защиты определились основные направления социальной работы, которой занимается и социальный педагог.
Это:
- Оказание материальной помощи (денежная, патронат, пособия и льготы, помощь в быту);
- Организация социальной заботы (работа с людьми, подбор сотрудников, проверка, пропаганда лучшего опыта);
- Влияние на человека.
Социальный педагог взаимодействует с руководителем образовательного учреждения, учителем, педагогом-психологом, валеологом, педагогом-организатором, воспитателем, обучающимися (воспитанниками) и их родителями (лицами, их заменяющими).
Для достижения своих профессиональных целей он устанавливает контакт с представителями государственных органов управления, общественных объединений, со всеми организациями, в которых необходимо представлять интересы воспитанников и выпускников до 16 лет; участвует в работе педагогического совета образовательного учреждения, осуществляет контакт с местными органами власти и муниципальными службами по социальной защите семьи и детства.
Основные направления социально-педагогической работы с детьми в образовательном учреждении включает в себя:
- учет всех детей школьного возраста, проживающих в микрорайоне данного образовательного учреждения, изучение их социального положения и условий жизни;
- контроль за движением учащихся;
- предупреждение отсева учащихся из образовательного учреждения;
- изучение социальных проблем обучающихся (воспитанников), условий их возникновения и разрешения их с учетом возможностей образовательного учреждения;
- учет педагогически и социально неблагополучных семей;
- осуществление мер по социальной защите детей из многодетных, неполных и малообеспеченных семей, детей, оставшихся без попечения родителей;
- создание условий для безопасности личности обучающихся (воспитанников), охраны их жизни и здоровья, оказание помощи попавшим в экстремальные и кризисные ситуации;
- осуществление мер по трудоустройству обучающихся (воспитанников) и взаимодействие со специалистами служб занятости района и города;
- объединение усилий различных государственных учреждений, социальных служб, общественных организаций и частных лиц по оказанию необходимой помощи социально незащищенным обучающимся (воспитанникам) и их семьям.
Направления работы социального педагога:
- работа с детьми «группы риска»;
- профилактика наркомании, алкоголизма, табакокурения;
- профилактика бродяжничества;
- работа с детьми- сиротами;
- работа с детьми, находящимися под опекой;
- работа с неполными семьями;
- работа с детьми, родители которых алкоголики;
- работа с детьми-инвалидами;
Принципы социальной работы:
1. Личностный подход к ребёнку.
2.Оптимистическая вера в ребёнка.
3.Объективная подход к ребёнку.
4.Коммуникативность.
Социальный педагог имеет дело со следующими проблемами:
1. Алкоголизм.
2.Наркомания.
3.Табакокурение.
4.Социальная депрессия.
5.Бродяжничество.
6.Инвалидность.
7.Безработица.
8.Душевные потрясения.
9.Стихийные бедствия.
10.Вынужденная миграция.
Основные формы профилактической работы:
- консультации для обучающихся, преподавателей, родителей;
- организация психологических, медицинских и др. обследований,
- составление программ и выработка рекомендаций по индивидуальной работе со школьниками,
- индивидуальные собеседования с родителями, детьми и учителями,
- малые педсоветы, вовлечение детей и подростков в различные формы внеклассной и внешкольной воспитательной деятельности,
- контроль занятости в УДО;
-соучастие и творческое представление в социальной жизни школы (поездки и экскурсии с участием всего класса, праздники, отдых в загородных лагерях);
-профессиональная подготовка, профессиональная ориентация, помощь в смене профессии;
-работа с организациями, планирование работы, сотрудничество в вопросах школьной политики);